Конспект (бумажный вариант работы с детьми)

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.

В 2009/10 учебном году мне пришлось выпустить одиннадцатый класс в количестве 15 учеников, из них: 6 учеников сдали экзамен на оценку – «5», а 7 учеников – на оценку «4», качество составило 85%. Средний балл составил -66,7 баллов. А в 2011/12 учебном году выпустила 9-ый класс в количестве 22 учеников. Из них: 9учеников сдали на оценку-«5»,9учеников сдали на оценку-«4» и 4 ученика сдали на оценку-«3».Средний балл составил-40,59баллов; качество составило-81,7%.

Успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные общие, групповые и индивидуальные занятия – консультации.

Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями. Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме «Основа предложения».

Его тип – урок-рефлексия. Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Общим итогом таких консультаций является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:

Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.

Для учащихся: обобщить знания о словосочетании, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.

ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ:

У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о грамматической основе?”

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1. научное понятие, определение грамматической основы

1. уметь правильно находить основу в предложении

2. простое глагольное сказуемое

2.различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений

3. составное глагольное сказуемое

3. стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые

4. составное именное сказуемое

4. определять способы выражения именной части составного именного сказуемого

1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы.

Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о грамматической основе и уметь, чтобы быть успешными пр при правильном нахождении её в предложениях?” (Форма работы – фронтальная).

Выражение сказуемого простым глагольным сказуемым :

1) Сестра учится на первом курсе педагогического университета.

(изъявительное наклонение, настоящее время)

2) Моя сестра училась в Казани три года.

(изъявительное наклонение, прошедшее время)

3) Сестра моя будет учиться в Казани.

(изъявительное наклонение, будущее сложное время)

4) Мой брат быстро научится всему, у него большие способности.

(изъявительное наклонение, будущее простое время)

5) Я училась бы только на «пятёрки».

(условное наклонение)

6) Ребята! Учитесь с большим желанием и старанием.

(повелительное наклонение)

Выражение сказуемого составным глагольным сказуемым:

Мы начнём (начинаем) прогуливать собаку ровно в восемь вечера.

Ребята продолжают думать о предстоящей сделке.

Они могут выиграть в два счёта команду противника.

Папа хотел мне купить велосипед.

(составное глагольное сказуемое выражается:

вспомогательным глаголом и глаголом в неопределенной форме ; Вспомогательный глагол выражает (не)возможность, (не)желаемость, начало, продолжение, конец действия.

Основное действие заложении в инфинитиве, т. е. в н.ф.)

Выражение сказуемого составным именным сказуемым :

1) Мой дедушка когда-то был учителем иностранного языка.

2) Дело было в шляпе , и это все поняли.

3)Мальчик казался умным и порядочным.

4) Мой брат стал героем .

5)Митрофанушка жил недорослем и ничем не интересовался.

6)Сегодня с работы мама пришла усталая .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

1)Лес стоит праздничный и нарядный. Дом стоит на перекрёстке.

2)Отец и мальчик сидят без неё голодные. Все сидят на своих местах.

3)Он пришёл с работы раздражённый. Он пришёл с работы поздно.

КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛ КУРИТЬ В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:

1)Курить – здоровью вредить.

2)Плохая привычка – курить.

4)Привычка курить ему сильно навредила.

5)Он вышел курить .

(1-подлежащее, 2-сказуемое, 3-дополнение,4-определение, 5-обстоятельство цели)

1.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1)В аудитории находилось сорок пять человек.

2) Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.

3) Наступило наконец пятнадцатое мая.

4)Почему случилось это?

2.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1)Нашего учителя мы считали другом .

2) Пользоваться электроинструментом нужно очень осторожно.

3)Десять ночей подряд она не находила себе места , переживая за сына.

4) Мы с ним опоздали на встречу с товарищами.

3.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1)Её глаза были заплаканы .

2)Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.

3)Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.

4)Посредине поляны стояли красавицы- берёзки , небольшие ещё, в рост человека.

4.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1) Деревья в садах так полотно склеены тьмою.

2) Уметь хорошо выражать свои мысли – важнейшее условие успеха.

3) Курганы в степи похожи на спелые арбузы.

4) Труд для человека – это борьба с самим собой .

5.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1)Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.

2) Один мальчик две девочки – всего трое.

3) Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.

4) Трижды три – девять

ОТВЕТЫ:

1-1; 2-4; 3-2; 4-3; 5-3

Из предложения выпишите грамматическую основу:

1.Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (А.Рыбаков)

2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Д.Гранин)

4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (И.Соколов-Микитов)

5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки.(Е.Дубровский)

6.Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Б.Пастернак)

7. Тёмное облако дыма заволакивало небо.(Ю.Колесников)

8. Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости (К.Паустовский)

9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

10. Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации. (Л.Платов)

ОТВЕТЫ:

1)Три палатки стояли 2)Пинчук решил заштопать

3)Приезжали директора 4)Хорош лес

5)Ветер нёс 6)Пылилось несколько коробок

7)Облако заволакивало 8)Не взяли

9)Вижу 10)Туман - прикрытие

З А Д А Н И Я ИЗ ГИА:

Выпишите грамматическую основу из предложения 18:

(18) А земля становится всё шире.

