1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. В РАСШИРИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ: НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ПРОБЛЕМОЙ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ. 2. ВСЯ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ (ПО В. ВУНДТУ). 3. СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (М. В. МЭТЛИН). 4. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (Ф. ДЖ. МАК-ГИГАНА).


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ОБЪЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ И ДРУГИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.


ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР () (, ГРОС - ЗЕРХЕН, БЛИЗ МУСКАУ, – , ЛЕЙПЦИГ), НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК, ПСИХОЛОГ, ФИЛОСОФ - ИДЕАЛИСТ, ПИСАТЕЛЬ - САТИРИК (ВЫСТУПАЛ ПОД ИМЕНЕМ ДОКТОРА МИЗЕСА). ЕГО ВЗГЛЯДЫ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА МНОГИХ УЧЁНЫХ И ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА, В ТОМ ЧИСЛЕ: ГЕРАРДУСА ХЕЙМАНСА, ЭРНСТА МАХА, ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА, ЗИГМУНДА ФРЕЙДА И СТЕНЛИ ХОЛЛА. ФЕХНЕРА СЧИТАЮТ СОЗДАТЕЛЕМ ФОРМУЛЫ S=KLOGI, КОТОРАЯ ДОКАЗЫВАЕТ НАЛИЧИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ПСИХИКОЙ


ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ () НЕМЕЦКИЙ ФИЗИОЛОГ И ПСИХОЛОГ. ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕНЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ОСНОВНАЯ ФИГУРА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ОДНАКО, ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ВУНДТА ПРОШЛИ ПОД ЗНАКОМ (ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ), КОТОРУЮ ОН ПОНИМАЛ КАК УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ВЫСШЕЙ МЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867–1927) ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – НЕ ИСПЫТАНИЕ КАКОЙ - НИБУДЬ СИЛЫ ИЛИ СПОСОБНОСТИ, А РАССЕЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ, АНАЛИЗ ЧАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, А ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМОНАБЛЮДЕНИИ ПРИ СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ. КАЖДЫЙ ОПЫТ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ УРОКОМ САМОНАБЛЮДЕНИЯ. РАЗВИЛ МОЩНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ, ИМЕНУЕМОЕ « СТРУКТУРАЛИЗМОМ » ИЛИ « СТРУКТУРНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ ».


ГЕРМАН ЭББИНГАУЗ () НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ. ВЫСТУПАЛ ОППОНЕНТОМ В. ДИЛЬТЕЯ. ОСУЩЕСТВИЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ НА ОСНОВЕ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОГОВ (1885). РАЗРАБОТАЛ НЕСКОЛЬКО МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ОТКРЫЛ РЯД ФЕНОМЕНОВ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ, В ЧАСТНОСТИ, " ФАКТОР КРАЯ ", ТО ЕСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПЕРВЫХ И ПОСЛЕДНИХ СЛОГОВ РЯДА. ПОСТРОИЛ КРИВЫЕ ЗАУЧИВАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ -, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТИ ПРОЦЕССЫ НОСЯТ НЕЛИНЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР. ТАКЖЕ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ОСМЫСЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕССМЫСЛЕННЫЙ.


ДЖЕЙМС МАККИН КЕТТЕЛ (1860– 1944) РОДИЛСЯ 25 МАЯ 1860 ГОДА В США. В 1880 ГОДУ ОКОНЧИЛ КОЛЛЕДЖ ЛАФАЙЕТТА, В 1886 ГОДУ ПОЛУЧИЛ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ЛЕЙПЦИГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. УЧИЛСЯ ТАКЖЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ ПАРИЖА, ЖЕНЕВЫ. РАБОТАЛ АССИСТЕНТОМ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА В ЛЕЙПЦИГЕ. ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ В КЕМБРИДЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ПЕНСИЛЬВАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВИЛ КАФЕДРУ ПСИХОЛОГИИ. В 1891 ГОДУ КЕТТЕЛЛ ПРИНЯЛ ПРИГЛАШЕНИЕ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЗАНЯЛ ДОЛЖНОСТЬ ПРОФЕССОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, СТАЛ ДЕКАНОМ ФАКУЛЬТЕТА АНТРОПОЛОГИИ, ПРОФЕССОРОМ ФИЛОСОФИИ И ПРОФЕССОРОМ ПСИХОЛОГИИ. КЕТТЕЛЛ ЗАНИМАЛСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ; РАЗРАБАТЫВАЛ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ.


АЛЬФРЕ́Д БИНЕ́ () ФРАНЦУЗСКИЙ ПСИХОЛОГ, ДОКТОР МЕДИЦИНЫ И ПРАВА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОЙ ВО ФРАНЦИИ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СТРЕМИЛСЯ УТВЕРДИТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ИЗВЕСТЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК СОСТАВИТЕЛЬ (СОВМЕСТНО С Т. СИМОНОМ В 1905 ГОДУ) ПЕРВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ТЕСТА ИНТЕЛЛЕКТА, НАЗЫВАВШЕГОСЯ « ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ СИМОНА » (АНАЛОГА СОВРЕМЕННОГО IQ- ТЕСТА). ПОЗДНЕЕ В 1916 ШКАЛА БИНЕ СИМОНА БЫЛА ПЕРЕРАБОТАНА Л. ТЕРМЕНОМ В « ШКАЛУ ИНТЕЛЛЕКТА СТЭНФОРД БИНЕ »


