Судьба до сих пор имеет большое значение для мировосприятия человека. Даже в нашем технологичном и основанном на научных достижениях мире человеку приходится констатировать, что далеко не всё можно спрогнозировать и организовать. Остаётся тот самый элемент судьбы, который может перевернуть всю жизнь человека и направить её по неожиданному руслу. Что говорить о человеке прошлого, не имевшего столь богатого прикладного инструментария, как современная медицина, наука, сфера услуг и так далее. Судьба для человека древности имела неоспоримый божественный характер и сверхъестественное происхождение. Так что вполне закономерно, что в различных культурах существовали богини судьбы, персонифицированные воплощения необъяснимого фатума.

«Три девицы под окном…»

Классическим вариантом для индоевропейской мифологии и языческой религии является вариант с тремя богинями судьбы. Греческие богини судьбы задали тот культурный стандарт, который впоследствии неоднократно повторялся в религиозных системах других народов и дошёл до наших дней. Мойры, богини судьбы, были едва ли не самыми неоднозначными персонажами в древнегреческой системе олимпийских божеств. Различные античные авторы (а представления о древнегреческом язычестве и религиозной картине мира до нас дошли в основном через художественные и философские тексты) так и не смогли прийти к единому мнению относительно характера мойр. Согласно одним трактовкам, эти богини были самостоятельным воплощением божественного предопределения и в таком качестве не подчинялись другим божествам. Более того, боги также были послушны судьбе и даже сам верховный бог-громовержец Зевс не мог ничего приказывать мойрам.

По другой версии, богини судьбы в греческой мифологии всё-таки подчинялись богам и меняли судьбы людей в зависимости от приказов того же Зевса. В этом случае три мойры – Клото, Лахесис, Атропос, – являлись дочерями Зевса и Фемиды, богини правосудия. Таким образом получило выражение веру в судьбу как выражение высшей справедливости, которая воздаёт всем по заслугам. В первом варианте мойры - это могущественные, нейтральные и беспристрастные богини, во-втором их роль низводилась до своего рода технического персонала, осуществляющего заданные свыше изменения судьбы того или иного человека.

Мойры особенно почитались повседневным религиозным сознанием древних греков именно потому, что эллины верили, что эти богини ткут нить судьбы каждого отдельного человека. Клото пряла нить, то есть отвечала за рождение человека; Лахесис отмеряла эту нить, обеспечивая течение жизни; Атропос острыми ножницами обрезала нить, прекращая человеческую жизнь.

От Греции до Скандинавии

Римляне, захватив Элладу и переняв более развитую и утончённую древнегреческую культуру, перенесли на свою цивилизационную почву и религиозный контент. Как известно, олимпийская языческая религиозная система была воспринята в Древнем Риме фактически без изменений. Была осуществлена лишь формальная замена имён божеств и некоторые декоративные внешние преобразования. Переехали из Греции в Рим и богини-мойры, лишь поменяв на новом месте жительства свои имена, превратившись из мойр в парки. Богини-парки стали именовать Нона (богиня, прядущая нить человеческой жизни), Децима (богиня, наматывающая нить) и Морта (перерезающая нить и определяющая момент смерти человека богиня).

Более того, три богини судьбы пережили античную цивилизацию, закат Эллады и падение Римской империи. Можно их встретить и в Средние века, в религиозной мифологии скандинавских и германских этнических групп. Согласно скандинавским эпосам, у корней мирового древа Иггдрасиль, являющегося стержнем мироздания, живут три женщины-норны, олицетворяющие собой три фазы времени и способные определять судьбу не только отдельных людей или богов, но и всего мира.

Волшебница Урд олицетворяет собой прошлое и предстаёт в образе дряхлой старухи. Волшебница Верданди представляет воплощение настоящего времени, момента, в который всё происходит и обретает смысл – это женщина средних лет. Волшебница Скульд - это будущее, поэтому естественно, что она выглядит как юная девушка. Норны в германо-скандинавской мифологии не стремятся вылезти на первый план: однако если боги, включая Одина, хотят узнать будущее или получить важный совет, они отправляются именно к этим волшебницам.

Три богини или одна: судьба всё равно непредсказуема

Божественное воплощение судьбы может быть не только в троичном, но и в единичном виде. Так, помимо перенятых у греков трёх парк в Древнем Риме почиталась ещё одна богиня, на которой лежала функция определения будущего. Фортуна, богиня судьбы у римлян, была настолько популярна у писателей и философов, что её имя стало нарицательным и сохранило своё значение на протяжении более двух тысяч лет. Правда, в отличие от парк, которые более или менее сохранили свой беспристрастный характер, Фортуна воспринималась в первую очередь как богиня удачи. Это означало, что эту богиня можно было задобрить обильными жертвоприношениями и восхвалениями, чтобы привлечь удачу на свою сторону. Правда, Фортуна считалась очень капризной и ветреной богиней, быстро и по необъяснимым причинам сменяющей гнев на милость – потому и так недолговечна была житейская удача.

