Владельцами имения Знаменское (ныне с. Вешаловка Липецкого района) на протяжении XVIII века были Татищевы. Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А. Татищева, сына любимого денщика царя Петра I А.Д. Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов. Основанием для этого суждения стали особенности архитектурных приемов, которые использовал автор. Тем более известно, что двоюродный брат владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И. Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе. Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено.

В начале XIX века владельцами Знаменского становятся богатые липецкие помещики Кожины. Михаил Иванович Кожин приступает к строительству усадебного дворца, разбивает огромный парк с террасными прудами и фруктовым садом. От дворца, напоминавшего средневековый замок и разрушенного после революции, сегодня сохранилась лишь часть угловой башни.

На церкви Знамения с 1987 года ведутся реставрационные работы. В 1999-2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории.

«Коль зовёмся мы липчанами совершенно не коренными:)) - пора узнавать свой край», - решили мы с мужем и купили тур выходного дня в туристическом агентстве «Магазин путешествий».
14 февраля, в день всех влюблённых, мы проехали 300 романтических километров по маршруту Вешаловка-Баловнево-Полибино. Такова была наша экскурсия. С маршрутами других «туров выходного дня» можно ознакомиться .
В восемь утра погода провожала нас в путешествие типичным февральско-липецким дождиком наверное на счастье поливала:)) Но чем севернее мы уезжали от Липецка, тем "снежнее" было вокруг.
Что очень порадовало - огромный автобус был полон людьми! А это значит, что есть порох в пороховницах:)) , что люди интересуются своей историей, а значит у нас, россиян, есть будущее!!! Большое будущее!!!
Сегодня приглашаю вас, дорогие мои друзья и гости:)), прогуляться с нами по Вешаловке и познакомиться с памятниками архитектуры XVIII века.
Мы вышли из автобуса и пошли... а вы с нами?:)) «Тур выходного дня. Вешаловка» на Яндекс.Фотках
Ве́шаловка - село Новодеревенского сельского поселения Липецкого района Липецкой области.
Образовалась в 1917 году результате слияния двух селений - ВешЕловки (позже поменялось на ВешА ловку) и Знаменского (село Липецкого уезда Тамбовской губернии, после 1917 г. вошло в состав села Вешаловка). В состав поместья Знаменское на 1778 год входили: село Знаменское, деревня Аршань и сельцо Кузминка.

ВешЕловка возникла в конце XVII века, Знаменское известно с середины XVIII века. Изначально Знаменское принадлежало Апраксиным , а именно Степану Фёдоровичу Апраксину . После смерти С.Ф.Апраксина имение перешло его племенникам, которые и стали распродавать земли. Однако, по данным межевой конторы Тамбовской губернии за 1778 год приводится подробное описание «дачи земель» гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву (1725-1806), сыну любимого денщика царя Петра I Афанасия Даниловича Татищева (1685-1750), который принадлежал к тому же роду, что и знаменитый историк Василий Никитич Татищев (1686-1750).
К роду Татищевых имеет отношение княгиня Зинаида Волконская (1789-1862) - поэт, писатель, музыкант, хозяйка знаменитого музыкально-поэтического салона в Москве, собиравшего весь цвет общества, где после ссылки в Михайловском часто бывал А.С.Пушкин. Зинаида Волконская являлась внучкой Я.А.Татищева и его жены Марии Дмитриевны Еропкиной, у которых была одна дочь Варвара Яковлевна Татищева (1764-1792), вышедшая замуж за князя Белосельского-Белозерского, бывшего посланником Екатерины II в Дрездене, а затем в Турине в Италии. Их дочь Зинаида в 1811 году выходит замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, адъютанта царя Александра I.
Род Татищевых ведет своё начало от смоленских князей Соломерских. У царя Василия III служил Василий Юрьевич Соломерский, который за искусство раскрытия преступлений прозвался тать-ищь, т.е. разыскиватель воров (тать - вор). И это прозвище стало для его детей фамилией, с тех пор стали они не Соломерские, а Татищевы.
В 1804 году имение перешло к тверским дворянам Кожиным.
Название села Вешаловка, вероятно, произошло от слова вешний. Село расположено на пересохшей реке Сухая Лубна, в которую весной стекают вешние воды. Есть предположение, что недалеко от Вешаловки разбойники похищали свернувших с Лебедянского шоссе людей, грабили и вешали.
Главная достопримечательность Вешаловки - церковь Знамения Божьей Матери (Знаменская).

Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А.Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий . В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов. Например, вот этот символ - шестиконечная звезда, которая, на самом деле, является знаком грома.

Именно по причине наличия якобы масонских знаков и символов церковь долго не освящали.Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено.
В пользу версии о строительстве церкви Знамения по проекту В.И.Баженова говорят следующие факты:
1. особенности архитектурных приёмов, которые использовал автор.
2. двоюродный брат владельца усадьбы Я.А.Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И.Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе.
Задала я вопрос о причастности Баженова к строительству церкви Знамения и эксукрсоводу - Клокову Александру Юрьевичу, который сопровождал наш тур. Он рассказал о том, что сын Кожина писал, что в имении сохранились чертежи Баженова, подписанные его рукой. Однако, к большому сожалению, как и многое во время революции, чертежи сгорели...
В Правобережном округе Липецка с 29 июля 1960 года существует улица Баженова. Первоначально статус улицы был другой - переулок. Только позже, когда к переулку Баженова присоединили дополнительный участок, он стал улицей Баженова.
Знаменский храм построен в псевдоготическом стиле, не характерном для средней полосы России и напоминает больше храм Западной Европы.
Автор использует совершенно разные стили в архитектуре - традиционное барокко сочетается с псевдоготикой.

Кубовидный объём храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали, высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырёх сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма.

Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню.
Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами.
На колокольню ведёт винтовая лестница, нам посчастливилось по ней подняться, но сделать это было нелегко. То ли от того, что лестница оказалось слишком крутой, то ли по причине того, что весь тур мы прошли-протопали не меньше 12 километров, сегодня у меня болят все мышцы:))

Мы поднялись на колокольню и о чудо, пошёл снег!!!

Путешественникам эксукрсовод разрешил тихонечко ударить в колокола:)) Это был удивительный опыт...


на Яндекс.Фотках

Сегодня церковь Знамения - памятник архитектуры (федеральный).
По левую сторону от храма находится фамилиный склеп Кожиных . Склеп постигла просто дикая участь... После революции, крестьяне, отмечая Пасху и изрядно "перебрав", разорили склеп, выставляя останки Кожиных возле дверей церкви, как они говорили "пугать девок"...


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках

В 1804 г. Татищевы продают имение Знаменское капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину. Михаил Иванович Кожин приступает к строительству усадебного дворца, разбивает огромный парк с террасными прудами и фруктовым садом.
После смерти И.Ф. Кожина Знаменское достается Михаилу Ивановичу Кожину. После смерти М.И. Кожина хозяином имения станет его старший сын Александр Михайлович Кожин. После смерти А.И. Кожина (43 лет от роду) имение наследует его жена Маргарита Семеновна (владела им до 1917 г.).
От дворца, напоминавшего средневековый замок и разрушенного после революции, сегодня сохранилась лишь часть угловой башни.
Посмотрите - башня видна за деревьями.

Однажды, ещё в детстве, мне попала в руки замечательная книга "Путешествие по Липецкой области", на обложке которой изображён силуэт сказочной старинной церкви. Давно я хотел увидеть её своими глазами! И вот это свершилось в прекрасный морозный день

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Вешаловке


Это знаменитая в своё время усадьба Знаменское, или Знаменка, помещика и царского вельможи Татищева. Проект составлен известным русским зодчим Василием Баженовым в 1768 году, а завершено строительство другим архитектором в 1784

Застройка усадьбы была проведена с большим размахом и вкусом, и затратой огромных средств. Центром всей архитектурно-планировочной композиции являлось главное здание дворца, размещённое на самой высокой точке знаменского оврага. Дворец окружал обширный парк, фасадом он был разбит в виде круглого партера и осажен дубом, а дальше переходил в пейзажный. Парк, в свою очередь, был взят в кольцо разнообразных по форме, величине и глубине террасных прудов с земляными дамбами. За прудами были разбиты фруктовые сады, обсаженные древесными и кустарниковыми породами

