Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности

учителя-логопеда общеобразовательной школы

Быковская В.М.

Учитель-логопед I кв.кат

МБОУСОШ №12

ЗАТО г. Североморска

(СЛАЙД № 1, 2) Сухомлинский говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать».

Концепцией модернизации российского образования поставлена достаточно высокая планка: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Любой гражданин не отделим от преобразований в государстве. Ребенок должен быть готов жить в новом обществе.

(СЛАЙД № 3) Таблица аспектов организации логопедичекой помощи и логопедического просвещения.

Эффективность педагогического труда зависит от взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов. На основе интегрированных программ, планов, их реализации, анализа результативности совместной деятельности, равноправного сотрудничества. Логопедическая работа является одной из составляющих всего единого образовательного процесса.

В формирование полноценной личности ребенка значимый вклад вносит и учитель-логопед. Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации (лишения чего-либо) , социальной адаптации ребенка в обществе. Я работаю с обучающимися 1-4 классов. Ежегодно в группы зачисляется до 30 человек.

Основные направления моей деятельности:

    Диагностика нарушений речи;

    Своевременное выявление и предупреждение нарушений речи у детей младшего школьного возраста, а также поступающих в первые классы;

    Исправление недостатков устной и письменной речи обучающихся;

    Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.

В современной школе всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.

Под педагогической технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

(СЛАЙД № 4) Современные технологии используемые в логопедической деятельности:

1.Информационные компьютерные технологии

2.Инновационные технологии

3.Проектная деятельность

4. Здоровье сберегающие технологии

С целью достижения новых образовательных результатов в своей логопедической работе с детьми школьного возраста я применяю современные технологии , что является актуальным направлением в формировании универсальных учебных действий. Остановлюсь на некоторых из них:

1. Использование элементов информационных компьютерных технологий повышает эффективность коррекционного процесса, мотивацию детей к занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом, позволяют постепенно овладеть навыками пользования компьютером, что способствует их интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников. Многие авторы указывают на то, что компьютерные технологии являются эффективным средством коррекции. Однако это не новый метод коррекции нарушения речи, а лишь средство оптимизации этого процесса.

( СЛАЙД № 5)

Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. У школьников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной, чем на уроке в классе и компьютерные технологии помогают решить эту задачу.

Используя ИКТ в своей работе я решаю для себя ряд задач:

использование развивающих программ с целью постановки или автоматизации звуков;

разработка демонстрационного материала для использования в логопедических занятиях;

создание базы данных речевого развития учащихся начальной школы;

разработка контрольно-измерительных материалов для мониторинга развития навыков письма и чтения;

(СЛАЙД №6) Для развития фонематических представлений используются, например, такие игры: «Звуковые прятки», «Первый звук».

Для того чтобы сформировать цветовые представления, умения классифицировать предметы, на автоматизацию поставленных звуков, детям предлагаются задания: «Сложи картинку», «Алешкин альбом», «Веселый баскетбол», «Помоги Роме» и др развивающие игры.

Анализируя использование информационных технологий в логопедической работе можно отметить следующие преимущества:

Разнообразие форм учебной деятельности

Комфортность работы с материалом

Повышение мотивации к логопедическим занятиям;

Усиление наглядности занятия, возможность быстрого создания собственного дидактического материала.

Эффективность усвоения материала за счет повышенного эмоционального тонуса т.е. осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Оптимизация учебного процесса .

(СЛАЙД № 7) 2. Инновационные технологии, к ним относятся:

Арт-терапевтические технологии являются средствами свободного самовыражения через игру, сказку, музыку. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. К этим технологиям относится схемотерапия или мнемотехника

это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Это система помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Текст к слову зарисовывается схематично. Глядя на схемы ребенок учится легко воспроизводит текстовую информацию.