ГЕНРИХ РОРШАХ (1884–1922) ШВЕДСКИЙ ПСИХИАТР. ИЗОБРЕЛ НАЗВАННЫЙ ЕГО ИМЕНЕМ ТЕСТ, СТАВШИЙ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЫ И НЕОСОЗНАВАЕМОЙ МОТИВАЦИИ. Т ЕСТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПЫТУЕМЫМ НАБОРА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И ЦВЕТА, ИМЕЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ УСТАНОВОК, ПОБУЖДЕНИЙ, СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА. РАБОТА Р. ДАЛА ИМПУЛЬС РАЗРАБОТКЕ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, ПОСКОЛЬКУ ПОЗВОЛИЛА ПОДОЙТИ К РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНОСТИ, А НЕ СОВОКУПНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. ПРЕДПОСЫЛКОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ " НА РУБЕЖЕ 19 И 20 ВЕКОВ ЯВИЛОСЬ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА, А ТАКЖЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ПИОНЕРОМ РАЗРАБОТКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛ Ф. ГАЛЬТОН (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ), КОТОРЫЙ ИЗОБРЁЛ РЯД ПРИЁМОВ И ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. В. ШТЕРН (ГЕРМАНИЯ) ВВЁЛ САМЫЙ ТЕРМИН " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ " (1900). ПЕРВЫМИ КРУПНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛИ А. БИНЕ (ФРАНЦИЯ), ДЖ. КЕТТЕЛ (США) И ДРУГИЕ


ФРЕНСИС ГАЛЬТОН () АНГЛИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, АНТРОПОЛОГ И ПСИХОЛОГ; ОСНОВАТЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОМЕТРИКИ. ГАЛЬТОН. ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ГАЛЬТОН ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ


УИЛЬЯМ ЛЬЮИС ШТЕРН () НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ И ФИЛОСОФ, СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПИОНЕРОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. К РОМЕ ТОГО, ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАРОЖДАЮЩУЮСЯ ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА, КОТОРАЯ ПОЗДНЕЕ ЛЕГЛА В ОСНОВУ ИЗВЕСТНОГО ТЕСТА IQ АЛЬФРЕДА БИНЕ. ОТЕЦ НЕМЕЦКОГО ПИСАТЕЛЯ И ФИЛОСОФА ГЮНТЕРА АНДЕРСА. В 1897 ШТЕРН ИЗОБРЁЛ ВАРИАТОР ТОНА, ЧТО ПОЗВОЛИЛО ЕМУ СУЩЕСТВЕННО РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА.


ЗИГМУНД ФРЕЙД () АВСТРИЙСКИЙ ПСИХОЛОГ, ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ, ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ПОСТУЛИРУЮЩЕГО ТЕОРИЮ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ВЫЗВАНЫ МНОГОКОМПЛЕКСНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ И СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ


КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ () швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества. В 1921 г. увидела свет работа "Психологические типы", в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов


ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ () РУС. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ. В РАБОТЕ « РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА » (1863) РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМАХ СОЗНАНИЯ И ВОЛИ; ВЫДВИНУЛ, ОПИРАЯСЬ НА ОТКРЫТИЕ « ЦЕНТРАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ » – ТОРМОЗНОГО ВЛИЯНИЯ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ НА ПОВЕДЕНИЕ, – ПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВСЕ АКТЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПО СПОСОБУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РЕФЛЕКСАМИ; УТВЕРЖДАЛ ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ И СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВПЕРВЫЕ ОБОЗНАЧИЛ ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК НЕОБХОДИМОМ РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ. УЧЕНИЕ СЕЧЕНОВА ПРОДВИНУЛО ВПЕРЕД РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ; ВОСПРИНЯТОЕ И. П. ПАВЛОВЫМ, В. М. БЕХТЕРЕВЫМ, Л. С. ВЫГОТСКИМ И ИХ УЧЕНИКАМИ, ОНО СТАЛО ОСНОВОЙ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕГО ФУНКЦИЙ.


ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ () АКАДЕМИК, ПРОФЕССОР ФИЗИОЛОГИИ, ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, ТВОРЕЦ УЧЕНИЯ ОБ " УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ ". ГЛАВНЫЙ ЕГО ТРУД - " ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) ЖИВОТНЫХ " (СБОРНИК СТАТЕЙ, РЕЧЕЙ, ДОКЛАДОВ) - ВЫШЕЛ В СВЕТ В 1923 Г. И. П. ПАВЛОВ И ЕГО УЧЕНИКИ ВПЕРВЫЕ ДАЛИ ТОЧНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ВЗГЛЯДАМ СЕЧЕНОВА, ОТЦА РУССКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. В 1863 Г. СЕЧЕНОВ ВЫПУСТИЛ КНИГУ " РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ", В КОТОРОЙ, ДАЛЕКО ОПЕРЕДИВ ВЗГЛЯДЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, РАССМАТРИВАЛ ПСИХОЛОГИЮ КАК ЧАСТЬ ФИЗИОЛОГИИ, СВОДЯ НАУКУ О ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ К ИЗУЧЕНИЮ МОТОРНОЙ (МЫШЕЧНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСХОДЯ ИЗ ИДЕИ СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКТОРНОМ МЕХАНИЗМЕ, КАК ОБ ОБЩЕЙ ОСНОВЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПАВЛОВ ПРЕДПРИНЯЛ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ ПРИБОРОВ ТЕЛА (МЫШЦ И ЖЕЛЕЗ), РАССМАТРИВАЯ ЕЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗМОМ В ЦЕЛЯХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.


БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ () РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ, НЕВРОПАТОЛОГ, ПСИХИАТР, ПСИХОЛОГ. ОСНОВАЛ ПЕРВУЮ В РОССИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ (1885), А ЗАТЕМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1908) - ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА. ОПИРАЯСЬ НА ВЫДВИНУТУЮ И. М. СЕЧЕНОВЫМ РЕФЛЕКТОРНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗРАБОТАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОВЕДЕНИЯ. ВОЗНИКШАЯ В ОППОЗИЦИИ К ТРАДИЦИОННОЙ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ, ТЕОРИЯ Б. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1904), ЗАТЕМ ПСИХОРЕФЛЕКСОЛОГИИ (1910) И, НАКОНЕЦ, РЕФЛЕКСОЛОГИИ (1917). Б. ВНЕС КРУПНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (" ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ", 1917).


АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ЛАЗУРСКИЙ () ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬН ОЙ ПСИХОЛОГИИ, АВТОР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТРУДОВ ПО ХАРАКТЕРОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ, СОЗДАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПРИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ, АВТОР И РАЗРАБОТЧИК МЕТОДА ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ. ЛАЗУРСКИЙ ВЫДВИНУЛ КОНЦЕПЦИЮ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (" ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ ", 1909).


ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ РОССОЛИМО () В 1908 ГОДУ Г. И. РОССОЛИМО ПУБЛИКУЕТ ШКАЛУ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОШЕДШУЮ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОД НАЗВАНИЕМ « ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ». КОНСТРУИРУЯ ТЕСТ, ОН ШЁЛ НЕ ЭМПИРИЧЕСКИМ ПУТЁМ, А РАЗРАБОТАЛ СИСТЕМУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА. ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ СВОЕГО ТЕСТА АВТОР СЧИТАЛ ВЫРАБОТКУ КРИТЕРИЕВ ОТЛИЧИЯ НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ОТ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.


В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ПЕДОЛОГИИ И ПСИХОТЕХНИКЕ Х ГОДАХ ПРАКТИКА ТЕСТИРОВАНИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ТЕСТЫ ПОЛУЧАЮТ ШИРОЧАЙШЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПЛОДОТВОРНО РАБОТАЮТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ М. Я. БАСОВ, М. С. БЕРНШТЕЙН, П. П. БЛОНСКИЙ, А. П. БОЛТУНОВ, С. М. ВАСИЛЕВСКИЙ, С. Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙН, В. М. КОГАН, Н. Д. ЛЕВИТОВ, А. А. ЛЮБЛИНСКАЯ, Г. И. РОССОЛИМО, И. Н. ШПИЛЬРЕЙН, А. М. ШУБЕРТ И ДРУГИЕ


ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ () Л. С. ВЫГОТСКИЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ОСТАВИЛ ЯРКИЙ СЛЕД В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ, ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОТОРЫМИ СУБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ДРУГОГО, ФОРМИРУЕТ СОБСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ОН РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЕМ ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДОМ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗНАКИ ЯЗЫКА, СЛУЖАТ СВОЕГО РОДА ОРУДИЯМИ, ОПЕРИРУЯ ОСНОВНЫМИ ЕДИНИЦАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ


АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ () СЛЕДУЯ ИДЕЯМ Л. С. ВЫГОТСКОГО, ЛУРИЯ РАЗРАБАТЫВАЛ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ РАЗВИВАЛ ИДЕЮ СИСТЕМНОГО СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ИХ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ПЛАСТИЧНОСТИ, ПОДЧЕРКИВАЯ ПРИЖИЗНЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИССЛЕДОВАЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННО СТИ И ВОСПИТАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.


2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКА – СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НОВОЕ ЗНАНИЕ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ КРИТЕРИЮ ИСТИННОСТИ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ МЕТОДОМ. КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ (НАУЧНОСТИ) ЗНАНИЯ: - ЛЮБАЯ ТЕОРИЯ ЕСТЬ ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРУШЕНА. - НАУЧНЫМ ПРИЗНАЕТСЯ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТО В ПРОЦЕССЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ. - ЗНАНИЕ, ДЛЯ ОПРОВЕРЖЕНИЯ КОТОРОГО НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОЦЕДУРЫ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАУЧНЫМ.


