Латиноамериканцы — граждане латиноамериканских стран , не стоит их путать с Латиноамериканцами в США или Hispanic Americans and Latino Americans или пренебрежительно латиносами, крупнейшим национально-языковым меньшинством на территории США . К латиноамериканцам часто относят всех жителей Латинской Америки за исключением стран, где доминирует английский, немецкий и нидерландский язык. В противоположность жители французских колоний приравниваются к латиноамериканцам, в том числе с Гаити , Гвианы , Гваделупы , Мартиники , Доминиканы и Гренады . Латиноамериканцев объединяет общее прошлое, историческое происхождение, родство к испанской и португальской империи 16-18 века, латиноамериканцы сегодня - это потомки испанских и португальских конкистадоров.

Религия латиноамериканцев

Латиноамериканцы в своем большинстве ярые католики , в этом их отличие от англосаксонского населения США и Канады , которое является протестантами. Стоит отметить, что в религиозной Латинской Америке сегодня растёт процент атеистов, агностиков или представителей других религий и сект. Растет в особенности ислам, который попал сюда с жителями Индии и арабами. Довольно много мусульман в Мексике , а также на территории США в штате Техас и Калифорнии.

Расы и этносы в Латинской Америке

Испанские и португальские конкистадоры оказались более дружелюбными людьми по сравнению с британцами, англосаксы почти полностью вырезали коренное население на территории современной США и Канады, а вот там, где хозяйничали испанцы с португальцами местные племена потихоньку породнились с европейцами, результатом чего стали латиноамериканцы, результат расово-культурного смешения. Сегодня расово-генетический состав в Латинской Америке значительно варьирует по странам с комбинациями европейских, африканских, индейских и даже азиатских генов. Ведь в Латинскую Америку прибывали не только испанцы и португальцы, но и евреи, арабы, цыгане, негры-рабы из Африки, в 19-20 веке здесь появились выходцы из других европейках стран, в том числе из Германии , Нидерландов , Франции , Италии , Хорватии .

Около 80% латиноамериканцев это метисы, результат смешения индейцев и белых европейцев. Коренные жители Латинской Америки сегодня представляют большинство населения, только в Перу и Боливии , в Гватемале индейцы это две пятых населения, в Мексике 14%, но в абсолютных цифрах это самая многочисленная часть индейцев в западном полушарии. Индейское население осталось в каждой стране Латинской Америки, но за исключением вышеперечисленных стран они не превышают 10% от всего населения.

В Латинской Америке множество азиатов, первые появившиеся азиаты были уроженцы Филиппин , однако большинство современных потомков - это бывшие японцы и китайцы, и в основном проживают в Бразилии и Перу, также в Панаме сегодня активно растёт китайское меньшинство. По некоторым подсчётам в Бразилии проживает около 2 миллионов китайцев и их потомков.

В Латинской Америке проживает самая многочисленная японская община 1,5 миллиона человек, около 100 тысяч этнических корейцев в Аргентине и Мексике. В Перу проживает около 1,47 миллиона азиатов, например, в этой стране президентом был японец. Основное население Мартиники афро-бело-индийского происхождения. В Гваделупе насчитывается 14% выходце из Восточной Индии.

Чернокожие завозились в Латинскую Америку в качестве рабов начиная с 16 века, большинство из них было отправлено в страны Карибского региона и в Бразилию, так в Бразилии сегодня более 10 миллионов населения черные, в Гаити более 7 миллионов, много чернокожих в Пуэрто-Рико , на Кубе , Доминиканской Республике, Эквадоре , Панаме и Колумбии . Смешанное черное и белое население получило название мулаты, их значительно больше чем чистых чернокожих.

Население стран Латинской Америки

Самая населённая страна в регионе Латинской Америки - это Бразилия 192272890 человек, далее идет Мексика 112322757, Колумбия 48219645, Аргентина 40134425, Венесуэла 33221865, Перу 29461933, Чили 17063000, Эквадор 13625000.

Метисы Латиноамериканцы

В Эквадоре 78% населения метисы, в Перу 72%, Никарагуа 66%, Сальвадоре 64%, Мексике 60%, Боливии 60%, Гондурасе 56%, Панаме 55%. Меньше всего метисов в Уругвае 6%, Бразилии 18%, Аргентине 20%, Чили 26%.

Белые Латиноамериканцы

Самая белая страна в Латинской Америке - это Уругвай, где 78% населения идентифицируют себя как белые без любых других примесей. Далее идет Аргентина 68%, Чили 60%, Коста-Рика 46%, Бразилия 45%, Парагвай 35%, Венесуэла 30%, Колумбия 29%, Гватемала 17%, Панама 15%, Гондурас 14%, Доминиканская Республика 12%, Сальвадор 10%, Мексика 10%, Никарагуа 8%, Перу 7%, Эквадор 6%, Боливия 4%.

Черные Латиноамериканцы

Чернокожих больше всего в Доминиканской Республике 27%, Бразилии 15%, Панаме 11%, Венесуэле 7%. Практически нет негров в Боливии, Мексике, Чили, по крайней мере процент очень низкий, точно такое же распространение у мулатов.

Азиаты Латиноамериканцы

Больше всего представлено азиатское население в Панаме 4%, по 2% в Гондурасе и Доминиканской Республике.

Индейцы Латиноамериканцы

В Гватемале 44% населения индейцы, в Боливии 27%, Мексике 15%, Гондурасе 12%. Практически нет индейцев в Аргентина и Уругвай, здесь их всего около 1%.

Языки латиноамериканцев

Латиноамериканцы хорошо разговаривают на романских языках, да и вообще всех языках, которые произошли от латыни, в том числе испанском, португальском, итальянском, французском. Опять же не нужно путать латиноамериканцев в США и латиноамериканцев, проживающих в странах Латинской Америки, различие в том, что натурализовавшиеся латиноамериканцы уже разговаривают на английском языке, тем более уже первое поколение, родившееся в США, не владеет романскими языками полностью.

Большинство стран латинской Америки испаноязычные, на португальском говорит крупнейшая страна в регионе - . В разговаривают на нидерландском языке, на французском в , на английском в Гайане, Белизе, Багамах, Барбадоса, Ямайке.

60% населения Латинской Америки своим первым языком считает испанский, 34% португальский, 6% населения говорят на других языках, таких как кечуа, майя, гуарани, аймара, науатль, английском, французском, голландском и итальянском языке. На португальском языке говорят только в Бразилии (Бразильский португальский). Испанский язык является официальным большинства остальных стран Латинской Америки, а также на Кубе, Пуэрто-Рико (где он является равноправным наряду с английским), и Доминиканской Республике. На французском говорят в Гаити и во французских заморских департаментах в , Гвиане, французском заморском сообщество , также на французском говорят в . Голландский язык является официальным языком в , и . Голландский является родственным германскому языку, поэтому эти территории не обязательно считаются частью Латинской Америки.. Мексика является единственной страной, которая может похвастать широким разнообразие языков коренных жителей чем любая другая латиноамериканская страна, самым распространенным индейским языком в Мексике является науатль.

В Перу язык индейцев кечуа является официальным языком. В Эквадоре нет никакого официального языка. В Боливии индейские языки аймара, кечуа и гуарани имеют официальный статус наряду с испанским. Гуарани наряду с испанским, является официальным языком Парагвая. В , испанский является официальным языком. Колумбия признает все коренные языки, на которых говорят местные жители.