Второй год, совместно с педагогом-психологом, мы начали использовать куклотерапию, включили в интегрированную работу приемы сказкотерапии с использованием кукольного, пальчикового театра, театра картинок, театр теней, что помогает создать ситуацию успеха, эмоционально-положительную атмосферу, сжигающую тревожность и устраняющую страх ребёнка допустить ошибки, повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения обучающих начальных классов. Использование этого метода позволяет совершенствовать лексико-грамматичекие средства языка, звуковую сторону речи, развивать диалоговую и монологическую речь. Дети, имеющие нарушения речи в театрализованных играх становятся раскрепощенными, лучше идут на контакт, как со взрослым, так и со сверстниками.

3. Проектная деятельность. (СЛАЙД № 8 фото)

В этом учебном году в рамках школьного мероприятия «Недели психологии и логопедии», мы с педагогом-психологом разрабатывали творческий недельный проект для 2-4 классов «Наш счастливый класс» « Сказки, которые читают дома». Учителя начальных классов активно включились в наш проект, в поиск информации по теме проекта. В ходе работы над проектом активные родители помогали составлять план действий и участвовали в подготовке материала. Результатом проекта явились творческие газеты классов, созданные по страницам – книги сказок.

Этот вид технологий позволяет сформировать коммуникативные умения, обобщенность умственных действий, развитие связной диалоговой речи, самооценочной деятельности младших школьников. Актуальное значение деятельности приобретает не столько взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

4.Здоровьесберегающие технологии (СЛАЙД №9)

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Здоровье нации - одна из актуальных тем современного общества. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровье сберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации школьников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают учителю-логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

Контингент логопедических групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в течение всего времени пребывания в школе.

З доровьесберегающие технологии делятся на три категории:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

    К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:

1.1. Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

Улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);

Укрепит мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшит спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

1.2.Телесноориетированные техники(биоэнергоплатика ) – Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, эти упражнения нормализуют гипертонус и гипотонус; Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

1.3.Дыхательная гимнастика . Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.

1. 4Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнений.

Примеры:

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

(СЛАЙД №10 )2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

Прежде всего, это обучение детей различным видам логопедических массажей и самомассажей.

2.1 Логопедический массаж – это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж я использую в логопедической работе с детьми с дизартрией. При этих формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу.

2.2Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Э ффективен и ручной самомассаж пальцев, массаж камнями, зондами, зондозаменителями. Чаще всего эта работа осуществляется перед выполнением заданий, связанных с рисованием в течение 1 минуты.

2.3Применение динамических пауз, физминуток.

Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. В процессе логопедической работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Виды физминуток:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Танцевальные физкультминутки

4.Подражательные физкультминутки

5.Двигательно-речевые физкультминутки

(СЛАЙД № 11) 3. К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: 3.1.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям и учителям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

3.2. К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: кинезеологические упражнения –это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зайчик – колечко- цепочка», «Зайчик – коза-вилка» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии.

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности образовательной, развивающей работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии у детей:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
- улучшается развитие общей и мелкой моторики,
- повышается речевая активность;

Таким образом, применение современных технологии в развивающей, логопедической деятельности способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию школьника. Мы понимаем, что у каждого ребенка с его особенным внутренним миром, своей внутренней жизнью должно быть счастливое детство. Создать условия для этого, помочь ему найти себя, ощутить радость открытия своего «я» - наша главная миссия.

(СЛАЙД № 12) Спасибо за внимание.

«Уча других, мы учимся сами»

Луций Анней Сенека

Литературные источники и Интернет-ресурсы:

1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.

2. Е.В. Зубович, Н.П. Мещерякова, С.В. Леонтьева. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.

3. Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб,2006 г

4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.

5. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г

6. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.

7. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.

8. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М ., 2003 г .