Кроме дворца Татищев выстроил в усадьбе мавзолей и церковь. К сожалению, от этого ансамбля ныне осталось очень мало. Полностью сохранилась только церковь. На месте же дворца - одни руины; уцелела лишь его угловая башня. Пруды спущены и плотины разрыты. Парк вырублен. Однако и в этом своём состоянии ансамбль усадьбы, без сомнения, представляет историческую ценность и взят на учёт как памятник архитектуры

Село, где стояла усадьба, до революции называлось Знаменское
После 1917 года вошло в состав села Вешеловка, позже переименованного в Вешаловку

Дорога привела в сонное зимнее село, затем пошла под уклон, и сбоку вдруг возникла, словно видение, церковь

Это всё, что осталось здесь от великолепного дворца

Не знаю как назвать тех людей, не людей, которые буквально "грызли" эту красоту

Старая кладка башни, а на ней разные надписи: эта сделана, видимо по аналогии с совхозом "Красный колос", расположенном неподалёку

Трудно даже вообразить, какой красоты был дворец!

Церковь словно устремляется вверх, хорошо передана архитектором иллюзия движения

План церкви Знамения представляет трёхчастную схему русского храма с колокольней. Последняя связана с храмом открытым переходом арочного типа, являющимся входом в церковь. В XIX веке этот переход был заложен, оставлен только дверной проём. Алтарная часть прямоугольная в плане

Колокольня делится белокаменными деталями на три яруса и имеет шатровое завершение. Первый её ярус - четверик с гульбищем (террасой, охватывающей здание), последующие ярусы - круглые в плане. Церковь имеет в плане квадрат и перекрыта стрельчатым шатром, завершённом шпилем на восьмигранном основании

По углам четверика с южной и северной сторон находятся контрфорсы (упоры), также завершённые шпилями-шатрами. Эти пять основных шпилей над собственно церковью заменяют пятиглавие, что свидетельствует о свободной трактовке Баженовым церковных канонов. С востока к четверику примыкает алтарная часть, симметрично ей с запада - трапезная. И трапезная и алтарь завершаются шпилями-шатрами вместо обычных глав

Стены, пилястры и шатры выложены из красного кирпича с богатым и разнообразным белокаменным оформлением. Входные лестницы-паперти сделаны белокаменными. Главки шпилей - металлические, круглые, они ещё сохранили следы позолоты

В обрамлении зимних деревьев Церковь Знамения Богородицы сказочно красива!

Одинокая башня

Двучётка: очевидно, следы куницы

Изящество линий

Зимняя сказка

Душа радуется, глядя на такие картины!

Устремлённость ввысь

Сбоку при церкви домик

Завидую живописцам, скажем, XIX века, - не было тогда в массовых количествах заборов, проводов, заводских труб, машин и прочей дребедени, зато на лугах паслись живописные стада, по дорогам ездили живописные телеги и сани, запряжённые лошадьми... После революции, коллективизации, индустриализации, глобализации и прочих "...ций" с пейзажами в Средней России стало проблематично. "Постарались" и современные "провайдеры", или как их там, втиснув вышку связи аккурат напротив церкви

Церковь Знамения в Вешаловке - интереснейший памятник архитектуры. В нём нашло блестящее воплощение то национально-романтическое направление, которое наряду с ведущим тогда строго классическим получило своё развитие в конце XVIII века под влиянием Баженова. Здесь налицо своеобразный художественно-обобщённый сплав древнерусских архитектурных форм и новых форм классики. Такое возрождние национального русского стиля было по плечу только первооткрывателю

Богатые декоративные формы, многообразные причудливые элементы, белокаменные фронтоны и карнизы простых и сложных профилей, пилястры, ниши, арки, балконы, различной формы завершающие шпили из кирпича и белого камня - весь этот арсенал архитектурных средств в руках Баженова служит единому архитектурному замыслу церкви Знамения. В том и заключается гений зодчего, что буйство форм и насыщенность архитектурными деталями не разрушают целостность общей композиции. Он останавливается как раз на грани предельного напряжения форм. И если добавить ко всему, что зодчий пользоваля здесь только простым красным кирпичом и тёсанными белокаменными деталями, то невольно поражает полученный результат