Другие европейские языки, которые распространены в Латинской Америке - английской, на нем говорят некоторые группы в Пуэрто-Рико, а также в соседних странах, которые и не считаются Латинской Америкой, это Белиз и Гайан а. Немецкий в южной Бразилии, южном Чили, части Аргентины, Венесуэы и Парагвая. Итальянский в Бразилии, Аргентине, Венесуэле и Уругвае. Украинский и польский в южной части Бразилии, в южной части Аргентины. Идиш и иврит в окрестностях Буэнос-Айреса и Сан-Паулу. Японский в Бразилии и Перу, корейский в Бразилии, арабский в Аргентине, Бразилии, Колумбии и Венесуэле, китайский по всей Южной Америке. В Карибском распространен креольский язык.

, Великобритании и других странах вследствие экономической и политической эмиграции. По причине того что французский язык также является романским, к латиноамериканцам относятся и франкоязычные народы Карибского бассейна (гаитийцы , гвианцы , мартиникцы , гваделупцы , по происхождению также доминикцы и гренадцы), хотя проживающих в более северных широтах франкоканадцев , а также большей частью ассимилированных англоязычной средой кажунов Луизианы к латиноамериканцам обычно не относят.

История

Объединяет всех латиноамериканцев в первую очередь их историческое происхождение. Формирование латиноамериканских народов началось в период великих географических открытий в Западном Полушарии и развития двух ранних европейский колониальных империй - испанской и португальской , в меньшей степени также и французской . Определяющим стал период между 16-18 веками, когда европейские конкистадоры покорили значительные территории Южной Америки и вступили в интенсивные контакты с местным автохтонным населением.

Этногенез

Доминирующую, хотя далеко не единственную роль в процессе этногенеза латиноамериканских народов сыграли романские народы так называемой Старой Романии и/или Латинской Европы , поэтому современные латиноамериканцы именуются неороманскими народами, а их ареал проживания - неороманским (Новая Романия). Они считают родным или же хорошо разговаривают на романских языках , которые произошли от латыни (откуда и название). Исключение составляет лишь некоторая часть латиноамериканцев США , уроженцев этой страны, которые, сохраняя латиноамериканскую культуру и самосознание, перешли на английский язык или же полностью американизировались . Другой отличительной чертой является приверженность большинства латиноамериканцев к католичеству , хотя в последнее время увеличилось количество атеистов, последователей протестантских церквей, других религий и различных сект. Выделяет латиноамериканцев также и их концентрация в регионах с жарким экваториальным, тропическим и субтропическим климатом.

Религия

В большинстве своем латиноамериканцы являются верующими католиками. Небольшая часть является протестантами.

Расовое разнообразие

В отличие от североамериканских колоний Великобритании, где автохтонное индейское население подверглось почти поголовному геноциду , в испанских и португальских колониях места массовой концентрации автохтонного населения (Мексика , Перу) стали одновременно и центрами испанской культуры, положив начало процессу расово-культурного смешения. Поэтому современные латиноамериканцы отличаются своеобразным расово-генетическим составом с преобладанием людей смешанного происхождения с самыми разными комбинациями европейских, африканских, индейских и даже азиатских генов. В начале XVI века, помимо испанских и португальских мужчин-идальго сюда стали прибывать и сосланные из Испании цыгане , евреи , арабы -мориски , затем были привезены негры -рабы из Африки; позднее появились и европейские колонисты из других, преимущественно католических стран (французы , особенно многочисленные итальянцы , немцы , хорваты и др.), вновь усилился приток переселенцев из Испании и Португалии (конец 19- нач. 20 вв.)

Поэтому ныне расово-генетический состав значительно варьирует по странам. Так, условно обозначенные белые латиноамериканцы составляют большинство населения (свыше 80 %) в Аргентине и Уругвае, но только около половины населения Бразилии (53,7 %) и менее 10 % населения Мексики . В Мексике и Чили 2/3 населения составляют метисы : в Чили с большей примесью европейской, в Мексике - с индейской кровью, хотя пропорции сильно варьируют по городам и провинциям внутри каждой страны. К примеру, у среднестатистического мексиканца 58 % генов европейские (в основном испанские), 39 % - индейские и около 3 % - африканские. Более того, в отличие от США, расовые категории гибки и прозрачны, один и тот же человек может относить себя к нескольким категориям и переходить из одной в другую на протяжении своей жизни в зависимости от своего социального статуса, образования, круга общения и т. д. Так значительная часть условно белого населения Аргентины имеет существенную примесь индейской (около 1/3) и даже африканской крови. То же самое относится и к условно белым бразильцам. Хотя открытого институционального расизма и сегрегации в латиноамериканских странах никогда не было, более европейские (светлые) черты воспринимаются как более желательные по сравнению с индейскими и африканскими.

Численность

Общая численность латиноамериканцев - около 600 миллионов человек. Крупнейшие латиноамериканские народы: бразильцы - около 190 млн чел (2008 г., оценка) и мексиканцы - около 150 млн чел. ( г., оценка). За ними следуют колумбийцы (45 млн) и аргентинцы (40 млн). Особо выделяется крупная эмигрантская группа латиноамериканцев США , составляющая свыше 15 % населения страны или 45 млн человек ().

См. также

Напишите отзыв о статье "Латиноамериканцы"

Примечания

Отрывок, характеризующий Латиноамериканцы

– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.
Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
– Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
– Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
– Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.
Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство.
Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него.
– Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее?
– Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне.
Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга.
– Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер.
– Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника.
– Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место.
– Обещали вы ей жениться?
– Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что…
Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю.
Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник.
Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван.
– Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы.
– Но как же я могу…
– Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы.
– Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!…
Пьер замолчал и взглянул на Анатоля уже не гневным, но вопросительным взглядом.
– Этого я не знаю. А? – сказал Анатоль, ободряясь по мере того, как Пьер преодолевал свой гнев. – Этого я не знаю и знать не хочу, – сказал он, не глядя на Пьера и с легким дрожанием нижней челюсти, – но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я comme un homme d"honneur [как честный человек] никому не позволю.
Пьер с удивлением посмотрел на него, не в силах понять, чего ему было нужно.
– Хотя это и было с глазу на глаз, – продолжал Анатоль, – но я не могу…
– Что ж, вам нужно удовлетворение? – насмешливо сказал Пьер.
– По крайней мере вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желанья. А?
– Беру, беру назад, – проговорил Пьер и прошу вас извинить меня. Пьер взглянул невольно на оторванную пуговицу. – И денег, ежели вам нужно на дорогу. – Анатоль улыбнулся.
Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.
– О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты.
На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи.

Мануэль Галич::: История доколумбовых цивилизаций

ГЛАВА I.

«Наши проблемы крайне запутанны и необычны» (Симон Боливар )

Предками нынешних латиноамериканцев в первую очередь следует считать индейцев, поскольку лишь они с незапамятных времен населяли неведомый Старому Свету континент. Кроме того, предшественниками тех, кто живет там сегодня, стали европейцы и даже африканцы. Европейцы прибыли как завоеватели и колонизаторы - в эпоху зарождавшихся тогда капиталистических отношений им требовались все бóльшие богатства. Африканцев же завезли туда как рабов для производства этих богатств - привезли туда, где, как правило, не оставалось уже индейцев, бежавших от притеснений или истреблявшихся захватчиками. Таким образом, в результате смешения этих трех этнических компонентов на протяжении XVI-XVIII вв. и возникли латиноамериканцы.

