27 июля по новому стилю православные отмечают день кончины преподобного Стефана, чудотворца Махрищского. В 2006 году отмечалось 600-летие со дня преставления перед Богом преподобного Стефана. Этот русский подвижник, уроженец Киева, был собеседником преподобного Сергия Радонежского, духовным наставником преподобного Кирилла Белозерского, современником затворников Руфа и Лаврентия, преподобных Силуана схимника, инока Арсения трудолюбивого, канонарха Леонтия Печерского, диакона Макария Печерского.

Преподобный Стефан Махрищский

К советам преподобного Стефана прислушивался благоверный Великий князь Дмитрий Иванович Донской. На могилу преподобного Стефана совершил паломничество российский самодержец Иоанн Грозный.

О ранних годах Стефана Махрищского историками собрано не очень много информации, но известно, что родился он в начале XIV века, в Киево-Печерской обители принял постриг с именем Стефан. Мирское имя подвижника не сохранилось. С самого детства Стефан читал богоугодную литературу, приучался к строгому посту, непрестанной молитве, примирению страстей и основательному послушанию, чем был примером для иных, принявших постриг. За самоотверженное служение Богу быстро снискал доверие и любовь всех в лавре. Еще до того, как Стефан покинул Киев, он уже был известен как истинный подвижник веры.

Крещение чудотворца Стефана Махрищского. Икона

Возможно, из-за нарушения покоя, вызванного подчинением юга России литовским князьям, а позже польскому королю, и усиления власти католической церкви, в середине XIV века Стефан ушел из Киево-Печерского монастыря, и ушел в землю Московскую.

В Москве его приняли радушно и тепло - Великий Князь Московский Иоанн II Красный (Кроткий), сын известного князя Ивана Калиты, предлагал преподобному остаться в каком угодно московском монастыре, но Стефан испросил разрешения поселиться поодаль от людей. Митрополит Феогност благословил подвижника на отшельничество.

Дальнейший путь преподобного Стефана следовал на северо-восток. После некоторых поисков отшельник остановился в бывшем княжестве Переславля-Залесского, в волости Кинельской (ныне Владимирская область), «в дебрях лесных, близ слияния рек Молокчи и Махры», где и воздвигнул небольшую келью, всего в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. Вскоре о келье узнали местные жители и стали регулярно сюда наведываться. Некоторых из местных прихожан после их многочисленных просьб он благословил поселиться поблизости.

В 1358 году преподобный Стефан Махрищский основал монастырь Святой Живоначальной Троицы, по благословению Алексия, святителя Московского. Князь Иоанн II Красный сделал немалые пожертвования на строительство монастыря и даровал грамоту на пользование землей.

Был воздвигнут храм, при нем скромная иноческая обитель и трапезная. Самого же Стефана рукоположили в иеромонахи и поставили игуменом в этом монастыре. Преподобный предпочитал ничем не отличающуюся от братии одежду и вел простой образ жизни.

Близость обителей преподобных Стефана и Сергия вылилась в дружбу и духовную близость - нередко святые отцы приходили друг к другу, ведя продолжительные беседы. Однажды преподобный Сергий, огорченный братией, прибыл в Махрищскую пустынь. Иеромонах Стефан велел ударить в било и встречал Сергия на пороге обители. Сергий, по праву гостя, благословил Стефана и братию его и вошел в обитель.

Преподобный Стефан Махрищский встречает преподобного Сергия Радонежского в Махрищском монастыре. Гравюра Л. Шелковникова. 1851 год

Преподобный Сергий Радонежский пробыл в Махрищском монастыре всего несколько дней. После чего сказал: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из учеников твоих, знающих пустын-ные места». И по благословению игумена Стефана Сергий Радонежский с иноком Симоном отправился в путь к берегу реки Киржач, где основал монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Алексия.

