Художественное время в романе. Люди эпохи 40-х годов Х1Х в., историческая и культурная судьба поколения, достоверность и философский пафос. Образ Дмитрия Рудина. (Выписать философские афоризмы Рудина, связанные с темой судьба человека, смысл его жизни, земное и вселенское предназначение). Скандинавская легенда о птице как зерно философского сюжета.

    Дмитрий Рудин и Наталья Ласунская: любовная коллизия в романе, философия любви и этика человеческих отношений. Главные сцены и эпизоды. Какой эпизод Вы считаете кульминационным: Почему?

    Рудин и Лежнев: диалогический конфликт, проблема выбора жизненного пути (западничество, оторванность от «почвы» национальной жизни и животворное чувство Родины; бесприютное скитальчество по дорогам жизни и созидание «дома», «гнезда», добровольное отречение от покоя, счастья и их обретение). Тема дружбы в романе.

    Особенности композиции романа: предыстория главного героя, образы природы и искусства, двойной эпилог (философский и событийный). Тема Гамлета и Дон Кихота, роман «Рудин» и статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».

ЛИТЕРАТУРА:

    Тургенева И.С. «Рудин», любое издание.

    Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л.: Сов.писатель, 1990, гл. 4, с.64-98. Или: Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.-Л.: Сов.писатель, 1962, гл. 4, с.58-94.

    Маркович в.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982, гл.3, с.109-134.

    Лебедев Ю.В. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990, с.307-314.

Практическое занятие № .

Проблема героя и времени в романах и.С.Тургенева «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»

    Роман «Дворянское гнездо»: художественное время в романе, Федор Лаврецкий как человек эпохи 40-х годов. Проблема исторической вины дворянства перед народом, ее воплощение в судьбах Лаврецкого и Лизы Калитиной. Любовная коллизия в романе, образы музыки и природы.

    Роман «Накануне»: образ исторического времени и проблема «сознательно героической натуры» (Елена Стахова, Дмитрий Инсаров). Концепция романа в статье Н.А.Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» и авторская философия жизни человека в романе.

    Роман «Отцы и дети». Концепция романа и образа главного героя в статьях Н.Н.Страхова и Д.И.Писарева. Базаров как художественная версия образа «сознательно-героической натуры». Трагическое в романе и в судьбе Евгения Базарова.

    Историческое и вечное в романах И.С.Тургенева.

ЛИТЕРАТУРА:

    Тургенев И.С. «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» (любое издание).

    Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? (любое издание).

    Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – Л., 1986 (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова).

    Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990. Или: Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – Л., 1962.

    Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.

    Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

    Писарев Д.И. Сочинения в 4-х тт. М., 1955-1956. Или: Писарев Д.И. Литературная критика в 3 т. – Л., 1981.

    Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984.

Практическое занятие № 5.

Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева

Ю.В.Лебедев.

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Тургенева беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. "Я не выношу неба,- говорит он,- но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю".

В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева? Не в странной ли влюбленности в эту земную жизнь с ее дерзкой, мимолетной красотой? Он "прикован к земле". Всему, что можно "увидеть в небесах", он "предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено".

Острота художественной зоркости Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. "Наше время,- говорит он,- требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя". И он не запаздывает. Все шесть его романов не только попадают в "настоящий момент" общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что стоит "накануне", что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает "новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество".

Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX столетия. В "Записках охотника", в "Дворянском гнезде" уже предчувствуется эпос Толстого, "мысль народная", духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В "Отцах и детях" предвосхищается мысль Достоевского, характеры будущих его героев.

Тургенев, как никто из его современников, чувствителен к течению времени. Он чутко прислушивается к непрестанному ропоту его колес, задумчиво всматриваясь в широкое небо над головой. Тургенева считают летописцем этого напряженного, драматического периода русской истории, когда, по словам В. И. Ленина, "в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века".

Но Тургенев если и летописец, то странного свойства. Он не идет по пятам исторических событий. Он не держит дистанции. Напротив! Он все время забегает вперед. Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его в неожиданной конкретности, в живой полноте.