В те времена господствующее положение в обществе занимало меньшинство, состоявшее исключительно из европейцев и их потомков, рожденных в Америке. Последних называли креолами. Многочисленные метисные варианты европейцев и креолов с индеанками и негритянками оказывались в неравноправном, угнетенном положении. Новые этнические образования получили названия «скрещенные» и «тусклоцветные». Им давались самые насмешливые и презрительные прозвища. В этом «искусстве» особенно преуспели в Новой Испании и Перу, где клички изобретались в зависимости от происхождения (от индейцев, испанцев, негров, метисов , мулатов , самбо ) или же в соответствии с пропорцией составных расовых признаков. Тому сохранилось немало примеров: «морискос», «альбинос», «мавр», «поверни-назад», «самбайго» (от самбо), «вороной» (потомок китайца и индеанки), «прокаженный» (или «красно-черный метис»), «бело-пегий», «койот» (т. е. серо-коричневого цвета), «головешка», «ни то, ни се», «квинтерон», «переквинтерон», «белый человек», «цивилизованный» (т. е. сын европейца и индеанки), «китаец» (любой выходец из Азии). Эта отталкивающая социология вскрывает тем не менее сложную этносоциальную сущность континента, унаследованную от колониализма.

Прозорливый взгляд Боливара глубоко постиг всю сущность нового человека, сформировавшегося в колониях Испании и Португалии. Сама жизнь стала источником его метких социальных и политических оценок. Потому его предупреждение, прозвучавшее с трибуны Ангостурского конгресса 15 февраля 1819 г., имеет непреходящее значение не только для Южной Америки, но и для всего региона, который сегодня называют Латинской Америкой. «Невозможно с точностью указать, к какой семье человеческой мы принадлежим. Большая часть индейского населения уничтожена, европейцы смешались с американцами и африканцами, а последние - с индейцами и европейцами. Рожденные в лоне одной матери, но разные по крови и происхождению, наши отцы - иностранцы, люди с разным цветом кожи». В той же речи, но несколько ранее Освободитель произнес:

«Наши проблемы, таким образом, крайне запутанны и необычны».

В XIX и XX вв. «наши проблемы» стали еще сложнее. Этому немало способствовало прибытие тех, кого следует назвать «новыми европейцами», а также выходцев с Ближнего Востока - арабов, евреев, индийцев, китайцев и японцев. Конечно, их потомки также стали «латиноамериканцами», такими же, как потомки индейцев, «старых европейцев» и негров. Статистика свидетельствует, что европейские иммигранты в Аргентину, Уругвай, на юг Бразилии и юг Чили, прибывшие в середине прошлого века, расселились на огромных территориях. Ни одна из бывших и новых американских колоний не осталась без пополнения. Число испанцев, португальцев, итальянцев, немцев, англичан, французов, евреев и прочих этнических групп постоянно увеличивалось. Эта осуществлявшаяся с 1850 по 1930 г. иммиграция составила 12 млн человек. Особенно много итальянцев поселилось в Рио-де-ла-Плате . Но далеко не все знают о драме, постигшей их и других европейцев на юге Бразилии, где на кофейных плантациях вместо черной рабочей силы стали нещадно эксплуатировать белых рабов.

С самого начала выходцев из Азии постигла та же участь, что и переселившихся в Бразилию итальянцев. Черных рабов часто заменяли китайцы. Так, в 1849-1874 гг. 80 тыс. человек были вывезены в Перу для сбора тростника и добычи гуано на островах Чинча. Для подобных работ китайцев завезли и на Кубу, где многие из них включились в борьбу за независимость. В Мексике все еще хранят память об учиненной в 1911 г. в Торреоне расправе, во время которой погибли 300 китайцев.

Большинство латиноамериканских правительств в свое время приняли дискриминационные законы против китайцев и так называемых сирио-ливанцев. Однако первых судьба пощадила больше, чем вторых. Японцы, со своей стороны, предпочитали селиться в Бразилии и Перу. В этих странах проживает соответственно 190 тыс. и 29 тыс. японцев. В Бразилии даже возник новый тип латиноамериканца - нисей , или японо-бразилец.

Что касается индийцев, то они были завезены в Америку британскими колонизаторами, под гнетом которых томились жители Индии, Антильских островов и Гайаны. Шведский исследователь М. Мёрнер, собравший большой материал по этому вопросу в книге «Смешение рас в истории Латинской Америки», так охарактеризовал этот процесс:

«Ни одна часть света не видела столь гигантского смешения рас, как Латинская Америка и Карибский регион после 1492 г.».

Другими словами, это означает, что сложнейший мир, называемый Латинской Америкой, оказался миром, в котором прямым путем или через посредничество промежуточных носителей смешались все или почти все этносы человечества. Индейское и африканское начала пришли непосредственно от индейцев и африканцев. Латинское же шло опосредованно, через испанцев, португальцев и французов, через римский захват Галлии и Испании. Поэтому в жилах латиноамериканцев есть доля крови кельтов, арабов, готов и галлов. Влияние Востока и Азии проявляется в разных странах по-разному, в зависимости от количества иммигрантов и района их происхождения.

Утверждение Боливара остается верным и поныне. Этнокультурное наследие латиноамериканцев в гораздо меньшей степени можно считать латинским, нежели аборигенным. Кроме того, в этом наследии есть и иные компоненты. Освободитель говорил: «Южная Америка», а Марти - «Наша Америка». Эти слова наиболее полно отражают сложность латиноамериканской действительности, поскольку оба они поистине всеобъемлющи. Когда жители континента говорят о себе: «Мы - латиноамериканцы», они даже не задумываются о точности этого термина, не ощущают до конца скрытого в нем значения.

Известно, что в культуру Северной Америки, включающей Соединенные Штаты и Канаду, не входит составной элемент, который принято называть латиноамериканским. Однако в обеих странах латинское население представлено достаточно полно. Кроме того, граница между двумя Америками не является ни расовой, ни лингвистической, ни религиозной. Ее признаком не может служить и политическое устройство. Не совпадает она и с рубежами, установившимися в процессе столкновений между соперничавшими европейскими колонизаторами и измененными позднее конкистадорами нового типа - янки в Мексике, Пуэрто-Рико, Канаде и США.

Граница эта проходит по контуру, очерченному экономическими различиями, вызванными конкистой и европейской колонизацией. Они-то и определили последующее развитие новых американских обществ. «Северная Америка началась с плуга, а испанская - с охотничьего пса», - заметил Марти. Он сумел удивительно точно и емко охарактеризовать сущность европейского соперничества XVI и XVII вв., в результате которого на севере Америки сформировались британские колонии, а на юге - португало-испанские.

На север прибыл фермер - буржуа и протестант. Это был представитель Европы, уже вступившей на путь капиталистического развития. А на юге объявился авантюрист, вышедший из рыцарских романов и увлеченный бесконечными междоусобными войнами, - характерный представитель Европы, погрязшей в начетничестве и инквизиторских преследованиях. Плуг и охотничий пес - два различных пути колонизации. Они определили исходные точки, от которых и берет свое начало граница между Северной Америкой и Южной.