Преподобный Стефан проводил Сергия Радонежского до источника, который был в трех верстах от монастыря. На месте, где они расстались, позднее была построена часовня, куда многие годы православные ходили крестным ходом.

Сергий Радонежский и Стефан Махрищский

Местный землевладелец Григорий передал монастырю свои земли, находящиеся недалеко от храма, часть имущества раздал, а часть также отдал монастырю. Сам же принял монашество и стал учеником Махрищского Чудотворца. Однако жившие неподалеку некие братья Юрковские опасались, что и их земли могут перейти во владения монастыря, и грозились убить Стефана, настойчиво требуя его ухода из обители. «Бог вас простит, чада, - перед своим уходом сказал преподобный, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!»

Ночью со своим учеником Григорием иеромонах Стефан покинул монастырь, передав управление иноку Илии. Сам же монах держал путь на север, в «княжество Авнежское. В 1392 году около реки Сухоны (в 60 км от Вологды, на берегу потока, называемого Юрьев, ныне Тотемский район) Стефан основал Троицкую Авнежскую пустынь, в основном благодаря пожертвованиям местного землевладельца Константина Дмитриевича, постриженного преподобным в монашество с именем Кассиан.

Руины Троицкого Авнежского монастыря. 2007 год

Слава Троцкой Авнежской обители и, в частности, настоятеля её Стефана, вскоре достигла Москвы. Князь Дмитрий Донской сделал щедрые пожертвования Авнежскому монастырю, а иеромонаха Стефана вызвал к себе. Стефан поручил монастырь своим ученикам Григорию и Кассиану. Однако ученики преподобного, первые монахи Авнежского монастыря, во время нашествия татарского князя Бехтута были убиты татарами.

Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские. Современная роспись

На пути в Москву Стефан навестил свою прежнюю обитель, где братия встретила его с мольбами остаться. Святитель Алексий также велел иеромонаху вернуться в Махрищский монастырь и продолжить игуменствовать там.

По прибытии в Москву иеромонах Стефан впервые встретился с князем Дмитрием Донским. Но не в последний раз - великий князь, почитая преподобного, не раз звал молитвенника к себе для советов и бесед.

Будучи в столице, Стефан повстречал сорокалетнего человека по имени Косьма, казначея, что с юности мечтал уйти в монастырь. Стефан углядел в Косьме великого Божьего слугу и собственноручно постриг с новым именем Кирилл. Впоследствии Косьма стал преподобным Кириллом, игуменом Белоезерским.

Смиренно следуя благословению святителя Алексия, Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Иногда находил отраду в том, что ходил побеседовать к чудотворцу Сергию Радонежскому.

Вид на Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь

О последних годах великого подвижника в рукописи «Житие преподобного Стефана Махрищского» написано: «Подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради».

В Стефано-Махрищской обители

В возрасте около девяноста лет инок Стефан передал управление монастырем старцу Илии и принял схиму. Предчувствуя свою кончину, чудотворец дал последние наставления братии и 14 июля (27 июля по новому стилю) 1406 года скончался. Мощи преподобного благоухали, окончательно уверив братию в святости подвижника. Святой был погребен в Махрищской обители.

Близ мощей Стефана творились многие чудеса.

Одно из преданий гласит: много лет спустя старец Герман, после долгой и неустанной молитвы выйдя из кельи, увидел над могилой преподобного пламя, освещавшее всю обитель. Старец изумился и тут же доложил игумену Ионе. В монастыре тогда гостевал игумен Арсений из монастыря Сергия Радонежского. Он велел возвести гробницу, в которой разжечь неугасимую лампаду. С тех пор в монастыре ежегодно празднуют день почитания Стефана Махрищского.

В 1550 году велась перестройка храма Святой Троицы. Честные мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. При открытии гроба преподобного на его мощах был найден черный кожаный пояс с изображением двенадцати праздников после Пасхи, похожий на монашеские пояса Киево-Печерской лавры. Этот пояс вложили в серебряный крест, от которого верующие получали исцеление.