Этот дар Тургенев нес всю жизнь как тяжкий крест. Ведь он вызывал своей дальнозоркостью постоянное раздражение у современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром "предвидений и предчувствий". Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой.

Духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина "отразился век", то в Рудине, Лаврецком или Базарове - духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все тургеневские романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под "свист осеннего ветра" или в "безоблачной тишине январских морозов". Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...

июня 18 2012

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Тургенева беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая , и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. “Я не выношу неба,- говорит он,- но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю”. В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева? Не в странной ли влюбленности в эту земную жизнь с ее дерзкой, мимолетной красотой? Он “прикован к земле”. Всему, что можно “увидеть в небесах”, он “предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено”.

Острота художественной зоркости Тургенева исключите(*77)тельна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. “Наше время,- говорит он,- требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя”. И он не запаздывает. Все шесть его романов не только попадают в “настоящий момент” общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что стоит “накануне”, что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает “новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество”. Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX столетия. В “Записках охотника”, в “Дворянском гнезде” уже предчувствуется эпос Толстого, “мысль народная”, духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В “Отцах и детях” предвосхищается мысль Достоевского, характеры будущих его героев. Тургенев, как никто из его современников, чувствителен к течению времени. Он чутко прислушивается к непрестанному ропоту его колес, задумчиво всматриваясь в широкое небо над головой. Тургенева считают летописцем этого напряженного, драматического периода русской истории, когда, по словам В. И. Ленина, “в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века”.

Но Тургенев если и летописец, то странного свойства. Он не идет по пятам исторических событий. Он не держит дистанции. Напротив! Он все время забегает вперед. Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его в неожиданной конкретности, в живой полноте. Этот дар Тургенев нес всю жизнь как тяжкий крест. Ведь он вызывал своей дальнозоркостью постоянное раздражение у современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром “предвидений и предчувствий”. Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой. Духовный облик людей культурного слоя общества в (*78) эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина “отразился век”, то в Рудине, Лаврецком или Базарове - духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все тургеневские романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под “свист осеннего ветра” или в “безоблачной тишине январских морозов”. Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова…

И однако трагические ноты в Тургенева - не следствие усталости или разочарования в смысле истории. Скорее, наоборот: они порождены страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы человеческая индивидуальность не исчезала, чтобы явления, достигнув полноты, не угасала, но превратилась в вечно пребывающую на земле красоту. В его романах злободневные события, герои своего времени поставлены перед лицом вечности. Базаров в “Отцах и детях” говорит: “Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие, что за пустяки!” Нигилист скептичен. Но заметим, как на пределе отрицания смысла жизни пробивается и в Базарове тайное смущение, даже растерянность перед парадоксальной силой человеческого духа. И это смущение опровергает его вульгарный материализм. Ведь если Базаров сознает биологическое несовершенство человека, если он возмущается этим несовершенством, значит, и ему дана одухотворенная точка (*79) отсчета, возвышающая его дух над “равнодушной природой”. А значит, и он неосознанно носит в себе частицу совершенного, сверхприродного существа. И что такое “Отцы и дети”, как не доказательство той истины, что и бунтующие против высшего миропорядка по-своему, от противного, доказывают существование его.

“Накануне” - это роман о порыве России к новым общественным отношениям, о сознательно-героических натурах, толкающих вперед дело освобождения. И в то же время это роман о вечном поиске и вечном вызове, который бросает дерзкая человеческая слепым и равнодушным законам несовершенной, недовоплощенной природы. Внезапно заболевает Инсаров, не успев осуществить великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не может смириться с тем, что это конец, что болезнь друга неизлечима. “О Боже! - думала Елена,- зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах,- все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О Боже! неужели нельзя верить чуду?” В отличие от Достоевского и Толстого, Тургенев не дает прямого ответа на этот вечный, тревожный вопрос. Он лишь приоткрывает тайну, склонив колени перед обнимающей мир красотою: “О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами!” Тургенев не сформулирует крылатую мысль Достоевского: “красота спасет мир”. Но разве все его романы не утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства? Разве они не опровергают горькое неверие в смысл красоты? И разве они не рождают надежду на ее неуклонное освобождение от власти слепого материального процесса, великую надежду человечества на превращение смертного в бессмертное, временного в вечное?

“Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти… (*80) Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? Какой Бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?.. Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви!… В это мгновенье ты бессмертна… В это мгновенье ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда”. Именно к ней, к обещающей спасение миру красоте, простирает Тургенев свои руки. С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический спутницы русского героя, “тургеневской девушки” - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны… избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности. “ на земле - существо переходное, находящееся в процессе общегенетического роста”,- утверждает Достоевский. Тургенев молчит. Но напряженным вниманием к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева - часть 1 . Литературные сочинения!

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Тургенева беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. "Я не выношу неба,- говорит он,- но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю". В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева? Не в странной ли влюбленности в эту земную жизнь с ее дерзкой, мимолетной красотой? Он "прикован к земле". Всему, что можно "увидеть в небесах", он "предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено".

Острота художественной зоркости Тургенева исключите(*77)тельна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. "Наше время,- говорит он,- требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя". И он не запаздывает. Все шесть его романов не только попадают в "настоящий момент" общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что стоит "накануне", что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает "новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество". Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX столетия. В "Записках охотника", в "Дворянском гнезде" уже предчувствуется эпос Толстого, "мысль народная", духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В "Отцах и детях" предвосхищается мысль Достоевского, характеры будущих его героев. Тургенев, как никто из его современников, чувствителен к течению времени. Он чутко прислушивается к непрестанному ропоту его колес, задумчиво всматриваясь в широкое небо над головой. Тургенева считают летописцем этого напряженного, драматического периода русской истории, когда, по словам В. И. Ленина, "в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века".

Но Тургенев если и летописец, то странного свойства. Он не идет по пятам исторических событий. Он не держит дистанции. Напротив! Он все время забегает вперед. Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его в неожиданной конкретности, в живой полноте. Этот дар Тургенев нес всю жизнь как тяжкий крест. Ведь он вызывал своей дальнозоркостью постоянное раздражение у современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром "предвидений и предчувствий". Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой. Духовный облик людей культурного слоя общества в (*78) эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина "отразился век", то в Рудине, Лаврецком или Базарове - духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все тургеневские романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под "свист осеннего ветра" или в "безоблачной тишине январских морозов". Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...

И однако трагические ноты в творчестве Тургенева - не следствие усталости или разочарования в смысле истории. Скорее, наоборот: они порождены страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы человеческая индивидуальность не исчезала, чтобы красота явления, достигнув полноты, не угасала, но превратилась в вечно пребывающую на земле красоту. В его романах злободневные события, герои своего времени поставлены перед лицом вечности. Базаров в "Отцах и детях" говорит: "Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие, что за пустяки!" Нигилист скептичен. Но заметим, как на пределе отрицания смысла жизни пробивается и в Базарове тайное смущение, даже растерянность перед парадоксальной силой человеческого духа. И это смущение опровергает его вульгарный материализм. Ведь если Базаров сознает биологическое несовершенство человека, если он возмущается этим несовершенством, значит, и ему дана одухотворенная точка (*79) отсчета, возвышающая его дух над "равнодушной природой". А значит, и он неосознанно носит в себе частицу совершенного, сверхприродного существа. И что такое роман "Отцы и дети", как не доказательство той истины, что и бунтующие против высшего миропорядка по-своему, от противного, доказывают существование его.

