Последовательность появления животных. Последовательность появления зубов у детей
ЧАСТЬ В (Установление последовательности)
3.1. РАЗДЕЛ «БОТАНИКА»
Последовательность развития папоротников, начиная со споры:
В) спорангий
Г) зеленое растение
Д) оплодотворение
Е) образование гамет
^ Последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного:
Б) сердцевина
В) пробка
Г) древесина
^ Последовательность процессов, характерных для листопада:
Б) накопление вредных веществ в листьях в течение лета
В) опадение листьев
Г) разрушение хлорофилла из-за похолодания и сокращения длины светового дня
Д) изменение окраски листьев
^ Последовательность систематических категорий по иерархичности, начиная с крупной:
Б) покрытосеменные
В) крестоцветные
Г) сурепка
Д) сурепка обыкновенная
^ Последовательность систематических категорий с учетом их иерархической соподчиненности, начиная с наиболее крупной
Б)покрытосеменные
В)крестоцветные
Г) сурепка
Д) сурепка обыкновенная
^ Последовательность появления на Земле растений различных групп
Г) псилофиты
Д) папоротникообразные
^ 7. Последовательность фаз развития злаковых растений
А) колошение
Б) цветение
В) появление проростка
Г) появление третьего листа
Д) выход в трубку
Е) созревание семян
3.2. РАЗДЕЛ «ЖИВОТНЫЕ»
Последовательность организмов в пищевой цепи:
Б) голый слизень
В) растение
Д) ястреб
Последовательность этапов развития печеночного сосальщика:
Б) прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты
В) вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками
Г) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота
Д) внедрение личинок в организм малого прудовика, рост и размножение личинок в их организме
Е) выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду
^ Последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции:
Б) пресмыкающиеся
В) приматы
Г) кольчатые черви
Д) плоские черви
Е) кишечнополостные
^ Последовательность соподчинения систематических групп животных, начиная с наименьшей:
Б) тип Хордовые
В) вид медведь бурый
Г) царство Животные
Д) семейство Волчьи (Псовые)
Е) род Медведь
Ж) отряд Хищные
Последовательность развития аскариды, начиная с яйца:
Б) вторичное проглатывание личинок и превращение их в кишечнике во взрослых особей
В) попадание оплодотворенных яиц через пищу и воду в организм человека
Г) выход личинок из яиц в кишечнике
Д) попадание личинок с кровью в печень, сердце и легкие, рост личинок в дыхательных путях
Е) образование оплодотворенных яиц и их выход из организма человека
^
Б) скворец
В) ястреб-перепелятник
Г) дождевой червь
Последовательность звеньев пищевой цепи:
Б) листья березы
В) большая синица
Г) коршун
^ Последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
Б)класс Млекопитающие
В)вид Обыкновенная лисица
Г)отряд Хищные
Д)тип Хордовые
Е)род Лисица
^ Последовательность, отражающая систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
Б)вид Капустная белянка
В)отряд Чешуекрылые
Г)тип Членистоногие
Д)род Огородные белянки
Е)семейство Белянки
^ Последовательность появления на Земле хордовых животных
Б) ланцетник
В) пресмыкающиеся
Г) кистеперые рыбы
Д) хрящевые рыбы
Е) птицы и млекопитающие
3.3. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»
Последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха:
Б) перепонка овального окна
В) слуховые косточки
Г) барабанная перепонка
Д) жидкость в улитке
Е) слуховые рецепторы
^
В) капилляры органов и тканей
Г) левый желудочек
Д) артерии
Е) правое предсердие
^ Последовательность движения крови по малому кругу кровообращения:
Б) легочные артерии
В) легочные вены
Г) левое предсердие
Д) правый желудочек
^
Б) ротовая полость и глотка
В) толстый кишечник
Г) желудок
Д) тонкий кишечник
Е) двенадцатиперстная кишка
^ Последовательность расположения органов пищеварительного канала человека:
Б) пищевод
В) толстый кишечник
Г) желудок
Д) тонкий кишечник
Е) прямая кишка
^ Последовательность расположения органов зрительного анализатора, через которые изображения достигают рецепторов органа зрения.
