КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ (268 - 270)

Клавдий II Готский (Марк Аврелий Валерий Клавдий) (268- 270 гг.) родился около 214 г., вероятно, в Дардании (Верхняя Мезия). В Historia Augusta приводятся письма, свидетельствующие, что он служил военным трибуном при Траяне Деции и Валериане, назначившим его главнокомандующим в Иллирике. Эти документы вымышлены, но, возможно, придуманные сообщения содержат какую-то долю истины. Во время убийства в 268 г. Галлиена в окрестностях Медиолана, в котором Клавдий, судя по всему, принимал участие, он занимал в этой области пост заместителя командующего. Выбрали нового императора из двух претендентов: Клавдия и другого крупного военачальника Аврелиана, также замешанного в заговоре. Неизвестно, почему армия избрала именно Клавдия, хотя, возможно, сыграла роль репутация Аврелиана как поборника строгой дисциплины. Так или иначе, но была пущена в ход история, о том, что будто бы умирающий Галлиен формально назначил Клавдия своим преемником.

Однако убийство Галлиена возмутило солдат, и в войсках началось брожение, которое удалось приглушить лишь традиционным обещанием выплатить дополнительное вознаграждение в размере двадцати золотых монет на человека. Со своей стороны, сенаторы в Риме, возмущенные тем, что Галлиен отстранил их от управления, приветствовали его смерть. Они тут же приступили к уничтожению его друзей и родственников, в том числе его брата и сына Мариана. Клавдий призвал сенаторов к милосердию, настаивая даже на том, чтобы обожествить покойного императора и успокоить этим армию.

После восхождения Клавдия на престол осада Медиолана с мятежным военачальником Авреолом, которую вели и Галлиен, и его убийцы, продолжалась без перерыва. Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к соглашению, но когда его приближенные выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, на условии, что ему сохранят жизнь. Но его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена. Несмотря на устранение этой опасности, Клавдий по-прежнему был вынужден оставаться на севере Италии, поскольку возникла серьезная угроза со стороны алеманнов. То ли по наущению Авреола, то ли потому, что гарнизон в Реции был ослаблен, его части стянули к Медиолану, но алеманны прорвались через Бреннеров перевал и дошли вплоть до озера Бенак. Здесь их встретил Клавдий и нанес алеманнам столь тяжелое поражение, что на север вернулась едва ли половина их первоначального количества. Клавдий же присвоил себе титул “Германский”.

Отколовшаяся Империя, основанная Постумом на западе, переживала трудные времена, и Клавдий, чтобы еще больше ослабить ее, послал в Южную Галлию разведывательный отряд под командованием Юлия Плацидиана. Тот, расположившись у Куларона, установил связь с Испанией и тем самым вернул ее под власть центрального правительства. Сам Клавдий не возглавлял этот поход, так как считал, что в первую очередь необходимо организовать сопротивление сотам на Балканах. В 268 г. Галлиену не удалось одержать окончательную победу при Найссе, но его полководец Марциан продолжал тревожить захватчиков, а потом прибыл и сам Клавдий, чтобы довершить разгром. Когда готам, испытывавшим недостаток продовольствия, пришлось в поисках пропитания спуститься из лагеря на горе Гессакс в Македонию, Клавдий яростно атаковал их, по-видимому, неподалеку от города Марцианополя. Этот успех был отмечен выпуском монет (VICTORIAE GOTHICae ) и принес императору звание “Готского”, под которым его с тех пор и знали. Новые отряды готов перешли через Данувий, чтобы оказать помощь своим соплеменникам, но они не добились особых успехов, другая их часть попыталась на кораблях герулов пробиться к городам Эгейского моря, но также встретила отпор и потерпела поражение от римского флота во главе с Тенагиноном Пробом, наместником Египта. Многие германцы, попавшие в плен во время различных войн, были зачислены в римскую армию либо расселены на севере Балкан. Об интенсивном строительстве дорог в этой области свидетельствуют сохранившиеся мильные камни.

Клавдий еще был занят осадой готов на горе Гем, когда поступили сообщения о том, что племя ютунгов, которое до тех пор довольствовалось выплачиваемыми Римом деньгами, перешло Данувий в поисках новых земель и угрожает Реции, а другое племя, вандалы, готовится вторгнуться в Паннонию. Поэтому Клавдий, поручив борьбу с готами Аврелиану, поспешил с войсками в Сирмий, чтобы осмотреть новый театр военных действий. Но его армию поразила чума, и в январе 270 г. ее жертвой пал и сам Клавдий.

