У нас у всех есть навязанные нам стереотипные представления о привычных вещах. Мы даже не задумываемся о том, что некоторые из них являются всеобщими заблуждениями.

Давайте посмотрим, как работают привычные стереотипы общественного мнения о том, что такое духовно богатый человек.

Если человек стремится к финансовому благополучию, хочет иметь комфортное жилье, престижную машину, средства на путешествия, образование, то общество считает (и сам человек в большинстве случаев согласен с этим!), что он занимается исключительно низменным делом-получением материальных благ.

Если человек стремится понять законы мироздания, читает духовную литературу,посещает семинары по развитию личности, работает над развитием своей интуиции, стремится служить людям и презрительно относится к деньгам, считается, что он занимается духовным развитием .

Однако презрительное отношение к деньгам не делает человека высокодуховным автоматически. И даже не это главное.

Главное, что эти понятия противопоставляются одно другому .

Хорошо бы это было безобидным заблуждением.
Но ведь многие люди, подсознательно желая оставаться духовными, закрывают себе путь к материальному благополучию.

На самом деле, стремясь к поставленным материальным целям, человек совершает огромную духовную деятельность по приобретению и совершенствованию новых умений и навыков.

Если человек не просто мечтает о чем-то, а поставил цели и каждый день делает шаги по их достижению, то он проводит реальную работу по преодолению собственных комплексов, страхов.

А как назвать этот процесс, если не модно именуемым нынче духовное развитием личности ?

  • Бизнес- это каждый день кризисы, а, лучше сказать,новые задачи.
  • Бизнес-это каждый день маленькие или большие шаги за пределы своей зоны комфорта.
  • Потому что в бизнесе “нужно очень быстро бежать, для того, чтобы просто стоять на месте” , как сказал Л. Керрол в незабвенной Алисе.

Каждый день, представляете? Новые знания и умения. Которые неизбежно переплавляют человека в совершенно новую личность.

Я просто просуммировала и осмыслила полученные ранее знания, проверенные сегодняшним опытом бизнеса.
Бизнес развивает быстрее, чем семинары по Личностному росту.

Какие качества развиваются? Ценные с точки зрения духовности.

Бизнес-это отличный тренажер для развития интуиции . Потому что, если ты больше доверяешь своему внутреннему чутью (подсознанию, Вселенной, Богу), тем реже делаешь ошибки. Все крупные предприниматели доверяют своей интуиции.

Мало помалу начинаешь понимать, что сознание (ментал) имеет очень ограниченные возможности. Возможности подсознания безграничны. Но это уже не просто слова, а приобретение собственного духовного опыта.

В процессе ДЕЛАНИЯ учишься эффективному взаимодействию со Вселенной . Входить в поток.

Бывает, что задуманное идет трудно, постоянно возникают какие-то препятствия…Впоследствии оказывается, что ненужно было делать то, что давалось с таким усилием.

Таким образом постигаешь Закон о противодействии .

Когда вдруг понимаешь, что если происходит что-то не так, значит все идет, как надо.

Снимаешь оценочный подход к людям и событиям. Деление на “плохо ” и “хорошо “.

И вдруг ощущаешь падение прыжком . А иногда и полетом.

Положительное мышление - обязательное условие для успешного бизнеса.

При негативном отношении к Миру вряд ли Вселенная позволит Вам создать серьезное дело и достичь финансового благополучия. Вы же не верите, что можете сделать? Вот и не получается.

А получается у тех, кто верит и делает.

Вот Вам и материализация мыслей.

Умение слушать- важное качество для бизнеса и для развития Личности. Ведь, если постоянно говорите сами, то Вы полны и Вам некуда впустить новые знания. Если Вы слушаете и наблюдаете, то Вы обязательно услышите что-то важное и нужное .

Наконец, служение людям . Не может развиваться бизнес, предлагающий невостребованные товары или услуги. Это очевидно. Так или иначе Вы действуете из Внутреннего побуждения – быть полезным людям.

Бизнес это и есть духовно практическая деятельность.

Вы все еще спорите?

А со мной согласен Коносуке Мацусита:
Бизнес - это нечто такое, что одни люди делают для счастья других.

Глава III.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите разных людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых людей они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают понятия «дух», «духовное» с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.

Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой - затрудняет их научное определение. В данном параграфе мы попытаемся рассмотреть социальный смысл понятий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Нам предстоит выяснить, какое место духовная деятельность занимает в общей структуре деятельности, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Они как звезды или маяки, указывающие мореходам путь. Благодаря ценностям люди могут отличать важное от незначительного, тривиального. Способность суждения или оценки немецкий философ И. Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой - с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности.

Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. Американский психолог Э. Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других - любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой. Разумеется, в реальной, практической жизни духовные ценности являются не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, гениальных изобретений и научных открытий. Общаясь с символами, люди общаются с ценностями.