Б)роговица
В) хрусталик
Г) зрачок
Д) палочки и колбочки
^ Последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:
Б) левый желудочек
В) капилляры органов и тканей
Д) артерии
^ Последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека
Б) механическая обработка пищи и смешивание ее с пищеварительными соками
В) расщепление белков и некоторых жиров в желудке
Г) удаление непереваренных веществ из организма
Д)расщепление крахмала ферментами слюны
Е) расщепление всех органических веществ до растворимых мономеров
^ Последовательность расположения отделов органов дыхания при поступлении воздуха в организм человека
Б) бронхиальные веточки
В) гортань
Г) бронхи
Д) носовая полость
Е) легочные пузырьки
^ 10. Последовательность расположения частей рефлекторной дуги
А) рабочий орган
Б) рецепторы
В) двигательные нервы
Г) чувствительные нервы
Д) вставочные нейроны
3.4. РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
Последовательность процесса денатурации белка:
Б) полипептидная цепь
В) полипептидная спираль
Г) структура из нескольких субъединиц
^ Последовательность этапов энергетического обмена:
Б) поступление органических веществ в клетку
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Д) синтез двух молекул АТФ
Е) синтез 36 молекул АТФ
^ Последовательность процессов в ходе энергетического обмена:
Б) распад молекулы глюкозы до пировиноградной кислоты
В) цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса)
Г) реакции окислительного фосфорилирования
Д) синтез 36 молекул АТФ
^ Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК
Б)воздействие ферментов на молекулу
В)отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
Г)присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Д)образование двух молекул ДНК из одной
^ Последовательность процесса репликации ДНК (удвоения ДНК):
Б) раскручивание двойной спирали молекулы ДНК
В) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Г) образование двух молекул ДНК из одной
Д) воздействие ферментов на молекулу ДНК
^ Последовательность процессов фотосинтеза:
Б) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
В) образование крахмала
Г) использование энергии АТФ для синтеза глюкозы
Д) возбуждение светом электронов хлорофилла
^ Последовательность реакций матричного синтеза белка:
Б) ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК
В) синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК и выход из ядра
Г) объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона
Д) присоединение аминокислоты к т-РНК
Е) отделение аминокислоты от т-РНК и присоединение к образовавшейся цепочке аминокислот
^ Последовательность процессов при первом делении мейоза:
Б) разделение пар хромосом и расхождение их к полюсам
В) образование дочерних клеток
Г) расположение гомологичных хромосом в плоскости «экватора»
Д) кроссинговер между гомологичными хромосомами
^ Последовательность протекания процессов эмбриогенеза у ланцетника
Б) образование мезодермы
В) появляется эктодерма и энтодерма
Г) идет закладка органов
Д) дробление зиготы и образование бластулы
^ Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:
Б) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству
В) у отдельных особей вида появляется полезная мутация
Г) полезная мутация распространяется, закрепляется
Д) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию
^ Последовательность действия движущих сил эволюции:
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями
Д) закрепление и распространение в ряду поколений полезного признака среди особей вида
Е) формирование приспособленности к среде обитания
^ Последовательность этапов экологического видообразования, начиная с исходного материала эволюции:
Б) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями
В) мутационный процесс в популяциях
Г) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию
Д) возникновение нового вида
^ Последовательность смены экосистем:
В) смешанный лес
Г) мелколиственный лес
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы .
Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
B)синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы
Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
^
Б)появление кустарников и полукустарников
В)формирование травяного сообщества
Г)появление накипных лишайников на скальных породах
Д)формирование лесного сообщества
^ Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
Б)заселение среды обитания особями других видов
В)сокращение численности исходных видов
Г)изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
Д)формирование новой экосистемы
^ Последовательность процессов при первичной сукцессии:
Б) разрушение горных пород и заселение камней лишайниками
В) появление кустарничков и кустарников
Г) появление тонкого слоя почвы
Д) появление мхов
Е) появление деревьев
^ Последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном вблизи поля, на которое внесены высокие дозы удобрений
Б) бурное развитие одноклеточных водорослей
В) понижение прозрачности воды
Г) гибель животных и донных растений
Д) увеличение концентрации минеральных веществ в водоеме
^ Последовательность изменений в экосистеме при зарастании пустыря
Б) заросли кустарника
Г) одиночные деревья
Д) еловый лес
Е) мелколиственный лес
^ Последовательность расположения растений по ярусам леса начиная с нижнего
Б) рябина
В) шиповник
Г) лишайники
Ж) черника
ЧАСТЬ В (выбор трех ответов из шести)
1.1. РАСТЕНИЯ | 1.2. ЖИВОТНЫЕ | 1.3. ЧЕЛОВЕК |
|||
1. АГЕ 13. АВЕ | 14. БДЕ 25. ВГЕ | 1. АДЕ 18. АБГ | 19. АБД 35. АДЕ |
||
1.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
|||||
1.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ | 1.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ | 1.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ |
|||
1. АГЕ 11.БВД | 12. ГДЕ | 1. АВЕ 11. БВГ | 12. АВЕ | 1. БДЕ |
|
1.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 1.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ | 1.4.6. ЭКОЛОГИЯ |
|||
1. АВГ 10. АВЕ | 11. ВДЕ 20.АБВ | 1. БВД 8. БДЕ | 9. БДЕ | 1. ВДЕ | 14. БГЕ 25. ВГЕ |
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
ЧАСТЬ В (установление соответствия)
2.1. РАСТЕНИЯ | 2.2. ЖИВОТНЫЕ | 2.3. ЧЕЛОВЕК |
|
|
|
2.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
||
2.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ | 2.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ | 2.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ |
|
|
|
2.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 2.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ | 2.4.6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ |
|
|
|
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
ЧАСТЬ В (установление последовательности)
3.1. РАСТЕНИЯ | 3.2. ЖИВОТНЫЕ | 3.3. ЧЕЛОВЕК |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. БАЕДГВ | 1. ВБАГД 4. ВЕДЖАБГ 10. БДГАВЕ | 1. АГВБДЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ГАВБ 10. ВБАГД | 11. ВАБГДЕ 17. БГДАВЕ 19. АВБГЕД Первым сформировался тропический адаптивный тип (прародина человечества – Африка), затем по мере расселения людей по планете – адаптивный тип умеренного пояса и высокогорный, а последними появляются арктический и пустынный (80000-12000 лет назад). Адаптивные типы человека не являются узко специализированными, они благоприятствуют существованию людей в определенных климатических зонах. Медицинское значение адаптивных типовВрач должен учитывать морфофизиологические и биохимические особенности адаптивных типов, чтобы не принять их за отклонения от нормы. Представители различных адаптивных типов могут иметь неодинаковую предрасположенность к различным заболеваниям. Следует учитывать адаптивный тип при снаряжении экспедиций в Арктику, пустынные и высокогорные районы. Учение о биосфереПонятие биосферы было сформулировано в начале XIX века Ж.Б. Ламарком без употребления самого термина. Термин «биосфера» введен австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 году для обозначения особой оболочки земли, находящейся в области взаимодействия атмосферы, гидросферы и литосферы и образованной совокупностью живых организмов. В 20-30 годах 20-го века учение о биосфере разработал академик В.