Понятное объяснение – наука или искусство?
Умение объяснять считается естественной способностью человека. Оно используется в разных сферах жизни. Родители рассказывают малышам, откуда берутся дети. Учителя внедряют основы наук в головы учеников. Продавцы-консультанты продвигают товары. Руководители мотивируют подчиненных. Бизнесмены ищут инвесторов. Политики успокаивают народ. Каждого из нас хоть раз спрашивали, как пройти, просили раскрыть идею обосновать свое мнение, описать мотивы поступков или причины нарушения договоренностей.

Доходчивое устное объяснение – настоящее искусство! Многие люди уверены, что владеют им от природы. А те, кому достигнуть понимания не удалось, грешат на умственные способности партнера по общению. Между тем, психологическая наука накопила большое количество материала о том, как научиться понятно говорить. Хотите эффективно доносить свои мысли до коллег, начальника, друзей и просто незнакомых людей? Тогда, эта статья для вас.

Преимущества, которые получает индивид, приобретая умение объяснять:
- удовольствие от процесса и результата коммуникации;
- заинтересованность со стороны слушателей;
- объединение усилий единомышленников;
- воплощение своих идей, гарантированное достижение целей;
- общественное признание своих достоинств.

Большинство людей совершают распространенную ошибку, незамедлительно приступая к объяснению. Развернутая схема объяснения выглядит следующим образом: подготовка – оформление – представление. Прежде чем устное объяснение начнет безошибочно попадать в цель с первого раза, придется последовательно освоить три этапа. Потребуются определенные усилия.
Схему удобно применять при планировании предстоящей коммуникации и для анализа уже свершившегося акта. Воспроизведите в памяти случай, когда вы кого-то убеждали. Проследите, была ли проведена оптимальная подготовка? Как были оформлены мысли? Какие способы презентации использованы? Для новичков, интересующихся, как научиться понятно говорить, разделение объяснительного процесса на этапы упростит задачу. Считаете себя гением общения? Схема объяснения поможет убедиться, что реализованы все потенциальные возможности.

После того, как усвоятся и отработаются способы объяснения, произойдет автоматизация навыка. Сократиться уровень сознательного контроля. Первый этап мозг будет осуществлять интуитивно за несколько секунд. Приемы для второй ступени начнут складываться сами собой, из воздуха. А окружающим будет казаться, что вы легко и креативно сразу, на пустом месте приступаете непосредственно к презентации.

Готовим понятное объяснение
Попытавшись определить суть процесса, обнаруживаешь, что объяснение - некоторое действие, в результате которого у партнера возникает понимание. Но что именно нужно делать? Отложим словари и учебники. Представим, что понятное объяснение – румяные вкусные пирожки. Перед тем как покушать, их нужно приготовить. Причем, приготовить так, чтобы хотелось съесть. В первую очередь необходимо выбрать тесто и начинку.
Тесто – внешняя оболочка - слова, фразы и выражения, которые мы используем. Чтобы тесто получилось легким, пышным и хорошо усваивалось, подбирая способы объяснения, важно четко обозначить целевую аудиторию. Кого вы планируете накормить? Если это один человек, оцените его жизненный опыт, уровень образования, род занятий, круг интересов. Проанализируйте его эмоциональное состояние, степень утомления. Предположите, готов ли он к неожиданным поворотам, как отреагирует на те, или иные подходы к объяснению.

Решили убедить сразу группу людей? Помимо перечисленных моментов учтите особенности межличностных отношений. При групповом взаимодействии люди склонны отмалчиваться, скрывать свое личное мнение, подчинятся влиянию лидера или большинства. Другие, наоборот, чувствуя поддержку группы, могут вести себя более агрессивно, бурно реагировать на вполне нейтральные предложения, сопротивляться нововведениям.
Хочешь дать понятное объяснение – учись ставить себя на место другого человека. Определившись с тестом, обратим внимание на начинку. Она должна не только соответствовать вкусам едоков, но и наиболее полно удовлетворять их потребности. Если люди сильно голодны, начинке следует быть сытной. Если народ жаждет новых впечатлений – добавляются необычные ингредиенты. Подходы к объяснению сортируются по тому же принципу.

Что конкретно должны усвоить слушатели? Понятное объяснение отвечает на один или несколько вопросов:

1. ЗАЧЕМ? Мотивирующее объяснение дает представление о важности какого-либо продукта, услуги или знания, о бонусах пользователя.
2. КАК? Функциональное объяснение раскрывает механизм работы, последовательность действий, способы решения.
3. ПОЧЕМУ? Причинное объяснение показывает, при каких условиях происходит желаемое, какие нарушения ведут к негативным последствиям.
4. ЧТО ЭТО? Обобщающее объяснение позволяет проникнуть в смысл явления, понять суть, сформулировать определение, назвать критерии, показатели.