Учёные спорят, какого происхождения был культ Фортуны. По мнению одних специалистов, он имеет древнее индоевропейское происхождение и существовал на территории Италии ещё до возникновения Рима как сельскохозяйственный религиозный праздник. Другие историки указывают, что в Древней Греции также была богиня удачи Тюхе со схожими функциями и характером. Тюхе появилась в греческой мифологии очень поздно, только в III веке, и с самого начала была не столько самостоятельной богиней, сколько божественным олицетворением счастливой случайности, не поддающейся никакой, в том числе и религиозной, логике. Существует вероятность того, что культ Тюхе был с остальными культурными элементами заимствован римлянами и оформился в виде поклонения Фортуне.

Существовали женские божества судьбы и в других, как более ранних, так и более поздних по сравнению с античностью цивилизационных эпохах. Например, в древнеегипетском пантеоне присутствовала богиня Хемсут, которая покровительствовала каждому человеку и вела его по жизни в соответствии с той судьбой, которая была ему уготована. Хемсут воспринималась как мудрая и добрая богиня, стремившаяся защитить человека от невзгод – своего рода «гений» у древних римлян и «ангел-хранитель» в христианском мировоззрении. Богиня судьбы была и у семитских народов, в том числе и у арабов до возникновения у них ислама – её имя Манат и она считалась дочерью верховного бога.

Александр Бабицкий


В древнегреческой мифологии Мойры — это богини судьбы. МОЙРЫ - (греч. Moirai доля.) Богини судьбы, 3 дочери Ночи; рождение и смерть стоят под их особым покровительством.

Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Она пряланить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой.

Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - её случайности, третья - неотвратимость её решений. А. Ф. Лосев указывает, что в эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая Тиха, характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.

Представляясь как дочери Фемиды, мойры выступают богинями закономерности и порядка. В античном искусстве мойры изображались редко и по-разному. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами.

У римлян эти богини назывались парками. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных потенций. Платон считает, что эти три М.- дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. Р. Х 617 b-e). Отношения между М. и олимпийскими богами сложные. Изображались в виде сурового вида старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, а Атропос с книгой жизни и ножницами.

Клото, прявшая нить жизни, Лахесис, тянувшая эту нить, Атропос, которая ее обрезала) - в греческой мифологии дочери Зевса и Фемиды, богини неотвратимой судьбы.

Дочери Зевса и Фемиды. Со временем мойры понимаются как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»); это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Наиболее распространенный миф - это миф о трех сестрах-мойрах, дочерях Ночи, породившей также Смерть, Гипноса, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»).

Богини судьбы — три сестры Мойры

В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. Загрей — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. Мом - сын богини Ночи, бог злословия. Еще в древние времена власть Великой Богини над временем выражалась в представлениях о ней, как о богине судьбы.

У германских народов также были три сестры, распределяющие людскую судьбу и именуемые норнами. Греки называли их Клото, Лахезис и Атропос (“дающая жребий”, “прядущая”, “неотвратимая”, все они - дочери богини Ананке).

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. Богиня Лахесисотвечала за прошлое. Клото была мойрой настоящего. Атропос — мойра будущего. В этом случае он рассматривался как Мойрагет — «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб».

МОЙРЫ - (греч.) или ПАРКИ (лат.) Богини судьбы. Судьбы, иначе известные как три мойры, дочери Зевса и Фемиды, — богини, которые не предсказывают судьбу, а лишь следят за её исполнением.

Древние мифы и легенды по праву считаются основой современного общества. Несмотря на то что мифы создавались многие века, а то и тысячелетия назад, даже сейчас они имеют большую популярность. Мало кто из современных людей не слышал или не знает о существовании древних мифов, о греческих богах и богинях. Если Зевс и Посейдон – известные личности, то при упоминании женских персонажей начинается некая неразбериха.

Список женских персонажей, наделённых божественной силой в Древней Греции достаточно велик, но есть основные богини, с которыми желательно ознакомиться. Например:

  • богиня мира у греков, Эйрена, дочь Зевса и Фемиды, малозаметна и никому не известна.
  • Гера воспринимается как женщина с довольно строптивым характером.
  • Нимезида, про которую мало кто слышал.

