Своеобразие изображения жизни народа в поэме Н. А. Некрасова. «Я лиру посвятил народу своему», - эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос­мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев - Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога­тыря Савелия - представлена история страны. Панорама народ­ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи­менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра­лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожай ка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра­зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он…

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается…

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны - пьянство, невежество, дикий быт - не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа­ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром­ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав­ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по­кой, богатство, честь». «Покой» - внутреннюю гармонию - дает чистая совесть (примеры тому - покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). « Богатство» - достаток - дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» - уважение, любовь, сострадание - проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви­лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав­шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз­личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи­теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ­ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це­лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце­нах - гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо­щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Довольно! Окончен с прошедшим расчет. Окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ И учится быть гражданином!

Н.А. Некрасов

Как пушкинский роман «Евгений Онегин», названный Белинским «энциклопедией русской жизни», так и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно с полным основанием считать энциклопедией русской народной жизни середины прошлого века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а материал собирал для нее, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и включает в себя сокровища народной речи.

В этом произведении отразилась современная поэту жизнь. В нем решились проблемы, волновавшие умы передовых людей: в каком направлении пойдет историческое развитие страны, какую роль суждено сыграть крестьянству в истории, каковы судьбы русского народа.

Некрасов создает целую галерею картин деревенской жизни, и в этом смысле поэма имеет нечто общее с тургеневскими «Записками охотника». Но, как реалист, бытописатель, Некрасов идет дальше Тургенева, показывая их с энциклопедической полнотой, вникая не только в мысли и настроения своих героев, но и в социальный, и в хозяйственный уклад их жизни.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году -- рассчитывай, в какой земле -- угадывай». Но нетрудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой крестьяне, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот момент голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не сгущает краски, показывая нищету, бедность нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Тер-пигорев, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, -- с горечью восклицает поэт, -- дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Крестьяне -- люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким трудолюбив, он готов постоять за свои права, честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Тяжелая жизнь не убила в нем любовь к прекрасному. Во время пожара он спасает не деньги, а «кар-тиночки», потеряв за целый век накопленное богатство -- «целковых тридцать пять». Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная -- Гневна, грозна, -- и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны и затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русских людях духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крепостные бунты возникали стихийно, как ответ на жестокие притеснения помещиков и управляющих их имениями. Некрасов показывает трудный и сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений и формирование сознания Савелия: от молчаливого терпения -- к пассивному сопротивлению, от пассивного сопротивления -- к открытому протесту и борьбе.

Савелий -- последовательный борец за народные интересы, несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью, остался духовно свободным человеком. «Клейменый, да не раб!» -- отвечает он людям, назвавшим его «клейменым». Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, ясное понимание непримиримости интересов помещиков и крестьян, мужественную способность к преодолению любых трудностей, физическую и нравственную силу, чувство собственного достоинства. Поэт видит в нем подлинного борца за народное дело.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие, как Савелий, Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать подымается -- Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма-эпопея. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но к сожалению, поэма так и не была закончена: помешала смерть поэта. Главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» - это проблема счастья.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается так: «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай...». Но нетрудно понять; о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью отражают названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели; уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне - люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной».

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Он умен и прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь oттудовa,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Бласьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Этот образ свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о назревающем протесте его против угнетения.

Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы подчинена раскрытию темы крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например «холопа примерного - Якова

верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие действующие лица поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Некрасов изобразил в своей поэме народ XIX века. И всё это было сделано не случайно. Ведь практически каждый ученик старших классов знает, что именно в девятнадцатом столетии было отменено крепостное право. Но сразу назревает вопрос. Если был принят такой закон, то почему же тогда у народа могло пойти что-либо не так в дальнейшей жизни? Оказывается, на это есть свои причины.