ТЕОРИЯ - ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ЭКСПЕРИМЕНТОМ ЭКСПЕРИМЕНТ – МЕТОД ОПРОВЕРЖЕНИЯ ПРАВДОПОДОБНЫХ ГИПОТЕЗ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: 1. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ - - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПРОВЕРЖИМОСТЬ ТЕОРИИ; - АБСОЛЮТНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕОРИИ ВСЕГДА ОКОНЧАТЕЛЬНО. 2. ПРИНЦИП ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ – ЛЮБАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ВПОСЛЕДСТВИИ (ОТНОСИТЕЛЬНА)


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФИКСИРОВАННУЮ СИСТЕМУ СРЕДСТВ, ПРИЕМОВ И ПРОЦЕДУР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОВЕРНОЕ И НАДЕЖНОЕ ЗНАНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ. ОН ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТОМ ФАКТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК РЕАЛИЗУЕТ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМЕ АКТИВНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ И ДР.), КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. АНАЛИЗИРУЯ АКТИВНОСТЬ, СООТНОСЯ ЕЕ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ЧЕЛОВЕКОМ КАК СУБЪЕКТОМ, С ДРУГОЙ – С СИТУАЦИЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА, БЕЗ КОТОРЫХ НАБЛЮДАЕМАЯ АКТИВНОСТЬ БЫЛА БЫ НЕВОЗМОЖНА.


СОСТОЯНИЯ (ФАЗЫ) НАУКИ (ПО Т. КУНУ): 1. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФАЗА (ЛОМКА ПАРАДИГМЫ). 2. « НОРМАЛЬНАЯ НАУКА » - ПРАВИЛА И СТАНДАРТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЯТЫЕ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ, ДО ОЧЕРЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ЛОМАЮЩЕЙ СТАРУЮ ПАРАДИГМУ. ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ (ГИПОТЕЗ). ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИЛИ НЕОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ. (ФОРМУЛИРОВКА НОВОЙ ГИПОТЕЗЫ).


ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ (БЕЗ УЧЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА). 2. ПРИКЛАДНЫЕ (ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ). 3. МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ. 4. ОДНОФАКТОРНЫЕ (АНАЛИТИЧЕСКИЕ) – ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОГО АСПЕКТА. 5. ПОИСКОВЫЕ (ВОПРОСЫ, РАНЕЕ НЕ РЕШАЕМЫЕ). 6. КРИТИЧЕСКИЕ (ОПРОВЕРЖЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕОРИИ, ВЫБОР ИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ). 7. ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ.


ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ 1. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ (НА ОСНОВЕ АКСИОМ, НЕДОКАЗАННЫХ В РАМКАХ ТЕОРИИ) И ГИПОТЕТИКО - ДЕДУКТИВНЫЕ (НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ - ГИПОТЕЗ). 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ (БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА). 3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ТЕОРИИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА).


ГИПОТЕЗА – НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОКА НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО И НЕ ОПРОВЕРГНУТО. - МОЖЕТ ОТВЕРГАТЬСЯ, НО НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРИНЯТОЙ; - ОТКРЫТА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОВЕРКИ. I. ВИДЫ ГИПОТЕЗ (ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ): 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ; ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛЕДСТВИЙ ТЕОРИИ). 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ / ОПРОВЕРЖЕНИЯ ТЕОРИЙ). 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ (БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ТЕОРИИ; ДЛЯ ДАННОГО КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ).


II. ВИДЫ ГИПОТЕЗ (ПО СОДЕРЖАНИЮ) 1. О НАЛИЧИИ ЯВЛЕНИЯ (СУЩЕСТВУЕТ ЛИ?). 2. О НАЛИЧИИ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ (КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). 3. О НАЛИЧИИ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ: - ОСНОВНЫЕ (1-2) И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ. - ГИПОТЕЗА О РАЗЛИЧИИ (Н 1). - ГИПОТЕЗА О СХОДСТВЕ (Н 0).


ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЪЕКТИВНЫ, ИНВАРИАНТНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, ТИПА ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНО. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ РЕАЛЬНОМУ. НАУЧНЫЙ МЕТОД ДОЛЖЕН ДАВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ, МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ИДЕАЛЬНОМУ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ.

Всякий действенный научный метод требует должного "созревания" как самой науки, так и чисто практической, общественной потребности в результатах данной научной деятельности. Последнее является определяющим. Так получилось и с психологией в целом, и с революционизирующим ее методом - экспериментом.

Истории его применения предшествовало многое, в том числе и неоднократная смена взглядов на предмет психологии, на природу психики в целом. До тех пор пока психическое определялось как нечто сугубо внутреннее, для его исследования применялся лишь единственный метод - самонаблюдение (интроспекция). Отрицание самой возможности эксперимента в психологии и соответствующей ему математической обработки результатов долго было своего рода запретом на саму идею психологического эксперимента.

Первыми специалистами, применившими метод эксперимента (вместе с соответствующим математическим аппаратом) к задачам, по существу являющимся психологическими, были естествоиспытатели-астрономы. Толчком для их исследований послужила практическая задача астрономии по фиксации времени прохождения звездой заданного меридиана в специальной сетке телескопа (метод Брэдли). В 1796 г. в Гринвичской обсерватории было обнаружено существенное (0,5-1,0 сек) несовпадение в определении времени разными сотрудниками. В 1816 г. кенигсбергский астроном Бессель сообщает результаты многолетних экспериментов по измерению "времени реакции" человека, т. е. времени, проходящего между моментом предъявления раздражителя и моментом начала ответной реакции человека (так называемая "неустранимая задержка человеческого звена", см. работу № 16 в главе II). При этом были составлены "личные уравнения" -первые удачные формы математической символизации в психологии, отнесенные к перцептивной деятельности человека. Вскоре был создан и первый специализированный прибор для экспериментально-психологических исследований - хроноскоп Гиппа. Так зарождалась экспериментальная психология. Ее первым, основополагающим трудом были "Элементы психофизики" (1860), написанные физиком и физиологом Т. Фехнером.

