Что такое количество грамматических основ. Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи
Конспект (бумажный вариант работы с детьми)
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.
В 2009/10 учебном году мне пришлось выпустить одиннадцатый класс в количестве 15 учеников, из них: 6 учеников сдали экзамен на оценку – «5», а 7 учеников – на оценку «4», качество составило 85%. Средний балл составил -66,7 баллов. А в 2011/12 учебном году выпустила 9-ый класс в количестве 22 учеников. Из них: 9учеников сдали на оценку-«5»,9учеников сдали на оценку-«4» и 4 ученика сдали на оценку-«3».Средний балл составил-40,59баллов; качество составило-81,7%.
Успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные общие, групповые и индивидуальные занятия – консультации.
Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями. Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме «Основа предложения».
Его тип – урок-рефлексия. Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом таких консультаций является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:
Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.
Для учащихся: обобщить знания о словосочетании, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.
ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ:
У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о грамматической основе?”
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. научное понятие, определение грамматической основы | 1. уметь правильно находить основу в предложении |
2. простое глагольное сказуемое | 2.различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений |
3. составное глагольное сказуемое | 3. стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые |
4. составное именное сказуемое | 4. определять способы выражения именной части составного именного сказуемого |
1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы.
Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о грамматической основе и уметь, чтобы быть успешными пр при правильном нахождении её в предложениях?” (Форма работы – фронтальная).
Выражение сказуемого простым глагольным сказуемым :
1) Сестра учится на первом курсе педагогического университета.
(изъявительное наклонение, настоящее время)
2) Моя сестра училась в Казани три года.
(изъявительное наклонение, прошедшее время)
3) Сестра моя будет учиться в Казани.
(изъявительное наклонение, будущее сложное время)
4) Мой брат быстро научится всему, у него большие способности.
(изъявительное наклонение, будущее простое время)
5) Я училась бы только на «пятёрки».
(условное наклонение)
6) Ребята! Учитесь с большим желанием и старанием.
(повелительное наклонение)
Выражение сказуемого составным глагольным сказуемым:
Мы начнём (начинаем) прогуливать собаку ровно в восемь вечера.
Ребята продолжают думать о предстоящей сделке.
Они могут выиграть в два счёта команду противника.
Папа хотел мне купить велосипед.
(составное глагольное сказуемое выражается:
вспомогательным глаголом и глаголом в неопределенной форме ; Вспомогательный глагол выражает (не)возможность, (не)желаемость, начало, продолжение, конец действия.
Основное действие заложении в инфинитиве, т. е. в н.ф.)
Выражение сказуемого составным именным сказуемым :
1) Мой дедушка когда-то был учителем иностранного языка.
2) Дело было в шляпе , и это все поняли.
3)Мальчик казался умным и порядочным.
4) Мой брат стал героем .
5)Митрофанушка жил недорослем и ничем не интересовался.
6)Сегодня с работы мама пришла усталая .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1)Лес стоит праздничный и нарядный. Дом стоит на перекрёстке.
2)Отец и мальчик сидят без неё голодные. Все сидят на своих местах.
3)Он пришёл с работы раздражённый. Он пришёл с работы поздно.
КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛ КУРИТЬ В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:
1)Курить – здоровью вредить.
2)Плохая привычка – курить.
4)Привычка курить ему сильно навредила.
5)Он вышел курить .
(1-подлежащее, 2-сказуемое, 3-дополнение,4-определение, 5-обстоятельство цели)
1.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)В аудитории находилось сорок пять человек.
2) Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.
3) Наступило наконец пятнадцатое мая.
4)Почему случилось это?
2.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Нашего учителя мы считали другом .
2) Пользоваться электроинструментом нужно очень осторожно.
3)Десять ночей подряд она не находила себе места , переживая за сына.
4) Мы с ним опоздали на встречу с товарищами.
3.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Её глаза были заплаканы .
2)Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.
3)Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.
4)Посредине поляны стояли красавицы- берёзки , небольшие ещё, в рост человека.
4.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1) Деревья в садах так полотно склеены тьмою.