И. Вернадский. Он рассматривал биосферу следующим образом: это оболочки Земли, представляющие собой целостную саморегулирующуюся систему, в которой осуществляется круговорот веществ, благодаря жизнедеятельности живых организмов. Существуют различные определения биосферы, одним из которых является следующее: Биосфера – часть оболочек Земли (атмосферы, гидросферы и литосферы), заселенная и активно преобразуемая живыми организмами, деятельность которых объединяет все оболочки Земли в единую целостную систему, связанную обменом веществ и преобразованием энергии. Границы биосферыВ литосфере живые организмы проникают на глубину 4-5 км, распространению организмов вглубь литосферы препятствует высокая температура земных недр, превышающая 100С. В гидросфере они заселяют всю ее толщу, в некоторых местах проникая на глубину свыше 11 км. В атмосфере живые организмы (споры бактерий и плесневых грибов) встречаются в нижней её части, называемой тропосферой, на высоте 15-22 км, выше которой располагается озоновый экран. Дальнейшему их распространению препятствует губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Концепции в изучении биосферыТермодинамическая концепция , в соответствии с которой биосфера рассматривается как термодинамическая оболочка с температурой от +50до -50и давлением около одной атмосферы. Биохимическая и биогеохимическая концепции связаны со сложными преобразованиями веществ в живых организмах за счет химической энергии, запасенной в результате фотосинтеза. Геофизическая концепция заключается в том, что живые организмы, с одной стороны, создают геологические породы (известняки, сланцы), а с другой – разрушают горные породы, изменяя рельеф земной поверхности. Биогеоценотическая концепция связана с тем, что элементарной структурой биосферы является биогеоценоз, включающий организмы с различными типами питания. Благодаря трансформации веществ, энергии и информации в биогеоценозах существенно видоизменился облик планеты. Кибернетическая концепция предполагает изучение принципов организации и регулирования, осуществляющихся в живой природе. Социально-экономическая концепция связана с тем, что человек из биосферы извлекает средства существования, одновременно преобразуя её. (по J. Tanner, 1976)
Антропометрические исследования позволяют оценить физическое развитие, которое является одним из показателей состояния здоровья. В качестве основных признаков физического развития изучают длину и массу тела, окружность грудной клетки. Размеры тела генетически предопределены, причем рост в большей степени, чем вес. Вместе с тем они зависят от множества факторов (функционирования эндокринной системы, качества питания, условий жизни, имеющихся заболеваний, уровня двигательной активности, наличия вредных привычек и т.д.) и могут меняться, особенно показатели массы тела. Окружность грудной клетки характеризует функциональное состояние органов дыхания, степень развития мышц и подкожножировой клетчатки. Измерение длины тела производится с помощью ростомера. Исследуемому следует встать без обуви на площадку ростомера спиной к шкале, касаясь ее тремя точками: пятками, областью крестца и межлопаточной областью. Подвижная планка ростомера прижимается к голове, после чего определяются показатели в сантиметрах до десятых долей. Измерение массы тела производится на рычажных медицинских весах типа Фербенск с точностью до 50 г. Взвешивание необходимо проводить в одно и то же время, лучше утром, натощак, после естественных отправлений.Следует предварительно отрегулировать в нулевом положении весы и закрыть затвор. Исследуемый встаёт на середину площадки весов без обуви, после этого открывается затвор и путем передвижения гирь устанавливается равновесие и снимаются показания. Измерение окружности грудной клетки производят с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают, натягивая её, сзади под нижними углами лопаток, а спереди на уровне средней части грудины. Показания снимают трижды: при положении грудной клетки в покое, при глубоком вдохе и глубоком выдохе. Разность результатов обхватов при глубоких вдохе и выдохе называют экскурсией грудной клетки. Этот показатель указывает на резервные возможности легких. У здорового взрослого человека он составляет 7–10 см. Показатели до 4 см оцениваются как низкие, 5–9 см – средние, более 9 см – высокие. Измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки (тотальные размеры тела) позволяет оценить уровень и гармоничность физического развития, что важно для исследования состояния здоровья детей в процессе их роста и развития. Приводимнаиболее используемые в практике методыоценки уровня физического развития. 