Цель объяснения связана не только с пониманием. Умение объяснять помогает вызывать нужные эмоции, формировать отношение, мотивировать на определенные действия. Хотите вызвать жалость – начинайте оправдываться. Желаете вдохновить – демонстрируйте положительные примеры. Но для начала, определитесь, какой эффект вы рассчитываете произвести.

Почему устное объяснение терпит неудачу?
В повседневном общении мы часто пускаемся в объяснения без всякой подготовки. На нее просто нет времени. Разгневанный начальник, требовательные клиенты, недовольные близкие и любопытные детишки не дадут вам возможности спокойно собраться с мыслями. Кое-как сляпанные пирожки получаются несъедобными и плохо перевариваются.

Типичные промахи, допускаемые неподготовленным оратором:
- Полная идентификация. Объясняющий считает окружающих похожими на себя, предполагает, что людям понравятся именно его любимые пирожки. А это далеко не так. Даже сугубо профессиональная аудитория состоит из людей с разной мотивацией, ценностными установками и стереотипами. По себе людей не судят.

- Проклятие знания. Объясняющий хорошо знает предмет. Ему трудно увидеть, чего можно не знать. А те, кому объясняют, не хотят показаться глупыми. Вопросов не задают, но глаза пустые. В итоге объяснение состоялось, а понимание – нет. Выступающий доволен собой. А зрители недоуменно пожимают плечами.

Ошибки презентации. Приготовившись давать понятное объяснение, оратор внутренне собирается, его лицо становиться сосредоточенным, голос сухим и строгим. У многих присутствующих в памяти всплывают школьные ассоциации. Зритель понимают, что сейчас начнет происходить что-то важное и, вероятно, весьма скучное. Хорошая презентация запоминается, а неудачная - отбивает желание.

Недостаточное понимание. Нередко кто-то берется объяснять то, чего сам до конца не понимает. Есть индивиды, считающие себя экспертами в любой области. Прочитав о чем-то в социальных сетях, готовы приседать на уши всем и каждому. В процессе объяснения некомпетентность обнаруживается достаточно быстро. Для того, чтобы аргументировать свою позицию, необходимо иметь большой личный опыт или черпать информацию из достоверных источников.

Неоправданные ожидания. Даже доступное устное объяснение терпит фиаско, если объясняющий говорит не о том. Например, начальник подробно разжевывает подчиненным алгоритм выполнения задачи, а те пытаются понять, какую премию получат за выполнение. Или учитель произносит перед родителями пламенную речь о значимости патриотического воспитания, и ни слова не упоминает о методах его осуществления. Родители требуют от ребенка соблюдения определенных правил, не объяснив толком, почему нужно поступать именно так, и что будет «если…».

Тестируем разные способы объяснения
Повторим еще раз, прежде чем начинать устное объяснение, определите желаемый результат и ненавязчиво прощупайте аудиторию. Уяснив, с кем и о чем вести беседу, рассмотрим, КАК реализовать запланированное. Привлекательное оформление идеи – следующий пункт назначения для субъекта, решившего освоить умение объяснять.

Предлагаем простые и эффективные приемы, позволяющие научиться понятно говорить:

Речь в лифте. Вообразите, что вы и человек, которому адресовано объяснение, едете в лифте. Вам нужно успеть изложить суть своего предложения за 30-60 секунд (50-100 слов). Учитесь начинать с главного, излагать самое основное. Максимально отжимайте воду, откажитесь от ненужных подробностей, опирайтесь на факты. При этом сообщение должно остаться образным и интересным.

- Объяснение для шестилетки. Тренируйтесь менять способы объяснения в зависимости от контекста взаимодействия, рассматривайте проблему с разных точек зрения. Опишите свою идею так, чтобы стало понятно маленькому ребенку, вашей бабушке и признанному эксперту в этом вопросе. Используйте простые слова, приводите примеры, проводите аналогии, вызывайте нужные ассоциации, устанавливайте связи с имеющимся у слушателей опытом.

Презентация на салфетке. Попробуйте схематично изобразить свою идею на листе бумаги размером с салфетку. Если не получиться с первого раза, создайте максимально подробное описание на доске или ватмане. Затем сократите площадь в два раза и перенесите самое основное. Повторите эту операцию несколько раз. Привлекайте графики, диаграммы, оси времени и координатную сетку. Ограничения подталкивают к творчеству.