Хотя он правил менее двух лет, его кончину искренне оплакивали как солдаты, так и сенат, и его обожествление последовало незамедлительно. Более того, впоследствии память о нем вновь была воскрешена, когда Константин Великий заявил, что его бабка приходилась Клавдию дочерью или племянницей. Это утверждение было вымышленным, но из-за него жизнеописания Клавдия превратились в восторженные панегирики. Но тем не менее несомненным остается тот факт, что он был выдающимся полководцем, показавшим прекрасный пример военного искусства и доблести, которому Империя обязана своим сохранением. Но он не имел ни времени, ни возможности заняться тяжелыми экономическими проблемами; например, качество посеребренной бронзовой монеты стало еще хуже, что неблагоприятно сказалось на и без того стремительном росте цен. На его монетах изображен типичный представитель данувийских военачальников того времени: коротко стриженный, бородатый и неумолимый.

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

Во многих странах мира принято праздновать День Святого Валентина. История этого праздника весьма интересна, хотя в тоже время несколько запутана. Некоторые называют его "днём всех влюблённых", "днём любви" и т.п. Как правило, в этот день люди дарят друг другу открытки в виде сердец под названием "валентинки", либо из дружеских чувств, либо с целью признаться в своей симпатии. Также, существует немало других обычаев для этого дня. Традиция празднования очень обширная, много в ней и языческого... Самым главным в этом празднике, как правило, считается любовь мужчины и женщины. И при этом мало кто задумывается, что это ещё и день памяти некоего святого.

Действительно ли существовал такой святой, и почитают ли его в Православной традиции? Давайте разберёмся! А чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к авторитетным Интернет-источникам.

Святой Валентин (лат. Valentinus ) - имя нескольких раннехристианских святых мучеников. Об их жизни практически ничего не известно, невозможно даже достоверно установить были ли они действительно разными лицами или речь идёт о разных житиях одного и того же святого.

Мартирологи упоминают Валентина - римского священника, обезглавленного около 269 года; а также Валентина - епископа Интерамны (совр. Терни), известного чудесными исцелениями и казнённого за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается ещё и мученик с тем же именем, пострадавший в Римской провинции Африка.

В ранних списках римских мучеников Валентин не упомянут. Однако культ святого Валентина был распространён в Риме уже в IV веке, что показывает факт возведения в это время двух базилик. Одна была построена около 350 года в понтификат Юлия II на Фламиниевой дороге в месте, где, по преданию, был похоронен Валентин Римлянин. Вторая построена в городе Терни над предполагаемой могилой Валентина, епископа Интерамского. Праздник 14 февраля в память обоих святых установлен в 496 году папой Геласием I .

На Западе память Валентина Римлянина и Валентина — епископа Интерамны с V века праздновалась в один день — 14 февраля. В Католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря, св. Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий. В России 14 февраля Католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

В Золотой Легенде XIII века о святом Валентине приведено крайне мало сведений, в частности, говорится о том, что он отказался отречься от Христа перед императором Клавдием и был за это обезглавлен.

В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно им, император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорён к смерти. В различных легендах приводятся подробности о прощальном письме, которое Валентин написал перед казнью слепой девушке (по другим вариантам — дочери тюремщика) и которое исцелило её.

В XVII веке во Франции историк Тиллемон, а позднее в XVIII веке в Англии Батлер и Дус выдвинули предположения, что День святого Валентина был введён для замещения языческого обряда выбирать наугад имена возлюбленных накануне праздника богини Юноны, отмечавшегося 15 февраля (см. Луперкалии).

Мощи святого Валентина хранятся в Кармелитской Церкви на Уайтуфраир Стрит, Ирландия, Дублин «Whitefriar Street Carmelite Church».

В Православии память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 н. ст.) — память Валентина Римлянина, священномученика, пресвитера, а 30 июля (12 августа н. ст.) — память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.

В городе Смолевичи есть католическая церковь, посвящённая святому Валентину. Также возле неё находится памятник святому.

По материалам http :// ru . wikipedia . org

Был ли такой святой на самом деле?

Да, св. Валентин жил в итальянском городе Терни в III веке и был казнен 14 февраля 270 г.

«Наш» он святой или католический?

Наш. Все святые, совершившие свой подвиг в Западной Европе до 1054 года, то есть до даты разрыва Православия и Католичества, — это наши, православные святые.

Но может, хоть и жил он в православные времена, но только католики осознали его святость и святым он является лишь по католическим, но никак не православным критериям?

Нет, Валентин в лике святых был прославлен задолго до разрыва Запада и Востока. Обычно говорят, что эту канонизацию совершил римский папа Геласий в 494 г.

Возможно, что Валентин, воспоминаемый 14 февраля, уже известен нашему календарю — как священномученик Валентин Интерамский (или Италийский); память его совершается 12 августа по новому стилю (30 июля по старому).