1. Метод эмпирических формул и индексов. Метод индексов самый древний – известно более 20 индексов, полученных в результате различных арифметических действий, эмпирически устанавливающих типичную, наиболее распространенную связь между двумя или несколькими антропометрическими показателями. В настоящее время метод индексов применяется в скрининговых исследованиях физического развития для ориентировочной оценки телосложения. Индекс Брока используется для ориентировочной оценки массы тела. Для определения должной массы тела: вес равен рост минус сто (кг). У людей с ростом от 165 до 175 см следует вычитать 105 единиц, а при росте 175–185 см вычитается 110 единиц. Весо-ростовой индекс Кетле определяется отношением массы тела в граммах к росту в сантиметрах и свидетельствует о развитии мышечной массы. Средняя величина для мужчин колеблется в пределах 350–400 г/см, для женщин – 340–390 г/см. Значение индекса менее 350 г/см говорит о слабом развитии мышечной массы, а выше 440 – указывает на ожирение. Индекс пропорциональности физического развития вычисляется по формуле: отношение разности роста стоя и роста сидя к росту сидя, выраженное в процентах. Показатель меньше 87% указывает на недостаточную длину нижних конечностей по отношению к длине туловища; от 87 до 92% – пропорциональное физическое развитие; больше 92% – относительно большую длину нижних конечностей по отношению к длине туловища. Индекс массы тела (ИМТ), предложенный ВОЗ, применяется у взрослых с 18 лет и рассчитывается по формуле: Полученная в результате подсчета величина сопоставляется с данными таблицы 1.4., позволяющей дать качественную оценку параметрам массы тела.Таблица 1.4 Классификация массы тела в зависимости от ИМТ Примечание: ИМТ не применяется для оценки массы тела детей до 18 лет, беременных женщин и лиц мускулистого телосложения. 2. Параметрический метод (метод сигмальных отклонений ). Этот метод основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы, содержащимися в стандартных оценочных таблицах. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона через каждые 7–10 лет. Таблицы включают в себя среднеарифметическое значение (М) и соответствующее ему значение среднеквадратического отклонения (δ) для отдельных антропометрических показателей. Сигма (δ) характеризует допустимую величину колебаний от средней. По величине сигмальных отклонений можно судить о степени физического развития. Физическое развитие считается средним, если показатель обследуемого совпадает с М или отличается от нее на величину 1δ; высоким, когда показатель выше М на 2δ; выше среднего, когда показатель находится в пределах М +1δ до +2δ; ниже среднего, когда показатель находится в пределах от М –1δ до –2δ; низкий уровень физического развития – при величине показателя менее, чем М –2δ. Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями физического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и др. 3. Непараметрический метод (метод центильной оценки). Данный метод, применяемый при непараметрическом (неправильном) распределении признаков, считается наиболее объективным, а простота и удобство привели к повсеместному его использованию. Суть метода заключается в оценке физического развития по центильным шкалам. Для разработки центильных шкал обследуется не менее 100 человек каждого возраста и пола, затем все результаты каждого из признаков (длина, масса, окружность грудной клетки) располагают в возрастающем порядке и делят на 100 интервалов (центилей). При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине детей данного возраста и пола соответствующего региона проживания – в интервале от 25 до 75 центилей. Обычно для характеристики распределения ряда по каждому признаку в оценочных центильных шкалах приводятся не все 100, а шесть фиксированных центилей: 3, 10, 25, 75, 90, 97 (50-й центиль не учитывается, так как с 25 по 75 центили включаются средние величины). Таблицы центильного типа позволяют установить количественные границы признака у определенного процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы (зоны) между центильными колонками отражают диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3 или от 97 центиля), или 7% (зона от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (зона от 10 до 25 и 75 до 90 центиля), или 50% (зона от 25 до 75 центиля) всех здоровых детей соответствующей возрастно-половой группы. Заключение по оценке уровня физического развития зависит от того, в какой зоне находится антропометрический показатель. Зона №1 (до 3 центиля) считается областью «очень низких величин», №2 (от 3 до 10 центиля) – «низких» величин, №3 (от 10 до 25 центиля) – «ниже среднего», №4 (от 25 до 75 центиля) – «средних», №5 (от 75 до 90 центиля) – «выше среднего», зоны №6 (от 90 до 97 центиля) и №7 (выше 97 центиля) – «высоких» и «очень высоких» величин. Детям, имеющим показатели в 1, 2, 7 зонах, рекомендуется пройти обследование у врача. С использованием центильных таблицможет быть дана интегральная оценка антропометрическим данным по расчету показателя гармоничности развития. Физическое развитие считается гармоничным в