Какие бывают мосты

Украшенный статуями мужчин и женщин-воинов, он стал одним из самых первых памятников Победы в Великой Отечественной войне в Москве.

Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шел по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов - защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту победители приветствовали монументы Победы! Вот в чем была символика, вот в чем моя авторская гордость и человеческая радость.

В 1960-1961 годах мост Победы расширили. Для этого его фактически пришлось отстроить заново. И хотя инженер И.Ю. Аршавский и архитектор К.Н. Яковлев старались сохранить изначальный декор, все же часть скульптурного оформления была утрачена.

Ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия исторического ансамбля скульптурно-декоративного оформления Ленинградского путепровода “Триумф победы ” будут вестись на скульптурах “Статуя воина ” и Статуя женщины-воина , а также на двух скульптурных композициях из щитов, знамен и венков. Сметная документация согласована.

"Монументальная скульптура “Триумф победы ” является сложным объектом для проведения ремонтно-реставрационных работ из-за ее месторасположения. Все скульптуры сооружены на отвесных склонах по четырем сторонам моста. Такое размещение создает определенные трудности при установке на памятники строительных лесов. Все это нашло отражение в разработке проекта и в сметной документации" , - рассказал председатель Москомэкспертизы И.Солонников.

“Триумф победы ” стал первым скульптурным ансамблем в честь памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Скульптор Н.Томский и архитектор Д.Чечулин посвятили это монументальное мемориальное сооружение защитникам Москвы 1941 года. Воздвигнутые в 1943 году, все четыре монумента являются скульптурно-декоративным оформлением Ленинградского путепровода.

/ Понедельник, 7 октября 2013 года /

темы: Реконструкции Культурное наследие

. . . . .

При этом монументальная скульптура “Триумф победы ” является сложным объектом для проведения ремонтно-реставрационных работ из-за своего месторасположения - все четыре скульптуры сооружены на отвесных склонах по четырем сторонам моста, что создает трудности при установке на памятники строительных лесов, приводится в пресс-релизе комментарий председателя Москомэкспертизы Игоря Солонникова.

В сообщении добавляется, что Москомэкспертиза согласовала сметную документацию на реставрацию скульптурного ансамбля “Триумф победы ” . . . . . .


Первые памятники в честь Великой Победы появлялись в нашей стране уже в 1944-м, когда Красное знамя ещё не было установлено над Рейхстагом, когда ещё шли упорные сражения, но враг отступал на Запад… В День Победы мы вспоминаем самые яркие монументы, посвящённые всенародному подвигу.


ТРИУМФ ПОБЕДЫ

Скромный путепровод на Ленинградском шоссе в 1944 году оформили как многофигурный монумент, посвящённый защитникам Москвы и Ленинграда. Скульптору Николаю Томскому удалось создать самый человечный памятник героям войны. Боец в плащ-палатке, девушка-регулировщица - наши, родные, узнаваемые. Возводили памятник в 1943-м, а назвали «Триумф Победы». Так велика была вера в Победу…

«Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов - защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту, победители приветствовали монументы Победы!» - вспоминал скульптор.

ВОИН-ОСВОБОДИТЕЛЬ В ТРЕПТОВ-ПАРКЕ

Стоит на обломках свастики солдат-победитель. Он отстоял свободу Родины и освободил Европу. Он пришёл в Берлин не для того, чтобы покорить Германию. Воин прижимает к груди немецкую девочку. Он - и её защитник. Скульптора Евгения Вучетича вдохновил подвиг солдата Николая Масалова, спасшего девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года.
памятника полна легенд. «Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит, должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, - уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» - и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «Автомат нужно заменить на меч - это русское ». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», - вспоминает сын скульптора Виктор Вучетич.

МАТЬ-РОДИНА

В честь крупнейшей, переломной битвы Великой Отечественной был создан величественный мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В центре композиции - скульптура «Родина-мать зовёт!», ставшая символом державы-победительницы.

