… Зачем ты, о князь, отверг свою единородную душу…? Чем ты заменишь её в день Страшного суда? Даже если ты приобретёшь весь мир, смерть всё равно похитит тебя…

Ты же ради тела погубил душу, презрел вечную славу ради мимотекущей и, на человека разъярившись, на Бога восстал. Пойми, бедный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе слова: «Кто думает, что он имеет, всего лишится»… ты погубил себя не во имя Бога, а из себялюбия? Могут и там понять твоё злодейство те, кто поумнее: ты бежал не от смерти, а желая мимотекущей славы и богатства. Если же ты, по твоим словам, праведен…, зачем ты убоялся мученической смерти, которая не есть смерть, но приобретение? В конце концов всё равно умрёшь. Если же ты убоялся смертного приговора из-за лжи и клеветы твоих друзей, слуг сатаны, то это показывает только ваши всегдашние изменнические умыслы! Зачем ты презрел апостола Павла, говорящего: «Всякая душа да повинуется властям; нет власти не от Бога; тот, кто противится власти, противится Божьему повелению»? Смотри и разумей: кто противится власти – противится Богу; а кто противится Богу, тот называется отступником, а это – наихудший грех. А ведь это сказано о всякой власти, даже о власти, приобретённой кровью и войной. Вспомни же сказанное выше, что мы ни у кого не похитили стола, – кто противится такой власти, тем более противится Богу!..

Писание твоё принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком и поэтому, хоть письмо твоё и наполнено мёдом и сотами, но на вкус оно горше полыни, как сказал пророк: уста их мягче елея, но в них – стрелы. Так ли обучен ты, христианин служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от Бога данному, как делаешь ты, изрыгая бесовский яд?

Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься!..

Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумываем, если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят.

* * *

… Я обещал подробно рассказать, как жестоко я страдал из-за вас от юности до последнего времени.

Когда же Божьей судьбой родительница наша, благочестивая царица Елена, переселилась из земного царства в небесное, остались мы с покойным братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не помогал; осталась нам надежды только на Бога, Пречистую Богородицу, на всех святых и на родительское благословение. Было мне в это время восемь лет, подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и напали при этом друг на друга. И чего только они не наделали! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери перенесли в Большую казну и при этом неистово пихали её ногами и кололи палками (концами трости), а остальное разделили между собой. А ведь делал это дед твой, Михайло Тучков. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменяли нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону…

Когда же мы достигли 15 лет, то взялись сами управлять своим царством, и, слава Богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи всегда раздражают Бога, то случился за наши грехи по Божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники – бояре, те, которых ты называешь мучениками (назову их имена, когда найду нужным), как бы улучшив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими детьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала и таким образом спалила Москву, и что будто мы знали об этом их замысле…

* * *

А что, по твоим безумным словам, твоя кровь, пролитая от рук иноплеменников ради нас, вопиет на нас к Богу, то, раз она не нами пролита, это достойно смеха: кровь вопиет на того, кем она пролита, а ты выполнял свой долг перед отечеством; ведь если бы ты этого не сделал, то был бы не христианин, но варвар…

Ты пишешь, что ждёшь воздаяния от Бога, – поистине, время, справедливо воздаёт за всякие дела – добрые и злые, но только следует каждому человеку рассудить: кто какого воздаяния заслуживает за свои дела? Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда, – видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?… А если ты своё писание хочешь с собою в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить врагам…

1) Успенский и Архангельский соборы в Москве

2) церковь Троицы в селе Большие Вяземы, Успенский собор в Ростове

3) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бору в Москве

4) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве

31. Прочитайте отрывок из письма и определите его автора:

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начер­тали на них имена своих родителей».

1) Иван III 2) Иван IV 3) Федор Иванович 4) Борис Годунов

К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI в.?

1) усиление власти бояр-вотчинников

2) проведение среди всего населения выборов в земства, ведавшие образованием, почтой и другими социальными вопросами

3) усиление влияния на местное управление специальных наместников царя из числа опричников

4) привлечение дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах

Какие изменения произошли в результате принятия решений Стоглавым собором?