Визуальная форма. Чтобы сделать устное объяснение более доступным, опирайтесь на возможности визуального мышления. Сопровождайте рассуждение зарисовыванием основных моментов, подбирайте готовые изображения. Оперируя информацией, содержащей имя или название, рисуем «портрет» - рожицу, человечка, простое условное обозначение предмета. Далее чертим стрелки, линии, фигуры, объединяющие скобки, чтобы показать изменения объекта, его связи с прочими элементами.

Захватывающая история. Подходящая история помогает уловить смысл объяснения т.к. в ней факты преподносятся через призму личного опыта. Хорошо, если у вас в запасе есть реальный случай из жизни, история, услышанная от кого-то из знакомых или интересные факты биографии знаменитостей. С целью привлекательного оформления своего объяснения, вы можете придумать правдоподобный рассказ, в котором главный герой испытывает определенные трудности и находит способ их преодолеть. А в качестве этого способа и будет описан ваш концепт.

Всеобщее братство. Объединяйте людей и идеи. Создавайте ощущение согласия. Вызывайте у аудитории чувство общности при помощи местоимения «Мы»: «Мы знаем», «Мы понимаем», «Мы хотим», «Мы согласны» и т.д. Покажите присутствующим, что они часть команды, решающей общую задачу. Вселяйте в людей уверенность в том, что вы рассказываете о понятных и интересных вещах.

Пробуйте перечисленные способы объяснения в профессиональной деятельности и повседневном общении. Пусть перспективные задумки, правильно оформленные и адекватно представленные, разлетаются как горячие пирожки.

Подробно теорема Байеса излагается в отдельной статье . Это замечательная работа, но в ней 15 000 слов. В этом же переводе статьи от Kalid Azad кратко объясняется самая суть теоремы.

  • Результаты исследований и испытаний – это не события. Существует метод диагностики рака, а есть само событие - наличие заболевания. Алгоритм проверяет, содержит ли письмо спам, но событие (на почту действительно пришел спам) нужно рассматривать отдельно от результата его работы.
  • В результатах испытаний бывают ошибки. Часто наши методы исследований выявляют то, чего нет (ложноположительный результат), и не выявляют то, что есть (ложноотрицательный результат).
  • С помощью испытаний мы получаем вероятности определенного исхода. Мы слишком часто рассматриваем результаты испытания сами по себе и не учитываем ошибки метода.
  • Ложноположительные результаты искажают картину. Предположим, что вы пытаетесь выявить какой-то очень редкий феномен (1 случай на 1000000). Даже если ваш метод точен, вероятнее всего, его положительный результат будет на самом деле ложноположительным.
  • Работать удобнее с натуральными числами. Лучше сказать: 100 из 10000, а не 1%. При таком подходе будет меньше ошибок, особенно при умножении. Допустим, нам нужно дальше работать с этим 1%. Рассуждения в процентах неуклюжи: «в 80% случаев из 1% получили положительный исход». Гораздо легче информация воспринимается так: «в 80 случаях из 100 наблюдали положительный исход».
  • Даже в науке любой факт - это всего лишь результат применения какого-либо метода. С философской точки зрения научный эксперимент – это всего лишь испытание с вероятной ошибкой. Есть метод, выявляющий химическое вещество или какой-нибудь феномен, и есть само событие - присутствие этого феномена. Наши методы испытаний могут дать ложный результат, а любое оборудование обладает присущей ему ошибкой.
Tеорема Байеса превращает результаты испытаний в вероятность событий.
  • Если нам известна вероятность события и вероятность ложноположительных и ложноотрицательных результатов, мы можем исправить ошибки измерений.
  • Теорема соотносит вероятность события с вероятностью определенного исхода. Мы можем соотнести Pr(A|X): вероятность события А, если дан исход X, и Pr(X|A): вероятность исхода X, если дано событие А.

Разберемся в методе

В статье, на которую дана ссылка в начале этого эссе, разбирается метод диагностики (маммограмма), выявляющий рак груди. Рассмотрим этот метод подробно.
  • 1% всех женщин болеют раком груди (и, соответственно, 99% не болеют)
  • 80% маммограмм выявляют заболевание, когда оно действительно есть (и, соответственно, 20% не выявляют)
  • 9,6% исследований выявляют рак, когда его нет (и, соответственно, 90,4% верно определяют отрицательный результат)
Теперь оформим такую таблицу:

Как работать с этим данными?
  • 1% женщин болеют раком груди
  • если у пациентки выявили заболевание, смотрим в первую колонку: есть 80% вероятность того, что метод дал верный результат, и 20% вероятность того, что результат исследования неправильный (ложноотрицательный)
  • если у пациентки заболевание не выявили, смотрим на вторую колонку. С вероятностью 9,6% можно сказать, что положительный результат исследования неверен, и с 90,4% вероятностью можно сказать, что пациентка действительно здорова.