Укажите количество грамматических основ в предложении 32:

(32) И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые – все мои.

Выпишите грамматическую основу из предложения 28:

(28) –Сын, ты оказался героем.

Укажите количество грамматических основ в предложении 30:

(30) –Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, - ответил принц.

Выпишите грамматическую основу из предложения 22:

(22) И охранять природу – значит охранять родину.

(4) Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Выпишите грамматическую основу из предложения1:

(1)Я почему – то захотел взять цветные карандаши и нарисовать что-нибудь красивое.

Укажите количество грамматических основ в предложении 23:

(23) Я так и сделал, и снег на крыше стал белым, а на горизонте грязноватым.

Выпишите грамматическую основу из предложения 2:

(2) Пять сестриц, златокудрых невольниц, охраняют каждый шаг своей царицы.

Укажите количество грамматических основ в предложении 4:

(4) Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и скучает.

Выпишите грамматическую основу из предложения 4:

(4) Самые лучшие куски у него, как правило, выхватывали из-под носа другие.

Укажите количество грамматических основ в предложении 16:

(16) «Интересно, что он там увидел?» - подумал волк.

Выпишите грамматическую основу из предложения 21:

(21) Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить своё счастье.

Укажите количество грамматических основ в предложении 38:

(38) Теперь люди говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей, сирень склоняет к нему в воду душистые ветки, а солнышко ласкает своими тёплыми, ласковыми лучами.

Выпишите грамматическую основу из предложения 26:

(26 ) Вероятно, у берега он был крепче.

Укажите количество грамматических основ в предложении 42:

(42) В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт, - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал, но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно…

Выпишите грамматическую основу из предложения 7:

(7) Ответить на этот вопрос я тогда так и не смог…

(18) Как не замечаешь, красива ли твоя мать, красив ли твой ребёнок или красива ли твоя сестра.

Выпишите грамматическую основу из предложения 10:

(10) Во времена Лермонтова ещё не знали фотографии и кино.

Укажите количество грамматических основ в предложении 5:

(5) Однажды поэт, чтобы описать Москву и Кремль, поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого, откуда долго рассматривал древний город: дома, памятники, дворцы, Москву-реку.

Выпишите грамматическую основу из предложения 13:

Укажите количество грамматических основ в предложении 7:

(7) Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек

Выпишите грамматическую основу из предложения 6:

(6) В «гранит одетая» Москва – река окаймлена теперь тенистыми бульварами.

Укажите количество грамматических основ в предложении 18:

(18) И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.

Выпишите грамматическую основу из предложения 1:

(1) Много лет назад в Ленинграде показывали кинокартину «Чанг».

Укажите количество грамматических основ в предложении 44:

(44) Они исчезли из вида, и только чёрное облачко – стая сорок – отмечало их путь.

Выпишите грамматическую основу из предложения27:

(27) Но и приходя к природе, люди не знают её, не умеют полюбить.

Укажите количество грамматических основ в предложении 14:

(14) Если бы Иван Макарович с малолетства видел каждый день, как, разойдясь, жлоб притаптывает берёзку, на верх сосенки, наклонив её , бутылку пустую наденет, консервные банки, газеты за собой бросает, бензин на траву льёт, то, может, привык бы к этому как к нормальному, которому от веку положено было быть.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий .

Завтра обязательно наступит.

Междометие

Далече грянуло ура .

Словосочетание

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также :

  • Материалы по теме: и " ".

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример : Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример : Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Грамматические основы сложного предложения

Скачать материал

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).

ОГЭ № 11 количество грамматических основ (чаще всего в сложном предложении)

Синтаксис – наука, изучающая строение и значение словосочетаний и предложений;

Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, сами словосочетания и предложения, способы соединения простых предложений в сложные.

Предложение и его типы.

Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).

В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения служат для сообщения:

Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:

Ты придёшь к пяти часам?

Когда ты придёшь?

Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:

Кто этого не знает? = «все знают»

Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:

Приходи к пяти часам.

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:

Он приедет.

Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?

Пусть он приедет.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными .

Типы предложений.

Примеры.

1. По цели высказывания.

Повествовательное. Уже наступила осень.
Вопросительное. Уже наступила осень?
Побудительное. Приходи скорее, осень!

2. По эмоциональной окраске.

Восклицательное. Печален долгий вечер в октябре!
Невосклицательное. Люблю я осень позднюю в России.