А нам пришла пора сказать "До свиданья!" этой замечательной церкви
Среди унылой и примитивной современной застройки она очень порадовала

И в завершении снежные цветы

Есть в Липецкой области, в селе Вешаловка, уникальное культовое сооружение - небезызвестная Знаменская церковь в "готическом" стиле. Поэтому, будучи в тех краях, мы не могли обойти вниманием столь удивительный памятник архитектуры. Более того, церковь была построена ещё в XVIII веке в имении и на средства представителя старинного дворянского рода Татищевых. В этом посте мы со всех сторон рассмотрим храм в деталях, а заодно ознакомимся с судьбой усадьбы, от которой да наших дней уцелела лишь высокая "средневековая" башня, в полном одиночестве устремлённая ввысь.


Начну свой рассказ сразу с главной достопримечательности и доминантой этого места - Знаменской церкви. Очень непривычно на наших просторах встречать такие яркие примеры европейского зодчества. Храм этот сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Стоит отметить, что особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.


Немного об истории возникновения церкви: с 1787 года владельцем этих земель являлся гвардии ротмистр Яков Афанасьевич Татищев. В те года весь усадебный ансамбль состоял из деревянного главного дома и небольшого сада перед ним. Однако, в 1768 году на свои средства Яков Афанасьевич закладывает каменную церковь иконы Знамения Божией Матери. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий В.И. Баженов. Хотя прямых доказательств этого не существует. Строилась церковь довольно долго - называется 1784 год, но окончательной датой принято считать 1794 год.

Верхний ярус заканчивается шатровым венчанием со слуховыми окнами.

Колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора.

Насколько изящно смотрится фасад храма.
Белым камнем отделана вся церковь: им украшены карнизы, выложены шпили и башенки.

Небо над храмом пронзают высокие стройные шпили с крестами.

В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами.


Сохранились старинные двери. Скорее всего деревянные обшитые железом.

Надо отдать должное советским реставраторам, которые в 1987 году приступили к восстановлению этой церкви.


Вот такой преинтереснейший храм мы посетили в Липецкой области. Хотя, ранее эти земли относились к Тамбовской губернии и только после 1917 года сёла Знаменское и Вешеловка были объединены и получили название Вешаловка.


В двадцати метрах от Знамеснкой церкви сохранились руины часовни - родовой усыпальницы последующих владельцев имения - господ Кожиных. Именно с ними связана дальнейшая незавидная судьба усадьбы.


Незавидная поскольку от некогда роскошного главного дома сохранилась лишь эта "средневековая" башня.


Недолго село Знаменское находилось во владении Татищевых: в 1804 году они продают имение Знаменское капитану артиллерии И. И. Кожину. После его смерти усадьба достанется Михаилу Ивановичу Кожину, который вступает во владение в 1828 году. Позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод. М.И. Кожину при разделе отцовских имений достанется большая сумма денег. На эти деньги в середине 1860-х годов он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское. Архитектура нового дома была выдержана в той же манере, что и построенная ранее церковь.


Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.

Однако, в 1920-ых усадьба прекратила своё существование. Главный дом сгорел и был разобран на слом.


Есть ещё одна известная достопримечательность в Липецкой области - храм Дмитрия Солунского в селе Берёзовка.

Но о нём и других интересностях речь пойдёт в следующих отчётах.

Координаты: N 52° 45.240" ; E 39° 17.220"

Адрес: Липецкая область, Лебедянский р-н, с. Вешаловка

Вешаловка образовалась в результате слияния двух селений - Вешеловки (позже поменялось на Вешаловку) и Знаменского. Название предположительно пошло от слова "вешний". Село расположено на пересохшей реке Сухая Лубна, в которую весной стекают вешние воды. Есть предположение, что недалеко от Вешаловки разбойники похищали свернувших с Лебедянского шоссе людей, грабили и вешали.

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым. Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село в то время называлось Знаменским. Автором проекта церкви предположительно был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). Однако, документальных подтверждений этой гипотезе нет. Так же ряда исследователей говорит о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов, однако в обозначенный период работы над проектом этой церкви Баженов вроде бы ещё не был членом масонской ложи в России. В общем, непонятно.

Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.

Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века.



Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру.

Ни для кого не секрет, что в церквях РПЦ довольно проблематично получить разрешение (благословение) на съёмку. В "готичной" Знаменской церкви всё наоборот. Пожертвуйте сколько не жалко на храм и фотографируйте себе на здоровье.

После революции храм пришёл в запустение, а в 1987-1988 годах начались первые реставрационные работы.


В 1999-2003 годах был выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. На фото современный кирпич прекрасно видно - он более красный.

Интерьеры храма подготовили под роспись и начали благоустройство территории

Трапезная уже расписана.

Потолок трапезной.

Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989. В настоящее время настоятелем храма является иерей Андрей Владимирович Предеин.

Когда-то дом церковного причта (например, в 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика), сейчас жилище настоятеля.

Раньше колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. На верх ведёт узкая винтовая лестница с истёртыми ступенями.

Окна "слухи" в шатре колокольни.

Усадебный дом Татищевых выглядел скромнее церкви, был одноэтажным, из дерева и крыт соломой. Что, конечно, удивительно, при таком-то роскошном храме. Рядом располагались два деревянных флигеля для прислуги и работных людей, несколько деревянных амбаров для хранения зерна, скотный двор и конюшня. В овраге неподалёку была построена плотина, на которой стояла мукомольная мельница, работавшая только в полую воду. Перед домом, с северной стороны, была разбит небольшой сад. В 1804 году Татищевы продали имение капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину. После смерти Ивана Иосифовича его имения были разделены на десять частей. Знаменское досталось Михаилу Ивановичу Кожину.

Позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод, владельцем большого пакета акций этого общества. М.И. Кожину при разделе отцовских имений в качестве компенсации достанется и большая сумма денег. На эти деньги он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское в середине 1860-х годов. К одноэтажному дому, который он обложил кирпичом, пристроили два двухэтажных объема, так что образовалось здание в виде буквы "П". В длину оно занимало более 60 метров, в ширину - 40 метров. Во всем доме насчитывалось более 100 комнат. Дом стоял на берегу большого пруда, к нему шли широкие ступени в несколько маршей. Архитектура дома была выдержана в той же манере, что и построенная раньше церковь. Над крышами новых зданий высились шпили и башенки, напоминающие такие же на церкви Знамения. Фасад старого здания был украшен ризалитом, который придал всему дому единый облик. С северной стороны дома, напротив главного входа, был разбит огромный французский парк, размерами 1200 метров в длину и 400 метров в ширину. Перед главным входом в дом в виде большого полукруга располагался партер, обсаженный сиренью и акацией, внутри которого по обеим сторонам въездной дороги были цветники и клумбы. По периметру всего партера шла ажурная ограда из красного кирпича. Дальше, к северу, за куртинами с ягодами находились оранжереи, где даже в зимнее время росли диковинные для нашего края деревья и цветы. В глубине парка был выкопан ряд небольших прудов-сажалок. Аллеи из сосен, липы и дуба пересекались с аллеями из кустарников - боярышника, сирени, жимолости, акации. По территории усадьбы были проложены дороги, обсаженные деревьями и кустарниками, они вели в Липецк, Лебедянь, Вешеловку и Кузминку. Проезд крестьянам этих сёл через усадьбу был запрещен. С юга располагался каскад прудов, где плавал диковинный для здешних мест тюлень. В 300 метрах к востоку от усадебного дома, за прудом, был заложен большой плодовый сад, который состоял из пяти куртин. Сад имел в длину 690 метров, в ширину 550 метров. Хозяйственные постройки и службы находились за плодовым садом: конюшня, скотный двор, птичники, "молочня", где перерабатывалось молоко. Все постройки были кирпичными и имели добротный вид. Недалеко от них на берегу пруда для рабочих и обслуживающего персонала усадьбы были выстроены дома из красного кирпича. Здесь же располагались амбары и склады. О размерах складов говорит тот факт, что лошадь с телегой заезжала на крышу склада, и с телеги ссыпалось зерно или другая сельхозпродукция через проем прямо в склад. Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.