Насколько метод точен?

Теперь разберем положительный результат теста. Какова вероятность того, что человек действительно болен: 80%, 90%, 1%?

Давайте подумаем:

  • Есть положительный результат. Разберем все возможные исходы: полученный результат может быть как истинным положительным, так и ложноположительным.
  • Вероятность истинного положительного результата равна: вероятность заболеть, умноженная на вероятность того, что тест действительно выявил заболевание. 1% * 80% = .008
  • Вероятность ложноположительного результата равна: вероятность того, что заболевания нет, умноженная на вероятность того, что метод выявил заболевание неверно. 99% * 9.6% = .09504
Теперь таблица выглядит так:

Какова вероятность, что человек действительно болен, если получен положительный результат маммограммы? Вероятность события - это отношение количества возможных исходов события к общему количеству всех возможных исходов.

Вероятность события = исходы события / все возможные исходы

Вероятность истинного положительного результата – .008. Вероятность положительного результата - это вероятность истинного положительного исхода + вероятность ложноположительного.

(.008 + 0.09504 = .10304)

Итак, вероятность заболевания при положительном результате исследования рассчитывается так: .008/.10304 = 0.0776. Эта величина составляет около 7.8%.

То есть положительный результат маммограммы значит только то, что вероятность наличия заболевания – 7,8%, а не 80% (последняя величина - это лишь предполагаемая точность метода). Такой результат кажется поначалу непонятным и странным, но нужно учесть: метод дает ложноположительный результат в 9,6% случаев (а это довольно много), поэтому в выборке будет много ложноположительных результатов. Для редкого заболевания большинство положительных результатов будут ложноположительными.

Давайте пробежимся глазами по таблице и попробуем интуитивно ухватить смысл теоремы. Если у нас есть 100 человек, только у одного из них есть заболевание (1%). У этого человека с 80% вероятностью метод даст положительный результат. Из оставшихся 99% у 10% будут положительные результаты, что дает нам, грубо говоря, 10 ложноположительных исходов из 100. Если мы рассмотрим все положительные результаты, то только 1 из 11 будет верным. Таким образом, если получен положительный результат, вероятность заболевания составляет 1/11.

Выше мы посчитали, что эта вероятность равна 7,8%, т.е. число на самом деле ближе к 1/13, однако здесь с помощью простого рассуждения нам удалось найти приблизительную оценку без калькулятора.

Теорема Байеса

Теперь опишем ход наших мыслей формулой, которая и называется теоремой Байеса. Эта теорема позволяет исправить результаты исследования в соответствии с искажением, которое вносят ложноположительные результаты:
  • Pr(A|X) = вероятность заболевания (А) при положительном результате (X). Это как раз то, что мы хотим знать: какова вероятность события в случае положительного исхода. В нашем примере она равна 7,8%.
  • Pr(X|A) = вероятность положительного результата (X) в случае, когда больной действительно болен (А). В нашем случае это величина истинных положительных – 80%
  • Pr(A) = вероятность заболеть (1%)
  • Pr(not A) = вероятность не заболеть (99%)
  • Pr(X|not A) = вероятность положительного исхода исследования в случае, если заболевания нет. Это величина ложноположительных – 9,6 %.
Можно сделать заключение: чтобы получить вероятность события, нужно вероятность истинного положительного исхода разделить на вероятность всех положительных исходов. Теперь мы можем упростить уравнение:
Pr(X) – это константа нормализации. Она сослужила нам хорошую службу: без нее положительный исход испытаний дал бы нам 80% вероятность события.
Pr(X) – это вероятность любого положительного результата, будет ли это настоящий положительный результат при исследовании больных (1%) или ложноположительный при исследовании здоровых людей (99%).

В нашем примере Pr(X) – довольно большое число, потому что велика вероятность ложноположительных результатов.

Pr(X) создает результат 7,8%, который на первый взгляд кажется противоречащим здравому смыслу.

Смысл теоремы

Мы проводим испытания, чтоб выяснить истинное положение вещей. Если наши испытания совершенны и точны, тогда вероятности испытаний и вероятности событий совпадут. Все положительные результаты будут действительно положительными, а отрицательные - отрицательными. Но мы живем в реальном мире. И в нашем мире испытания дают неверные результаты. Теорема Байеса учитывает искаженные результаты, исправляет ошибки, воссоздает генеральную совокупность и находит вероятность истинного положительного результата.