Греческая богиня победы Ника

У древних греков её было принято называть Нике, по преданию считается родной дочкой титана Палланта и Ужасного чудовища по имени Стикс , олицетворяющего всё самое ужасное, что может быть в мире. Воспитывалась Ника рядом с самой знаменитой богиней Древней Греции — Афиной, что наложило значительные отпечатки на её поведение и характер. Ника была неизменной союзницей главы пантеона богов – Зевса , помогала ему в войне с титанами и гигантами.

По преданиям Ника сопровождает Афину, куда бы та ни направилась, помогает ей в решении различных задач и помощи древним грекам. Выглядит богиня как крылатая юная девушка, часто её изображают с лавровым венцом в руке. В римском пантеоне ей присвоено имя Виктория – победа, это имя до сих пор употребляется в народе. Древнегреческая богиня победы почитается до сих пор.

Греческая богиня красоты и любви Афродита

Ни для кого не секрет, что красивее Афродиты нет богини в греческом пантеоне. Кроме красоты, Афродите подвластны чувства людей и главное, что может быть – любовь. Кроме всего прочего судя по мифам, она является страстной натурой, не терпит бесчувственных и чёрствых людей.

Греческая богиня красоты часто изображается в виде обнажённой женщины, окружённой мифическими, иногда крылатыми существами. Богиня Афродита в римском пантеоне приобрела имя Венера . В честь неё и была названа планета. Она стала олицетворением любви, а в некоторых случаях и сексуальности.

Греческая богиня войны Афина

Кроме военной стези, Афина также считается богиней мудрости и справедливости , кроме всего прочего её, как упоминалось выше, всегда сопровождает Ника. А вот с богом морей Посейдоном у них отношения не очень, по легендам они не смогли поделить будущие Афины и устроили войну.

В греческих мифах довольно часто встречаются такие противостояния богов, а иногда и попытки людей воспрепятствовать богам. Афина, богиня мудрости у греков, изображается в виде женщины-воительницы, на её голове всегда красуется шлем, а руки заняты копьём и щитом. Римское имя Афины – Паллада , при этом в отличие от древнегреческой натуры она больше является воплощением справедливости и кладези мудрости всего мира.

По греческим мифам и легендам судьба человека - длинная нить, она связывается, переплетается с другими нитями, так происходит знакомства и встречи людей. Когда человек умирает – нить рвётся.

Мойры — богини и хранительницы нитей жизни , три проклятые сестры - ведьмы. Они имеют один глаз на троих, мерзкий характер, в их руках находится великий – ножницы, способные разрезать нить жизни.

Изображаются мойры в виде отвратительных старух, с жуткими гримасами. Имена сестёр имеют собственное значение:

Различные древние философы привязывали Мойрам разные свойства и внешний вид, например, следуя учению Платона, можно сказать, что сёстры имели в своём распоряжении высшие силы и носили белые одеяния. В древнеримской мифологии Мойры внезапно приобрели имя Парки.

Древнегреческая богиня очага Гестия

Гестия — довольно колоритный персонаж, особенно учитывая постоянные измены богов своим супругам. Гестия на фоне всего этого буйства красок — сама чистота и невинность, изображают её в виде девушки. По преданию, к ней сватались многие боги из олимпийского пантеона, но она отказала всем и спокойно поселилась у своего брата – Зевса.

Перед обрядами бракосочетания или любым священным действием ей приносились дары и жертвы. Гестия приходится сестрой не только Зевсу, но и Деметре, Аиду, Гере, в общем, всем высшим богам. Как известно, большинство богов греческого пантеона имеют своё олицетворение в римском. Древнеримской богиней очага была Веста , полная копия Гестии. Войну Гестия не переносит, как предательство и прочие подлые действия людей.

Мифы Греции и древнего Рима очень интересны, они не обладают свойствами детских сказок, на их страницах и боги, и люди могут быть злыми, циничными и испытывать различные эмоции.

Будущее всегда манило человечество, однако также всегда и пугало. Неизвестно, что там – за горизонтом сегодняшнего дня. Недаром же мудрый библейский царь Соломон говорил: «Умножающий знание – умножает печаль». Ну а античные философы были уверены, что «завеса будущего – самый лучший дар судьбы». И стоит подчеркнуть: предсказание судеб – особый дар, которым не обладают даже великие боги.

Иль Содома. Три мойры. Ок. 1525

Да-да, уже древние греки понимали, что будущее не подвластно даже силам богов. Но откуда оно берется? Античные мифы дают на это весьма путаный и сложный ответ. Попробуем разобраться. Узор будущего состоит из нитей всех в него включенных – и людей, и богов. Нити создают, ткут, переплетают с другими слепые пряхи судьбы. Древние греки называли их мойрами (мойра – по-гречески «доля», «часть», отсюда – участь), а древние римляне – парками. То есть сразу можно заметить: Античный мир понимал, что каждый человек только часть общего, в котором он получает свою участь.