"Накануне" - это роман о порыве России к новым общественным отношениям, о сознательно-героических натурах, толкающих вперед дело освобождения. И в то же время это роман о вечном поиске и вечном вызове, который бросает дерзкая человеческая личность слепым и равнодушным законам несовершенной, недовоплощенной природы. Внезапно заболевает Инсаров, не успев осуществить великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не может смириться с тем, что это конец, что болезнь друга неизлечима. "О Боже! - думала Елена,- зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни... одни... а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах,- все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти... О Боже! неужели нельзя верить чуду?" В отличие от Достоевского и Толстого, Тургенев не дает прямого ответа на этот вечный, тревожный вопрос. Он лишь приоткрывает тайну, склонив колени перед обнимающей мир красотою: "О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами!" Тургенев не сформулирует крылатую мысль Достоевского: "красота спасет мир". Но разве все его романы не утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства? Разве они не опровергают горькое неверие в смысл красоты? И разве они не рождают надежду на ее неуклонное освобождение от власти слепого материального процесса, великую надежду человечества на превращение смертного в бессмертное, временного в вечное?

"Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти... (*80) Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? Какой Бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?.. Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви!... В это мгновенье ты бессмертна... В это мгновенье ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда". Именно к ней, к обещающей спасение миру красоте, простирает Тургенев свои руки. С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, "тургеневской девушки" - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны... Писатель избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности. "Человек на земле - существо переходное, находящееся в процессе общегенетического роста",- утверждает Достоевский. Тургенев молчит. Но напряженным вниманием к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Вместе с образом "тургеневской девушки" входит в произведения писателя образ "тургеневской любви". Как правило, это первая любовь, одухотворенная и чистая. В ней что-то сродни революции: "Однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет". Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение... Это чувство трагично потому, что идеальная мечта, которая окрыляет душу влюбленного человека, не осуществима вполне в пределах земного, природного круга. Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви. Любовь у Тургенева - яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей (*81) человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для него никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Потому Тургенев так чутко присматривался к духовной сущности первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с вечным в высшем синтезе, невозможном в супружеской жизни и семейной любви. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневской любви на человеческие сердца.

Временное и вечное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели урока:
1.Общеобразовательная: Систематизировать знания учащихся,
совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

2 Развивающая: развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности, развивать навыки самостоятельного мышления, самоанализа, самоорганизации.

3 Воспитывающая: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у десятиклассников нравственные качества личности, активную жизненную позицию.

Оборудование: эпиграф, иллюстрации с изображением персонажей романа, презентация, проектор.

Тип урока: урок открытых мыслей.

Основные методы обучения.
Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.
Методы организации и осуществления учебных действий:
словесный – беседа, чтение наизусть, инсценировка отрывков романа; наглядный – репродукции картин; аудиовизуальный - использование музыкальных произведений, видеоролик;
проблемный – коммуникативно – ситуативные упражнения, творческая работа.
Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.

Приемы: диалог, беседа, дискуссия, создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам.
У жизни нет черновиков
Жизнь пишем набело с рожденья.
Л. Сорокин

Ход урока
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.

1. Вступительное слово учителя:
Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к себе интерес и внимание у читателей последующих поколений.
Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева «Отцы и дети». Именно "жизни", потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Вот сегодня мы поговорим об этом.

II Мотивационное начало. Выход на тему урока.
1 Беседа:
1)Роман не богат событиями. А в чем же его особенность?
(Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Тургенев ищет ответ на вопрос - продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает главный герой Евгений Базаров, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России).

2) О чем писал свой роман Тургенев?
А) О дружбе (Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)
- Что привлекало Аркадия в Базарове?
- Что такое дружба в вашем понимании?
- Как относится к дружбе Базаров?
Б) О вечной проблеме отцов и детей. (Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)
- Как Николай Петрович пытается понять сына?
- Как относятся родители Базарова к сыну?
- Как относится Базаров к родителям?
В романе понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» имели определённый политический смысл: «дети» - это сторонники новых, передовых идей.
В) О сложности человеческих взаимоотношений.
(Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
- Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова?
а) аристократизм;
б) искусство;
в) наука;
г) общественный строй;
д) русский народ;
е) пути переустройства мира;
ж) природа.