Спам-фильтр

Теорема Байеса удачно применяется в спам-фильтрах.

У нас есть:

  • событие А - в письме спам
  • результат испытания - содержание в письме определенных слов:

Фильтр берет в расчет результаты испытаний (содержание в письме определенных слов) и предсказывает, содержит ли письмо спам. Всем понятно, что, например, слово «виагра» чаще встречается в спаме, чем в обычных письмах.

Фильтр спама на основе черного списка обладает недостатками - он часто выдает ложноположительные результаты.

Спам-фильтр на основе теоремы Байеса использует взвешенный и разумный подход: он работает с вероятностями. Когда мы анализируем слова в письме, мы можем рассчитать вероятность того, что письмо - это спам, а не принимать решения по типу «да/нет». Если вероятность того, что письмо содержит спам, равна 99%, то письмо и вправду является таковым.

Со временем фильтр тренируется на все большей выборке и обновляет вероятности. Так, продвинутые фильтры, созданные на основе теоремы Байеса, проверяют множество слов подряд и используют их в качестве данных.

Дополнительные источники:

Теги: Добавить метки

Каждый из нас в течение дня сталкивается с тем, что его неправильно или не до конца поняли. Самое печальное, что в большинстве случаев виновники этому мы сами. Там говорили с набитым ртом, там вместо того, чтобы показать на карте, начали рассказывать схему проезда. Эйнштейн говорил: «Просто объяснить сложное сложно. Сложно объяснить сложное просто ». Прикладывая немного усилий в объяснениях, мы можем улучшить результат коммуникаций в десятки раз.

Следите за тем, как вас слышно . Первая из популярных причин непонимания друг друга — это плохая слышимость. Основания этому: плохая дикция, шумное место или плохая телефонная связь. А если собеседник еще и разговаривает со скоростью пулемета, то понять его просто невозможно.

Говорите на одном языке . Убедитесь, что все используемые слова и вы, и собеседник понимаете одинаково. Представьте, что вы поехали к родственникам за полторы тысяч километров и вас просят: «Принеси венчик». Что это веник, вино или …? Кстати, 90% споров могут быть потушены одной фразой: «Мы спорим потому, что не договорились о терминах. Давайте их обсудим ».

Творите образы . Мало использовать одни и те же слова. Нужно, чтобы они создавали в голове каждого из нас одинаковые образы. Вот какой образ у вас возникает на фразу «сообразительный человек»? Наверно, это кто-то из ваших знакомых, который легко понимает ваши мысли. Все дело в том, что слово сообразительный означает того человека, который представляет образы соответственные тем, которые вы излагаете.

Проводите аналогии . Очень часто полезно выйти за рамки темы разговора. Взяв из опыта собеседника схожую ситуацию, можно легко объяснить сложную тему. Например, сисадмины очень часто жалуются на непонимание бухгалтерами основ компьютерных сетей. После проведения аналогии общение людей и взаимодействие компьютеров такая проблема отпадает. Сервер – бабушка сплетница на лавочке, информация – слухи. Теперь сервер будут беречь как зеницу ока, и спрячут в случае проверки из органов.

Рисуйте . Почти любую сложную вещь можно нарисовать. Если сложность заключается в логической взаимосвязи объектов, то можно воспользоваться кругами Эйлера . Если же дело в том, что составных частей столь много, что начинаешь в них путаться сам, то можно воспользоваться майндмэппингом . Вот пример рисунка, который показывает, каким занятиям стоит уделять больше всего внимания:

Задавайте уточняющие вопросы . Мало объяснить, стоит еще и проконтролировать, что тебя правильно поняли. А в идеале записали. Вы ведь догадались, как называется пересечения кругов «Что я люблю делать» и «Что у меня получается», но за что не платят?

Невероятные факты

Наш мир полон загадочного и непознанного, и все загадочное завораживает и пытает наши умы. Но иногда мы сами наделяем простые явления и события таинственным ореолом. Просто потому, что так интереснее.

На примере 6 загадочных событий и явлений мы покажем, как простое становится сложным и таинственным благодаря нам же, людям, любящим тайны и загадки. Оказывается, многое можно просто и логично объяснить.


6. Гибель тургруппы Дятлова

В январе 1959 года 9 молодых туристов – студентов и выпускников Уральского политехнического института отправились в поход по северу Свердловской области. Руководил походом студент-пятикурсник Игорь Дятлов. Конечной целью этого похода была гора Отортен (что в переводе с языка манси означает "не ходи туда"), которую туристы должны были покорить и вернуться обратно. Однако, туристы не вернулись.