том случае, когда разность номеров центильных интервалов (зон) между любыми двумя из трех показателей не более 1, если разность составляет 2 – развитие дисгармоничное, 3 и более – резко дисгармоничное. Трактовка дисгармоничности развития проводится индивидуально в каждом конкретном случае, так как она может быть проявлением как заболевания, так и особенностей конституции. В предлагаемых таблицах (1.5–1.10) приводятся центильные величины антропометрических показателей (длины, массы тела, окружности грудной клетки) мальчиков и девочек в возрасте от 0 мес. до 17 лет, полученные при массовых исследованиях (более 25000) детей Северо-Западного региона России. ТПоявления первого зуба у крохи с нетерпением ждут все родители. Но этот процесс часто связан с различными неприятностями, ведь зачастую прорезывание молочных зубов может стать причиной повышения температуры и ухудшения общего состояния. Давайте подробнее разберём, как же помочь малышу в такой ситуации и когда вообще ожидать прорезывание зубов. В каком порядке проклевываются молочные зубы?Зачатки зубов формируются ещё в утробе. Новорождённый имеет 20 фолликулов, расположенных в нижней и верхней челюсти, именно из них и развиваются молочные зубки. Резцы - первые гости в маленьком государствеОни находятся в нижней и верхней челюсти, по 2 центральных и 2 боковых в каждой. Начинается прорезывание зубов с центральных нижних резцов в возрасте 5-6 месяцев. Верхние выходят на 1-2 месяца позже. Боковых резцов у ребёнка тоже 4, размещаются они около центральных. Верхние прорезываются по достижении ребёнком 9-11-месячного возраста, нижние боковые резцы появляются чуть позже, от 11 до 13 месяцев. На фото прорезывание верхних зубов у малышей В след за ними лезут коренныеДругое название этих молочных зубов – моляры. Они делятся на первые и вторые. Первые моляры располагаются около клыков в обоих челюстях, их 4. Появляются они у ребёнка не раньше, чем в 12-16 месяцев. Вторые молочные моляры выходят самыми последними, наблюдается этот процесс после двух лет. Размещаются они за первыми (малыми) молярами. Схема прорезывания молочных зубов у детей Когда вылезут клыки?Их очередь наступает, когда малышу исполнится 16-20 месяцев. Находятся перед первыми молярами. В этот период необходимо постараться предотвратить развитие простудных заболеваний, так как клыки часто вызывают ухудшение состояния здоровья малыша. Такой порядок прорезывания молочных зубов у детей считается классикой. Возможно также их появление на несколько месяцев раньше или позже от указанных выше сроков. Это тоже является нормой. В медицине известны даже случаи, когда у новорождённых уже были молочные зубки. Формула прорезывания зубовОпределить число молочных зубов у ребёнка очень просто, нужно от его возраста, взятого в месяцах, отнять четыре. Полученный результат и будет обозначать их количество. Например, если ребенку 11 месяцев, то по формуле у него должно быть 11-4=7 зубов. Эта формула актуальна до 2 лет. Порядок и сроки прорезывания постоянных зубовНачала прорезывания первых постоянных зубов стоит ожидать раньше, чем выпадает первый молочный. Чтобы у ребёнка сформировался правильный прикус, прорезываются они парно и в определённой очерёдности: Возможные проблемыВышеперечисленные сроки прорезывания зубов являются нормой. Но под влиянием определённых факторов могут возникнуть проблемы, связанные с этим процессом. АдентияО ней можно говорить при отсутствии одного или нескольких зубов и их зачатков. Устанавливается диагноз не ранее 10-месячного возраста. Причиной может стать наследственность, проблемы с эндокринной системой, сопутствующие заболевания других органов. Признаками адентии является:
Если зачатки зубов есть, то врач назначает лечение, которое будет стимулировать прорезывание. Иногда проводят рассечение десны или устанавливают специальные брекеты. При их отсутствии используют имплантаты. РетенцияПри этой патологии зачаток зуба в десне есть, но он не прорезывается по двум причинам:
Проявляется болезненностью, отёком, гиперемией, повышением температуры. Лечиться путём рассечения десны или удаления ретинированного зуба. Раннее прорезывание зубовПоявление первых зубов ранее 4-месячного возраста считается ранним. Происходит это часто при нарушениях в эндокринной системе, также может говорить о наличии опухолей. Позднее прорезывание зубовОб этой проблеме можно говорить, если зубы отсутствуют в возрасте 10 месяцев. К этому приводит недостаток кальция, генетическая предрасположенность, нарушение ферментативного обмена, патология пищеварительной системы, рахит и другие факторы. Если к 1 году у ребенка нет зубов, покажите кроху стоматологу.