Но вполне может статься, что это другой человек, о котором мы до сих пор ничего не знали.

И в случае с почитанием св. Валентина может быть, что память более известного подвижника вобрала в себя память о других соименных ему святых.

Почитание святых ведь бывает разным — оно бывает вселенским, а бывает местным. Мы же не знаем всех святых, которые почитаются в том или другом монастыре Грузии…

Кроме того, если и в самом деле именно папа Геласий назначил память св. Валентина на 14 февраля, то это его деяние пришлось на пору разрыва в отношениях Римской Церкви и Церкви Константинопольской (с 484 по 519 годы). Это были годы так называемой «акакианской схизмы». Правда в этом расколе была на стороне Рима, что в конце концов признал и Константинополь. Так что решения, принимаемые в ту пору в Риме, просто не доходили до христианского Востока. Но от этого они не переставали быть решениями православными.

Наконец, на интернет‑сайте телеканала ТВС можно увидеть фотографию Патриарха Алексия II, целующего ковчег с мощами св. Валентина.

Вот официальная информация: « В ходе встречи, прошедшей 15 января 2003 года в рабочей резиденции Патриарха в Чистом переулке, состоялась передача в дар Русской Православной Церкви частицы мощей святителя Валентина Интерамского. В церемонии приняли участие епископ Терни монсиньор Винченцо Палья, генеральный викарий епархии монсиньор Антонио Маньеро, вице‑мэр города Терни Эрос Брега, президент провинции Терни Бруно Семпрони, другие члены итальянской делегации.

Идею передачи Русской Православной Церкви частицы мощей небесного покровителя города Терни святителя Валентина, мученически скончавшегося в III веке, высказал епископ Винченцо Палья после завершения состоявшейся в июле 2001 года встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с руководством католической миротворческой благотворительной организации «Община святого Эгидия», духовником которой является монсиньор В. Палья. Монсиньор Винченцо Палья назвал символичным тот факт, что передача частицы мощей святителя Валентина происходит в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, 100‑летнюю годовщину канонизации которого Русская Православная Церковь будет праздновать в этом году. Поблагодарив епископа Винченцо Палью за этот дар,

Святейший Па триарх Московский и всея Руси Алексий II сообщил, что ковчег с частицей мощей святителя Валентина будет пребывать в Храме Христа Спасителя, где каждый верующий сможет помолиться перед этой святыней древней неразделенной христианской Церкви . «XX век стал веком тяжких испытаний для Русской Православной Церкви, — сказал Святейший Патриарх. — Мы с упованием обращаем свои молитвы к мученикам первых веков христианства, которые свидетельствовали языческому миру о Спасителе, оставаясь верными Ему „даже до смерти". История Церкви продолжается. Уже в наше время к сонму угодников Божиих присоединились многие тысячи новомучеников и исповедников российских. Как и столетия назад, кровь мучеников полагает и утверждает Церковь Христову”» . «Патриарх Алексий, принимая дар, отметил, что "с большим волнением принимает частицу мощей священномученика Валентина — святого Неразделенной Церкви”» . «Я воспринимаю этот акт передачи частицы мощей священномученика Валентина как акт духовный, акт, который поможет россиянам, православным верующим в России молиться, не только вспоминая память священномученика Валентина, но молиться перед частицей его святых мощей».

По материалам http://www.kazan.eparhia.ru/zhurnal/?id=18121

Обычай празднования День святого Валентина 14 февраля комментирует священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве :

«Многие думают, что день святого Валентина - какое-то невероятное торжество для всей Католической Церкви. На самом деле это местночтимый святой, в календаре Католической Церкви в России его память носит факультативный характер, а главный праздник для католиков 14 февраля - это память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян, о чем говорю с полной ответственностью, поскольку ношу имена обоих этих святых.

С другой стороны, даже если сам святой Валентин не ожидал, что на него возложат «обязанность» быть покровителем всех влюбленных, думаю, он ее с радостью принял, потому что это на самом деле очень важное и ответственное дело. Влюбленность - трудный и нередко опасный опыт, когда человек особенно нуждается в присутствии Бога и заступничестве святых».

По материалам http ://www .pravmir .ru

Епископ св. мч. Валентин Интерамский

О жизни Валентина Интерамского мало что известно. Икона Валентина Интерамского символизирует веру христианского народа.
Валентин Интерамский жил в III веке в Риме. Он был епископом в городе Интераме, который со временем был переименован в Терни.