1) церковные земли были переданы государству

2) были открыты церковные школы во всех городах России

3) были введены единые церковные обряды

4) была введена регулярная армия

Каковы были последствия введения «заповедных лет»?

1) крестьянам было разрешено уходить от хозяина только в Юрьев день

2) крестьянский переход запрещался даже в Юрьев день

3) вводился бессрочный сыск беглых крестьян

4) крестьянам на год разрешалось не платить подати

Какое событие произошло в 1514 г.?

1) к Московскому княжеству был присоединен Псков

2) войска московского князя взяли Смоленск

3) родился Иван IV Васильевич

4) построен храм Вознесения в Коломенском

Сборник житий святых, расписанных по месяцам, составленный митрополитом Макарием в XVI в.

1) «Домострой» 3) «Великие Четьи-Минеи»

2) «Стоглав» 4) «Златоструй»



Советами всея земли» называли

1) Земские соборы 3) заседания Боярской думы

2) церковные соборы 4) вечевые сходы

О формировании в России централизованного государства свидетельствует

1) победа русских войск на Куликовом поле 3) деление русских земель на губернии

2) возрастание политической роли церкви 4) создание системы приказов

Ливонская война привела к

1) распаду Ливонского ордена

2) получению Россией выхода в Балтийское море

3) получению Россией всей территории Ливонии

4) потере Россией Великого Новгорода

Введение Иваном Грозным опричнины (вторая половина XVI в.) привело к

1) отмене местничества 3) укреплению личной власти царя

2) отмене кормлений 4) окончательному закрепощению крестьян

Согласно указу о «заповедных летах» 1581 г.

1) крестьянам запрещалось уходить от владельцев в течение объявленных лет

2) устанавливался единый срок для перехода крестьян

3) устанавливалось право помещиков судить своих крестьян

4) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли


В итоге Ливонской войны (1558-1583) Россия потеряла

1) крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван-город

2) побережье Каспийского моря

3) Новгород и Псков

4) Смоленские и Черниговско-Северские земли

Что из названного относится к результатам реформ, проведенных Избранной радой в середине XVI в.?

1) хозяйственное разорение страны

2) обострение противоречий между представителями служилого сословия

3) ослабление центральной власти

4) укрепление вооруженных сил страны

На Руси к началу XVI в., в отличие от XIII в.

1) усилилась феодальная раздробленность

2) появился титул «Государь всея Руси»