Отсюда и пропасть между двумя Америками - эксплуататорской и эксплуатируемой, если говорить более определенно. «Континентальное единство» и «западное полушарие», о которых твердят американские политологи, являются не чем иным, как грандиозной нелепостью, изобретенной, повторенной и распространенной около столетия назад североамериканскими империалистами и подхваченной преданными им классами и соответствующими правительствами. А потому, пока еще существуют и те и другие, необходимо снова и снова вспоминать ясные, прозорливые предостережения, сделанные Марти в Валингтоне в тревожные дни первой Панамериканской конференции 1889-1890 гг., о «различии происхождения и интересов между двумя континентальными факторами» и об «отношении между двумя национальностями Америки в ее прошлом и настоящем». Можно до бесконечности цитировать это яркое, пронизанное болью выступление Марти.

Вопрос о границе между двумя Америками, рожденными европейской колонизацией, тесно связан с еще одной важной проблемой - о территориях, которые были или продолжают оставаться англо-франко-голландскими колониями в Карибском море и Гайане. Узкий этнический критерий все больше отдаляет их жителей от латиноамериканцев. Но события и процессы, переживаемые современным миром, и в частности Американским континентом, - от открытой войны до колониализма, неоколониализма, империализма и отсталости, что в конечном счете одно и то же, - обязывают нас вновь задуматься о судьбе народов, населяющих эти территории. Ничто, кроме различного колониального происхождения, не отличает их от жителей остальной Латинской Америки. Действительность нашего мира настоятельно и неизбежно ведет к тесному единению всех, кто борется за освобождение континента от общих бедствий: колониализма, неоколониализма, империализма и отсталости. Для победы в этой нелегкой битве прежде всего необходимо преодолеть порождающуюся различными причинами разобщенность.

В этом и состоят «запутанность и необычайная сложность наших проблем». Народы и культуры, являющие собой наследство и одновременно современное и будущее богатство континента, разнообразны и многочисленны. Нельзя, забыв о ком-то или недооценив кого-то, не исказить или не сфальсифицировать общее для латиноамериканцев «свидетельство о рождении». Благодаря именно этой сложности и многообразию «наши проблемы» невозможно уместить на одной ладони. Их надо пытаться охватить обеими руками, с тем чтобы объять почти всю землю и всю историю человечества. И потому мы предпримем наше путешествие в самое отдаленное прошлое Американского континента. Как говорится в мифе о Кецалькоатле, обратимся к поискам «наших прародителей и предков, которые в древние времена породили людей». Речь идет об индейцах.

Племена Израиля, Атлантида и Семиглавая Гидра

Происхождение предков латиноамериканцев все еще продолжает во многом оставаться загадкой, несмотря на то что за последние десятилетия в этой области наука достигла значительных успехов. Вместе с тем в архив все же сданы наконец нелепые фантазии некоторых хронистов раннеколониального периода. Так, согласно одной из них, континент был заселен евреями - потомками Ноя, или же десятью коленами Израилевыми, исчезнувшими в VIII в. до н. э. после ассирийского завоевания. Согласно другой, первыми переселенцами в Америку стали финикийцы, ханаане или еще какие-то выходцы из Малой Азии. Переселиться на другой континент им позволили, по одной версии, исключительные мореходные способности. Другие полагали, что эти племена были вынуждены бежать под натиском мощного противника - такого, например, как Александр Великий.

Точно таким же, лишенным всякого намека на правдоподобие, является чрезвычайно соблазнительный миф, согласно которому далекие предки латиноамериканцев прошли на территорию современного континента по земле, существовавшей около десяти с половиной тысяч лет назад. Это миф об Атлантиде, услышанный Солоном от неких египетских жрецов. Позже Платон пересказал его в «Тимее» и «Критии». Особое впечатление производит догадка о континенте, расположенном по ту сторону огромного моря, поглотившего некогда Атлантиду. Эта мысль так и не пришла на ум великому Адмиралу , несмотря на то что ему удалось обнаружить земли, упоминавшиеся в мифе. О значимости своего открытия он не догадывался до самой смерти.

Данные геологии позволяют предположить вероятность существования некогда древней сухопутной связи между Европой и Африкой, с одной стороны, и Американским континентом - с другой. Согласно одной из теорий, вполне вероятно существование в очень давние времена большого острова Атлантида, исчезнувшего впоследствии в результате катаклизма. Сторонники другой считают, что речь могла идти о существовании огромного материка, объединявшего земли Европы, Азии и Америки. Гипотеза эта основана на сходстве профилей обоих полушарий, береговые контуры которых идеально совпадают, если мысленно убрать Атлантический океан и совместить американский восток и евро-африканский запад. При помощи карты и ножниц каждый может соединить и развести континенты так, как это в действительности в незапамятные времена проделали мощные силы природы.

Однако ни одна из упомянутых теорий не может служить объяснением происхождения первых обитателей Америки. Ведь как катаклизм, так и «раздвижение» двух миров, называемых Старым и Новым Светом, и образование Атлантического океана могли иметь место лишь самое позднее - насколько позволяет фантазия - в третичный период, закончившийся более миллиона лет назад. Однако в те давние времена на земле существовал еще не человек, а только его предок - рамапите к , которого антропологи определяют как первую человекообразную обезьяну. Она-то и была самым древним предшественником человеческого существа, жившим около 14 млн лет назад. Около 5 млн лет назад появились разные виды высших человеческих приматов, передвигавшихся на двух ногах, - австралопитеки , и только около 1 млн лет назад возник древнейший ископаемый человек, создатель культур раннего палеолита, - питекантроп .

Таким образом, с точки зрения науки о Земле теория о межконтинентальном атлантическом мосте, существовавшем в древнее время, выглядит вполне правдоподобной. Однако предположение о странствиях в тот период людей с одного континента на другой лишено всяких оснований. Таких людей на нашей планете тогда еще не существовало.

Сравнительно недавно возникшая наука, называемая американистикой, в короткое время достигла весьма значительных успехов. Она отвергла не только такие фантастические теории, как библейская версия или Платонов миф, но и гипотезы тех, кто еще недавно считался классиком американистики.

Итак, продолжим обзор научных достижений в сфере изучения происхождения «американского» человека. Естественно, что все предлагаемые построения основаны на данных археологических находок, хронологических исследований, сопоставлений, дедукции и гипотез, доказанных или сформулированных в соответствии с устоявшимися методами исследований и ежегодно уточняющихся датировок. Тем не менее хотелось бы предупредить: каждое новое открытие - а они в американистике происходят чуть ли не ежедневно - заставляет пересматривать существующие оценки, и потому многие из сделанных выводов до поры до времени предпочтительно считать условными. Всякому понятно, что новые исследования нередко уточняют, но иногда и опровергают предыдущие выводы, считавшиеся до поры до времени истинными. Вместе с тем благодаря этому процессу постоянно обогащается сокровищница наших знаний об Американском континенте.

Написавший в XVI в. в Испании свой труд «Декады Нового Света» П. Мартир де Англериа чрезвычайно сокрушался по этому поводу:

«Как у Гидры, у которой вновь отрастают отсеченные головы, так и у меня по окончании одной истории приходят на ум другие. Хотел было закрыть дверь перед мексиканскими проблемами, но прибыл новый посланец, и я вынужден опять ее распахнуть».

Те же проблемы испытываем и мы, работая над нашей книгой, с той лишь разницей, что все происходит еще более резко и стремительно, нежели во времена П. де Англерии. Ведь Гидра постоянно питает себя данными новых методов - таких, например, как радиокарбонный. А это позволяет увеличивать число ее голов не в семь, а в сотни раз!