26 февраля палатка туристов, разрезанная изнутри, была обнаружена на склоне горы Холат-Сяхл (что в переводе с языка манси означает "гора мертвецов"). Судя по содержимому палатки, она была оставлена внезапно всеми туристами – там были найдены вещи, обувь, деньги и продукты туристов. Впоследствии были найдены тела всех 9 участников похода.

Выяснилось, что некоторые из них погибли от переохлаждения, а другие – от многочисленных травм. Большинство тел было найдено плохо одетыми и без обуви. Кроме того, у одной из туристок отсутствовал язык и некоторые предметы одежды содержали радиоактивные вещества. Уголовное дело было закрыто с заключением, что причиной гибели туристов стала "стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии".

В течение последних лет эта история стала интернет-сенсацией. Появилось множество версий, причем многие доморощенные "исследователи" склоняются к таким экзотическим причинам гибели "дятловцев", как инопланетяне, привидения и даже снежный человек.


Простое объяснение:

7 загадочных факторов в этой истории будоражат умы людей: отсутствие языка у одного из трупов, странный оранжевый оттенок кожи у трупов, разрезанная изнутри палатка, отсутствие достаточно теплых вещей у покойных, травмы, которые были обнаружены только у трех туристов и, конечно же, следы радиоактивности на одежде погибших. Кроме того, по некоторым свидетельствам, в ту самую ночь, когда погибли туристы, в небе появились огненные шары, которые видел не один человек.

Вспомним о том, что тела туристов были найдены через несколько недель после гибели (предположительно, судя по найденным дневникам, "дятловцы" погибли в ночь с 1 на 2 февраля). Четыре тела было найдено только в мае, после того, как начали сходить снега. Дикие животные начинают поедать труп с самых мягких частей – в данном случае языка. Оранжевый оттенок тел мог образоваться от того, что тела в окружении снега долгое время лежали на солнце.

Травмы туристов и разрезание палатки можно объяснить тем, что на палатку сошла снежная лавина. Туристы разрезали палатку и бежали от нее, не успев обуться и одеться. Кроме того, замерзающие люди иногда, вместо того, чтобы одеться, раздеваются – это связано с тем, что у замерзающего человека нарушается работа мозга. Что касается радиоактивности и "огненных шаров", то в оригинальных документах об этом ничего не сказано. Похоже, все это было додумано людьми, которые любят сенсации.

В общем ничто не указывает на то, что с "дятловцами" произошло нечто большее, чем несчастный случай. Сторонники мистических и конспирологических теорий не хотят с этим мириться и ищут новые доказательства тому, что "дятловцев" убила не "стихийная сила", а нечто иное, гораздо более интересное.

5. Исчезновение колонии Роанок

Колония Роанок была или первым постоянным поселением в Северной Америке или хорошо продуманным недобрым розыгрышем. Сэр Уолтер Рэйли (Walter Raleigh), на чьи средства была основана колония, заслал туда поселенцев и оставил их там на произвол судьбы без каких-либо поставок продовольствия, скорее всего просто для того чтобы посмотреть, выживут они или нет.

Однако, произошло то, чего никто не ожидал – колония просто-напросто исчезла. Вторая группа поселенцев нашла лишь один скелет и загадочное слово "кроатон", вырезанное на дереве.

Что же случилось с колонией? Может быть поселенцев украли инопланетяне или другие загадочные существа?


Простое объяснение

Скорее всего НЛО или привидения тут ни при чем. Просто брошенные на произвол судьбы ребята познакомились с аборигенами из племени "кроатон", которые гораздо лучше поселенцев знали, как добыть пропитание и как вообще жить на этом острове. Поэтому они приняли весьма разумное решение – бросить свою колонию и присоединиться к кроатонцам.

4. Загадочные существа в Хопкинсвилле

В 1955 году, семья Саттонов (Sutton) ужинала на веранде своего дома вместе с другом семьи Билли Реем Тейлором (Billy Ray Taylor). Билли отошел попить воды из колодца… Вот тут то и начались загадочные события, о которых говорят до сих пор. Билли бегом вернулся на веранду, крича о том, что в небе полыхают странные огни и предложил Саттонам посмотреть на это чудо. Саттоны побежали во двор, но вместо небесных огней они увидели во дворе дома странных светящихся существ с большой головой, большими ушами, светящимися глазами и длинными руками. Увидев гуманоидов, Саттоны попытались убить их из ружья, но существа, вместо того, чтобы погибнуть, просто исчезли в темноте.


Простое объяснение:

Саттоны не только описали существ, но и нарисовали их. Нужно сказать, что головы этих существ удивительно напоминают голову обычной ночной совы. А если учитывать что Саттоны в тот вечер порядочно выпили и испугались, можно представить себе, что нарисовало их воображение.