Строительство монумента началось в мае 1959 года и завершилось 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания являлась самым высоким в мире изваянием. Символом Победы стала и скульптура «Стоять насмерть». В облике бойца-богатыря угадываются черты маршала Василия Чуйкова, легендарного командира 62-й армии. Вучетичу удалось достичь высокого символизма. Масштаб ансамбля подчёркивает глубину нашей благодарности фронтовикам.

ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА

Этот замечательный монументальный ансамбль был открыт в 1975 году. Монумент героическим защитникам Ленинграда создан по проекту архитекторов Валентина Каменского и Сергея Сперанского и скульптора Михаила Аникушина.

Все они - участники обороны Ленинграда. Вокруг высокого гранитного обелиска - несколько скульптурных групп. Трагедия и слава Ленинграда всегда в нашей памяти. Памятник на площади Победы - одно из наших приношений ленинградцам.

МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ В МИНСКЕ

В Минске, на площади Победы, стоит удивительно гармоничный, запоминающийся с первого взгляда обелиск, ставший символом белорусской столицы, славного города-героя. Проект разработали архитекторы Георгий Зборовский и Владимир Король. Бронзовые горельефы создавали скульпторы Андрей Бейбель, Заир Азгур, Сергей Селиханов и Алексей Глебов. Над памятником трудились фронтовики…

Монумент открыли в 1954-м, к десятилетию освобождения Минска. В 1961-м, 2 июля, Герой Советского Союза, почётный гражданин Минска генерал Алексей Бурдейный возжёг Вечный огонь у подножия памятника.

24 июня 1945 года. Этот день вошел в историю как венец торжества победы советского народа и его славных Вооруженных Сил над злостным врагом человечества - фашизмом и его армией.

В этот день на Красной площади в Москве состоялся грандиозный военный парад - Парад Победы. Его участниками были люди, ковавшие победу на полях сражений с гитлеровскими полчищами, воины армии, авиации и флота, которые своими ратными подвигами, боевыми делами, пролитой кровью заслужили право представлять цвет Красной Армии - победительницы на Красной площади.

Утро 24 июня выдалось пасмурным, дождливым. Участники парада, следовавшие к Красной площади в пешем строю, изрядно вымокли под дождем. Однако это не подавило того радостного чувства и настроения, которые охватывали души и сердца прославленных воинов. Около месяца находились они в Москве и готовились к параду. Еще полтора месяца назад никто из них не мог и подумать о том, что вскоре он будет в Москве. И не просто в Москве, а участвовать в таком историческом событии, которое на всю жизнь останется в памяти каждого из них наряду с войной и победой.

В конце мая - начале июня 1945 года в Москву стали прибывать со всех фронтов эшелоны с воинами-победителями. Их разместили в военных городках, где и началась усиленная строевая подготовка к параду.

Теперь для них остались позади тяжелые фронтовые дороги, жизнь, полная ужасов, жертв, тревог, бомбежек и артобстрелов с гибелью близких боевых друзей, горечью поражений и радостью побед. Вместе с тем они прекрасно сознавали, что это “позади” останется навечно их героическим прошлым, перед которым будут преклоняться потомки и которое они с честью и достоинством пронесут через всю жизнь.

А сейчас им предстояло вынести еще одно нелегкое испытание -пройти победным маршем по Красной площади, на виду у всего мира и показать доблесть, честь и славу советских воинов - победителей, сокрушивших мировой фашизм.

И как по заказу, за несколько минут до начала парада прекратился дождь и вышло из-за туч яркое летнее солнце. Оно озарило праздничную площадь, на которой застыли в строю сводные полки и батальоны.