Отмена крепостного права была очень долгожданным событием. Но все надежды на хорошее будущее были подорваны. Некрасов показывает нам жизнь крестьян в пореформенное время. Нетрудно понять, что принцип её не изменился, что народ всё так же продолжает задыхаться. Теперь вместо барина их наказывать брался волостной. Люди всё так же желали свободы, хотели, чтобы к ним прислушивались и понимали. Автор с глубокими деталями обрисовывает нам в главе «Голодная» быт народа, его жизнь и стремления. Пьянство крестьян появляется от всех страданий и безысходности их ситуации. Такая ужасная ситуация, сразу делает всю картину мрачной. Начинает казаться, что хорошего будущего у народа нет. Некрасов изобразил людей, которые ведут себя в данной ситуации по-разному. Одни приспосабливаются, терпят, будто сидят на привязи. Другие не могут смириться со всем происходящим. И это есть люди, которые пробивают дорогу к будущему Руси. Терпение человека настолько велико, что, казалось бы, ничто не смогло бы сокрушить его. К сожалению нет. Всему есть свой предел. Матрёна Тимофеевна, Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Влас и Агап Петров – те люди, которые проявили высшую степень человечности. Все они ищут правду своими методами. Пробуждение крестьянской Руси – это пробуждение народа. Автор различными способами показывает нам великолепие, обширность души русского человека. Пусть даже с некоторыми изъянами, грешками, но это действительно очень мало по сравнению с тем, что творят те, кто выше по своему чину. Ермил Гирин был довольно грамотным мужиком, бескорыстным, преданный народу. Но Некрасов решил сделать судьбу этого человека не совсем легкой. Ермил посажен в тюрьму за выступление во время бунта. Яким Нагой – человек-правдолюб, трудолюбивый, с непокорным нравом. Он прекрасно понимал, отчего жизнь крестьянина настолько плоха. Основное проявление бунта было связано с именем Савелия. Этот мужик словно богатырь, часто задумывался о чем-либо, был нетороплив. Но расправа с немцем-управляющим была одним из стихийных восстаний против угнетателя. Сам Некрасов вселял в героев произведения своё гневное восприятие той ситуации, что настолько потрясала Русь. Боль в сердце автора смягчила та «искра сокрытая», которую он увидел в крестьянине. Поэтому изображение миротворцев идет на очень высоком уровне благородства и самопожертвования. Конечно, нельзя не упомянуть того, что Некрасов называет жилые волости такими названиями, как Дырявино, Неелово, Заплатово. Этот ход моментально создаёт впечатление о человеке, живущем в тех поселениях. Ну разве слово Неелово не говорит о том, что люди страдают по большей части от голода, от безысходности? Каторжный труд на протяжении всей поэмы не покидает рук крестьян. День и ночь им приходится думать о том, как прокормить свою семью. Такая тяжелая ноша в судьбе нескольких человек – это отражение всей жизни народа. Борьба за право на свободное существование рисуется яркими поступками людей:

Рать подымается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Обстановка накаляется, народ не может дальше терпеть. Герои Некрасова очень детально показывают нам сложность, проблематичность существования в то время. Каждый из людей выбирал свой путь: приспособленчество либо борьбу. Но всё великолепие общей картины этого произведения заключается в том, что существовал такой крестьянин, который был готов постоять не только за себя, но и за судьбу русского народа.

Введение

1. Русский народ в изображении Н.А. Некрасова

2. Образы народных заступников в произведениях Некрасова

3 «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Заключение

Список литературы

Введение

НЕКРАСОВ, Николай Алексеевич - поэт, прозаик, критик, издатель. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губ. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьею в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788- 1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, в девичестве Закревская (ум. в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом

Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии, куда он поступил в 1832 г., Николай Алексеевич целиком отдался приобретенной от матери любви к литературе и театру.

1. Русский народ в изображении Н.А.Некрасова

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.

Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство стихотворений Некрасова (особенно известных) посвящено русскому мужику. Ведь куда ни кинешь взгляд - везде страдания. Едешь ли по железной дороге - за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда - видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею). Любуешься ли красотами Волги - по ней бурлаки со стоном тянут баржу.

Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Хотя счастье-то они ищут. Некрасов рассказывает об этом в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сошлись мужики с простой, казалось бы, целью: найти счастье, узнать, кому хорошо живется и почему. Да только выходит, что нет мужика, которому бы хорошо жилось. Нет у него никаких прав, не может он противостоять хамству и самоуправству вышестоящих. Получается, что вольготно жить только господам, которые и делать-то ничего не умеют, зато обладают незаработанными деньгами и незаслуженной властью.

Вывод, к которому приходит Некрасов, прост и очевиден. Счастье - в свободе. А свобода еще только брезжит впереди тусклым огоньком. До него надо дойти, но займет это многие годы.