3) уменьшилась феодальная зависимость крестьян

4) власть князя ограничивалась Боярской думой

Реформы Избранной рады и политика опричнины были направлены на

1) установление деспотизма



2) создание сословно-представительной монархии

3) ликвидацию остатков феодальной раздробленности

4) усиление позиций аристократии

1.[..] Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я страдал из-за вас в юности и до последнего времени. Это известно всем (ты был еще молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство 1 и вступил на вечные времена в царство небесное предстоять пред Царем царей и Господином государей, мы остались с род-ным братом, святопочившим Георгием 2: мне было три года, бра-ту же моему год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени нахо-дясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные на-роды – литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы 3 , и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали – князь Семен Бельский и Иван Ляцкий 4 , подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву 5 , и куда только они не бегали, взбесившись, – и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных 6 . Но, слава Богу, ничего из этого не вышло – по Божьему заступничеству и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и по молитвам наших родителей все эти замыслы рассыпались в прах как заговор Ахитофела 7 . 2. Потом изменники подняли против нас нашего дядю, князя Андрея Ивановича 8 , и с этими изменниками он пошел было к Новгороду (вот кого ты хвалишь и называешь доброжелателями, готовыми положить за нас душу!), а от нас в это время отложились и присоединились к князю Андрею многие бояре во главе с твоим родичем, князем Иваном, сыном князя Семена 9 , внуком князя Петра Головы Романовича, и многие другие. Но, с Божьей помощью, этот заговор не осуществился. Не то ли это доброжелательство, за которое ты их хвалишь? Не в том ли они за нас свою душу кладут, что хотели погубить нас, а дядю нашего посадить на престол? Затем же они, как подобает изменникам, стали уступать нашему врагу, государю литовскому, наши вотчины, города Радогощь, Стародуб, Гомель 10 , – так ли доброжелательствуют? Если в своей земле некого подучить, чтобы погубили славу родной земли, то вступают в союз с иноплеменниками – лишь бы навсегда погубить землю!
    3. Когда же суждено было по Божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене, переселиться из земного царства в небесное 11 , остались мы со святопочившим в Боге братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не помогал; оставалась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделили. А ведь делал это дед твой, Михаило Тучков 12 . 4. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились 13 ; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе 14 . А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея, и на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина 15 , ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского и многих других заточили в разные места; и на церковь руку подняли: свергнув с престола митрополита Даниила 16 , послали его в заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. 5. Нас же с единородным братом моим, в Бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. 6. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая зеленая на куницах, да к тому же на потертых; так если это и было их наследство, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги. А о казне наших дядей что и говорить? Всю себе захватили. Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее и говорили так или иначе, и делали. 7. Так они жили много лет, но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов; и поэтому князя Ивана Васильевича Шуйского от себя отослал, а при себе велел быть боярину своему князю Ивану Федоровичу Бельскому 17 . Но князь Иван Шуйский, собрав множество людей и приведя их к присяге, пришел с войсками к Москве 18 , и его сторонники, Кубенские 19 и другие, еще до его прихода захватили боярина нашего, князя Ивана Федоровича Бельского и иных бояр и дворян и, сослав на Белоозеро, убили 20 , а митрополита Иоасафа 21 с великим бесчестием прогнали с митрополии. Потом князь Андрей Шуйский 22 и его единомышленники явились к нам в столовую палату, неистовствуя, захватили на наших глазах нашего боярина Федора Семеновича Воронцова, обесчестили его, оборвали на нем одежду, вытащили из нашей столовой палаты и хотели его убить. 8. Тогда мы послали к ним митрополита Макария 23 и своих бояр Ивана и Василия Григорьевичей Морозовых передать им, чтобы они его не убивали, и они с неохотой послушались наших слов и сослали его в Кострому; а митрополита толкали и разорвали на нем мантию с украшениями, а бояр толкали в спину. Это они-то – доброжелатели, что вопреки нашему повелению хватали угодных нам бояр и избивали их, мучили и ссылали? Так ли они готовы душу за нас, государей своих, положить, если приходят на нас войной, а на глазах у нас сонмищем иудейским захватывают бояр, а государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? Хороша ли такая верная воинская служба? Вся вселенная будет смеяться над такой верностью! Что и говорить о притеснениях, бывших в то время? Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они творить зло 24 ! 9. Когда же нам исполнилось пятнадцать лет, то взялись сами управлять своим царством 25 , и, слава Богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи часто раздражают Бога, то случился за наши грехи по Божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те, которых ты называешь мучениками (я назову их имена, когда найду нужным), как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими людьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала, и таким образом спалила Москву 26 и что будто мы знали об этом их замысле. 10. И по наущению наших изменников народ 27 , собравшись по обычаю иудейскому, с криками захватил в приделе церкви великомученика Христова Димитрия Селунского нашего боярина, князя Юрия Васильевича Глинского; втащили его в соборную и великую церковь и бесчеловечно убили напротив митрополичьего места, залив церковь кровью, и, вытащив его тело через передние церковные двери, положили его на торжище, как осужденного преступника. И это убийство в церкви всем известно, а не то, о котором ты, собака, лжешь! 11. Мы жили тогда в своем селе Воробьеве 28 , и те же изменники подговорили народ и нас убить за то, что мы будто бы прячем от них у себя мать князя Юрия, княгиню Анну, и его брата, князя Михаила 29 . Как же не посмеяться над таким измышлением? Чего ради нам самим жечь свое царство? Сколько ведь ценных вещей из родительского благословения у нас сгорело, каких во всей вселенной не сыщешь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить свое собственное имущество? Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во всем видна ваша собачья измена. Это похоже на то, как если бы попытаться окропить водой колокольню Ивана Святого 30 , имеющую столь огромную высоту. Это – явное безумие. В этом ли состоит достойная служба нам наших бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие собачьи стаи, убивают наших бояр, да еще наших родственников? И так ли душу свою за нас полагают, что всегда жаждут отправить душу нашу из мира сего в вечную жизнь? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят! Что же ты, собака, гордо хвалишься и хвалишь за воинскую доблесть других собак-изменников? 