На Красной площади состоялось много парадов и построений войск, но такой необычный парад был впервые. С ним мог сравниться по значимости только парад, состоявшийся 7 ноября 1941 года. То был парад суровый, зовущий в последний и решительный бой за столицу нашей Родины, в котором решалась судьба не только Москвы, но и всего Советского государства. В отличие от него парад 24 июня 1945 года был мощным, светлым, в блеске множества орденов и медалей, парадной формы различных видов Вооруженных Сил и родов войск, кумачовых знамен, штандартов и разноцветных лент. Несмотря на прошедший дождь, настроение у всех было по-летнему радостное и звало в далекое мирное будущее. Все это одухотворяло атмосферу парада и праздничного настроения его участников и присутствовавших на Красной площади гостей. Над площадью витала торжественность, духовная приподнятость и красота.


Стрелки Кремлевских курантов приближались к 10.00 утра. Все замерло на площади, застыли в шеренгах и рядах воины - герои недавних чудовищных битв и сражений, победители, повергшие мощную военную машину фашизма и водрузившие Знамя Победы над рейхстагом.

От рядовых до маршалов все были в каком-то оцепенении, ожидали чего-то неожиданного, сверхъестественного. Замерли трибуны у Мавзолея и ГУМа. И в этой воцарившейся тишине вдруг на трибунах послышались отдельные хлопки, которые вскоре перешли в бурную овацию. На Мавзолей В.И.Ленина поднялся Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Союза ССР Маршал Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин со своими ближайшими соратниками по партии и правительству. Он поприветствовал гостей с трибуны Мавзолея. Его легкое приветствие рукой, благодарственный кивок в их сторону и мягкая грузинская улыбка вызвали новую волну овации.

И.В.Сталин был в зените славы. Победа, окончание войны, огромный труд и вклад, внесенные им в эти события, давали ему полное право гордиться достигнутым. Однако скромность не покидала его даже и в такое историческое время.

И вдруг вновь все стихло. Куранты начали отбивать десять ударов, а в это время командующий парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский уже подавал команды для встречи принимающего парад Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Послышался цокот копыт скачущих навстречу друг другу коней двух маршалов и их адъютантов. Они, как рыцари, встретились на середине площади и остановились. Приветственный взмах шашками и рапорт маршала Рокоссовского.

Затем последовали объезд войск, приветствия и поздравления участников парада с праздником Великой Победы над фашистской Германией и в ответ - здравица в честь маршала Жукова и громкое “УРА!”, которое звучало как завершающий аккорд этого русского возгласа, с которым советские воины в течение почти четырех лет ходили в атаки на фашистского врага.

Такая же церемония продолжалась на Манежной площади и улице Горького, где были выстроены танковые механизированные и артиллерийские соединения и части.

Закончилась церемония объезда войск, и на обратном пути маршалов к Мавзолею их сопровождало все нараставшее “УРА!”, которое вместе со встречным маршем десятков оркестров катилось как бушующая океанская волна.

Маршал Советского Союза Г.К.Жуков поднялся на трибуну Мавзолея В.И.Ленина, отдал честь Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза И.В.Сталину, поздоровался с руководителями Советского государства и правительства, видными советскими военачальниками и обратился с речью к участникам парада и гостям.

В его речи говорилось о всемирно-исторической победе советского народа и его славных Вооруженных Сил над фашистской Германией, принесшей свободу и независимость народам Советского Союза, Европы и всего мира. Подчеркивалось, что в этой войне советский воин вынес на своих плечах основную ее тяжесть. Отмечался трудовой подвиг советских людей в тылу, отдававших все свои силы победе над врагом.

Произнеся речь, маршал Жуков встал на трибуне рядом с И.В.Сталиным и другими выдающимися советскими полководцами: С.М.Буденным, К.Е.Ворошиловым, А.М.Василевским, И.С.Коневым, С.К.Тимошенко и другими, как бы символизируя тем самым их совместный ратный труд в годы войны и подведение сейчас его итогов перед всем советским народом в лице присутствовавших на площади гостей и воинов-победителей.

А на площади в шеренгах сводных батальонов и полков стояли тоже умудренные и опытные воины: рядовые, сержанты, офицеры, генералы, адмиралы и маршалы; молодые и пожилые, безусые и убеленные сединой, волей, умом и силой которых была достигнута эта неимоверно тяжелая и дорогая победа.