Вместе с тем Э. Фромм указывал на «антиценности», или ложно понятые, извращенные ценности, такие как эгоизм и нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Они тоже представлены символами-фетишами, которым поклоняется немало людей. Масштабы распространения этих явлений в современной духовной жизни вызывают обеспокоенность, ибо они оказывают разрушающее воздействие на общество и личность.

Обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений. Наверное, вам приходилось встречать таких людей. Они не только много читают, увлекаются искусством, наукой, политикой, но и воспринимают все это глубоко осмысленно, лично. С ними интересно общаться. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром . С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной. А вы уже задумывались, какому важному общественному делу, какому призванию вы хотите посвятить свою будущую жизнь? Не обязательно говорить об этом публично. Пусть пока это будет вашей личной тайной, но подумать об этом, конечно же, стоит!

Основные понятия: духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности.

Термины: аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей, секуляризация, знак, символ.

Проверьте себя

1) Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. 4) В чем выражается общественный характер духовных ценностей? 5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте. 6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей. 7) Что относится к специализированной духовной деятельности? 8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? 9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

1. Примените знание основных компонентов деятельности к понятию «духовная деятельность» и установите, что является объектом духовной деятельности, кто выступает ее субъектом, что побуждает людей к этому виду деятельности, каковы ее основные результаты и средства их достижения.

2. По данным социологического опроса начала XXI в., на вопрос «Кем хочет стать современная молодежь?» получены следующие ответы: 32% респондентов желают стать бизнесменами; 17% - экономистами; 13% - банкирами; 11% - бандитами; 5% - менеджерами; 1% - космонавтами; 21% назвали другие профессии. Опрос родителей на тему «Что больше всего беспокоит в детях?» свидетельствует, что 26% назвали агрессивность и жестокость; 25% - безнравственность; 24% - наркоманию; 15% - лень. (Аргументы и факты. - 2002. - № 28, 29; Комсомольская правда. - 2002. - 26 декабря.)

Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?

3. Проанализируйте приведенную ниже таблицу. Есть ли зависимость между социальным положением человека (статусом) и его культурными запросами? Конкретизируйте свой вывод.

А каковы ваши культурные предпочтения?

Проведение свободного времени молодыми москвичами

Форма проведения досуга

Социальный статус (в %)

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Телевидение

Чтение книг, журналов, газет

Общение с друзьями

Радио, музыка

Концерты, театры, музеи

Спорт, кружки, занятия

Хобби, увлечения

Дискотеки, рестораны, ночные клубы

Компьютер, Интернет, игры

Религиозное участие

Общественно-политическая деятельность


4. Одним из вариантов структуры духовной деятельности может служить следующая схема.

Кто, на ваш взгляд, выполняет роль посредников между двумя областями духовной деятельности в современном обществе?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного отечественного исследователя Ю. Лотмана.

Символическая природа культуры

Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. Остановимся на последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употребление, а не значение. Но когда мы произносим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», слово «хлеб» не просто означает хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни». А когда в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), то перед нами - сложное символическое значение и самого предмета, и обозначающего его слова.

Меч также не более чем предмет. Как вещь, он может быть выкован или сломан, его можно поместить в витрину музея, и им можно убить человека. Это все - употребление его как предмета, но, когда, будучи прикреплен к поясу или, поддерживаемый перевязью, помещен на бедре, меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.

В XVIII в. русский и европейский дворянин не носит меча - на боку его висит шпага (иногда крошечная, почти игрушечная парадная шпага, которая оружием практически не является). В этом случае шпага - символ символа: она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию…

Шпага как оружие, шпага как часть одежды, шпага как символ, знак дворянства - все это различные функции предмета в общем контексте культуры.

В разных своих воплощениях символ может одновременно быть оружием, пригодным для прямого практического употребления, или полностью отделяться от непосредственной функции. Так, например, маленькая, специально предназначенная для парадов шпага исключала практическое применение, фактически являясь изображением оружия, а не оружием. Сфера парада отделялась от сферы боя эмоциями, языком жеста и функциями. Вспомним слова Чацкого: «Пойду на смерть, как на парад». Вместе с тем в «Войне и мире» Толстого мы встречаем в описании боя офицера, ведущего своих солдат в сражение с парадной (то есть бесполезной) шпагой в руках. Сама биполярная ситуация «бой - игра в бой» создавала сложные отношения между оружием как символом и оружием как реальностью. Так шпага (меч) оказывается вплетенной в систему символического языка эпохи и становится фактом ее культуры.

Вопросы и задания к источнику:

1) Как связаны реальная функция и символическое значение предметов культуры? 2) Приведите свои примеры предметов, широко используемых в повседневной жизни и вместе с тем имеющих символическое значение.

Об этом спорят

Ознакомьтесь с отрывком из книги Е.Н. Шапинской, С.Я. Кагарлицкой.

Восточная философия: тайное знание или традиционализм?