Опыт работы учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу
учителя - логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи), это:
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
арт - терапевтические технологии;
современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» – терапия;
криотерапия;
информационные технологии.
Виды арт-терапии:
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
куклотератия;
мнемотехника;
креативная игротерапия (песочная терапия);
смехотерапия;
ароматерапия;
цветотерапия (хромотерапия).
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
улучшение общего состояния детей;
улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
формирование навыков словообразования;
формирование слоговой структуры слова.
Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
техника «кляксография»;
пальцевая живопись;
рисование мягкой бумагой;
рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
рисование на стекле;
ниткография;
рисование на манке;
техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;
техника отпечатывания ватой;
техника «оттиск пробками»;
рисование ладонями.
Телесноориентированные техники:
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма,
улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
классический ручной;
точечный;
аппаратный.
Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками;
массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциия;
массаж.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация объективного контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических компонентов речи;
расширение спектра невебральных заданий;
обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» станицы Отрадной Краснодарского края

ПОРТФОЛИО

учителя-логопеда

Кузнецовой Елены

Александровны


ОБРАЗОВАНИЕ:

БЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ,1988 ГОД, С ОТЛИЧИЕМ.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ», УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРИ КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ПРОГРАММЕ: «ДЕФЕКТОЛОГИЯ (ЛОГОПЕДИЯ)», ПРИСВОЕНО ПРАВО НА ВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ (ЛОГОПЕДИИ), 2001 ГОД.

ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

СТАЖ РАБОТЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ: 27 ЛЕТ

В ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ: 22 ГОДА

В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ: 22 ГОДА


Мое профессиональное кредо:

Много воды утекло со времен первого логопеда - легендарного греческого оратора Демосфена, но миссия педагога такого профиля до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда - разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актера, руки целителя и сердце гуманиста.

Приоритетные направления моей деятельности:

  • коррекционно-воспитательная работа на занятиях и в повседневной жизни;
  • диагностика, подготовка детей к школе;
  • развитие логического и творческого мышления дошкольников в процессе развивающих игр, развивающая среда обучения;
  • использование нетрадиционных, инновационных форм и методов обучения;
  • максимальное выравнивание дефекта у ребёнка
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.
  • включение родителей в процесс сопровождения речевого развития ребенка

Использование современных образовательных (коррекционных) технологий, соответствующих ФГОС ДО

  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Психогимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Физминутки
  • Развивающие игры
  • Перфокарты
  • Логоритмика
  • Игрогимнастика
  • Моделирование
  • Мнемотехника
  • Биоэнергопластика
  • Синквейн
  • Элементы Монтессори-педагогики
  • Массажекоррекция
  • Песочная терапия
  • Компьютерные программы
  • Инновационная проектная деятельность


Применение ЦОР

  • наличие фонда компьютерных программ для дошкольников: «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логопедические упражнения», «Скоро в школу», « Весёлая азбука», «Уроки логопеда» и др.
  • авторские тематические презентации
  • « Сетевой город»
  • Публикации материалов из опыта работы на федеральных сайтах:

http://pedstrana.ru/

http://konkurs-rf.ru/

http://logopedy.ru/portal/

http://logopediya.com/

http://mersibo.ru/front4_5

на сайте МБДОУ № 5 http://ds-5-o.ucoz.ru/

на собственном сайте http://сайт/ otradnaya .

  • участие в конкурсах на федеральных педсайтах.


Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

соответствует следующим характеристикам:

1. Комфортность и безопасность.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.

4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.

5. Функциональность предметной среды.



Программное обеспечение коррекционного процесса

  • Адаптированная ООП ДО с учётом авторской «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

  • «Рабочие программы коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда в средней, старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи».


Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Использование ЦОР:
  • Использование ЦОР:

-Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте

-Сайт МБДОУ № 5 http://ds-5-o.ucoz.ru/

-«Сетевой город» http://81.177.100.45/asp/Announce/ViewAnnouncements.asp



  • «Сказки Весёлого Язычка»
  • «Комплексы пальчиковой гимнастики».
  • Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР»
  • «Рабочие программы коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда в средней, старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи»
  • Проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
  • Проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
  • Речевая карта дошкольника с ОНР

Участие в профессиональных конкурсах:






АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО МОГУ БЫТЬ И ЗАЙЧИКОМ И КОЛОБКОМ, КЛОУНОМ, МИШКОЙ И ДАЖЕ ГРИБКОМ, И ДЕДОМ МОРОЗОМ И БАБОЙ ЯГОЙ, НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ АРТИСТКИ ТАКОЙ!