После окончания речи вновь грянуло трехкратное “УРА!” и ударил где-то за стенами Кремля пушечный салют. Прозвучали фанфары, и начался Парад Победы.

Все сразу пришло в движение. Перед Мавзолеем и трибунами проходили сводные полки фронтов. Каждый фронт обозначался своим штандартом, который нес рослый и крепкий воин, способный вынести его тяжесть. Сзади следовали командующий фронтом или его заместитель, член Военного совета фронта и знаменосцы. Две шеренги по двадцать воинов несли знамена наиболее прославленных соединений фронта. За ними шли сводные батальоны, состоявшие из двух рот по 200 человек в каждой: пехотинцев, танкистов, артиллеристов, кавалеристов, саперов, связистов, представлявших соединения и части фронта. Казалось, что за этими колоннами шла сила и мощь всей армии, ее фронтовых ударов в годы войны по врагу и в то же время ратная доблесть советских воинов - защитников социалистического Отечества.

Чеканя шаг, ровными рядами и шеренгами проходили перед Мавзолеем воины Карельского, Прибалтийских, Белорусских, Украинских фронтов. Сталин внимательно вглядывался в их лица, но сверху все они казались ему одинаковыми и в каком-то приподнято-торжественном и в то же время напряженном состоянии, как будто они шли в последнюю атаку. Он невольно подумал, что с такими воинами мы вправе были сокрушить фашистского врага.

Перед трибунами стали проходить представители Войска Польского. Их форма, строевой шаг сразу же выделили их из общего парадного строя. Поляки были рослыми и крепкими ребятами. Иосиф Виссарионович и здесь заметил себе, что создание польских и чехословацких соединений, их участие в боях на советской земле при освобождении своих стран и на территории фашистской Германии сыграли важную роль в освободительной миссии народов Европы.

Он мысленно представил развитие событий на предстоящей Потсдамской конференции глав государств антифашистской коалиции, вселявшей оптимизм в благоприятный исход дела в отношении новой Польши. Этот оптимизм Сталин уверенно связывал с поколением поляков, участвовавших в Параде Победы. Долгие годы жизни революционера-подпольщика, тюрьмы, ссылки, бурные события Октября и последующая активная деятельность на посту высокого партийного и государственного руководителя выработали в сознании Иосифа Виссарионовича одну весьма важную и удивительную черту - ассоциировать людей, предметы, факты с событиями, временем и пространством и давать им немедленную оценку и даже определенный прогноз на будущее. Этим методом он пользовался в своей практической деятельности, в решении партийных и хозяйственных вопросов. И он пока его не подводил. И главное, считал он, во всем нужен марксистско-ленинский, классовый, партийный подход и хозяйственный расчет.

Вот и сейчас, стоя на трибуне Мавзолея и глядя на проходящие торжественным маршем парадные подразделения пехоты, танковых и механизированных войск, артиллерии, кавалерии, он думал о тревожных днях Московской битвы и Сталинграда, о радости побед и в то же время о переводе многих военных заводов и предприятий на мирные рельсы, о поднятии из руин разбитых войной городов и сел, о реорганизации Вооруженных Сил и об улучшении продовольственного снабжения населения страны. Все это проходило в его мозгу с быстротой света и превращалось в планы будущих практических дел.

Когда на площадь вступили кавалерийские части, Иосиф Виссарионович отметил себе, что со времен гражданской войны конница не утратила своей красоты. Проходившие рысью под такт музыки кони, гарцующие на них всадники с обнаженными клинками, знаменитые тачанки-ростовчанки с пулеметами, полыхающие кумачом знамена выглядели эффектно, но уже архаично.

В уме Сталин прикинул и решил, что конницу пора упразднять и для этого настало свое время, так как народному хозяйству необходимо конское поголовье. Не откладывая решения этого вопроса на долгое будущее, он тут же пригласил Маршала Советского Союза С.М.Буденного к себе на прием сразу после парада для обсуждения важного вопроса.