Произведение искусства, рассмотренное как символическое «богатство», а не как экономическое богатство, существует как таковое только для человека, который имеет возможность его «усвоить-присвоить», т.е. расшифровать…

Акт расшифровки произведения искусства, его спонтанное и адекватное «понимание» возможны и эффективны только в том случае, когда культурный код, который делает акт дешифровки возможным, полностью усвоен наблюдателем, сливается с культурным кодом, который сделал возможным данное произведение. Культурный код автора должен совпадать с культурным кодом воспринимающего. Когда эти специфические условия невозможны, возникает непонимание… Не признавая же, что произведения закодированы, и закодированы неким определенным кодом, мы бессознательно применяем код, который работает для повседневного восприятия, для дешифровки знакомых объектов к произведениям иных традиций. Очень важно отказаться от мифа о свежем взгляде, который считается добродетелью, дарованной «безыскусностью» и «невинностью». Одна из причин, почему менее образованные читатели или зрители в наших обществах так склонны требовать реалистического изображения, заключается в том, что, будучи лишенными специфических категорий восприятия, они не могут применять к произведениям высокой культуры никакой другой код, кроме того, который дает им возможность восприятия объектов повседневного окружения как значимых. Минимальное и непосредственное понимание, доступное самому простому наблюдателю и дающее ему возможность узнать «дом» или «дерево», все равно предполагает соглашение, разумеется, бессознательное, между художником и зрителем относительно того, что считать реалистичным в ту или иную историческую эпоху.

Человек видится представителями современной философской мысли существом многомерным, причем каждая «мера» соотносится с определенным уровнем сознания. При этом только уровень сознания не может ограничивать бытие человека, поскольку огромные пласты этого сознания выходят за пределы разума и интеллекта.

Научному познанию свойственна рациональность в ее современной трактовке, сложившейся одновременно с выделением научного знания и особой формы деятельности по производству этого знания. Следовательно, не всем способам постижения и объяснения человека и мира присуща рациональность. В наши дни это особенно четко проявляется в результате кризиса научной рациональности и науки вообще. В этой связи в последнее время многими авторами особо выделяется интеллектуальный аспект духа, когда этот дух наделяется специфическими возможностями, функциями или свойствами, характерными для мыслительной деятельности и разума.

Исходя из этой точки зрения, дух мыслится как совокупность феноменов рационального мышления и, соответственно, сюда входят такие феномены, как интеллект, воля, память, фантазия. Дух также может пониматься как «одухотворенное бытие», то есть как некоторая установка, принцип либо мотив, характерный для определенных воззрений, мнений или поступков, имеющих коллективную природу. Понимание духа в его объективированных формах приобретает более широкий смысл, а именно понятие объективного духа означает общее состояние культурных ценностей, особенно интеллектуальных, нравственных и религиозных ценностей.

Но было бы неправильно ставить знак равенства между духом и духовностью, с одной стороны, и рациональной составляющей человека — с другой. Данную рациональную часть следует дополнить иными аспектами сознания и мышления, такими как воля, эмоции, которые имеют право быть причисленными к сфере духовного мира человека и его ценностей. В истории философии мы встречаемся с разными примерами сравнений духа. Так, К. Юнг противопоставляет дух материи так же, как жизнь противостоит смерти. Дух видится им как динамическое, активное, творческое начало, материя же статична и инертна.

Однако материя, вместе с тем, в большой степени связана со своими атрибутами и проявлениями, то есть и с духом. Противопоставляя таким образом дух и материю, Юнг снимает тем самым вопрос о происхождении духа и всю проблематику самоорганизации и синергетики, ставшую сегодня популярной. Понятие души вызывает интерес с незапамятных времен и, следует отметить, наполняется скорее образным содержанием, чем научным. Понятие души многозначно. Оно используется, во-первых, для самовыражения, во-вторых, для оценки отношения личности к окружающим, а главное, понятие «душа» является отражением того целостного подхода к человеку.

Поэтому душа выступает целостным самоощущением процесса жизни, как определенное состояние внутреннего мира человека. Понятия «душа», «дух» трактовались в отечественной философии либо как часть идеалистической философии, либо как синонимы психики, обозначающее сознание. Однако психика — это не только категория сознания, но и бессознательное, и все многообразие форм отражения. Следовательно, нельзя ставить знак равенства между психикой и духовностью, понятие духовности гораздо шире и не может быть сведено только к сознанию, основой которого является, прежде всего, знание. А в основе духовности лежит стремление не только к истине, но и к добру, красоте, состраданию и другим характеристикам человеческого бытия.

Не подлежит сомнению наличие связи духовности с сознанием, однако заметим, что данная связь реализуется не в полном объеме. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я». Для отечественной философской школы характерно обращение к понятиям духовной жизни и общественного сознания, духовного производства и духовной культуры, человеческого фактора с целью определения их содержания и корреляции между собой.

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти сферы деятельности влияют на социальное бытие человека.

Существуют следующие виды деятельности — практическая, и духовная — теоретическая. Последний вид деятельности создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них духовные ценности передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные — средство развития человека в обществе, и духовные — способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное

Какие разновидности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.