3. Безумный газовщик

В начале 30-х годов жители двух американских городков подвергались странным нападениям: какой-то человек, прозванный впоследствии "безумным газовщиком", отравлял дома людей ядовитым газом, распыляя его через окна, иногда при этом даже сооружая баррикады для того, чтобы жертвы не смогли выйти из отравленного помещения. Жертвы этих нападений жаловались на слабость и боль в горле. Эти события посеяли среди населения настоящую панику.

Естественно, началось официальное расследование этих событий. Некоторые жертвы утверждали, что им удалось увидеть "газового маньяка", но все они описывали "безумного газовщика" совершенно по-разному. Кто-то говорил, что это был мужчина, кто-то – что женщина, кому-то маньяк показался худым, кому-то полным…. В общем если собрать все описания воедино, то вряд ли на земле найдется человек, который не попал бы хотя бы под одно из этих описаний. "Безумного газовщика" так и не поймали, а эта история обросла слухами и огромным количеством версий, подчас совершенно неправдоподобных.


Простое объяснение:

Спустя две недели после начала расследования, Томас Райт (Thomas Wright), член комиссии по охране здоровья заявил: "Нет никакого сомнения в том, что "газовый маньяк" на самом деле существует и что он действительно осуществил серию нападений. Однако, многие заявления о нападениях являются ни чем иным, как проявлением массовой истерии. Весь город болен истерией".

При этом начальник местной полиции заявил, что никакого газового маньяка вовсе не существует. Просто некоторые люди услышали шум за окном, открыли окно, почувствовали странный запах и распустили слухи о газовом маньяке. Стоит учесть, что в городе находилось множество предприятий, загрязняющих воздух.

Однако, эти заявления не успокоили людей. Сообщения о газовых атаках продолжали поступать, однако, ни одно из них не подтвердилось.

Скорее всего "газовый маньяк" на самом деле существовал. Исследователи говорят, что в конце концов личность маньяка была установлена, им оказался студент местного медицинского института, который на самом деле пару раз распылял газ через окна, что и привело к массовой истерии. Когда его спросили, зачем он это делал, он ответил, что он просто сумасшедший.

2. Череп Старчайлда (Звездного Ребенка)

В 1930 году в одной заброшенной шахте был найден череп необычной формы. Эксперты установили, что черепу около 900 лет. Любители всего паранормального сразу заявили, что череп принадлежит инопланетянину, или другому загадочному существу (может быть гоблину?). Этот череп не обсуждал только ленивый, и конечно, многим показалось гораздо более интересным считать этот череп частью загадочного существа, чем искать простые объяснения. Однако, простое объяснение все же существует.


Простое объяснение:

Большинство уфологов почему-то считает, что инопланетяне похожи на людей (два глаза, рот, нос), с небольшими отличиями (ну, например, у них может быть другой цвет кожи, или глаза другого размера). Но почему существа с других планет, условия которых вовсе не схожи с земными, должны быть похожи на людей? Впрочем, некоторые исследователи согласны с тем, что инопланетянам вовсе не обязательно быть похожими на нас, поэтому они заявляют, что "Звездное дитя", череп которого был найден в шахте, является плодом любви землянки и инопланетянина.

Однако же, исследователи, не склонные к поискам загадочного и паранормального, говорят, что череп принадлежал маленькому ребенку в возрасте от 3 до 5 лет. Очевидно, ребенок страдал пороками развития, которые и являются причиной странной формы черепа. Существует большое количество заболеваний, которые приводят к деформации черепа – почему любители загадок забыли об этом?

1.Бермудский треугольник

Наверное, не стоит подробно описывать, что это такое. Достаточно напомнить вкратце, о том, что все, попадающее в этот самый треугольник, пропадает навсегда. Это что-то типа волшебной черной дыры в районе Флориды, Пуэрто Рико и Бермудских островов, где пропадают корабли, самолеты и даже мирные киты. Согласно версии паранормальных "экспертов", эти исчезновения связаны с инопланетянами, переходами в иные измерения, демонами, привидениями и прочей нечистью.

Говорят, что о Бермудском треугольнике сообщал даже сам Христофор Колумб 500 лет тому назад.

Что же происходит? Неужели корабли попадают в другое измерение? Или же их забирают приведения, или их утягивают туда же, куда ушла Атлантида?


Простое объяснение:

Разговоры о Бермудском треугольнике, это ни что иное, как выдумки. Бермудскому треугольнику приписывают все исчезновения кораблей, добавляя ничем не подтвержденные, но очень интересные подробности. Те, кто верит в существование Бермудского треугольника, забывают о том, что большинство "исчезновений" произошло во время шторма, когда судно могло просто-напросто затонуть.