В ранних представлениях греков у каждого человека была собственная мойра: она пряла нить особой судьбы. Однако, развивая свою религию, греки поняли: мойр всего три, и они ткут из единичных нитей общий узор. Первая мойра звалась Клото (что значит «прядущая»), она спрядала нить жизни из того, что попадало ей в пальцы (напомним, она была слепа и потому не могла выбирать). Вторая – Лахесис («дающая жребий») – проводила нить через превратности судьбы (опять же – не глядя), тянула в разные стороны, переплетала с нитями других людей, вплетая в общий узор судеб. Третья – Антропос («неотвратимая») – так же была слепа и потому перерезала пряжу наобум, разрывая нити судеб и обрывая человеческую жизнь. Отсюда ясно – у слепых прях невозможно попросить улучшить судьбу, не помогут ни увещевания, ни молитвы, ни щедрые дары. Старухи слепы и действуют, ничего не видя. То есть изменить ничего нельзя, можно только «подслушать судьбу», как говорили греки, «по шелесту и натяжению нити». Именно так и происходили предсказания по представлению древних греков, именно на шелест судьбы и ориентировались пророки.

Но откуда взялись сами древние пряхи? Может, если понять их происхождение, станет понятнее, как и о чем с ними можно договориться? По первоначальной версии, мойры – богини судьбы – дочери бога Эреба и богини Никты. Собственно, это даже не боги, а олицетворение неотвратимых сил космической природы: Эреб – вечный мрак, произошедший от первобытного Хаоса. Никта (иначе – Никс) – вечная ночь, также явившаяся из Хаоса. Соединившись, эта парочка произвела, кроме мойр, еще и Танатоса (неподкупного бога смерти), его брата-близнеца Гипноса (бога сна, от которого никто и ничем не может откупиться), Эриду (богиню раздора), Мома (бога злословия), Немезиду (богиню карающей мести). Славная семейка, верно? Из перечня данных родственников вытекает следующее: во-первых, все они олицетворяют силы, связанные с жизнью и смертью; во-вторых, все – неподкупные фанатики своего «дела» и договориться с ними невозможно.

Однако есть и вторая, более поздняя версия происхождения мойр: они – дочери уже не древнего мрака-Эреба, а верховного бога Зевса, уже куда более человечного и справедливого, и его возлюбленной Ананке. Но кто такая эта дама? Она – дочь Хроноса, бога времени. Само ее имя означает «рок», «неотвратимость», Ананке – богиня необходимости, неизбежности. В Древнем Риме Ананке олицетворялась с богиней Нецесситатой, которая также выступала силой принуждения личности ради общественного блага. Правда, об общественном благе толковали только философы. А простой народ связывал Ананку (Нецесситату) с неотвратимым приближением смерти. Считалось, что именно она держит между колен веретено, олицетворяющее ось мира. Ну а ее дочери-мойры (парки) именно с этого веретена сматывают нити для своей работы. Отсюда вывод: нити судьбы берутся не абы откуда, а из веретена, чье вращение созвучно с вращением Земли, однако, увы, это же веретено изначально держит богиня неизбежной смерти. Не слишком-то обнадеживающе, верно?..

Но может, третья версия происхождения мойр помягче? Она гласит: мойры – дочери опять же бога Зевса, который, между прочим, является еще и богом, даровавшим людям законы, и богини Фемиды. Ну уж она-то всем известна: именно она – богиня правосудия с весами и рогом изобилия в руках. Однако все знают и другое: бедняга Фемида тоже практически слепа – у нее на глазах повязка, долженствующая символизировать беспристрастность, но на самом деле мешающая Фемиде разглядеть правду и ложь. Может, от этой самой беспристрастности и дочки ее, мойры-парки, родились слепыми?..

Ну что тут скажешь? С какой стороны ни подступись, никак не повлияешь на неотвратимых, неподкупных, да еще и слепых прях. Конечно, в их родословной прослеживается явное улучшение: от внучек Хаоса, дочерей мрака и неотвратимого рока, мойры-судьбоносицы становятся дочерьми Зевса-законника и Фемиды – богини правосудия. То есть все же появляется надежда на то, что богини судьбы смогут спрясть нить, провести по узору жизни и даже оборвать ее по справедливости, по закону. Вот только знают ли о правосудии слепые мойры-парки?

Впрочем, и мы, грешные, участники процесса. Так, может, руководствуясь этими законами, мы сумеем сделать свою жизнь хоть немного лучше? Как говаривали древние римляне, «удлинить моток нити и украсить пряжу судьбы». Это ведь тоже неплохо.