Нарушение очерёдностиИмеет место, если зубки появляются в неправильной последовательности. Может привести к врастанию зуба в десну и формированию неправильного прикуса. Гипоплазия эмалиРазвивается при неполноценности эмали. Внешне проявляется наличием бороздок, ямок, шероховатостей на поверхности зубов. Ребёнок жалуется на боль при приёме холодной или горячей пищи. Лечение заключается в исключении вредоносных факторов, постановке пломб или протезов. Как определить, что ваш малыш обзавелся зубками?Маленький ребёнок не может сказать причину его беспокойства. Но во время появления зубов можно заметить следующие изменения в его состоянии:
На фото видно как выглядят десна при прорезывании зубов у малышей: Чем и как облегчить состояние ребенка?Полностью избежать симптомов прорезывания невозможно, но вы можете облегчить состояние малыша:
Уход за молочными зубамиНачинать проводить гигиену ротовой полости нужно при введении прикорма и появлении первого зуба. До года это можно сделать салфеткой, смоченной в кипячёной воде или мягкой зубной щёткой. Ближе к году чистите зубки малышу перед сном без пасты специальной зубной щёткой. Заменять её нужно не реже, чем раз в 3 месяца. Начинать пользоваться детскими зубными пастами без фтора можно с 2 лет. Прививайте ребёнку чувство необходимости регулярного посещения стоматолога для профилактических осмотров раз в полгода. Первый визит должен состояться после появления первого зуба, примерно в 6-месячном возрасте. Приучайте малыша к чистке зубов 2 раза в день, особенно важно это делать перед сном. Чтобы предотвратить развитие кариеса, а молочные зубы ему особенно подвержены, не стоит злоупотреблять сладостями и продуктами с повышенным содержанием сахара.
В 0-1 месяц. Движения рук хаотичные. Хватательный рефлекс Робинзона. Пальцы сжаты в кулачок. В 2 месяца. Вложенный в руку предмет удерживает всей ладонью 2-3 сек. Ритмические движения пальцами - сжимание и разжимание (часто во время сосания). В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца вскидывание ручек при оживлении. До 3 месяцев. Движения рук носят безусловно-рефлекторный характер. После 3-х месяцев наряду с безусловно-рефлекторными движениями появляются и условно-рефлекторные движения. В 3 месяца. Удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Очень энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Размахивание руками без зрительного контроля. В 4 месяца. А) Движение безусловно-рефлекторного характера:
В 5 месяцев.
Б) Движения условно-рефлекторного характера:
В 6-7 месяцев. А) Движения безусловно-рефлекторного характера:
Б)Движения условно-рефлекторного характера:
В 8-9 месяцев. А) Движения безусловно-рефлекторного характера:
Б) Движения условно-рефлекторного характера:
После 9 месяцев. Начинает формироваться манипулятивная деятельность. В 10-11 месяцев. Накладывает один предмет на другой. Характерно появление манипулирования с двумя предметами: всовывает палочку в отверстие, снимает и надевает крышку коробочки. Появление повторных действий - выбрасывание игрушки из кроватки (манежа) на пол, укладывание одного предмета на другой. Подражание предметным действиям взрослого. В 12 месяцев. Охотно играет вкладышами. Держит чашку, когда пьет. Совершенствование действий, выработанных ранее. Отмечается обобщение и перенос действий на новые объекты. В 1 год 3 месяца. Пользуется ложкой. Чертит карандашом (обычно круги). Манипулирует несколькими предметами; отмечается правильная последовательность действий. Зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. При одевании помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает бумажку на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
В 1-2 года. Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. В 2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. В 3-4 года. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем один раз. В 4-5 лет. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. Поиск
Мы можем оповещать вас о новых статьях,
чтобы вы всегда были в курсе самого интересного. |