А Красная площадь гремела музыкой многочисленных военных оркестров. По ней проходили все новые и новые сводные полки, военная техника и артиллерия. Вершиной церемонии парада явилось вступление на Красную площадь роты советских солдат со знаменами и штандартами хваленых частей и соединений гитлеровского вермахта, отбитых и захваченных в ходе боевых действий. Они отдельными шеренгами подходили к Мавзолею и бросали их к его подножию, символизируя этим крах фашизма и его военной машины, триумф социализма и его непреодолимую идейную и военную силу.

В заключение сводный оркестр Московского военного гарнизона под звуки марша стройными рядами прошел перед трибунами Мавзолея, возвещая еще раз всему миру о Великой Победе, торжестве разума и дальнейшего прогресса.




Строительного генерала Алексея Прасолова , руководителя фракции «Единая Россия» в Госсовете УР, за его трудовой подвиг на открытии реконструированного объекта наградил сам президент Удмуртии. По поводу утраченной скульптуры близкое к властям ИА «Сусанин» сообщило следующее: «Скульптуру рабочих с крыши театра на старое место не вернут. Она не согласуется с новым предназначением здания, полагают строители, апеллируя тем, что скульптуры держат штыки и указывают на принадлежность ДК к оборонному предприятию. Теперь это храм культуры ».Исходя из такого странного объяснения, Дворец культуры до сброса патриотических символов не был «храмом культуры». Те, кто свергал трёхметровые статуи героев фронта и тыла, поленились хотя бы посмотреть на железобетонных великанов. Для военных строителей, видимо, нет никакой разницы, что венчает реконструируемое ими историческое здание. Впрочем, они выполняли приказ того, кто их потом награждал и кто ликвидировал Управление охраны памятников истории и культуры УР - президента Удмуртии.


Свергнутая скульптурная композиция изображала вовсе не ужасных оккупантов, набросившихся на «храм культуры» со «штыками» наперевес, а Воина-освободителя и Рабочего-оружейника, символизируя нерушимый союз фронта и тыла в годы войны. Гиганты держали щит в обрамлении парадных знамён Победы. На щите были эмблемы: два перекрещенных автомата, а также два перекрещенных артиллерийских ствола, напоминавших об эстафетной исторической принадлежности Ижевского оружейного завода к Артиллерийскому ведомству. Что, в свою очередь, корреспондировало к сходным воинским эмблемам времён войны с Наполеоном на соседней башне-звоннице старинного ампирного завода.


На скульптурном символе «Триумф Победы» отсутствовали политические символы ушедшей в прошлое советской эпохи. Их изъяли только внизу здания - на парадных входных дверях (многочисленные бронзовые серпы, сиявшие золотом от касания рук слишком ярко) и внутри ДК (барельефы в виде сталинских значков «Готов к труду и обороне» на парадных колоннах буфета, видимо, помешали кому-то из новой жующей публики). Заодно убрали великолепные бронзовые торшеры на парадных лестницах в стилистике эскалаторных торшеров первой линии московского метро (Сокольники - Парк культуры). Архитектор Дворца культуры оружейников В.П. Орлов , которому в следующем году исполняется сто лет, рассказывал мне в 1980-е годы, что эти торшеры появились во дворце как память о его поступлении на первый курс МАРХИ в год, когда в Москве было открыто метро.


Но особенно резко бросаются досадные ляпы военных «перестройщиков» ДК на его парадном фасаде. При сравнении реконструированного здания с его фотографией 1952 года очевидны косо поставленные по краям крыши и как бы сваливающиеся с массивных опорных столбов тумбы-пирамиды. Без центральной скульптурной композиции Солдата и Оружейника эти бетонные пирамиды напоминают рога некоего чудовища. Полностью отсутствует едва ли не самая главная «фишка» ДК - витражные рамы необычной, как бы взлетающей веерообразно-ступенчатой формы. Их стали заменять типовыми квадратными рамами ещё в советское время, но последнее такое уникальное окно строители доломали одновременно с уничтожением бетонных символов Победы на крыше. Ажурные крылья веерных рам были данью архитектора Орлова старым конструктивистским формам довоенного ДК с заложенными по краям парадного входа ступенчатыми окнами. Веерные рамы находились в идеальном созвучии с серебристыми фигурами Солдата и Оружейника. Вместо воздушных, взлетающих в небо рам, которые не встретишь в других городах нашей страны, строители поставили стандартные и квадратные пластиковые рамы, зрительно утяжелившие здание-змею и сбившие взмывающий вверх эмоциональный ритм Победы.