Г) О роли прогресса в жизни человека. (Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами).
Д) О семейных отношениях (Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя)
Е)) О гармонии природы и человека. (Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь, человека как часть природы).
Ж) О любви.(Любовь вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая).

Страницы романа пронизаны духом любви.
Любовь... Что это такое? (Чувство, вдохновляющая сила, домашний очаг, радость и разочарованье, самые серьезные уроки жизни).
На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:
1) Любовь родительская и сыновья (Николай Петрович и Аркадий,
Базаров и родители)
2) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке (Николай Петрович любит простодушно, эта любовь чиста, Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что его привлекло в Феодосье. В бреду Павел Петрович восклицает: « ах, как я люблю это пустое существо!»
3) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.
4) Отношения Аркадия и Кати.
5) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.
З) О смысле жизни.
III Актуализация опорных знаний. Работа над содержанием романа.
Первая часть романа
1. Марьино. Усадьба Кирсановых.
Первое знакомство с героями, изложение ими своих взглядов.
(Слайды № 3 - 10)
2. Инсценировка « Он нигилист»
3. Беседа:
- Что мы знаем о Базарове? (нигилист, умный человек, не признает любви, не признает поэзию, ценит только науку.)
- Назовите научные и философские взгляды Базарова:
(Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе...
Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой)
- Назовите политические взгляды Базарова:
(«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем»
«Нравственные болезни происходят от дурного воспитания. Исправьте общество, и болезней не будет По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр»).
- назовите Эстетические взгляды Базарова:
(«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
«И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
«Рафаэль гроша медного не стоит»)
- Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности для Базарова? (Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа).
- Что такое нигилизм?
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
(Большой энциклопедический словарь)
Вторая часть - проверка героев и их идей жизнью.
1. Бал у губернатора, Кукшина и Ситников, в имении Одинцовой, испытание любовью (Слайд № 11 – 21)
2 Беседа:
- Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)
3. Инсценировка «Объяснение в любви»
4 Дискуссия:
-Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)
- Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)
- Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)
Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.
- Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него?(Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...)
- Что лежало в основе отношений Одинцовой к Базарову?
Любопытство заинтересованность увлечение.
- Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова?
(«Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»).
Вывод: Любовь изменила героя, он на себе почувствовал сложность жизни, её независимость от воли и желания человека; цель жизни остаётся для человека вечной загадкой.
Третья часть романа « Подведение итогов»
1. Имение Базарова. Марьино. Дуэль. (Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон. Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян
– Почему Павел Петрович не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?
– Что же тогда послужило внешним предлогом для дуэли?

2. Изменение мировоззрения героя, смерть. (Слайды № 22 – 25)
Беседа:
- Зачем перед смертью Базарову нужна последняя встреча с Одинцовой? Ведь раньше он не признавал высоких чувств? (Любит по- настоящему, не хотел умереть не простившись)

3. Работа с учебником «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»
Чтение по ролям.

4 Видеоролик « Жар и пепел»

5 Работа над текстом эпилога.
Финальные строчки романа звучат как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь.
6 Чтение отрывка наизусть (Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна.)

7 И.С.Тургенев о Базарове (слайды № 26 – 27)
- Почему автор закончил роман смертью героя? (преждевременность появления, отсутствие союзников, одиночество)

IV Итог урока
Что на сегодняшнем уроке вы для себя уяснили?
- Нельзя все отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, если отрицаешь, то предлагай что – то взамен.
- чувство долга перед родителями
- переосмысление основных жизненных ценностей

V Домашнее задание. Сочинение (по выбору учащихся)
1. Жанр. Статья
«Я нужен России... Нет, видно, не нужен"... Нужны ли Базаровы России?
2. Жанр. Сочинение -эссе
В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
3. Жанр сочинения. Дневник
Дневник Евгения Базарова.
4. Жанр сочинения. Письмо.
Письмо Евгению Базарову

VI Заключительное слово учителя
Закрыта книгаБелые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.

Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.

Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа

От души желаю вам, ребята, новых встреч с книгами великого русского писателя И.С. Тургенева.