12. Господь наш Иисус Христос сказал: «Если царство разделится, то оно не сможет устоять» 31 , кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобными распрями? Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается – это для тебя неважно; ты, оказывается, не только не укрепляешь храбрость, но сам ее подрываешь. И выходит, что ты – ничтожество; в доме ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь укрепить храбрость в самовольстве и в междоусобных бранях, а это невозможно. 13. Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев 32 , ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами 33 , надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра 34 , надеясь, что человек, стоящий у престола Господня, побережет свою душу, а он, поправ свои священнические обеты и право предстоять с ангелами у престола Господня, к которому стремятся ангелы преклониться, где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец Божий и никогда не гибнет, он, еще при жизни удостоившийся серафимской службы, все это попрал коварно, а сперва как будто начал творить благо, следуя Священному Писанию. Так как я знал из Божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению; он же, желая власти, подобно Илье жрецу 35 , начал подобно мирским людям, окружать себя друзьями 36 . 14. Потом собрали мы всех архиепископов, епископов и весь священный собор русской митрополии 37 и получили прощение на соборе том от нашего отца и богомольца митрополита всея Руси Макария за то, что мы в юности возлагали опалы на вас, бояр, также и за то, что вы, бояре наши, выступали против нас; вас же, бояр своих, и всех прочих людей, за вины все простили и обещали впредь об этом не вспоминать, и так признали всех вас верными слугами. Но вы не отказались от своих коварных привычек, снова вернулись к прежнему и начали служить нам не честно, попросту, а с хитростью. Так же и поп Сильвестр сдружился с Алексеем 38 , и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: вместо духовных, стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами, а мелких детей боярских по чести вам уподобляли. 15. Мало-помалу это зло окрепло, и стали вам возвращать вотчины, и города, и села, которые были отобраны от вас по уложению нашего деда, великого государя, и которым не надлежит быть у вас, и те вотчины, словно ветром разметав, беззаконно роздали 39 , нарушив уложение нашего деда, и этим привлекли к себе многих людей. И потом ввели к нам в совет своего единомышленника, князя Дмитрия Курлятева 40 , делая вид, что он заботится о нашей душе и занимается духовными делами, а не хитростями; затем начали они со своим единомышленником осуществлять свои злые замыслы, не оставив ни одного места, где бы у них не были назначены свои сторонники, и так во всем смогли добиться своего. Затем с этим своим единомышленником они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как вам заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими. 16. Так было и во внешних делах; во внутренних же, даже малейших и незначительнейших, вплоть до пищи и сна, нам ни в чем не давали воли: все было по их желанию, на нас же смотрели, как на младенцев. Неужели же это «противно разуму», что взрослый человек не захотел быть младенцем? Потом вошло в обычай: если я попробую возразить хоть самому последнему из его советников, меня обвиняют в нечестии, как ты сейчас написал в своей нескладной грамоте, а если и последний из его советников обращается ко мне с надменной и грубой речью, не как к владыке и даже не как к брату, а как к низшему, – то это хорошим считается у них; кто нас послушается, сделает по-нашему, – тому гонение и великая мука, а если кто раздражит нас или принесет какое-либо огорчение, – тому богатство, слава и честь, а если не соглашусь – пагуба душе и разорение царству! И так жили мы в таком гонении и утеснении, и росло это гонение не день ото дня, а час от часу: все, что было нам враждебно, усиливалось, все же, что было нам по нраву и успокаивало, то уничтожалось. Вот какое тогда сияло православие! Кто сможет подробно перечислить все те притеснения, которым мы подвергались в житейских делах, во время путешествий, и во время отдыха, и в церковном предстоянии, и во всяких других делах? Вот как это было: они притворялись, что делают это во имя Бога, что творят такие утеснения не из коварства, а ради нашей пользы. 17. Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на безбожный народ казанский 41 , и по неизреченному Божьему милосердию одержали победу над этим безбожным народом, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился. Вот каково доброжелательство тех людей, о которых ты говоришь, и так они душой за нас жертвуют – хотят выдать нас иноплеменникам! 18. Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, Свое милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника – сына Дмитрия 42 ; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более – души свои и присягу нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдаленного родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира 43 . Говорит ведь древнее изречение, хоть и мирское, но справедливое: «Царь царю не кланяется, но когда один умирает, другой принимает власть» 44 . Вот каким доброжелательством от них мы насладились еще при жизни, – что же будет после нас! Когда же мы по Божью милосердию все узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всем потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию 45 и уподобляли ее всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали. 19. А после этого собака и давний изменник, князь Семен Ростовский 46 , который был принят нами в думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойно с товарищами 47 , и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей; мы же, расследовав это злодейство, наказали того, но милостиво. А поп Сильвестр после этого вместе с вами, злыми советниками своими, стал оказывать этой собаке всяческое покровительство и помогать ему всякими благами, и не только ему, но и всему его роду. И так с тех пор для всех изменников настало вольготное время, а мы с той поры терпели еще больше притеснений: ты также был среди них: известно, что вы с Курлятевым хотели втянуть нас в тяжбу в пользу Сицкого 48 .
20. Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за нее порицал 49 ; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, – все это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией 50 ? Из-за одного лишь неподобающего слова! Молитв, хождений к святым местам, приношений и обетов о душевном спасении и телесном выздоровлении и о благополучии нашем, нашей царицы и детей – всего этого по вашему коварному умыслу нас лишили, о врачебной же помощи против болезни тогда и не вспоминали. И когда пребывая в такой жестокой скорби и не будучи в состоянии снести эту тягость, превышающую силы человеческие, мы, расследовав измены собаки Алексея Адашева и всех его советников, нестрого наказали их 51 за все это – на смертную казнь не осудили, а разослали по разным местам, поп Сильвестр, видя, что лишились всего его советники, ушел по своей воле, мы же его с благословением отпустили, не потому, что устыдились его, но потому, что я хочу судиться с ним не здесь, а в будущем веке, перед агнцем Божьим, которому он всегда служил, но, презрев, по коварству своего нрава, причинил мне зло; в будущей жизни хочу с ним судиться за все страдания мои душевные и телесные. Поэтому и чаду его я до сих пор позволил жить в благоденствии, только видеть нас он не смеет.