Святой Валентин был искусным врачом и обладал даром целительства. К нему обратился язычник Картон с просьбой вылечить его сына Херимона, которого болезнь согнула до колен, и он никак не мог выпрямиться, это был скорей всего хондроз. Валентин стал молиться над больным и, скорей всего, не лекарским искусством был излечен Херимон, а молитвой. После выздоровления Херимон и его отец Картон, а так же многие ученики его уверовали в Господа. О массовом крещении узнал градоначальник, сын которого Авундин тоже принял веру в Господа. Градоначальник обозлился и приказал заключить святого Валентина в тюрьму. В тюрьме он продолжал лечить и обращать заключенных в христианскую веру. Обозленный градоначальник приказал подвергнуть святого мучениям, а затем убить преподобного Валентина. Его ученики перенесли тело в город Интерам. В четвертом веке в честь святого Валентина была построена базилика, которая благодаря реконструкциям сохранилась до наших времен. Здесь в главном алтаре хранятся святые мощи Валентина Интерамского.

Христиане почитают святого и празднуют его честь, молясь пред образом, который отображает икона святой мученик Валентин Интерамский.

Св. мч. Валентин

Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Родостола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же два святые мужа открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проелинали бездушных идолов. За сие они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: - Такова честь подобает сему богу! Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентиню Вскоре их опять потребовали н асуд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрата - Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и положив на огонь свою руку, сказал игемону: -Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает эти видимые муки. Святой Валентин, допрошенный ту е игемонами, изре тоже самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечем. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были усекнуты главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и весельем приняла их тела, и счестью погребла их, славя Христа Бога.

Практически во всем мире 14 февраля люди празднуют День влюбленных вот уже на протяжении многих лет. Они дарят своим вторым половинкам сердечки, чаще всего в радуют различными романтическими сюрпризами. Однако кто такой святой Валентин, откуда произошли все эти традиции и почему их так яро чтят в наше время, мало кто знает. Что же, попробуем разобраться в истории данного торжества, окунаясь в глубины религии и мифологии, а также ориентируясь на традиции различных стран и народов.

Ретроспектива легенд о происхождении данного святого

О том, кто такой святой Валентин, ходят три легенды. Точнее выражаясь, под данным именем в известны три человека. Первый - Валентин Римский, который работал в Риме на посту священнослужителя. Погиб он в третьем веке нашей эры в результате гонений, которые происходили в период распада Римской империи. Второй персонаж - Валентин, который также работал в Италии на должности церковного епископа. Его казнили в 270 году и похоронили в Третий же - личность, совсем неизвестная для людей нашего времени. Некоторые, однако, полагают, что он был воином и погиб при походе на Карфаген. С наступлением эпохи Средневековья, когда всяческая романтика, искусство и прочее проявление прекрасного находилось под строжайшим запретом, Валентина люди рисовали как сподвижника, который пропагандировал церковную (католическую) идею во всем мире.

Красивая сказка, которая могла бы быть правдой

В наши дни существует так называемая «Золотая легенда», которая повествует о том, кто такой святой Валентин, где он жил и почему он стал покровителем всех влюбленных. Итак, некогда правящий в Римской империи Клавдий II счел, что в его войско неохотно поступают молодые мужчины. Ему показалось, что именно жены не пускают их на войну, поэтому император подписал указ о запрете на венчания для каждого неженатого представителя сильного пола. Валентин же был местным лекарем, проповедником христианства. Наряду с этим он тайно венчал влюбленных. Однажды к нему обратился человек, чья дочь Юлия была слепа, и он назначил ей мазь. Позже до Клавдия дошли слухи о тайных венчаниях, и Валентина заперли в темницу. Зная, что его казнят, он отправил Юлии конверт, где вместе с целебным шафраном оставил послание с текстом «Твой Валентин». Бывшего лекаря казнили 14 февраля, а девушка, открыв конверт, обрела зрение. Официально же данный праздник был занесен в церковные каноны в 496 году.

Несоответствия в красивейшей легенде

История празднования Дня святого Валентина, которая была изложена в предыдущем абзаце, не может быть правдивой по нескольким причинам. Во-первых, сам священномученик жил в Риме в третьем веке нашей эры, когда обрядов венчания как таковых еще не существовало. Это связано в первую очередь с тем, что на данный момент в Римской империи христианство еще не взяло верх, и все граждане, в том числе и правитель, оставались язычниками. Брачующиеся могли сделать это как тайно, так и публично, поэтому до императора подобные слухи вряд ли смогли бы дойти. Хотя утверждать с точностью, что каждое слово в этой легенде - выдумка, не стоит, так как святой с подобным именем полностью признан католической церковью, и чаще всего его отождествляют именно с доктором, который молился за каждого больного в мире и помогал всякому человеку, просившему его об исцелении.