На месте старой обители возвели новую, каменную. На ее строительство выделил средства государь Иван Васильевич Грозный. Он и приезжал с царицей Анастасией в монастырь на освящение северных приделов.

Вход в Стефано-Махрищскую обитель

В 1557 году произошло еще одно известное чудо, выпавшее на День Святой Троицы. В монастырь пришло тогда более двух тысяч человек. Год в Махрищской обители был неурожайный и голодный. Желая накормить всех пришедших, игумен Варлаам обратился с молитвой помощи к преподобному Стефану. После молитвы Варлаам велел разложить весь оставшийся хлеб на столы, и свершилось чудо - хлеба не только хватило всем пришедшим, но и осталось столько, что хватило братии еще на три месяца.

Первым собирателем сведений о преподобном Стефане стал игумен Варлаам. У своего прадеда, столетнего монаха Серапиона он нашел записки о Махрищском чудотворце и записал чудеса, происходившие на могиле чудотворца. Опираясь на эти записи, игумен Свято-Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по воле митрополита Макария составил житие преподобного Стефана Махрищского. Иоасафом же составлены описание чудес Стефана и служба ему.

В шестивековой истории Стефано-Махрищского монастыря после имени его основателя является самым светлым имя Варлаама, сначала настоятеля Махрищской обители, а затем епископа Суздальского и Тарусского (1557-1570). Именно при святителе Варлааме были обретены нетленные мощи преподобного Стефана, а над местом погребения святого угодника Божия построен храм в его честь.

30 июля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь в селе Махра Александровского района Владимирской области. В храме преподобного Стефана, игумена Махрищского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию и молебен. Его Святейшеству сослужил епископ Сергиево-Посадский Феогност. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий наградил крестом с украшениями настоятельницу обители игумению Елисавету (Жегалову).

Патриарх Алексий II в Стефано-Махрищской обители

Не так давно Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь посетил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Подвижническая жизнь обители и прославление чудотворца Стефана Махрищского продолжаются.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Стефано-Махрищской обители

В Александровском районе Владимирской области, на рубеже Московской и Владимирской Руси есть старинное село Махра. Еще в XIV веке здесь, у слияния рек Молокча и Махрища, была основана Свято-Троицкая обитель , на протяжении многих веков имевшая особенно тесные духовные связи с Троице-Сергиевой лаврой . Основателем этого монастыря стал Киево-Печерский монах Стефан , прибывший сюда из южнорусских земель в годы, когда Киев стал частью Великого княжества Литовского.

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА МАХРИЩСКОГО

"В середине XIV столетия преподобный Стефан оставил родную Киево-Печерскую обитель и направился в Московскую землю. По всей видимости, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было уже начавшиеся в то время на юге Руси притеснение православных от католиков. По прибытии в Русь Северо-Восточную, отец Стефан стал учеником преподобного Сергия Радонежского, и по его благословению основал Махрищский монастырь..."


Махрищский монастырь на многие века стала зримым символом единства православных традиций двух величайших русских обителей: Киево-Печерской и Троице-Сергиевой . Однако в веке XX его, как и многие другие наши святыни постигло закрытие и разорение. Но по молитвам преподобного Стефана Махрищского, основанная им святыня не просто возродилась, а приобрела еще большее великолепие, чем в прежние годы. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в ходе одного из визитов в Махрищскую обитель:

"Несомненно, во всем этом присутствовала обильная Божия помощь. Нельзя просто так выдумать для себя некий образ и сказать, что он непременно будет воплощен, особенно когда нет ни материальных предпосылок, ни власти, ни денег, ни строительных квалификаций. Будто и не было ничего, но была горячая вера, что по молитвам святого преподобного Стефана, по молитвам святителя Варлаама, прославившего преподобного Стефана, эта обитель не только явит первозданную красоту, но и превзойдет ее..."