Исполненное истинного православия самодержавство Российско­го царства началось по Божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой че­сти от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от до­стойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами. Мы же хвалим Бога за без­мерную его милость, что не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по Божию изволению и по благо­словению прародителей и родителей своих родились на царстве и воспитались. Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти - противится Богу! Апостол Павел говорит: «Рабы! Слушайтесь своих господ, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». На это уже воля Господня, если придется пострадать. Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни.

Из-за одного какого-то гневного слова погубил ты не только свою душу, но и души своих предков собачьей изменой, нарушив крестное целование.

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? Апостол Павел писал: «Наследник, доколе в детской, ничем не отличается от раба, он подчинен управителям и настав­никам до срока, отцом назначенного». Мы же, слава Богу, дошли до возраста, отцом назначенного, и нам не подобает слушаться наставников.

А когда ты вопрошал, зачем мы данных нам Богом для борьбы с врагами воевод различным казням предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший, потому что Русская земля держится Божьим милосердием и ми­лостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и бла­гословением наших родителей, и, наконец, нами, своими госуда­рями, а не судьями и воеводами. А жаловать своих холопов 459 мы всегда были вольны," вольны были и казнить.

Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Это известно всем. Когда остались мы с почившим в бозе братом Георгием- 460 круглыми сиротами - никто нам не помогал. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - полу­чили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе 461 . И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский 462 сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая 463 зеленая на куницах, да к тому же на потертых,так если это и было их наследство, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, когда есть лишние деньги.

Был при нашем дворе собака Алексей Адашев, мы же взяли его из навоза и сравняли с вельможами, надеясь на верную его службу. Потом для совета в духовных делах и спасения своей души взял я попа Сильвестра. Поп Сильвестр сдружился с Алексеем, и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными, стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучая вас прекословить нам. Окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле. И так жили мы в гонении и утеснении.