Происхождение Дня святого Валентина по языческой теории

Некоторые историки полагают, что данное торжество было выдумано, как и сам святой Валентин, для того чтобы вытеснить из римских традиций очень жестокий языческий праздник. По давней традиции город Рим был основан братьями - Ромулом и Ремом, которых вскармливала своим молоком волчица. Именно поэтому каждый год жители империи приносили в жертву одну овцу (еда волков), а также собаку (животное, которое волки ненавидят). Шкуру мертвых животных делили на узкие тонкие ремни, после чего полностью обнаженные молодые парни стегали ими всех, кто попадался на пути. Примечательно, что под эти удары пытались попасть молодые девушки, так как считалось, что шрамы позволяют удачно выйти замуж, выносить и родить ребенка. В свою очередь, история появления Дня святого Валентина тут связана с тем, что эти ремни назывались «фебруа», а сам ритуал проводился в середине нынешнего февраля, который в романо-германских языках звучит как «фебруарий» и прочие его производные.

Любовные ритуалы, связанные с этим торжеством

В привычной для нас форме праздник всех влюбленных стали отмечать лишь в 19-м столетии в Великобритании. Конечно же, о том, кто такой святой Валентин, а также историю происхождения всего этого ритуала никто не знал. Для людей это уже стало простым развлечением, которое появилось то ли по велению то ли по какому-то указу местного правительства. Однако каждый год 14 февраля юноши вытягивали из барабана записки, в которых были указаны имена знакомых им девушек. Так складывались «парочки», которые в течение года должны были принимать ухаживания друг друга, после чего они могли разойтись или пожениться. Позже данная традиция перекочевала в США, где обрела большую популярность и новые правила, многие из которых хорошо знакомы нам сегодня.

История праздника святого Валентина в ХХ столетии

На заре нового века за подобное развлечение взялись новоявленные коммерсанты. В продаже благодаря им появились открытки в форме сердец, специализированные подарочные букеты, конфеты и прочие безделицы. Также хозяева ресторанов и кафе начали организовывать определенные программы, на которых могли присутствовать только влюбленные пары. Постепенно данное торжество стало отличной возможностью заработать на продаже открыток, «валентинок», цветов, хорошего вина и прочих презентов, которые сегодня, как правило, мужчины дарят своим возлюбленным дамам. В 21-м же веке в честь подобного праздника чего только не устраивают. И диджейские специализированные сеты, и фильмы, и концерты, и множество других мероприятий.

Традиции, которые зависят от культуры определенной страны

Несмотря на то что мы теперь знаем, кто такой святой Валентин, и что его родина - Италия, торжество, устраивающееся в его честь, охватывает весь мир. В Англии, где праздник впервые отмечался, в наши дни чаше всего гадают… на птицах. Если 14 февраля вы первым делом видите малиновку - то жить вам с моряком долго и счастливо. Воробей же встречается чаще всего к бедному жениху, а вот щегол - явный вестник богатого принца. Когда этот праздник стал достоянием американцев, их мужчины взяли за традицию дарить своим вторым половинкам марципаны. Сегодня же их легко заменяют на шоколад и прочие кондитерские изделия, но при этом их цвет должен оставаться красным или белым. своим женщинам делают французы - они преподносят драгоценности и ювелирные украшения тем, кого любят. А вот в Японии граждане ограничиваются только шоколадом. При этом данный продукт является проявлением чистейшей любви, и признаться в своих чувствах может как мужчина, так и женщина.

Краткое заключение

Такое загадочное и разнообразное происхождение праздника «День святого Валентина» сделало его мировым торжеством. В нашей стране он также обрел популярность, но только с началом 1990-х годов. Также во всем мире принято полагать, что браки, заключенные именно 14 февраля, будут не только счастливыми, но еще и вечными.

14 февраля влюблённые отмечают День святого Валентина. АиФ.ru рассказывает, откуда пошла традиция дарить валентинки, какие мифы и легенды легли в основу праздника и кем на самом деле был святой Валентин.

Легенды и мифы о святом Валентине

Католическая церковь почитает трёх святых мучеников с именем Валентин, но достоверной информации об их жизнях почти нет. Известно лишь, что Валентин Римский был священником и принял мученичество во время гонений на христиан в III веке н. э. Другой Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия). Он был казнён за веру 14 февраля 270 года и похоронен недалеко от Рима. Святой почитается и католиками, и православными. О третьем Валентине мы знаем лишь то, что он погиб в Карфагене.

Более подробные сведения о священномучениках появились уже в эпоху Зрелого Средневековья (в XI-XIV веках). Но и в них поначалу отсутствовал какой-либо романтический окрас. Вполне вероятно, что в легендах идёт речь о другом святом или даже разных подвижниках с именем Валентин.