Метод радиоуглеродной датировки (углерод-14, или С-14) основан на том явлении, что всякий организм - животный или растительный - накапливает в тканях определенное количество радиоактивного угля, который постоянно содержится в земной атмосфере. Когда организм погибает, накопленная радиоактивность начинает уменьшаться путем произвольного самоизлучения постоянной интенсивности: за 5720 лет теряется половина радиоактивности, а за 11 440 лет - 3/4 ее. Таким образом, с достаточной степенью точности можно определить дату прекращения существования живого организма или же древность органических останков.

Французский исследователь П. Риве писал в 1957 г. в работе «Происхождение человека в Америке»:

«Единственным недостатком нового доисторического хронометра является его ограниченность во времени. Чем древнее исследуемый объект, тем меньше в нем содержится радиоактивного угля. Поэтому подсчеты становятся менее точными, особенно учитывая несовершенство нынешней техники. В связи с этим невозможно датировать материалы, древность которых превышает 35 тыс. лет. Можно даже сказать, что начиная уже с 15 тыс. лет установление возраста предполагает большую долю неточности».

Этот метод датировки, разработанный североамериканскими учеными Дж. Р. Арнольдом, Е. К. Андерсоном, У. Ф. Либби, опирается на вспомогательные данные другой системы установления абсолютной хронологии, известной под названием дендрохронологического метода. Он основывается на подсчете годичных колец определенных видов деревьев, таких, например, как секвойя или калифорнийская сосна. Сегодня эти деревья - вернее, кольца на срезах их стволов - позволяют уточнять даты радиоуглеродного метода. При расхождении последних с данными дендрохронологии было доказано, что начиная с 700 г. н. э. метод радиоуглерода может дать ошибку до 70 лет. Вместе с тем он позволяет датировать предметы, возраст которых доходит до 50 тыс. лет. Это один из наглядных примеров того, как перед профессором Риве и североамериканскими учеными возникла одна из голов Гидры, обнаруженной Мартиром де Англерией. Еще одной из ее голов, возможно, покажутся сведения из подготовленной Клакхоном к переизданию книги К. Висслера «Индейцы Соединенных Штатов Америки»:

«Существует еще один метод оценки возраста, основывающийся на учете времени, необходимого для полного расхождения некогда родственных языков. С помощью тщательного и детального исследования можно выявить связи, некогда существовавшие между ныне абсолютно несхожими языками» .

И здесь мы вновь вынуждены обратиться к проблеме происхождения «американского» человека. Рассмотрим состояние этого вопроса, хотя имеющиеся данные постоянно устаревают и каждый раз оттесняются в прошлое более новыми сведениями.

Центр слияния рас и народов

В течение почти полувека - с последней четверти прошлого до первой четверти нынешнего - в центре бурного обсуждения специалистов находились теории автохтонного происхождения населения Америки, имевшие два основных направления: полигенистическое и моногенистическое. Согласно первому, род человеческий мог возникнуть одновременно или же в разные эпохи как на одном, так и на нескольких континентах сразу. В соответствии со вторым человечество зародилось в Америке и оттуда распространилось по всей планете. Отцом и создателем этой теории стал аргентинский ученый Ф. Америно, решивший, что колыбель всего человечества следует искать в аргентинской пампе. Но поскольку современная наука уже опровергла эти гипотезы, мы не будем занимать читателя их подробным изложением и анализом.

Однако, думается, было бы неверно окончательно закрыть эту тему, не сделав предварительно следующего замечания: одним из наиболее веских аргументов против точки зрения сторонников теории автохтонного происхождения «американского» человека является отсутствие крупных антропоидов в архаической фауне континента. Шутники могли бы отвергнуть этот аргумент, представив специфические для Латинской Америки особи крупных антропоидов - пресловутых «горилл» . Правда, с той лишь оговоркой, что принадлежат они не к четвертичному периоду, а к нашему веку и являют собой чрезвычайно опасную и своеобразную фауну, весьма далекую от классификаций эволюционистов.

«Не совсем ясно, однако, как они пересекли море: они пересекли его по этой стороне, как будто бы там и не было моря; они пересекли его по камням, помещенным в ряды на песке. По этой причине в воспоминании они были названы «камнями в ряд», «песок под морской водой» - имена, данные [той местности, где] они (племена) пересекали море; воды разделились, когда они проходили».

Какчикели также сохранили поэтические сказания в известных «Анналах», повествующих о судьбе их главных персонажей - Гагавица и Сактекауха:

«Так сказали: с востока пришли в Тулу (Тулан), с другого берега моря; и пришли в Тулан, чтобы быть зачатыми и рожденными нашими матерями и нашими отцами».

Да и весь проход по Берингии, должно быть, очень походил на мифические странствия какчикелей:

«Затем пришли на берег моря. Там собрались все племена и воины на побережье моря. Когда увидели его, то сжались сердца. Нет способа пересечь его; «Никто никогда не пересекал моря», - сказали между собой все воины из семи племен... И сказали нам предки Гагавиц и Сактекаух:

«Вам говорим мы! За работу, наши братья! Мы пришли не для того, чтобы томиться на берегу и не мочь созерцать нашу родину, которую, как сказали, мы увидим, мы, воины, наши семь племен. Решимся же перейти сейчас же».

Так им сказали, и сразу же все переполнились радостью... Так прошли по пескам, растянувшимся грядами, когда уже раскрылась глубина моря и поверхность моря... Бросились тогда и перешли по песку; те, кто шел в конце, входили в море, когда мы выходили на другом его берегу».

Нечто подобное должно было произойти в действительности. Авангард выходцев из Азии находился уже на Аляске, пока арьергард еще не покинул Чукотку. Наводит на определенные мысли и сходство названий пунктов их выхода и прихода: Уэлен - на старом континенте и Уэйлс - на новом. Они почти соприкасаются друг с другом - совсем как носы столкнувшихся медведя и ягуара. Да и сами полуострова - азиатский и американский - действительно похожи на две противостоящие головы.

Возможно, что именно так, как описывается в «Пополь-Вух», выглядели и далекие предки «американского» человека:

«И одеяниями их были лишь шкуры животных; они не имели хороших тканей, чтобы одеться; шкуры животных были их единственной одеждой. Они были бедны, они не владели ничем, но они были людьми, дивными по своей природе».

«Они не могли больше переносить ни холода, ни града; они дрожали, и их зубы стучали; они совершенно оцепенели и были едва живы; их руки и ноги тряслись; и они не могли ничего держать в них, когда они пришли».

«Но племена не погибли, они пришли, хотя и умирали от холода. Много было града, шел черный дождь, был туман и неописуемый холод...

И они подошли, каждое племя дрожало и ежилось от холода... Велика была опустошенность их сердец, их рты были крепко сжаты, а взоры потуплены».

Из Азии в Америку вместе с человеком, а возможно и спасаясь от него, перебрались также мамонты, большерогие бизоны, саблезубые тигры, лошади, верблюды, волки и прочая живность. Действительно, палеонтологи утверждают, что из 54 известных представителей четвертичной фауны Америки 48 имели азиатское происхождение.

Когда же произошло, точнее, когда началось великое переселение «на другой берег»? Данные современной геологии свидетельствуют, что последний из четырех ледниковых периодов - тот, который европейцы называют вюрмским , а североамериканцы - висконсин ,- продолжался около 60 тыс. лет. За это время уровень моря понижался несколько раз. Впервые это случилось 50-40 тыс. лет назад, когда его уровень опустился на 115 м. Второй раз - 28-10 тыс. лет назад - этот уровень снизился на 120 м. Таким образом, Берингский мост обнажался по крайней мере дважды, и тогда по нему люди могли перебраться «на ту сторону».