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Глушкова С.В., учитель-логопед

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:

Обеспечить достижение определённых задач,

Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

Гарантировать его высокий уровень.

В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:

№п\п

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

Технологии логопедического обследования

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере

методики: И.А. Смирновой,

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

Своевременно

оказать помощь в преодолении этих трудностей

2 . Здоровьесберегающие технологии.

Технологии формирования речевого дыхания

Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Упражнения для дыхания на индивидуально,

фронтальной, подгрупповой.

методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

Зрительная гимнастика

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Профилактика миопии.

Релаксация

Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение.

Является одним из этапов работы

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Мимическая гимнастика

Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию

Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции

Более четкая мимическая картина

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

Повышение работоспособности,

профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи.

Гимнастика для пальчиков .

Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Крупотерапия, песочная терапия,

су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки

Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития.

Психогимнастика .

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Игры и этюды

Развитие эмоциональной сферы,

рефлексии чувств.

Биоэнергопластика

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребёнка комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для

язычка.

Улучшается речь.

Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие. Активизация интеллектуального и речевого развития, эмоционального восприятия, развитие артикуляционной моторики.

Сказки по лексическим темам на занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики.

Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.

Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры .

Стимулирование и активизация

мышечного тонуса.

Комплексы упражнений на занятии,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения

Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности.

Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребёнка.

Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

Технологии коррекции звукопроизношения

уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций

методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технология концентрированного обучения.

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Тематическое планирование.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технологии дифференцированного обучения

обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.

Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций

на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи

правильному развитию речи воспитанников

Технологии развития связной речи.

учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания

методики

Т. Б. Филичевой,

Г. В. Чиркиной

свободному высказыванию

Игровые технологии

Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение.

Информационные компьютерные технологии

Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, мной используют в работе следующие современные образовательные методики и технологии:

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Использование современных образовательных технологий.

На протяжении всей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, изучая и применяя в системе воспитательно - образовательной работы как традиционные, так и новые современные образовательные педагогические технологии.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, мной используют в работе следующие современные образовательные методики и технологии:

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

Здоровьесберегающие

технологии.

1.Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой нод по лексическим темам.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

2.Зрительная гимнастика.

Снимает напряжение с глаз,

способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование упражнений после

напряженной 10 минутной работы.

Профилактика миопии.

3.Релаксация.

Снимает напряжение, чувство беспокойства.

Является одним из этапов работы

в нод.

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

4.Мимическая гимнастика.

Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию.

Выполняется на каждой нод,

перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции.

Более четкая мимическая картина.

5.Динамические паузы в сочетании с

речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

Повышенная работоспособность,

профилактика нарушения осанки и плоскостопие.

6.Гимнастика для пальчиков.

Развитие мелкой моторики и

навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Крупотерапия, пескотерапия,

су-джоки, мозайка, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Прямопропорциональная зависимость

развития мелкой моторики и речи.

7.Психогимнастика.

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Игры и этюды на нод.

Развитие эмоциональной сферы,

рефлексии чувств.

8.Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие.

Сказки по лексическим темам на нод.

Улучшение произносительных навыков.

9.Биоэнергопластика.

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребенка существует комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка.

Улучшается речь.

10.Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры.

Стимулирование и активизация

мышечного тонуса.

Комплексы упражнений на нод,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения.

Развитие познавательной активности.

Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач.

Активное усвоение знаний.

Технология концентрированного обучения.

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Тематическое планирование.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технология развивающего обучения.

Развитие личности и её способностей.

Ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения.

Создание оптимальных условий

для выявления и коррекции речевых расстройств.

Усвоение программы на различных

планируемых уровнях.

Чистое звукопроизношение,

достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Технология игрового обучения.

Развитие воображения, внимания,

памяти, речи,мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Дидактические и словесные игры,

игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте.

Повышение познавательной активности,

формирование мотивации учебной деятельности