Сброшенная в Ижевске сдвоенная композиция «Триумф Победы» индивидуально повторяла сюжеты других спаренных скульптурных композиций военного и послевоенного времени, преимущественно в Москве (на знаменитых сталинских высотках, центрированных шпилями), образным истоком которых являлась знаменитая на весь мир мухинская композиция «Рабочий и Колхозница» довоенного времени. Самая первая из подобных военных композиций была открыта на московском мосту Победы на Ленинградском проспекте через железнодорожный путь в Прибалтику. Скульптурная композиция моста Победы открыта ещё в военном 1943 году и изображает солдат с ижевским оружием (мужчину и женщину) с приветственным взлётом руки к Советской Армии, устремлённой на освобождение блокадного Ленинграда и оккупированной нацистами Прибалтики, а также геральдическую композицию: щит с оружием, окружённый знамёнами Победы.


После войны появились сходные скульптурные композиции Победы со сдвоенными фигурами солдат с автоматами и рабочих в комбинезонах. В их числе - современные друг другу композиции Зелёного моста в Вильнюсе (1952) и скульптурное завершение парадного фасада ДК «Ижмаш» (1950). Скульптуры единственного в Прибалтике моста со статуями - Зелёного моста - взяты под охрану правительством независимой Литвы как памятники истории и культуры. В Ижевске же после ликвидации республиканскими властями местного Управления охраны памятников истории и культуры скульптурные символы Победы были лишены государственной охраны и безжалостно сломаны.


Странная получается картина. С одной стороны, федеральные власти протестуют против переноса (а вовсе не сноса) Бронзового солдата в Таллине. Или против нацистского раскрашивания ночными хулиганами советских скульптур Зелёного моста в Вильнюсе. Или же возмущаются взрывом памятника Победы в Грузии по приказу президента этой страны. Однако эти же власти оставляют без внимания варварский взрыв в Ижевске (задолго до Грузии!) по приказу будущего президента УР памятника Великой Отечественной войны - ампирного цирка 1943 года. И равнодушно взирают на вандализм местных функционеров «партии власти» по отношению к памятникам воинам-освободителям в самой России.


«А где же наши Нашисты? - возмущается некто Сергей на сайте, посвящённом обсуждению погромов памятников истории и культуры в России. - Почему они не протестуют, не пляшут вокруг администрации? В этой позорной истории - вся Россия. Протестовать русский народ может только по приказу сверху. В этой грязной истории со сносом памятника - никого не снимут, никого не накажут ». Так что же «наши Нашисты »? Из патриотических побуждений они призывают «не лить слёзы » по поводу позорного сноса символа Победы в Ижевске, а радоваться «долгожданному новоселью » театра, ведь «если потомки захотят, то лет через сто-двести смогут » восстановить поруганный нами символ Победы («Удмуртская правда», 08.11.11).


Не дожидаясь этих ста-двухсот лет, когда ни одного ветерана Отечественной войны уже не будет в живых, другой пользователь Интернета - Ульяна из Новосибирска - просит прощения за наше просвещённое лицемерие: «Простите нас, воины-освободители, павшие и живые! Простите своих потомков, забывших, кто мы и зачем живём на этой земле! Позор вандалам от власти за невежество и кощунство, за бездуховность и лицемерие! » Действительно, что ещё остаётся в этой ситуации, кроме как хотя бы попросить прощения…