Святой Валентин из Терни и его ученики. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая легенда»

По легенде, римский император Клавдий II не мог набрать достаточного количества воинов в свою армию. Тогда он решил, что это жёны не пускают мужей на войну, и запретил молодым мужчинам жениться.

Святой Валентин был врачевателем и проповедником христианства. Он не только молился за больных, но и тайно венчал влюблённых, несмотря на запрет царя Клавдия. Как-то раз к нему обратился за помощью тюремный сторож. Он просил исцелить свою дочь Юлию от слепоты. Священник назначил девушке мазь для глаз и сказал прийти позднее.

Святой Валентин также исцеляет от эпилепсии. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако до императора дошли слухи о тайных венчаниях, и святой Валентин был заключён в темницу. Зная, что его скоро казнят, Валентин написал слепой Юлии предсмертную записку с признанием в любви и передал ей её через отца.

Валентина казнили в тот же день, 14 февраля. Когда девушка открыла записку, внутри неё был шафран и подпись «Твой Валентин». Юлия взяла шафран в руки, и её зрение чудесным образом восстановилось.

Впоследствии как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин Интерамнский был канонизирован католической церковью. А в 496 году Римский Папа Геласиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

Этот рассказ можно назвать выдумкой хотя бы потому, что во времена святого Валентина (в III веке) особого обряда церковного венчания при заключении брака ещё не существовало. К тому же христианская религия в языческом Риме была презираема и гонима, и вряд ли император Клавдий придавал большое значение этому обряду.

Языческие корни

По другой версии, День святого Валентина был нужен церкви, чтобы вытеснить языческий праздник. Римляне верили, что основателей их города — братьев Ромула и Рема — выкормила своим молоком волчица. В честь этого животного отмечали «луперкалии» (от lupus — волк). В жертву приносили козу (пища волков) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Потом закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни. Двое обнажённых юношей брали эти ремни и начинали ритуальный бег, во время которого стегали ремнями всех попадавшихся на их пути. Женщины и девушки специально подставляли различные части тела под удары, так как считалось, что это помогает забеременеть и легко родить.

Священные ремни назывались «фебруа», от этого слова произошло название месяца, в середине которого и отмечали луперкалии — «фебруарий» (февраль).

Мощи святого Валентина в Терни. Фото: Commons.wikimedia.org / Freaks

Традиции праздника

День святого Валентина начал приобретать широкую популярность только в XIX веке в Великобритании. Позднее праздник стали отмечать в США. В этот день молодые люди должны были вытягивать из чаши записки с именами знакомых девушек. Образовавшиеся в результате парочки в течение года были «Валентинами» и принимали знаки внимания и ухаживания друг друга.

В середине XIX века за раскрутку праздника взялись коммерсанты. 14 февраля влюблённые устраивают друг другу романтические свидания, скупают открытки в форме сердца — «валентинки» — и другие милые подарки: плюшевые игрушки, духи, букеты цветов, конфеты и т. д.

Храм Святого Валентина в Дублине. Фото: Commons.wikimedia.org / Blackfish

В разных странах сложились свои традиции празднования Дня святого Валентина. Так, в Японии принято дарить шоколад. В этот день японка может, не стесняясь, признаться мужчине в любви.

В Англии 14 февраля девушки гадали на суженого. Было такое поверье: если в этот день увидеть малиновку — это значит, муж будет моряком, воробья — выйдешь замуж за бедного человека, повстречавшийся щегол предвещал богатого мужа.

В начале XIX века в Америке невестам было принято дарить марципаны — довольно дорогое по тем временам лакомство. Сейчас женщинам дарят шоколад, конфеты и карамель красного и белого цветов, символизирующих любовь и чистоту.

Французы дарят своим избранницам украшения и ювелирные драгоценности.

Многие верят, что если сделать предложение на 14 февраля или сыграть в этот день свадьбу, брак будет счастливым и крепким.

При этом о самом святом Валентине и религиозных истоках праздника вспоминают крайне редко.

День святого Валентина у православных и католиков

Святой Валентин почитается как католической, так и православной церковью. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Священномученик Валентин же остался в списках церкви, но только как местночтимый святой, поскольку исторические сведения о его деяниях крайне скудны. Таким образом, этот праздник не является обязательным ни для католиков, ни для православных.

В Россию День святого Валентина пришёл сравнительно недавно. Приобретать популярность он стал только в начале 1990-х годов.

15 января 2003 года епископ итальянского города Терни — Винченцо Палья — передал в дар Святейшему Патриарху Алексию частицы мощей священномученика Валентина, которые с тех пор хранятся в храме Христа Спасителя.