Конечно, это случилось во многом благодаря и самоотверженным трудам сегодняшних насельниц Махрищского монастыря - игуменьи Елисаветы и сестер обители, которые смогли возродить эту святыню практически из небытия. Особую же благодарность в этих святых стенах испытывают к Предстоятелям Русской Церкви - приснопамятному Патриарху Алексию II и нашему сегодняшнему Первосвятителю Патриарху Кириллу, которые взяли на себя особое попечение о Махрищском монастыре, ныне имеющем статус ставропигиального - патриаршего. Так, монахиня Анна (Клыгина), казначея Стефано-Махрищского монастыря, в интервью Царьград.TV особо отметила:

"Святейший Патриарх Кирилл был у нас уже семь раз, и последний раз в этом году Святейший приезжал на чтение Великого канона Андрея Критского, сам читал канон, и это было огромным событием. Очень много было паломников - до тысячи человек, такого у нас еще никогда не было, но, слава Богу, большой Троицкий собор всех вместил, все слышали чтение канона, молились вместе со Святейшим. Приезд Святейшего всегда для нас большое событие и большая радость..."

И каждому из нас, православных христиан, стоит найти возможность хотя бы раз в жизни посетить эту дивную обитель и поклониться святым мощам ее основателя - преподобного Стефана Махрищского, еще при жизни признанного чудотворцем. Святого, чей жизненный путь напоминает всем нам о том, что Православная Русь выше любых государственных границ, а потому была, есть и всегда будет единой.

Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

реподобный Стефан, великий угодник Божий и чудотворец, был духовным другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, первым наставником преподобного , святым, которого лично знали и почитали великие князья Симеон Иоаннович Гордый и , к советам которого прислушивался святой благоверный князь , к гробнице которого совершал паломничество царь Иоанн Васильевич Грозный.

детстве и юности будущего подвижника известно очень немногое. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан, вероятно, в честь первомученика архидиакона Стефана (мирское же имя святого осталось неизвестным). Родители Стефана, люди богобоязненные и благочестивые, в отрочестве отдали сына «в учение чтению и письму Божественных книг» , в чем он легко преуспел еще до поступления в святую обитель. Начав же подвизаться в монастыре под руководством опытных старцев, Стефан, как говорится в древнем житии, приучился к воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни и более старшим насельникам. Прежде всех приходил он в храм и последним выходил из него, на молитве в церкви стоял неподвижно, не переходя с места на место до окончания пения или чтения, не приклоняясь к стене, не переминаясь с ноги на ногу, имея руки согбенны, стоял, как бы осужденный. Наставников своих он слушал беспрекословно и служил всем так безропотно и кротко, что за смирение свое приобрел любовь и доверие братии.

Рождество прп. Стефана Крещение прп. Стефана

Современниками преподобного Стефана были многие прославленные в лике святых преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них – преподобный Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий… Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской.
В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По всей видимости, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было начавшиеся уже в то время притеснение православных от униатов на юге Руси. В Москву преподобный пришел, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Московского Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте.

Подвижник отправился на северо-восток и после долгих поисков избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре. Здесь он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю. Спустя время, стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. А вскоре (не позднее 1358 г.) святитель Московский благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил во иеромонаха и поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

Беседа с Иоанном Кротким Преподобный Стефан
воздвигает крест
Приход ученика Григория

лизость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь. В ожидании его Махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, не желая по великому смирению принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет. Сам преподобный Стефан проводил своего друга за три версты от монастыря. У источника, на том месте, где они расстались, позднее была поставлена часовня, к которой ежегодно до революции совершался крестный ход из Махрищской приходской церкви во имя преподобного Сергия.