2) Уметь хорошо выражать свои мысли – важнейшее условие успеха.
3) Курганы в степи похожи на спелые арбузы.
4) Труд для человека – это борьба с самим собой .
5.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1)Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.
2) Один мальчик две девочки – всего трое.
3) Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.
4) Трижды три – девять
ОТВЕТЫ:
1-1; 2-4; 3-2; 4-3; 5-3
Из предложения выпишите грамматическую основу:
1.Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (А.Рыбаков)
2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)
3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Д.Гранин)
4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (И.Соколов-Микитов)
5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки.(Е.Дубровский)
6.Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Б.Пастернак)
7. Тёмное облако дыма заволакивало небо.(Ю.Колесников)
8. Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости (К.Паустовский)
9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)
10. Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации. (Л.Платов)
ОТВЕТЫ:
1)Три палатки стояли 2)Пинчук решил заштопать
3)Приезжали директора 4)Хорош лес
5)Ветер нёс 6)Пылилось несколько коробок
7)Облако заволакивало 8)Не взяли
9)Вижу 10)Туман - прикрытие
З А Д А Н И Я ИЗ ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения 18:
(18) А земля становится всё шире.
Укажите количество грамматических основ в предложении 32:
(32) И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые – все мои.
Выпишите грамматическую основу из предложения 28:
(28) –Сын, ты оказался героем.
Укажите количество грамматических основ в предложении 30:
(30) –Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, - ответил принц.
Выпишите грамматическую основу из предложения 22:
(22) И охранять природу – значит охранять родину.
(4) Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Выпишите грамматическую основу из предложения1:
(1)Я почему – то захотел взять цветные карандаши и нарисовать что-нибудь красивое.
Укажите количество грамматических основ в предложении 23:
(23) Я так и сделал, и снег на крыше стал белым, а на горизонте грязноватым.
Выпишите грамматическую основу из предложения 2:
(2) Пять сестриц, златокудрых невольниц, охраняют каждый шаг своей царицы.
Укажите количество грамматических основ в предложении 4:
(4) Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и скучает.
Выпишите грамматическую основу из предложения 4:
(4) Самые лучшие куски у него, как правило, выхватывали из-под носа другие.
Укажите количество грамматических основ в предложении 16:
(16) «Интересно, что он там увидел?» - подумал волк.
Выпишите грамматическую основу из предложения 21:
(21) Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить своё счастье.
Укажите количество грамматических основ в предложении 38:
(38) Теперь люди говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей, сирень склоняет к нему в воду душистые ветки, а солнышко ласкает своими тёплыми, ласковыми лучами.
Выпишите грамматическую основу из предложения 26:
(26 ) Вероятно, у берега он был крепче.
Укажите количество грамматических основ в предложении 42:
(42) В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт, - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал, но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно…
Выпишите грамматическую основу из предложения 7:
(7) Ответить на этот вопрос я тогда так и не смог…
(18) Как не замечаешь, красива ли твоя мать, красив ли твой ребёнок или красива ли твоя сестра.
Выпишите грамматическую основу из предложения 10:
(10) Во времена Лермонтова ещё не знали фотографии и кино.
Укажите количество грамматических основ в предложении 5:
(5) Однажды поэт, чтобы описать Москву и Кремль, поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого, откуда долго рассматривал древний город: дома, памятники, дворцы, Москву-реку.
Выпишите грамматическую основу из предложения 13:
Укажите количество грамматических основ в предложении 7:
(7) Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек
Выпишите грамматическую основу из предложения 6:
(6) В «гранит одетая» Москва – река окаймлена теперь тенистыми бульварами.
Укажите количество грамматических основ в предложении 18:
(18) И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
Выпишите грамматическую основу из предложения 1:
(1) Много лет назад в Ленинграде показывали кинокартину «Чанг».
Укажите количество грамматических основ в предложении 44:
(44) Они исчезли из вида, и только чёрное облачко – стая сорок – отмечало их путь.
Выпишите грамматическую основу из предложения27:
(27) Но и приходя к природе, люди не знают её, не умеют полюбить.