Значительный вклад в разработку идей эксперимента и измерений в психологии внес Ф. Гальтон, который в 1884 г. организовал первые по-настоящему массовые (статистические) измерения в "антропометрической" лаборатории.

Утверждение, внедрение и разработка метода эксперимента в психологии связаны с открытием в 1879 г. первой лаборатории "физиологической психологии" В. Вундта, где были проведены многочисленные исследования по количественному соотнесению элементарных физиологических и психических процессов.

К 1893 г. в мире было уже 34 специализированных экспериментально-психологических кабинета. Становление экспериментальной психологии в России связано с именами Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанова, В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, Г. И. Россолимо и других.

Дальнейшее развитие экспериментальной психологии шло очень бурно. Не оставался неизменным и сам экспериментальный метод. Он все шире и "тоньше" внедрялся в психологию, в нем все смелее применялся аппарат математики к самым разнообразным и сложным психическим явлениям и процессам.

На рубеже XX в. экспериментальный метод утверждается во всех ведущих отраслях психологии, способствуя перестройке всей науки в целом.

Само по себе экспериментальное исследование (как и любой другой метод) еще не решает серьезных научных задач, оно не является законченным научно-исследовательским процессом. Последний может быть условно разбит на несколько логически взаимосвязанных этапов, которые не являются строго разнесенными во времени, могут меняться местами, занимать большую или меньшую долю в научном процессе:

1. Предшествующее исследование, наблюдение или теоретический анализ обнаруживает некоторые важные факты (или предполагает их наличие), вскрывает противоречия или ставит вопросы, которые должны быть более подробно изучены. Это своего рода этап постановки задачи.

2. Формулируется рабочая научная гипотеза о причине наблюдаемых фактов, об их закономерностях, взаимосвязях.

3. Проводится психологическое исследование в собственном смысле этого слова: эксперимент, наблюдение и т. д. - с целью проверки сформулированной выше гипотезы, причем неподтверждение исходной гипотезы вовсе не означает общей неудачи исследования, отрицательный результат - это начало нового цикла, новой "спирали" научного процесса.

4. Производится обработка, анализ, обсуждение и сопоставление результатов, их научная интерпретация, где ставятся новые задачи, намечаются перспективы следующих этапов научных исследований.

Экспериментальный метод позволяет:

1) произвольно вызывать интересующий исследователя процесс (явление, состояние, функцию), а не дожидаться случайных проявлений этого процесса в условиях реальной обстановки и деятельности;

2) варьировать в нужных направлениях сами условия протекания и проявления изучаемого процесса, т. е. выделять (подчеркивать или "закреплять") влияния отдельных переменных (факторов), изучать процесс в "чистом" виде и одновременно устанавливать действительные его закономерности, связи и системы взаимозависимостей;

3) производить достаточно строгую количественную дозировку изучаемых процессов и условий их протекания, т. е. переходить к последовательной математической обработке результатов исследования, к законченной математической формализации цельного исследования.

Принято выделять два вида экспериментов в психологии: лабораторный и естественный, предложенный русским психологом А. Ф. Лазурским в 1912 г. Первый проводится в специально оборудованной лаборатории, второй - в естественных для испытуемого условиях. Но различие их заключается отнюдь не в месте проведения эксперимента, оно призвано устранить главную трудность или недостаток лабораторного эксперимента, так как всякий такой эксперимент является искусственным, т. е. деятельность испытуемого протекает в той среде и ситуации, которую создает экспериментатор. При этом не имеют принципиального значения никакие технические усовершенствования эксперимента и лаборатории, никакие (хоть и самые правдоподобные) модели реальной рабочей ситуации и самой "среды обитания" испытуемого. Человек всегда знает, что это не настоящая работа, что это эксперимент, который в любой момент может быть прекращен по требованию испытуемого. В таком случае исследуемый психологом процесс может лишиться очень существенных связей, на самом деле имеющихся в реальной ситуации. Эксперимент всегда в той или иной степени абстрактен, поскольку берет изучаемый процесс лишь в строго определенной системе воздействующих условий. Этот серьезный* недостаток не снимается и путем переориентировки экспериментального подхода из аналитического на синтетический, т. е. при переходе к анализу совместного влияния всех факторов в их жизненной совокупности (последнее характерно, например, для современного эксперимента в инженерной психологии). Отсюда вытекает неустранимая трудность перенесения результатов (выводов и рекомендаций) лабораторного эксперимента на реальную практику, на естественно протекающую психическую деятельность человека, ради которой и проводится всякий лабораторный эксперимент.

Один из путей решения этой методологической проблемы намечен и реализуется в работах Б. М. Теплова * и его школы дифференциальной психофизиологии. Каждое исследуемое психическое свойство многосторонне, оно имеет много проявлений, поэтому при экспериментальном изучении этого свойства необходимо сопоставление различных методик, необходим особый аппарат анализа (факторный или дисперсионный анализ). Затем ставится вопрос о разработке системы "жизненных показателей" исследуемого и измеряемого свойства, т. е. о необходимости объективного и научного толкования проявлений исследуемого психологического свойства в реальной деятельности испытуемого. Жизненные показатели следует рассматривать лишь в совокупности, в сопоставлении, необходимо также знание их интимной, процессуальной стороны, а не одного лишь результативного выражения. Поведение человека зависит от многих свойств нервной системы, т. е. жизненные показатели не однозначны, не стабильны, к тому же в нормальных условиях они приурочены не столько к проявлению изучаемых свойств нервной системы, сколько к жизненным условиям, в которых сложились.