Значит, с точки зрения геологии возможность таких миграций вполне обоснованна. Археология и современные методы исследований позволяют нам воссоздать картину того периода, когда все это происходило. Уже в конце 60-х годов у ученых не оставалось сомнений в том, что Американский континент начал заселяться 38-40 тыс. лет назад.

Итак, древние обитатели Америки оказались на Аляске, точнее, в том самом месте, которое один из исследователей окрестил «спортивным полем Университета Аляски». Каким же образом первые переселенцы перемещались на юг? Геологический и логический ответ на этот вопрос состоит в том, что они прошли по своеобразному коридору, который действительно существовал между Аляской и Соединенными Штатами. 25-13 тыс. лет назад он был «закрыт» громадными ледниками, но трижды «открывался», что совпадало с отступлениями ледников, осушавшими Берингский мост.

Если говорить точно, попасть с севера на юг можно было между 50 и 40 тыс. лет назад, между 28 и 25 тыс. лет и, наконец, между 13 и 10 тыс. лет назад. Можно представить себе караваны странников, с трудом преодолевающих ущелья, пробирающихся среди ледяных стен, бредущих в поисках земель с менее суровым климатом, который обеспечил бы им выживание. Иные же, отставшие по той или иной причине, могли оказаться запертыми в ледяной ловушке. Те, кто все-таки выжил, начинали приспосабливаться к суровым условиям - возможно, так основали свои поселения эскимосы и алеуты . Но скорее всего ими стали гораздо более поздние пришельцы.

Передовые отряды миграционных волн продолжали свой трудный путь на юг, поближе к теплым землям экватора, в поисках своей «земли обетованной», где можно было обосноваться навсегда. Странствие оказалось чрезвычайно долгим - оно захватило многие поколения переселенцев. Все это время языки, на которых они говорили, делились на все более многочисленные ветви, значительно различавшиеся между собой. Об этом прекрасно известно тем, кто занимается глоттохронологией . Некоторые авторы пишут о существовании лингвистического сходства между языками населения обоих берегов Берингова пролива. Племена стремились как можно скорее покинуть холодные земли и отправиться навстречу солнцу - туда, где мягкий и теплый климат.

Мифы из хроник гватемальских индейцев сохранили для нас поэтическое изображение, напоминающее только что описанную ситуацию:

«Каждое из племен продолжало бодрствовать, чтобы увидеть звезду, которая есть вестник солнца. Этот знак зари они несли в своих сердцах, когда они шли с востока, и с той же самой надеждой они покидали то место, которое было на большом отсюда расстоянии. Так об этом говорится теперь...

Вскоре мы разбрелись по горам; ушли тогда все, каждое племя своим путем (далее следует долгое перечисление мест, которые трудно определить современной географии). Тогда то были горы и долины, где шли они, ушли и вернулись. Мы не хвалимся, а только лишь напоминаем и никогда не забудем, что в действительности прошли по многочисленным местам, - так в древности говорили наши отцы и предки...

Затем прибыли все [другие] народы: люди из Рабиналя, какчикели, люди из Цикинаха и народ, который теперь носит имя йаки (имеются в виду мексиканцы, древние тольтеки, народ науа, который, присоединившись к южным майя, послужил формированию индейских народов Гватемалы, как поясняет А. Ресинос).

И там изменилась речь народов; их языки стали различными. Они уже не могли ясно понимать то, что слышали друг от друга, после того как прибыли в Тулан. Там же они и разделились: были такие, кто отправился на восток, но большинство пришло сюда».

Глоттохронология является важным подспорьем теорий о расселении первых обитателей Америки и распространения их языков. Они рассеивались по весьма обширному региону, что позволяет нам пытаться реконструировать пути начальных миграций.

В самом сердце Канады расположены территории пяти племен (ирокезские племена сенека, кайюга, онондага, онейда, могаука) североамериканских индейцев. Некогда эти ныне изучаемые кланы-семьи занимали огромный регион, простиравшийся от Айдахо до Мексики и Гватемалы. Вначале эти племена относили к различным группам, но более поздние лингвистические исследования позволили доказать, что все они принадлежат одной семье. Имеющиеся у нас свидетельства позволяют классифицировать порой, казалось бы, сомнительные лингвистические группы, объединяя их под общим названием астеко-таноанских , или, как чаще принято, уто-астекских, уто-науа .

В свое время мы обратимся и к выдающимся, и к скромным представителям этих племен, которые, по меткому определению одного специалиста, делились на «бедных и богатых родственников». К бедным, например, относились шошоны , а к богатым конечно же астеки . Здесь же хотелось бы добавить, что родство между этими племенами было подмечено еще испанским миссионером П. де Рибасом, выдвинувшим в XVII в. весьма оригинальные теории, которые лишь теперь подтвердились лингвистическими исследованиями. Еще раньше, в XVI в., испанский иезуит X. де Акоста писал в своем труде «Естественная и нравственная история Индии»:

«Совсем недавно обнаружена великая земля, называемая Новой Мексикой, где, как рассказывают, есть много народа, говорящего на мексиканском языке».

Таким образом, современная наука и древние мифы взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Нельзя согласиться с мыслью К. Висслера о потере памяти американским индейцем:

«Ему было неведомо все, что относится к собственному прошлому. Поэтому восстанавливать забытую индейскую историю пришлось белому человеку».

Нет, это неверно! Совершенно очевидно, что память индейца отнюдь не была столь плохой.

Обзор на парадоксальную, на первый взгляд, тему, являются ли бразильцы латиноамериканцами. И что означает в Бразилии термин «латиноамериканец», или «латинас» (в русском также встречается написание «латинос») и термин «бразилец».

Все это мы попытались узнать, переведя высказывания по этой тематике с бразильских англоязычных блогов.

«Бразилия была последней страной на американском континенте отменившей рабство (1888 г.), здесь никогда не было широкого черного движения за права человека , как это было в Соединенных Штатах, и отсутствуют расовые дебаты», — отмечал один из бразильских пользователей, рассуждая на тему прав чернокожих бразильцев.

Отметим от себя, при этом Бразилия является мультикультуральным ярким обществом, а слово «бразилец» во всем мире устойчиво ассоциируются с людьми разных ра с. При этом некоторые бразильцы также не очень любят, когда их скопом причисляют к латиноамериканцам «латинас» (Latinas).

Вот, например, выдержка на эту тему из сообщения бразильянки по имени Amandha на одном из бразильских блогов, опубликованном в декабре 2009 года:

«Я бразильянка, и мы определенно не называем себя латиноамериканцами — Latinas, потому что здесь это неподходящий термин для определения населения всей страны . Возьмите примеры из бразильской истории, и вы увидите, что у нас было много людей, приехавших из очень разных стран. Родители моего друга происходят из Японии, он бразилец, но уверен, что он не латинас. Я смесь немецких (моя бабушка приехала из Германии) и испанских (по отцу моего папы) кровей, и я белокожая. И такова семейная история, по крайней мере, у половины населения (по моим подсчетам). У нас в стране много людей, происходящих, большей частью, из стран Африки, Италии и Японии.