В православной церкви имеют собственные дни поминовения два мученика Валентина. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны — 12 августа.

В православной традиции покровителями семьи и брака издревле считаются святые Пётр и Феврония. В 2008 году Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля нового стиля, что соответствует 25 июня старого стиля) «Дня супружеской любви и семейного счастья». Об аналогах праздника в других странах и культурах читайте в статье.

Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу (около 1575 г.). Фото: Commons.wikimedia.org / Якопо Бассано

[Марк Аврелий Валерий Клавдий; лат. Claudius Gothicus] (10.05.213/4, Сирмий, ныне Сремска-Митровица, Сербия - янв./март 270, там же), рим. имп. (авг./сент. 268 - янв./март 270). Правление К. Г. пришлось на одну из наиболее острых фаз социально-политического кризиса Римской империи III в., когда она временно распалась на ряд нестабильных и противостоящих друг другу гос-в. К. Г. управлял лишь центральными областями империи (Италия, Паннония, Иллирик, Балканский п-ов, зап. часть М. Азии, Сев. Африка, Египет). Одновременно крайний Запад империи (Галльская империя) и Восток (Пальмирская империя) враждовали с К. Г. В связи со скудостью и с недостоверностью источников мн. обстоятельства жизни и правления К. Г. остаются предметом дискуссий.

К. Г. по происхождению иллириец. Согласно легендарной родословной, изложенной в историческом своде «Scriptores historiae augustae» (IV в.), род К. Г. происходил от троянцев Ила и от Дардана (прародителя населения обл. Дардания в Иллирике) (Scr. hist. Aug. XXV 11. 9). По версии историка Секста Аврелия Виктора (IV в.), К. Г. был внебрачным сыном имп. Гордиана II, но эти сведения также скорее всего легенда (Aur. Vict. De Сaes. 34. 1). К. Г. сделал военную карьеру; с нач. 50-х гг. III в. занимал различные должности трибуна, командовал отдельными легионами; при имп. Валериане (253-260) стал наместником Иллирика; имп. Галлиен (260-268) назначил К. Г. командующим конницей, что традиционно в Риме считалось 2-м по значимости военным постом. К. Г. стал императором после того, как летом 268 г. имп. Галлиен был убит близ Медиолана (ныне Милан, Италия), где он осаждал узурпатора Авреола. Неясно, участвовал ли К. Г. в заговоре против Галлиена. По сведениям Аврелия Виктора, К. Г. в это время командовал рим. соединением у Тицина (ныне Павия), к-рое должно было охранять альпийские перевалы и сдерживать возможное наступление на Италию галльского имп. Постума. Получив известие о смерти Галлиена, войска провозгласили К. Г. императором. Взойдя на престол, он воспрепятствовал намерениям сената в Риме проводить репрессии против родственников Галлиена и добился обожествления этого императора. Автор «Scriptores historiae augustae» утверждает, что К. Г. был провозглашен императором в храме Великой Матери (Кибелы) в один из ее праздников, 24 марта, и рим. сенат славословил императора в храме Аполлона (Scr. hist. aug. XXV 4). Вероятно, это упоминание относится к некоему обряду, к-рый совершал К. Г. в 269 г.

Вскоре после начала правления К. Г. добился капитуляции Авреола в Медиолане, затем узурпатор был убит. В кон. 268 г. крупные силы алеманнов прорвались через Альпы и начали опустошать Италию. К. Г. разгромил их у оз. Бенак (ныне Гарда в Сев. Италии). В 269 г. К. Г. предпринял широкомасштабную кампанию против готов, вторгавшихся в рим. владения на Балканах и захвативших значительную часть этого региона. Наступая с запада по территории Иллирика, римляне во главе с К. Г. уничтожили главные силы готов в сражении при Наиссе (ныне Ниш, Сербия). Готы были вынуждены отступить за Дунай; их последующие попытки нападений быстро отражались, хотя войны на Балканах продолжались еще неск. лет. После этой победы император получил титул Готский. Морские силы готов и герулов в Эгейском м. были уничтожены рим. флотом наместника Египта Тенагинона Проба.

К. Г. успешно противостоял Галльской империи. Его полководец Юлий Плацидиан добился перехода под власть К. Г. всей Испании и Нарбонской Галлии. В это же время (вероятно, в кон. 269) восстание против Галльской империи поднял г. Августодун (ныне Отён, Франция). Горожане провозгласили себя подданными Рима и обратились за поддержкой к К. Г. Однако он не смог или не успел выслать помощь восставшим. Спустя неск. недель город был взят галльскими войсками имп. Викторина и разграблен. Отношения К. Г. с Пальмирской империей также были враждебными, хотя столкновения главных сил не произошло. В 269 г. пальмирцы попытались захватить Египет, но были разгромлены его наместником Тенагиноном Пробом.