Преподобный Стефан Встреча преподобных
Стефана и Сергия
Преподобный Сергий

Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово воздвигли гонение на преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещеваниям Стефана, они грозились убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада», - смиренно ответил святой, - «не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами преподобный покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, (около 1370 г.) основал Троицкую Авнежскую пустынь. Шедрым жертвователем новой обители стал богатый местный землевладелец Константин Димитриевич, впоследствии постриженный преподобным Стефаном в монашество с именем Кассиан. Первые насельники Авнежского монастыря – Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.

Уход преподобного
Стефана из
Махры
Основание
Авнежского
монастыря

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Донского, повелевшего преподобному Стефану прибыть в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера. Житие упоминает и о том, что великий князь много раз призывал преподобного для духовных бесед, а последняя их беседа продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились такому почитанию князем Махрищского игумена.

Известный во многих московских княжеских домах подвижник, преподобный Стефан не отказывал в беседах и наставлениях тем, кто приходил к нему с верою. Промыслом Божиим было устроено так, чтобы в некоем человеке по имени Косьма, ищущем духовного совета, опытный старец прозрел будущего великого подвижника и угодника Кирилла Белозерского. Воспитанник и сродник великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича , Косьма был казначеем его имения, но с юных лет имел тайное желание удалиться в монастырь. Косьме было уже около сорока лет, когда (около 1380 года) в Москву прибыл преподобный Стефан. Узнав об этом, Косьма искал встречи с ним и со слезами просил игумена Махрищского постричь его в монахи, вопреки воле Тимофея Васильевича. Преподобный Стефан облек его в иноческие одежды (в рясофор) без произнесения подобающих обетов, но нарек ему новое имя – Кирилл, а непреклонному опекуну представил дело так, будто бы Косьма уже пострижен в монахи. Гнев окольничьего был страшен, видимо, он даже не побоялся оскорбить преподобного, и только богобоязненная жена его Ирина смягчила суровость Тимофея Васильевича. Опомнившись, тот вернул Стефана, примирился с ним и, уступив его просьбе, позволил Косьме удалиться в святую обитель.

Стефан же поручил Кирилла архимандриту московского Симонова монастыря Феодору, племяннику и ученику преподобного Сергия Радонежского, который и совершил его монашеский постриг.

По повелению великого князя Димитрия из Москвы преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца дней своих. Жил же он, по свидетельству жития, «сколько строгий к себе, столько снисходительный к другим, он не гневался на проступки других и трудился для обители более прочих; усердно наставлял братию путям спасения, но говорил наставления кротко и тихо. Одежда на нем была самая худая - в заплатах и грубая. Обитель его, по его молитвам и трудам, пришла в цветущее состояние; - братия ревновала о благочестии, многие из мирян приходили для молитвы и выслушать совет блаженного игумена» .

Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Погребли его у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.

осле преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана.

Первые преемники святого Стефана – игумены Илия и Николай – строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой.

Преставление преподобного
Стефана

Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, при них не столь ревностным стало и почитание памяти первоначальника обители. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который, спустя время, был возведен на этом месте. Сохранилось предание, относящееся к первой трети XVI века, о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Сахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

Святитель Варлаам, ставший игуменом монастыря в 1557 году, с особым усердием собрал все сведения о жизни святого первоначальника обители и преподнес свой труд митрополиту Московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах Данилова монастыря составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иоанн Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобные пояса носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный с позолотой крест, от которого многие стали получать исцеления.

Над мощами преподобного Стефана была сооружена каменная церковь в его честь, ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного.

Рака над мощами преподобного
Стефана, XVI век

Множество исцелений совершалось у гроба преподобного Стефана: бесноватые, расслабленные, немые, сами приходившие или приводимые в монастырь родными, получали благодатную помощь. Некоторые из чудесно исцеленных навсегда оставались в обители или ежегодно приходили сюда на поклонение святому.

В 1997 году над местом упокоения преподобного Стефана был восстановлен храм в его честь, разрушенный в 1942 году, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака. Память святого преподобного Стефана Махрищского и всея России чудотворца совершается 14/27 июля.