Укажите количество грамматических основ в предложении 14:
(14) Если бы Иван Макарович с малолетства видел каждый день, как, разойдясь, жлоб притаптывает берёзку, на верх сосенки, наклонив её , бутылку пустую наденет, консервные банки, газеты за собой бросает, бензин на траву льёт, то, может, привык бы к этому как к нормальному, которому от веку положено было быть.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры :
- Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего |
Примеры |
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного |
Трое вышли из леса. |
Имя прилагательное в роли существительного |
Сытый голодному не товарищ. |
Причастие в роли существительного |
Отдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий . |
Завтра обязательно наступит. |
|
Междометие |
Далече грянуло ура . |
Словосочетание |
Мы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе. |
Неопределенная форма глагола |
Сочинять — моя стихия. |
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры :
- Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
- Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
- Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
- Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).
Смотрите также :
- Материалы по теме: и " ".
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример : Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример : Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
Грамматические основы сложного предложения
Скачать материалФормулировка задания:
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Правильный ответ: 3
Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.
Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.
Что нужно знать:
Подлежащее
ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.
Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).
Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .
В роли подлежащего может выступать:
1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).
2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.
3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.
Подлежащее, выраженное словосочетанием
Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :
1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;
2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;
3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;
4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;
5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;
6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;
7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;
8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)
Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.
Примечание1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).
Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.
2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.
Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.
Сказуемое
СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами
В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .
2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.
3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое может состоять из:
1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.
2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.
3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.
4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.
5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .
ПримечаниеСоставное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.
Пример:
- Вася начал петь
.
- Петя попросил
Васю
петь
тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела
(с какой целью?) отдохнуть
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое может состоять из:
1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .
2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.
Осложненное составное именное сказуемое:
Я хочу стать врачом .
В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.
Я должен был стать врачом .
В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).
ПримечаниеЕсли вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте
а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.
б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.
Частицы в составе сказуемого
В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .
Я не люблю
фатального исхода.
От жизни никогда не устаю
.
Я не люблю
любое время года,
Когда веселых песен не пою
.
(В. Высоцкий)
Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.
Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)
Пусть говорят!
Он чуть не плакал от обиды.
Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.
Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)
В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .
Грамматическая основа
Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.
Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .
Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.
В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.
Как мальчики
, так и девочки
сдали спортивные нормы.
(Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут
, трещат
, ломаются
. (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).
ОГЭ № 11 количество грамматических основ (чаще всего в сложном предложении)
Синтаксис – наука, изучающая строение и значение словосочетаний и предложений;
Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, сами словосочетания и предложения, способы соединения простых предложений в сложные.
Предложение и его типы.
Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).
В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения служат для сообщения:
Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:
Ты придёшь к пяти часам?
Когда ты придёшь?
Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:
Кто этого не знает? = «все знают»
Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:
Приходи к пяти часам.
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными .
Типы предложений. | Примеры. | |
1. По цели высказывания. | Повествовательное. | Уже наступила осень. |
Вопросительное. | Уже наступила осень? | |
Побудительное. | Приходи скорее, осень! | |
2. По эмоциональной окраске. | Восклицательное. | Печален долгий вечер в октябре! |
Невосклицательное. | Люблю я осень позднюю в России. | |
3. По количеству грамматических основ. | Простое (одна грамматическая основа). | Наступила пора листопада. |
Сложное: сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое. | Наступила пора листопада, и ветер гонит листву по дорогам. Наступила пора листопада, ветер гонит листву по дорогам. Когда наступила пора листопада, ветер погнал листву по дорогам. | |
4. По наличию главных членов. | Двусоставное. | Стоят погожие осенние деньки. |
Односоставное: определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, назывное. | Люблю осень в городе. Теперь в лес не ходят. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Рано темнеет . Опять холодные, седые небеса . | |
5. По наличию второстепенных членов. | Распространённые. | Скоро все листья облетят. |
Нераспространённые. | Облетают листья. | |
6. По характеру отношения к действительности . | Утвердительные. | Ветер гнёт деревья. |
Отрицательные. | Я не обращаю внимания на плохую погоду. | |
7. По условиям контекста и речевой ситуации . | Полные. | В лесу теперь всё устлано ковром из опавших листьев. |
Неполные. | Где теперь птицы? На юге. | |
8. Способы связи слов в предложении. | Координация. | Тихо над омутом шелестели длинные, изящные ветки ивы. |
Подчинение: управление, согласование, примыкание. | ветки ивы, длинные ветки, тихо шелестели. | |
Сочинительная связь. | длинные, изящные. |
Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения .
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены - подлежащее и сказуемое , второстепенные - определение , дополнение , обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.
Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным . Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным . Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело .
В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение ) или несколько грамматических основ (сложное предложение ). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь .
Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).
Подлежащие и средства его выражения.
Подлежащее - это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в предложении.
В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.
Подлежащее - одно слово :
1) слова разных частей речи в предметном значении:
Существительное в И. п.:
Идёт дождь .
Местоимение-существиельное в И. п.:
Я люблю осень .
Прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:
Бородатый оглянулся .
Причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:
Сидящий поднял голову .
Наречие:
Твои завтра мне надоели .
Междометие:
По лесу разносилось «ау» .
2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:
Десять не делится на три без остатка .
3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться - дело нужное .
Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное - учиться . Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой - инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.
4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди - форма повелительного наклонения глагола;Не - отрицательная частица .
Подлежащее - словосочетание :
1. Подлежащее - фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:
1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:
Брат с сестрой вернулись порознь - ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу .
2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:
Прошло три года.
Куча вещей скопилась в углу.
У меня много работы.
3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:
Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.
От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.
4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:
Любой из них мог это сделать.
Трое из выпускников получили золотые медали.
Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.
5) инфинитив + инфинитив / имя (объём такого подлежащего совпадает с объёмом составного глагольного или составного именного сказуемого - см. далее):
Быть грамотнымпрестижно.
Хотеть стать грамотным естественно .
2. Подлежащее - фразеологизм :
Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.
У негозолотые руки.
А10 (А9). Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.
А9 (А8). Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
А8 (А7). Средства связи предложений в тексте.
А6 (А26). Замена придаточного определительного причастным оборотом.
НЕЛЬЗЯ заменить:
1) если союзное слово который употреблено в косвенном падеже с предлогом или без предлога
2) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме будущего времени
3) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме условного наклонения (есть частица БЫ)
4) сказуемое в придаточном предложении выражено неопределенной формой глагола (инфинитив)
5) в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, такой или его форма: та, то, те, того, тем, такая, такими и т.д.)
А7 (А6). Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Прочитать текст. Выбрать вариант, наиболее близкий к содержанию текста, отражающий его тему.
Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Определяю грамматическую основу так: нахожу сказуемое (главная информация предложения, ядро сообщения), задаю от него двойной вопрос: КТО? ЧТО? (подлежащее – это объект речи, то есть то, о ком или о чем сообщается). Помню, что сказуемые могут быть составными (состоят из двух компонентов). Определяю основу предложения и выбираю правильный вариант ответа.
Одна грамматическая основа – предложение ПРОСТОЕ!
Две и более грамматических основ – предложение СЛОЖНОЕ!
Посмотреть, как связаны части сложного предложения:
БЕЗ СОЮЗА = БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (и, да(=и), а, но, да(=но), зато, однако, или, либо, то…то, не то…не то) = СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (при условии, что союз находится между двумя грамматическими основами);
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (потому что, так как, ввиду того что, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, когда, лишь только, лишь, пока, едва, если, если бы, раз, как скоро, как, будто, словно, точно, что, чтобы, несмотря на то что, хотя… и др.) или СОЮЗНЫМ СЛОВОМ (кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, когда, откуда, как) = СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Проверить, каковы смысловые отношения между частями сложного предложения:
В сложносочиненном и бессоюзном предложениях части равноправны по смыслу, каждая часть может быть простым предложением, если поставить после нее точку (в ССП между частями есть союз, в БСП – нет союза). В сложноподчиненном предложении части зависят друг от друга: придаточная часть подчиняется главной, их нельзя разделить точкой на два простых предложения.