На юге Бразилии, где я живу, много белокожих с целыми городами, где люди говорят на польском, немецком и итальянском также хорошо как на португальском языке.

Короче говоря, бразильцы, насколько можно судить, не называют себя латиноамериканцами, потому что большинство бразильцев не выглядят как латиноамериканцы . И слово «латинос» не очень хорошо воспринимается здесь. Это вещь принадлежности к культуре, и мы не хотели бы быть определены как латиноамериканцы. Особенно потому, что у нас просто нет такого понятия, как Латинская Америка. Мы учим в школе, что есть Южная, Центральная и Северная Америка. А Латинской Америки нет».

Тогда же пользователь Eduardo так прокомментировал высказыванние Amandha:

«Когда они (во внешнем мире) называют нас «латинос», то уже имеют ввиду не цвет нашей кожи. «Латинасы» — это все люди, которые говорят на языках, происходящих из латинского, например, португальский, испанский и т.д. Люди, которые родились в Испании, являются латиноамериканцами тоже . Поэтому я думаю, они (те, кто называет нас «латинос») правы».

Бразильцы отличаются южным, латиноамериканским темпераментом.

Илл. из архива: капоэйрист на карнавальном шествии.

Ему вторил пользователь: Leigh:

«На самом деле, термин «латинос» (Latino), как предполагается, используется для определения любого человека из Латинской Америки, независимо от его расы или этнической принадлежности . В США этот термин некорректно используют для небелых людей испанского или португальского происхождения .

Хотя правильно называть так всех латиноамериканцев. Термин «латинос» изначально предназначен для людей из Латинской Америки, которые действительно официально существуют — посмотрите в энциклопедию. Таким образом, люди из Испании и Португалии не являются латиноамериканцами. Конечно, часть этого вопроса содержит предрассудки, т.к. многие белые латиноамериканцы не хотят быть классифицированы как небелые. В Латинской Америке, где расовая дискриминация когда-то начиналась, от нее ее трудно избавиться. И неправда, что большинство людей в Бразилии европейской расы. Около 40 процентов населения, может быть, даже 40% или больше, как говорят, черные или мулаты ».

А вот пользователь RAL апеллировал к энциклопедиям, пытаясь найти ответ, что такое Латинская Америка:

«К вашему сведению, что с географической точки зрения считается Латинской Америкой?

Это любая часть Америки, где латинский (романский) язык, в виде испанского или португальского, является доминирующим языком, считается Латинской Америкой. Этот термин также, по сути, включает и юг США .

Другими словами, от Мексики до La Tierra del Fuego (Аргентина) все это является Латинской Америкой».

В заключении нашего обзора очень информативное сообщение на рассматриваемую тему пользователя jack21k:

«Кстати, в Бразилии люди говорят на португальском, но не на испанском. Таким образом, бразильцы не являются выходцами из Латинской Америки (Hispanics).

Кроме того, бразилец — это не раса или этническая принадлежность. Это гражданство . Если вы не считаете, что есть американская раса, зачем вы утверждаете, что есть бразильская раса. Бразилия, Австралия, Канада и США — все эти страны основаны иммигрантами. . Таким образом, говорить, что существует бразильская раса (народность) не имеет смысла...

Информация по теме:

Латиноамериканцы и и Латинская Америка: определения в энциклопедиях

Англоязычные энциклопедии определяют латиноамериканцев (испан. «latinoamericano», португал. «latino-americano») как граждан из латиноамериканских стран и зависимых территорий. Англоязычная Википедия отмечает, что «страны Латинской Америки многонациональны» . Этот источник отмечает, что из-за многоэтничности у некоторых латиноамериканцев существуют проблемы с национальной идентификацией.

Подразумевая, латиноамериканцам сложно выбрать на что ориентироваться в вопросе этнической принадлежности: на страну, на происхождение родителей, на расу или свой цвет кожи. Например, в Бразилии мулат может иметь предками белого португальского колониста и чернокожую рабыню, привезенную из Африки, но при этом ощущать себя бразильцем .

Латиноамериканские страны делятся на государства с преимущественно европеоидным населением — Аргентина и Уругвай (80% населения принадлежит к европейской расе), страны с сильным индейским влиянием (Перу, Эквадор, Гватемала, Боливия. Мексика) и страны с большинством из мулатов и негров (вроде Бразили и , где преобладают мулаты, или Гаити. Но в гаитянском случае доминирует, в основном, негритянское население).

В свою очередь, под странами Латинской Америки обычно понимают государства и территории, где доминируют романские (иначе говоря, латинские е языки), а именно испанский и португальский. При этом к Латинской Америки не относят романское французское меньшинство Канады и США, как и вообще юг США с его испаноязычным населением, так как считается, что эти территории принадлежат англосаксонскому миру.

Подробнее о происхождении латиноамериканских стран смотрите на нашем сайте ;

(Подготовлено Мониторингом сайт)

Американцы США величайшие патриоты, но в то же время они придают невероятное значение наследию. Люди в США знают и отслеживают расу, национальность, и т.д. своих предков...

Вот почему у нас есть термины «немецко-мексиканских американцы». В Бразилии подобного не происходит. Дети немецких иммигрантов, родившиеся в Бразилии, считают себя бразильцами, но не немцами или немецкими бразильцами. Они скажут, что мой отец — немец, но никогда не говорят, что я — немец или я — бразилец немецкого происхождения.

Latino / латиноамериканцы — это интересный пример. В США, когда люди слышат это слово, они сразу же связывают его с расовой или этнической принадлежностью. В Бразилии термин «латиноамериканец» означает только то, что человек родился в Латинской Америке. В Бразилии не существует никакого соотношения этого слова с расовой или этнической принадлежности. Если вы спросите людей на улице в Бразилии, являются ли они латинос, то они ответят: «нет» . Или, может быть, они даже скажут, что они не знают, что это значит. Кстати, мы не используем это название «латиноамериканец» так часто, как люди в США или других странах. Мы обычно говорим Южная, Центральная и Северная Америка. Немного противно, что Латинская Америка не континент, это только географический регион, первоначально обозначающий Мексику при взгляде из Северной Америки.

Чтобы понять разницу расовых взглядов в разных странах, давайте посмотрим на историю. Иммигранты прибывали в США с их семьями, и межрасовые браки некоторое время назад являлись здесь почти преступлением. С другой стороны, в Бразилии многие иммигранты были одинокими мужчинами, т.к. Бразилия не считалась местом, где люди рассчитывали построить новую жизнь, но только местом, чтобы попробовать заработать денег и вернуться в Европу. Это начало меняться только на второй половине XIX века, когда иммигранты из Японии и некоторых стран Европы, исключая Португалию, начали прибывать в Бразилию.

Так, в начале периода колонизации европейскими иммигрантами происходили «женитьбы» между ними и небелыми женами, в основном, чернокожими рабынями, но также и девушками из индейских племен. В этом контексте, межрасовые браки терпели из-за недостаточного количества одиноких (европейских) женщин в колонии. Все вышеназванные факторы способствовали тому, что общество в США сделалось более разделенным по национальному и расовому признаку, в то время как в Бразилии, раса не была огромной проблемой, а национальное происхождение было не очень важно. В поддержку этого аргумента говорит то, что, то люди в Бразилии будут определять чью-либо расу на основе внешности тогоили иного человека, а не по его предкам .