До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались; но вольны были жаловать и казнить своих подданных.

Тест по темам «Эпоха Ивана Грозного» и «Смута в России»

    Расположите в хронологической последовательности исторические события

    Восстание И.И.Болотникова

    Поход Девлет-Гирея на Москву

    Семибоярщина

    Установите соответствие между событиями и датами

События

Даты

А)Второе ополчение

1)1598-1613

Б)Ливонская война

2)1612

В)Смута

3)1552

Г)Начало царствования Ивана Грозного

4)1533-1584

5)1547

6)1558-1583

3.Установите соответствие между событиями и фактами

События

Даты

А)Царствование Федора Иоанновича

1)1610-113

Б)Восстание под предводительством Хлопка

2)1605-1606

В)Правление Лжедмитрия I

3)1589

Г)Составление Судебника Ивана Грозного

4)1550

5)1584-1598

6)1603

4.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Даты

А)Реформы Избранной Рады

1Елена Глинская

Б)Изгнание поляков из Москвы

2)Григорий Отрепьев

В)Учреждение патриаршества

3)Алексей Адашев

Г)Денежная реформа

4)Федор Иоаннович

5)Кузьма Минин

6)Борис Годунов

5.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Даты

А)Первое ополчение

1Макарий

Б)Польская интервенция

2)Сигизмунд III

В)»Домострой»

3)Иов

Г)Венчание Ивана IV на царство

4)И.Болотников

5)П.Ляпунов

6)Сильвестр

6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Время

Событие

Участник

____________(А)

_______________(Б)

Иван Сусанин

Октябрь 1612 г

Освобождение Москвы

_______________ (В)

_____________(Г)

Ливонская война

______________ (Д)

1589 г

_______________(Е)

Иов

    1612 г

    1558-1583 г

    1611 г.

    Присоединение Казанского ханства

    Учреждение патриаршества

    Смута

    Дмитрий Пожарский

    Стефан Баторий

    Ермак Тимофеевич

Век

Правитель

Преемник

XIII

Александр Невский

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Дмитрий Донской

______________(Г)

Иван Великий

_______________(Д)

Иван Грозный

______________(Е)

1) XVII

2) XIV

3) XVI

4)Василий Темный

5)Иван Красный

6)Иван Калита

7)Федор

8)Даниил

9)Василий III

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Событие

Дата

Участник

Опричнина

1565-1572

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Дмитрий Пожарский

Ливонская война

______________(Г)

Андрей Курбский

_______________(Д)

1564

______________(Е)

1)Малюта Скуратов

2)Иван Федоров

3)Филарет

4)Смута

5)»Апостол»

6)Взятие Астрахани

7)1558-1583

8)1598-1613

9)1533-1584

8. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками

Памятники культуры

Характеристики

А) Собор Василия Блаженного

1) Построен при Иване III

Б)Церковь Вознесения в Коломенском

2)Построен Аристотелем Фиораванти

В)Успенский собор

3)Построен в честь взятия Казани

Г)Краснокаменный кремль в Москве

4)Построена в честь рождения Ивана IV

5) Построена при Борисе Годунове

6)Построен в честь присоединения Сибири

9. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами

Памятники культуры

А) «Апостол»

1) Сильвестр

Б) «Домострой»

2)Афанасий Никитин

В) «Троица»

3)Андрей Рублев

Г)»Хождение за три моря»

4)Марк Фрязин

5)Иван Федоров

6)Аристотель Фиораванти

10.Какие из перечисленных исторических лиц являлись современниками Ивана IV ?

1)Софья Палеолог

2)Елена Глинская

3)Хан Кучум

4)Хан Ахмат

5)В.Шуйский

6)А.Адашев

11.Какие три города были присоединены к Москве в Х VI веке?

1)Псков

2)Смоленск

3)Рязань

4)Тверь

5)Новгород

6)Коломна

12. Кто из исторических деятелей входил в Избранную Раду?