Краткость правления К. Г. и неполнота источников не дают оснований для характеристики религ. политики К. Г. О ней можно судить лишь по изображениям К. Г. на монетах, где император соседствовал с различными божествами традиц. рим. религии, в т. ч. известно изображение Sol Invictus (синкретическое божество Непобедимое Солнце), что указывает на интерес к этому культу нового верховного божества, к-рый при преемнике К. Г. Аврелиане превратился в офиц. культ империи. Также при К. Г. впервые на монетах появились изображения егип. богини Исиды. Редким проявлением религиозности К. Г. стали изображения Гефеста с надписью: «Regi artis» (Царю искусства). Согласно Аврелию Виктору, К. Г. обращался к Сивиллиным книгам для гаданий о будущем (Aur. Vict. De Caes. 34. 3).

Не сохранилось сведений о том, были ли преследования христиан при К. Г. В средневек. Зап. Европе распространилось предание, что при К. Г. в Риме пострадал сщмч. Валентин (пам. зап. 14 февр.). Об этом упоминалось в агиографическом своде «Золотая легенда» Иакова из Варацце (1260), где святой исповедал свою веру перед неким имп. Клавдием. Интерпретаторы этого рассказа предполагали, что, поскольку при имп. Клавдии в I в. преследований христиан не было, речь могла идти только о К. Г. Тем не менее эти сведения не находят подтверждения в древнейших версиях Актов св. Валентина и, видимо, являются ошибочными.

К. Г. умер от чумы, поразившей его армию в нач. 270 г., когда он в ходе продолжавшихся военных действий против готов начал концентрацию своих главных сил в Сирмии для отпора племени вандалов. После смерти К. Г. императором был провозглашен его брат Квинтилл, но он был убит через 17 дней. Власть принял Аврелиан, бывший при К. Г. начальником конницы. Рим. сенат провозгласил К. Г. божественным. В его память на Капитолии перед храмом Юпитера была установлена статуя высотой 10 футов; в рим. курии по решению сената был помещен золотой щит. Древние биографы К. Г. положительно отзывались о нем как о человеке и правителе. Утверждали, что подданные и солдаты любили его, как мало кого из проч. императоров. Автор «Scriptores historiae augustae» написал о К. Г. в панегирическом тоне, сравнивая его с Августом, Траяном, Адрианом и др. лучшими правителями Римской империи. В его жизнеописание был включен также ряд скорее всего подложных писем, в которых императоры - современники К. Г. (Деций, Валериан и Галлиен) отзывались о нем весьма уважительно (Scr. hist. aug. XXV 14-18).

Повышенное внимание к К. Г. со стороны историков позднеантичной эпохи было связано с тем, что в IV в. при дворе имп. Констанция I Хлора (293-306), Константина I Великого (306-337) и их наследников (династия Флавиев) были широко распространены сведения о родстве их семьи с К. Г. В сб. «Scriptores historiae augustae» указывалось, что биография К. Г. в нем написана в соответствии с пожеланиями «цезаря Констанция», т. е. имп. Констанция I (Scr. hist. aug. XXV 1). В панегирике в честь имп. Константина, произнесенном в 310 г. (Panegyrici latini. VI), указывалось на родство с К. Г. Было известно, что у К. Г. был брат Крисп, имевший дочь Клавдию (Scr. hist. aug. XXV 13. 9). Считалось, что Клавдия была матерью имп. Констанция I, отца Константина. Т. о., Констанций I мог быть внучатым племянником К. Г. Степень достоверности этих сведений оценить невозможно; как правило, совр. исследователи считают их вымыслом придворных Флавиев, для к-рых было важно так или иначе демонстрировать достоинство и высокое происхождение своей фамилии. Однако кажется, что родство с К. Г., который правил недолго и не одержал к.-л. решающей победы для империи, едва ли прибавило политического авторитета Констанцию Хлору и его куда более успешным потомкам. Тем не менее при имп. Константине даже чеканились монеты в память о К. Г. с надписью: «Divo Clavdio Opt Imp Memoriae Aeternae» (Божественному Клавдию, наилучшему императору, память вечная). Т. о., возможность родственных связей К. Г. с династией Флавиев IV в. не следует однозначно отрицать.

Ист.: XII Panegyrici Latini / Ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1964; Scriptores historiae augustae / Ed. E. Hohl. Lpz., 19552; Aur. Vict. De Caes. 34; Eutrop. Breviar. IX 11-12; Zosim. Hist. I.

И. Н. Попов