Святый преподобный Стефан, игумен Махрищский. М., 1894. С. 7.

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он принял иночество в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где его с любовью принял великий князь Иоанн II (1353-1359), разрешивший ему поселиться в местечке Махрище, недалеко от Городища, в 35 верстах от Сергиевой пустыни.

Поставив себе келлию и проводя жизнь в трудах пустыннических, он, дорожа безмолвием, не принимал желавших присоединиться к нему, но потом уступил просьбам и, таким образом, в 1358 году основал обитель, в которой был поставлен игуменом.

Жившие близ его обители братья Юрковские, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, грозились убить святого подвижника. Увещания преподобного не помогали. Тогда святой Стефан удалился в другое место. В шестидесяти верстах севернее Вологды, на реке Авнеже, он основал с учеником Григорием пустынную обитель во Имя Святой Троицы. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, а преподобного Стефана послал обратно в Махрищский монастырь. Возвратившись в свою обитель, святой Стефан устроил в ней жизнь по общежительному уставу.

Когда удалился из своей обители, чтобы найти место для подвигов, то его принял преподобный Стефан, который дал великому подвижнику Сергию своего ученика Симона, хорошо знавшего окрестности. Преподобный Сергий поселился вместе с Симоном на острове Киржач, где и основал обитель.

Святой Стефан был строг к себе и снисходителен к другим, трудился он для обители больше всех; усердно наставлял братию путям спасения кроткими и тихими речами; одежду носил самую ветхую и грубую.

Дожил преподобный до глубокой старости, принял схиму и скончался в 1406 году 14 июля. При построении нового каменного храма во Имя Святой Троицы в 1550 году его святые мощи обретены нетленными. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах всем призывающим имя святого.

Иконописный подлинник

Москва. 2000.

Прп. Стефан Махрищский с житием. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 г. Троице - Стефановский Махрищский монастырь.

Русь. XVII.

Собор Радонежских святых (фрагмент). Русь. XVII в. Музей "Ризница Троице-Сергиевой Лавры".

Русь. XVII.

Прп. Стефан Махрищский с житием. Икона. Русь. XVII в. Из Троице - Стефановского Махрищского монастыря. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Александрова Слобода.

Москва. XIX.

Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра.

Икона Образ Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

Молитва преподобному святителю Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Всеблаженне и Преподобне Отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, престолу Ея предстоя с лики святых ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе: услыши молитвы наша и принеси к престолу Триипостасного Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О, благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, Чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники бытии благодатных дарований, ими же тя Бог обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах, и заступник от враг видимых и невидимых; да и мы, богоугодно прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными твоими молитвами, будем наследницы царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти престолу Царя славы. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу, составленная игуменом Саввой

О великий угодниче Божий, отче наш преподобный Стефане! Веруем убо, аще ты и многими веками от нас отдаленный, но любвеобильным твоим духом не отлучаешься от места земнаго твоего подвига, ты с нами грешными всегда пребываешь; мы же, благодарящее о сем Господа, благоговейно покланяемся святым твоим мощам и любезно целуем твой образ. О великий наш ходатай, веруем твоему о нас предстательству и просим тебя со слезами умиления: моли Господа Вседержителя, всем предстоящим во святом храме сем и на всяком месте призывающим тебя на помощь, даровать в настоящей жизни оставление грехов, мир душевный, благое жительство, вожделенное здравие и многия лета; а в будущем веке, удостой нас чад своих узреть тебя лицеем к лицу и услышать о нас вожделенный твой глас: Се аз и дети их же ми дал еси, и да сподобимся купно с тобою предстать престолу Царя небесного и улучить радость конца неимущую, аминь.

Тропарь преподобному Стефану Махрищскому

Тропарь, глас 8:
Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко в рай, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей,/ и души молитвою возводити к божественной высоте,/ темже имеяй дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся преподобне Стефане, постников удобрение.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.