Также часто случается, что исчезнувший корабль считают пропавшим в Бермудском треугольнике, но потом почему-то забывают сообщить о том, что корабль все-таки нашли. Ну и последний, решающий довод – количество исчезновений в районе Бермудского треугольника не превышает количество исчезновений в других частях океана.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в большинстве случаев чудо – это ни что иное, как желание чуда. Но ведь фантазировать никто не запретит.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Самый простой язык для объяснения сложных явлений, процессов, идей — визуальный. Образы - путь к сердцу любого человека. Дэн Роэм не заканчивал художественной школы, но выпустил уже несколько бестселлеров о визуальном мышлении. В последней книге «Рисуй, чтобы победить» он рассказывает о том, как обучать, объяснять, убеждать и продавать с помощью простых картинок.

1. Начните с вопроса «Кто?»

Люди - главное в любом деле. Когда вы хотите увлечь людеи? своей идееи?, первым делом вы должны показать им, кто в нее вовлечен. Не только виноватых, жертв или победителеи?, а всех. Начать с людеи? - не просто вежливость. С точки зрения вашего визуального сознания это закон. Визуальныи? путь «Кто?» определяет людеи? первыми, потому что без игроков нет игры.

Мне интересны другие люди. Это суть моеи? работы. Мне интересно, что значит быть вами, - Мерил Стрип, актриса .


Если вы хотите повлиять на сознание ваших слушателеи?, покажите им людеи?. Если вы хотите затронуть их сердца, покажите им их самих.

Даи?те вашеи? идее лицо, включив людеи? в основу вашего объяснения. Вот пять простых способов нарисовать лицо или человека:


2. Нарисуйте цель

За вопросом «Кто?» следует вопрос «Зачем?». Люди не будут долго вас слушать, если не смогут увидеть, цели вашего сообщения. Чтобы успешно нарисовать цель, для начала нужно иметь четкое представление о том, куда вы направляетесь. К тому же вам необходимо наи?ти визуальныи? способ описать пункт назначения. Вот почему ваш следующии? рисунок должен раскрывать замысел.

Вот несколько целей известных компаний и их визуальное воплощение.

Вернем положенную нам рыночную долю (Стив Джобс, возвращающии?ся в Apple).


Мы уничтожим барьеры образования (Khan Academy).


Мы закроемся на 47 лет, ожидая правильного момента, чтобы вернуться (журнал Vanity Fair).


Мы будем придерживаться своеи? «глупои?» мечты, пока все наконец не увидят, насколько она крута (мороженое Ben & Jerry’s).


3. Нарисуйте карту

Карта нужна вам, чтобы показать, как добраться туда, куда вы идете. Если вы хотите, чтобы людям был понятен каждый шаг - визуализируйте их.

Для начала нарисуи?те первую стрелку, чтобы показать, где вы сеи?час. Назовите ее. Крайнее правое изображение будет вашей целью. Теперь заполните пробел между ними. Шагов может быть несколько; если у вас немало людеи? и проектов, то, скорее всего, появится множество параллельных линии?. В итоге у вас получится или что-то похожее на рисунок ниже или что-то посложнее, с ответвлениями, разными цветами и фигурами.

Пример карты:


4. Расскажите историю

Отлично, теперь у вас есть хорошие изображения, чтобы помочь себе руководить, продавать и изобретать, однако пока рано считать, что у вас есть хорошая визуальная история. У вас есть отдельные детали, но это еще не история. Они станут историеи? только тогда, когда вы соедините их в визуальное повествование с началом, серединои? и финалом.

Хорошая визуальная история - та, которая показывает всю ситуацию. История начинается с короткои? сцены, в которои? показано, о ком/чем вы говорите. Вторая сцена определяет количественные характеристики этих людеи? или объектов. Дальнеи?шая описывает относительные положения ваших игроков и элементов, следующая определяет последовательность , в которои? они взаимодеи?ствуют, идущая за неи? иллюстрирует эффект причины и следствия в отношениях, которые возникают между ними, а финальная подводит общии? итог - отражает основную мысль .

Если вы все сделаете верно, ваша визуальная история обеспечит полныи? контекст, которыи? необходим вашеи? аудитории, чтобы понять вас, и все идеи, которые еи? нужно осознать.


Идеальная визуальная история состоит из шести усложняющихся рисунков, которые отражают процесс зрительного восприятия. Описав так любую идею - любои? сложности, можно прояснить ее, используя возможности системы визуального восприятия.