* (См.: Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. )

Естественный эксперимент призван устранить описанный недостаток, по классической схеме он находится между методом лабораторного эксперимента и методом наблюдения. При этом деятельность испытуемого исследуется в ее естественном протекании (условия, задачи, исполнение), а экспериментальному воздействию подвергаются внешние условия, т. е. последние меняются не в своем естественном порядке, а в соответствии с замыслом экспериментатора.

Очень интересным развитием экспериментального метода в психологии является так называемый обучающий эксперимент, который выступает как реализация одного из важнейших методологических принципов психологического исследования, а именно генетического принципа. Обучающий эксперимент предполагает существенную смену позиции исследователя. Это переход от простой (хоть и исследовательской) констатации имеющихся фактов и закономерностей (метод "срезов), от психологического объяснения их нынешней сущности к самому процессу обучения, т. е. к планомерному формированию необходимых психических процессов. Исследуемое явление формируется у испытуемого самим экспериментатором, управляется им извне, исследуется в процессе становления и развития * . Исследователь исходит при этом из четкого знания того, что именно нужно сформировать, каковы должны быть свойства нового психического образования. Согласно этому организуется четкая внешняя система экспериментальных условий, на которые действие опирается и которыми управляется, обеспечивается поэтапный переход формируемого процесса из внешнего, предметного во внутренний, или психологический (процесс интериоризации), обеспечивается отработка интериоризуемого действия по особой системе параметров ** .

* (См.: Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. )

** (См.: Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. )

Своеобразной модификацией метода эксперимента (в направлении, как бы противоположном обучающему эксперименту) может считаться и метод тестов. Если любой эксперимент по своей методической направленности - это исследование закономерностей, то тест - это преимущественно измерение или испытание наличного уровня (без серьезного анализа системы исходных условий и факторов). Тест дает меру или оценку, намечая тем самым направления дальнейших исследований. Тест - это своеобразное орудие разведки, измерительный инструмент, указывающий место данного испытуемого среди определенного контингента испытуемых. И такая оценка отнесена, как правило, лишь к данному моменту времени.

Тест как измерительный инструмент явился в свое время бесспорным достижением новой психологии, ибо своими короткими, стандартными и подлежащими математической обработке методиками он внес некоторую упорядоченность и научность в стихийный субъективизм и бытовую категоричность суждений человека о самом себе и о других людях. Однако исходная оценочная направленность теста требует не только высокого профессионализма его создателей и интерпретаторов, но также и их высокой нравственной (и по сути своей - классовой) ответственности за судьбы людей, подвергшихся тестированию. Известно, что практика тестирования в условиях капиталистического общества является своеобразным оправданием классового и расового неравенства людей * .

* (См.: Гуревич К. М. Профессиональня пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. )

На методе тестов сказываются, конечно, и общие трудности психологического эксперимента: проблематичность измерения в психологии, соответствия между экспериментальной и практической деятельностью испытуемых, вариативность проявлений психического и т. д. К тому же во многих тестах вообще не известно, что именно измеряется (например, неоднозначность понятия "коэффициент интеллекта"). Поэтому игнорирование объективных и чисто методологических ограничений и трудностей метода тестов может привести к очень серьезным ошибкам, особенно в случаях профессионально бесконтрольного и массового создания, использования и толкования результатов тестовых методик малоквалифицированными людьми.

БГПУ им. М. Танка

Институт психологии

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Составитель Радчикова Наталия Павловна

В своей профессиональной деятельности психолог должен не только хорошо владеть теоретическими вопросами специальных предметов, но и видеть целесообразность и результативность применения на практике определенных методик проведения экспериментальных исследований. Такие методики составляют основу научного психологического объяснения и научного метода накопления психологического знания.

В то время как экспериментальные методы получают широкое распространение в области психологических исследований, растет необходимость в их методологической поддержке – организации “правильного” эксперимента. Поэтому курс “Экспериментальная психология” ориентирован, с одной стороны, на методологическую подготовку студентов к проведению различного рода экспериментальных исследований, а, с другой стороны -- на обеспечение студентов необходимыми рекомендациями для написания предстоящих курсовых и дипломных работ.

Главные цели данного курса заключаются

1) в обеспечении должного уровня подготовки будущих психологов в направлении теории и методологии исследований в области психологии;

2) в выработке у них необходимых умений в практическом проведении опытно-экспериментальной работы;

3) в выработке умения ориентироваться в специальной литературе и критически анализировать прочитанный материал, в особенности материалы экспериментальных исследований.

Задачи курса:

* дать основные понятия и определения, принятые в области экспериментальной психологии;

* последовательно ознакомить студентов со всеми стадиями проведения эксперимента - от зарождения идеи и формирования проверяемой гипотезы до представления результатов своей работы;

* ознакомить студентов с основными схемами и современными методами проведения экспериментов;

* разобрать возможные ошибки, трудности, достоинства и недостатки обсуждаемых экспериментальных схем;



* подготовить студентов к проведению самостоятельных экспери-ментальных психологических исследований.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Философские основы экспериментальной психологии. Знание. Отличие научного знания от других форм знания. Виды убеждений. Природа научного объяснения. Рационализм. Эмпирицизм. Критическое мышление. Фальсификация. Промежуточные переменные. Подходы к оценке научных теорий.