Наконец, самый большой урок, который я вынес, что расовые и этнические определения и классификации меняются от страны к стране, и, в конце концов, они не важны. Расы представляет собой концепцию, даже не признанную (до конца) наукой. В целом, эти расово-этнические дискуссии, или иначе, дебаты только разделяют людей», отмечал блогер.

Какие выводы можно сделать из приведенных выше высказываний:

1. Бразильцы не любят когда их называют латиноамериканцами, т.к за пределами страны в это слово включают принадлежность к определенному смуглому европеоидному типажу . В то время как в Бразилии есть и негры, и белокожие люди немецких кровей, и индейцы.

2. Для бразильцев термин «латиноамериканец» — это просто человек, который живет в Латинской Америке , т.е. на территории к югу от США. При этом бразильцы чаще употребляют название «Южная Америка» вместо «Латинская Америка».

3. Бразильцам нравится думать, что существует нация «бразильцы». В то время как за рубежом пока этого до конца не принимаю т . В то же время, в пользу этого факта говорит огромный процент смешанных браков стране. Причем с самого момента начала ее колонизации европейцами, ввиду того, что многие европейские иммигранты времен освоения страны были одинокими мужчинами без семей и без возможности найти жену из Европы. Бразилия во времена освоения не считалась местом, где люди рассчитывали построить новую жизнь, но только местом, чтобы попробовать заработать денег и вернуться в Европу. Поэтому европейские девушки туда не ехали. В США же ехали с семьями и с устоявшимся в них традиционным национальным укладом. Поэтому США больше помнят о национальных корнях, но при этом давно работающие принципы демократии привели к уравнению наций в правах. В то же время в Бразилии существует национальное единение, но люди разделены по социальному признаку, чему способствовала долгое время существовавшая иерархическая система бразильского общества, введенная, в том числе для европейцев, еще во времена португальской колонизации. В отличие от принципов демократии первых переселенцев в будущих США.

белые латиноамериканцы внешность, латиноамериканцы
Всего: 569 миллионов

Язык

испанский язык, португальский язык

Религия

В основном католицизм, в меньшей степени протестантизм

Латиноамерика́нцы (исп. Latinoamericanos) - обобщённое название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америки и широко представленных также в США, Испании, Канаде, Португалии, Италии, Великобритании и других странах вследствие экономической и политической эмиграции. По причине того что французский язык также является романским, к латиноамериканцам относятся и франкоязычные народы Карибского бассейна (гаитийцы, гвианцы, мартиникцы, гваделупцы, по происхождению также доминикцы и гренадцы), хотя проживающих в более северных широтах франкоканадцев, а также большей частью ассимилированных англоязычной средой кажунов Луизианы к латиноамериканцам обычно не относят.

  • 1 История
  • 2 Этногенез
    • 2.1 Расовое разнообразие
  • 3 Численность
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

История

Объединяет всех латиноамериканцев в первую очередь их историческое происхождение. Формирование латиноамериканских народов началось в период великих географических открытий в Западном Полушарии и развития двух ранних европейский колониальных империй - испанской и португальской, в меньшей степени также и французской. Определяющим стал период между 16-18 веками, когда европейские конкистадоры покорили значительные территории Южной Америки и вступили в интенсивные контакты с местным автохтонным населением.

Этногенез

Доминирующую, хотя далеко не единственную роль в процессе этногенеза латиноамериканских народов сыграли романские народы так называемой Старой Романии и/или Латинской Европы, поэтому современные латиноамериканцы именуются неороманскими народами, а их ареал проживания - неороманским (Новая Романия). Они считают родным или же хорошо разговаривают на романских языках, которые произошли от латыни (откуда и название). Исключение составляет лишь некоторая часть латиноамериканцев США, уроженцев этой страны, которые, сохраняя латиноамериканскую культуру и самосознание, перешли на английский язык или же полностью американизировались. Другой отличительной чертой является приверженность большинства латиноамериканцев к католичеству, хотя в последнее время увеличилось количество атеистов, последователей протестантских церквей, других религий и различных сект. Выделяет латиноамериканцев также и их концентрация в регионах с жарким экваториальным, тропическим и субтропическим климатом.

Расовое разнообразие

В отличие от североамериканских колоний Великобритании, где автохтонное индейское население подверглось почти поголовному геноциду, в испанских и португальских колониях места массовой концентрации автохтонного населения (Мексика, Перу) стали одновременно и центрами испанской культуры, положив начало процессу расово-культурного смешения. Поэтому современные латиноамериканцы отличаются своеобразным расово-генетическим составом с преобладанием людей смешанного происхождения с самыми разными комбинациями европейских, африканских, индейских и даже азиатских генов. начале XVI века, помимо испанских и португальских мужчин-идальго сюда стали прибывать и сосланные из Испании цыгане, евреи, арабы-мориски, затем были привезены негры-рабы из Африки; позднее появились и европейские колонисты из других, преимущественно католических стран (французы, особенно многочисленные итальянцы, немцы, хорваты и др.), вновь усилился приток переселенцев из Испании и Португалии (конец 19- нач. 20 вв.)

Поэтому ныне расово-генетический состав значительно варьирует по странам. Так, условно обозначенные белые латиноамериканцы составляют большинство населения (свыше 80 %) в Аргентине и Уругвае, но только около половины населения Бразилии (53,7 %) и менее 10 % населения Мексики. Мексике и Чили 2/3 населения составляют метисы: в Чили с большей примесью европейской, в Мексике - с индейской кровью, хотя пропорции сильно варьируют по городам и провинциям внутри каждой страны. К примеру, у среднестатистического мексиканца 58 % генов европейские (в основном испанские), 39 % - индейские и около 3 % - африканские. Более того, в отличие от США, расовые категории гибки и прозрачны, один и тот же человек может относить себя к нескольким категориям и переходить из одной в другую на протяжении своей жизни в зависимости от своего социального статуса, образования, круга общения и т. д. Так значительная часть условно белого населения Аргентины имеет существенную примесь индейской (около 1/3) и даже африканской крови. То же самое относится и к условно белым бразильцам. Хотя открытого институционального расизма и сегрегации в латиноамериканских странах никогда не было, более европейские (светлые) черты воспринимаются как более желательные по сравнению с индейскими и африканскими.

С другой стороны мулаты и негры составляют около 80 % населения Доминиканской республики, и около 40 % населения Бразилии. Боливии и Перу, Гватемале и Южной Мексике до сих пор абсолютно преобладают автохтонные индейцы, значительная часть которых, однако, уже приняла католичество и перешла на испанский язык.

Численность

Общая численность латиноамериканцев - около 600 миллионов человек. Крупнейшие латиноамериканские народы: бразильцы - около 190 млн чел (2008 г., оценка) и мексиканцы - около 150 млн чел. (2008 г., оценка). За ними следуют колумбийцы (45 млн) и аргентинцы (40 млн). Особо выделяется крупная эмигрантская группа латиноамериканцев США, составляющая свыше 15 % населения страны или 45 млн человек (2007).

См. также

  • Белые латиноамериканцы
  • Афро-латиноамериканцы
  • Аймара
  • Таино
  • Американцы мексиканского происхождения
  • Испанские пиджины
  • Спанглиш
  • Бразильская диаспора
  • Латиноамериканцы в США

Примечания

  1. CIA - The World Factbook -- Field Listing - Ethnic groups

белые латиноамериканцы, белые латиноамериканцы внешность, латиноамериканцы

Латиноамериканцы Информацию О