3. По количеству грамматических основ.

Простое (одна грамматическая основа). Наступила пора листопада.
Сложное: сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое. Наступила пора листопада, и ветер гонит листву по дорогам. Наступила пора листопада, ветер гонит листву по дорогам. Когда наступила пора листопада, ветер погнал листву по дорогам.

4. По наличию главных членов.

Двусоставное. Стоят погожие осенние деньки.
Односоставное: определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, назывное. Люблю осень в городе. Теперь в лес не ходят. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Рано темнеет . Опять холодные, седые небеса .

5. По наличию второстепенных членов.

Распространённые. Скоро все листья облетят.
Нераспространённые. Облетают листья.

6. По характеру отношения к действительности .

Утвердительные. Ветер гнёт деревья.
Отрицательные. Я не обращаю внимания на плохую погоду.

7. По условиям контекста и речевой ситуации .

Полные. В лесу теперь всё устлано ковром из опавших листьев.
Неполные. Где теперь птицы? На юге.

8. Способы связи слов в предложении.

Координация. Тихо над омутом шелестели длинные, изящные ветки ивы.
Подчинение: управление, согласование, примыкание. ветки ивы, длинные ветки, тихо шелестели.
Сочинительная связь. длинные, изящные.

Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ

Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения .

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены - подлежащее и сказуемое , второстепенные - определение , дополнение , обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным . Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным . Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело .

В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение ) или несколько грамматических основ (сложное предложение ). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь .

Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Подлежащие и средства его выражения.

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее - одно слово :

1) слова разных частей речи в предметном значении:

Существительное в И. п.:

Идёт дождь .

Местоимение-существиельное в И. п.:

Я люблю осень .

Прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Бородатый оглянулся .

Причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Сидящий поднял голову .

Наречие:

Твои завтра мне надоели .

Междометие:

По лесу разносилось «ау» .

2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:

Десять не делится на три без остатка .

3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться - дело нужное .

Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное - учиться . Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой - инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди - форма повелительного наклонения глагола;Не - отрицательная частица .

Подлежащее - словосочетание :

1. Подлежащее - фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:

1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:

Брат с сестрой вернулись порознь - ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу .

2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в углу.

У меня много работы.

3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:

Любой из них мог это сделать.

Трое из выпускников получили золотые медали.

Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

5) инфинитив + инфинитив / имя (объём такого подлежащего совпадает с объёмом составного глагольного или составного именного сказуемого - см. далее):

Быть грамотнымпрестижно.

Хотеть стать грамотным естественно .

2. Подлежащее - фразеологизм :

Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.

У негозолотые руки.

А10 (А9). Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.

А9 (А8). Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

А8 (А7). Средства связи предложений в тексте.

А6 (А26). Замена придаточного определительного причастным оборотом.

НЕЛЬЗЯ заменить:

1) если союзное слово который употреблено в косвенном падеже с предлогом или без предлога

2) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме будущего времени

3) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме условного наклонения (есть частица БЫ)

4) сказуемое в придаточном предложении выражено неопределенной формой глагола (инфинитив)

5) в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, такой или его форма: та, то, те, того, тем, такая, такими и т.д.)

А7 (А6). Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Прочитать текст. Выбрать вариант, наиболее близкий к содержанию текста, отражающий его тему.

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Определяю грамматическую основу так: нахожу сказуемое (главная информация предложения, ядро сообщения), задаю от него двойной вопрос: КТО? ЧТО? (подлежащее – это объект речи, то есть то, о ком или о чем сообщается). Помню, что сказуемые могут быть составными (состоят из двух компонентов). Определяю основу предложения и выбираю правильный вариант ответа.

Одна грамматическая основа – предложение ПРОСТОЕ!

Две и более грамматических основ – предложение СЛОЖНОЕ!

Посмотреть, как связаны части сложного предложения:

БЕЗ СОЮЗА = БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ;

СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (и, да(=и), а, но, да(=но), зато, однако, или, либо, то…то, не то…не то) = СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (при условии, что союз находится между двумя грамматическими основами);

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (потому что, так как, ввиду того что, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, когда, лишь только, лишь, пока, едва, если, если бы, раз, как скоро, как, будто, словно, точно, что, чтобы, несмотря на то что, хотя… и др.) или СОЮЗНЫМ СЛОВОМ (кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, когда, откуда, как) = СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Проверить, каковы смысловые отношения между частями сложного предложения:

В сложносочиненном и бессоюзном предложениях части равноправны по смыслу, каждая часть может быть простым предложением, если поставить после нее точку (в ССП между частями есть союз, в БСП – нет союза). В сложноподчиненном предложении части зависят друг от друга: придаточная часть подчиняется главной, их нельзя разделить точкой на два простых предложения.