2. Введение в экспериментальную психологию. Как начинать психологические исследования. Введение. Роль и место экспериментальной психологии. Цели и задачи курса по экспериментальной психологии. Содержание курса. Цели и задачи психологических исследований. Эксперимент. Понятие об эксперименте. Отличие эксперимента от остальных видов эмпирических исследований. Понятие переменной. Структура эксперимента. Зависимые, независимые и контрольные переменные. Эффект смешения. Экспериментальный исследовательский проект. Стадии экспериментального проекта. Источники идей. Разработка проверяемых гипотез. Анализ литературы. Разработка схемы эксперимента. Нуль-гипотеза. Пилотажные исследования. Сбор данных. Понятие о статистическом анализе данных. Уровень статистической значимости. Интерпретация результатов. Подготовка экспериментального отчета.

3. Наблюдения в психологических исследованиях. Роль наблюдений в психологии. Основные типы наблюдений. Валидность: внешняя валидность, внутренняя валидность, конструктивная валидность. Основные источники нарушения и способы повышения валидности. Описательные наблюдения: натуралистические, частные случаи (прецеденты), обзоры.– особенности, основные достоинства и недостатки. Зависимостные наблюдения. Понятие о корреляции. Корреляционная техника. Коэффициент корреляции. Интерпретация коэффициента корреляции. Проблемы в интерпретации коэффициента корреляции. Смешение. Ограниченный интервал данных.Причинные наблюдения. Эксперимент. Преимущества экспериментальных наблюдений. Пути повышения надежности наблюдений. Инструкции. Протоколы. Аппаратура, применяемая в экспериментальных психологических исследованиях.

4. Измерения в психологических исследованиях. Измерительные шкалы в психологии. Понятие шкалы. Типы измерительных шкал. Шкала наименований (номинативная шкала). Шкала порядка (порядковая шкала). Шкала интервалов (интервальная шкала). Шкала равных отношений. Свойства измерительных шкал. Свойство различия. Свойство величины. Свойство равных интервалов. Свойство существования настоящего нуля. Связь методов обработки данных со шкалой измерения. Связь интерпретации результатов со шкалой измерения. Психологические измерения. Измерение субъективной реальности испытуемого. Процедуры субъективного шкалирования. Метод ранжирования. Метод абсолютной оценки. Метод парных сравнений. Многомерное шкалирование. Измерение особенностей испытуемого и его поведения. Понятие о психодиагностике. Статистическая надежность и валидность. Экспериментальная надежность. Надежность теста. Надежность результатов.

5. Основы проведения эксперимента. Понятие об эксперименте. Особенности эксперимента. Идеи, лежащие в основе психологического эксперимента. История экспериментальной психологии как науки. Преимущества эксперимента. Идеальный и реальный эксперименты. Экспериментальная и контрольная группы. Переменные в эксперименте. Нулевой результат и его причины.

6. Экспериментальные схемы. Экспериментальная схема. Внутренняя валидность эксперимента. Межгрупповая экспериментальная схема. Техники распределения испытуемых по группам. Случайное распределение (рандомизация). Способы формирования групп случайным образом. Распределение по условиям. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании межгрупповой схемы. Интра-индивидуальная экспериментальная схема. Техники подбора последовательности испытаний в эксперименте. Случайное распределение испытаний (рандомизация). Случайное распределение блоками (блок-рандомизация). Уравнивание. Полное уравнивание. Частичное уравнивание. Латинский квадрат. Сбалансированный латинский квадрат. Преимущества и недостатки полного и частичного уравнивания. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании интра-индивидуальной схемы. Контрольная группа. Контрольные условия. Выбор экспериментальной схемы.

7. Многофакторные экспериментальные схемы. Эксперименты с несколькими независимыми переменными. Эксперименты с несколькими зависимыми переменными. Преимущества сложных (многофакторных) экспериментальных схем. Факторная экспериментальная схема. Сложная интра-индивидуальная схема. Смешанная схема. Главный эффект. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Интерпретация результатов сложных экспериментов. Графическое представление результатов. Преимущества графического представления результатов. Графическое представление взаимодействия. Особенности и выбор сложных экспериментальных схем.

8. Особые виды экспериментов. Понятие об экспериментах с небольшим количеством испытуемых. Области применения экспериментов с небольшим количеством испытуемых. Психофизика. Эксперименты в области восприятия, памяти, речи. Эксперименты на тренажерах.

9. Квазиэксперименты Квазиэксперименты. Виды квазиэкспериментов. Анализ естественных событий. Взросление и история как эффекты, влияющие на внутреннюю валидность квазиэкспериментов. Способы повышения валидности - контрольная группа. Исследование частных случаев. Лонгитюдные исследования. Схемы лонгитюдных исследований. Особенности работы с переменными, характеризующими испытуемых. Возраст как особая переменная в психологических исследованиях. Техники работы с возрастом в психологических экспериментах. Внутренняя валидность квазиэкспериментирования. Недостатки квази-экспериментов. Возможные причины нарушения внутренней валидности квазиэкспериментов.