1) Иван Болотников

2)Патриарх Иов

3)Алексей Адашев

4)Иван Висковатый

5)Борис Годунов

6)Протопоп Сильвестр

13.Какие три из перечисленных события произошли во время Смуты?

1)Интервенция Речи Посполитой

2)Опричнина

3)Первое ополчение

4)Оборона Троице-Сергиевой лавры

5)Установление патриаршества

6) Ливонская война

14.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе Ивана IV .

1) стрельцы, 2)опричники, 3)полки «нового строя», 4)Избранная рада, 5) Стоглавый собор, 6) Уложение о службе

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV - XVI в.

1)урочные лета, 2) пожилое, 3)Табель о рангах 4) заповедные лета, 5) Соборное уложение, 6)Юрьев день

16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XII - XV в.

1) дворяне, 2) стрельцы, 3)поместье, 4)оисифляне, 5) ордынский выход, 6)местничество

Срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.

17. Укажите термин, о котором идет речь

Основная часть территории России, не включенная в опричнину Иваном IV

18. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

В Московском государстве совещательным органом при государе была______________, состоявшая в XV в. их представителей двух чинов: бояр и окольничих.

19. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием _____________________________

20. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Статья 10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду...

Статья 15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

Статья 16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его».

Б) «Лета 7006-го месяца сентября уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с боярами о суде, как судит боярам и окольничьим… Статья 57. О крестьянском отказе. А крестьянам отказываться из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Пожилое за дворы крестьяне пусть платят в полях рубль за двор, а в лесах полтина за двор. А который крестьянин поживет за кем год и пойдет прочь, он платит пожилое за четверть двора, а два года поживет и пойдет прочь, он платит за полдвора, а три года поживет и пойдет прочь, он платит за три четверти двора, а четыре года поживет, он платит за весь двор». ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный законодательный акт запрещал кровную месть.

2) Руководитель государства, при котором был принят данный законодательный акт, подчинил Москве Ярославское, Тверское княжества.

3) Данный законодательный акт был утвержден Земским собором.

4) Руководитель государства, при котором был составлен данный законодательный акт, одержал крупную победу над печенегами.

5) Данный законодательный акт положил начало процессу закрепощения крестьян.

6) Данный законодательный акт устанавливал единый штраф за убийство любого свободного жителя государства.

Фрагмент А

Фрагмент Б

Ответ:

21. Прочтите текст и укажите имя иконописца, о котором говорится в тексте.

«В двадцатых годах XV в. возглавляемая им артель мастеров укра-сила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобно- го Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII в. о том, как игумен монастыря Никон поручил ему «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

1) Епифаний Премудрый

2) Андрей Рублев

3) Дионисий

4) Вассиан Патрикеев

22. Фрагмент исторического документа, автором которого является Иван IV

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все рас хитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».

2. Укажите имена: матери, отца, деда Ивана IV.

3. Какие притеснения испытывал сам Иван? О каком ущербе, нанесенном государству, он говорит? Укажите всего не менее трёх положений.

4. Перед Московским княжеством, когда его правителем стал Иван III, стояли важные внешнеполитические задачи. С решением многих из них он успешно справился. Укажите не менее трёх фактов, связанных с внешней политикой Ивана III.

23. Рассмотрите схему и выполните задания

1. Напишите название войны, события которой отражены на карте.

2. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

Ответ:___________________________________

3.. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

Ответ:___________________________________

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Россия победила в этой войне,

2) во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину,

3) противником России в войне была Швеция,

4) во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая,

5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики,

6)война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

Ответ:_____________________ .

24.

Рассмотрите изображение и выполните задания.

Какие суждения об иконописном произведении, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) это произведение древнерусского искусства было создано в XIII веке;

2) в настоящее время икона находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга;

3) в настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки;

4) это икона Святой Троицы Симона Ушакова;

6) в иконописном изображении, согласно богословским представлениям, три ангела являются образом единосущного и триипостасного Бога - Святой Троицы и символизируют единство, согласие.

27 . В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).

28. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

29. Историческое сочинение

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1533-1598 гг.;

2) 1598-1613 гг.;

3) 1565-1572 гг.

В сочинении необходимо:

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.