Да, русскому народу тяжело живется. Но ведь в любом самом беспросветном существовании случаются яркие проблески. Некрасов со знанием дела описывает деревенские праздники, когда все от мала до велика пускаются в пляс. Ведь тот, кто умеет работать, умеет и отдыхать. Тут царит истинное, ничем не омраченное веселье. Забываются все заботы и труды. А похьд к обедне - это целый ритуал. Из сундуков извлекаются лучшие наряды, и вся семья, от детей до стариков, чинно отправляется в церковь.

Вообще, крестьянской религиозности Некрасов уделяет особое внимание. Религия испокон веков поддерживала русского человека. Ведь нельзя было рассчитывать ни на чью помощь, кроме Божьей. Поэтому и бежали в случае болезней и несчастий к чудотворным иконам. Каждый человек имеет право на надежду, она - последнее, что у него остается даже в пору тяжелейших испытаний. Для крестьян вся надежда, весь свет были сосредоточены в Иисусе Христе. Кто же еще их убережет, если не он?

Некрасов создал целую плеяду образов простых русских женщин. Возможно, он несколько романтизирует их, однако нельзя не признать, что ему удалось показать облик крестьянки так, как никому более. Крепостная женщина для Некрасова - своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе.

Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова - это, конечно, Матрена Тимофеевна в “Кому на Руси жить хорошо” и Дарья в поэме “Мороз, Красный нос”. Объединяет этих двух женщин главное их горе - они крепостные крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля - арабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти тяжкие доли легли

На женщину русской земли.

Крестьянка обречена страдать до самой смерти и молчать о своих страданиях. Никто не будет слушать ее жалоб, да и она слишком горда, чтобы поверять кому-нибудь свое горе. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” к Матрене Тимофеевне приходят мужики, ищущие счастья. И что же они слышат от нее? Историю жизни крепостной женщины. Она была счастлива, оберегаема, любима родителями до своего замужества. Но в девках долго не засидишься, находится жених, и начинается тяжелая жизнь в чужом доме. Приходится работать с утра до ночи, да еще ни от кого не услышишь ласкового слова. Муж на заработках, а семья его не жалует невестку. Первый сын Матрены Тимофеевны умирает в младенчестве, другого взяли в рекруты. Нет просвета впереди, не на что надеяться. Матрена Тимофеевна говорит мужикам:

Не дело - между бабами

Счастливую искать!..

Одно остается женщине: терпеть до конца своих дней, работать и растить детей, таких же рабов, как их отец.

Тяжкая доля досталась и Дарье (“Мороз, Красный нос”). Ее семейная жизнь поначалу складывалась более счастливо: и семья была приветливее, и муж при ней. Трудились не покладая рук, но не жаловались на судьбу. И тут на семью обрушивается горе - умирает муж Дарьи. Для крестьян это потеря не только любимого человека, но и кормильца. Без него они просто умрут от голода. Никто больше не сумеет ходить на заработки. В семье остались старики, дети да одинокая женщина. Дарья уходит в лес за дровами (прежде мужская обязанность) и замерзает там.

Есть у Некрасова еще один интересный крестьянский образ. Это Груша из стихотворения “В дороге”. Она выросла в барском доме и не обучалась тяжелому деревенскому труду. Но судьба распорядилась так, что она вышла замуж за простого мужика. Груша начинает чахнуть, и конец ее совсем близок. Ее душа томится, но муж, конечно, не в состоянии понять ее. Ведь вместо того чтобы работать, она “на какой-то натрет все глядит да читает какую-то книжку...” Не под силу ей крестьянский труд. Она бы и рада работать, помогать, да не приучена. Для того чтобы вынести всю эту каторжную работу, нужно привыкнуть к ней с детства. А ведь многие поколения крестьян росли именно в такой обстановке. С детства работали не покладая рук. Но не шло все это впрок: работали на господ, а сами кормились впроголодь, только бы с ног не свалиться.

Таким униженным, но гордым предстает народ в произведениях Некрасова. Русский мужик гнет шею, но не ломается. И всегда его поддерживает женщина, сильная и терпеливая. Некрасов видит свое предначертание в том, чтобы без прикрас описать настоящее русского народа и дать ему надежду на светлое будущее. Поэт верит, что оно настанет, а он будет способствовать этой великой перемене.

1.1 В поисках народного счастья (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.

Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.

Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая - душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".

Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены,

Пред ним широкий путь.

Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою..., с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное - он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней - сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.