10. Проблемы экспериментальных исследований. Ошибки испытуемых. Влияние социальных ролей на проведение экспериментов. Ошибки при различных видах исследований (описательные и зависимостные наблюдения, эксперимент). Ошибки, связанные с реакцией испытуемых. Способы устранения возможных ошибок, связанных с реакцией испытуемых. Ошибки экспериментатора. Предубеждения экспериментатора. Сознательная предвзятость. Несознательная предвзятость. Способы устранения возможных ошибок экспериментатора. Надежность обмена информацией в научной среде. Внешняя валидность исследований.

11. Интерпретация данных. Роль интерпретации данных в психологическом исследовании. Интерпретация специфических результатов. Проблема потолочного эффекта. Проблема возврата к средней величине. Интерпретация устойчивых закономерностей. Экспериментальная надежность. Достоверность и повторение эксперимента. Прямое повторение эксперимента. Систематическое повторение эксперимента. Концептуальное повторение эксперимента.

12. Этика психологических исследований. Роль этики в психологических исследованиях. Проблемы этики в исследованиях, где испытуемыми являются люди. Инструктаж. Конфиденциальность и анонимность. Свобода неучастия. Защита от вреда. Устранение вредных последствий экспериментальных исследований. Проблемы этики в исследованиях с животными. Этические проблемы при обработке и анализе экспериментальных данных. Этические проблемы при составлении отчета об экспериментальном исследовании. Плагиат в научных работах.

13. Отчет об экспериментальном психологическом исследовании. Структура экспериментального отчета. Стандарты. Техника написания экспериментального отчета. Что включать в экспериментальный отчет.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К . Экспериментальная психология. Практический курс. СПб.: 2002

2. Готтсданкер, Роберт. Основы психологического эксперимента. - Москва: Изд-во Московского университета, 1982.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. - Москва, 1997.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. - Москва, 2002.

ОЦЕНКА КУРСА осуществляется по следующим критериям

Зачет

· Самостоятельная работа - критическая рецензия на журнальную статью об экспериментальном исследовании

· Контрольная работа - решение задач (проводится в зимнюю сессию, оценка влияет на экзаменационную оценку)

Экзамен (2 теоретических вопроса)


Введение в экспериментальную психологию.

Экспериментальная психология

Курс лекций

Введение в экспериментальную психологию

Методы и результаты многомерных исследований индивидуально - психологических особенностей личности

Методы сбора данных

Методы многомерного анализа данных

Психологическое тестирование

Общие вопросы надежности тестов.

Подходы к исследованию валидности тестов.

Методика решения психодиагностических задач

Статистика и обработка теста

Основной эксперимент

Корреляционный анализ

Заключение

Литература

Введение в экспериментальную психологию

В практической жизни теории личности не играют существенной роли. Психика человека чрезвычайно сложное явление и представляет значительные сложности для изучения.

Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на клинико-психологическую и экспериментальную . Первая возникла из вербальных теорий и наблюдений как стремление лечить и корректировать отклоняющиеся формы поведения. В этой области психологии известно множество выдающихся психологов (Адлер, Бехтерев, Фрейд и многие другие). Будучи научными по своим целям, эти теории достигли популярности, не имея строгого экспериментального обоснования. Измерение здесь заменено наблюдением, сбор данных - отбором показательных случаев, статистическая обработка - содержательной интерпретацией. Однако такая бедность экспериментальной процедуры позволяет манипулировать большим числом объясняющих переменных. Важно, что сторонники клинического метода стараются свести в единую систему все переменные, необходимые для формирования понятий о личности, без которых невозможно прийти к установлению реальных закономерностей.

Экспериментальная психология возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Количественное экспериментальное исследование делится на двумерное и многомерное. Оба подхода позволяют изучать взаимосвязи между переменными, но разными способами.

Двумерный эксперимент является переносом метода исследования, принятого в физических науках. Он предполагает выделение зависимой и независимой переменных с помощью экспериментального контроля. В многомерном эксперименте одновременно статистически учитываются все измеряемые факторы, взятые во всей их жизненной полноте.

Сторонники двумерного экспериментального метода считают, что выделение двух переменных необходимо для изучения психического феномена в чистом виде. По их мнению, при таком подходе устраняются второстепенные факторы. Но психический процесс никогда не протекает изолированно. Поведение сложно и определяется множеством внутренних и внешних факторов. По этой причине пытаются сформировать две группы лиц, идентичных во всех отношениях, кроме одного, и поставить их в одинаковые условия невозможно даже в лабораторном эксперименте.

Многомерный эксперимент требует измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между изучаемыми признаками позволяет выявить небольшое число скрытых структурных факторов, от которых зависят наблюдаемые вариации измеряемых переменных. Такой подход опирается на предположение, что исходные признаки - это только поверхностные индикаторы, косвенно отражающие скрытые от прямого наблюдения черты личности, знание которых позволит просто и понятно описать индивидуальное поведение. Таким образом, многомерный подход применяется в тех областях, где человеческое поведение рассматривается в естественных условиях. Того, чего невозможно добиться прямой манипуляцией зависимых и независимых переменных, можно добиться с помощью более сложного статистического анализа всего множества существенных переменных. Главным достоинством многомерного подхода является его эффективность в исследовании реальных ситуаций без риска их искажений побочными влияниями, возникающими при создании искусственных экспериментальных условий.