В Краснодарском крае довольно много красивых и удивительных растений. Например, сосна пицундская - растет она в Геленджике и вдоль побережья. Может выжить в неблагоприятных условиях. Шишки у нее не опадают и могут висеть раскрытыми более трех лет. В возрасте тридцати лет рост её составляет пятнадцать метров, а в сто лет она вырастает аж до сорока метров в высоту. Иголки у нее длиной до шестнадцать сантиметров, когда у других сосен только восемь. Даже шишки у этой сосны красного оттенка.

На Черноморском побережье, начиная с горы Лысой у Анапы и до Геленджика, растет фисташка с интересным названием туполистная. Род фисташки очень древний. Это небольшое декоративное растение, созревает оно в конце лета, начало осени. Растение переносит хорошо засуху и очень любит свет. Она медленно растет, за двадцать лет вырастает на один метр. Фисташка содержит 75% смолы и до 25% эфирных масел. Дереву смола нужна для того, чтобы быстрее заживали порезы, а человек использует ее для обработки деревянной посуды, а также постоянное жевание фисташковой смолы очищает и укрепляет зубную эмаль. Еще её смолы входят в состав различных мазей, с помощью которых излечивают ревматизм, язвы и раны, ожоги и трещины на коже. Некоторые современные фармацевты сами варят из этой смолы мази по старинным рецептам. А древесина фисташкового дерева очень твердая. Раньше ее интенсивно вырубали для кораблестроения, а также из ее корней делали курительные трубки и другие подобные вещи.

Очень много растет в Краснодарском крае можжевельника. Можжевельник принадлежит к древнейшему роду кипарисовых. Появился он на Земле пятьдесят миллионов лет назад и тем не менее живет до сих пор. Существует около семидесяти видов этого растения, а в России произрастает двадцать один вид, в Крыму пять. Виды его очень разнообразны - высокий, колючий, красный казацкий, вонючий и полушаровидный.

Первый вид можжевельника - это высокий . Деревце до пятнадцати метров в высоту, с густой кроной, ветви у него достаточно тонкие и подняты вверх. Кора его имеет темный цвет, шишко - ягоды шаровидные, размером примерно один сантиметр, а цвет они имеют довольно приятный темно - фиолетовый. Растет этот вид можжевельника сравнительно быстро от трех до пяти лет, любит свет и тепло, долго может не высыхать. Жить может до пятидесяти лет.

Можжевельник красный - его называли раньше красным кедром. В основном он растет шести-восьми метровым деревцем с пышными ветвями, покрытыми колючими иголочками, и за это ему дали еще одно название - можжевельник колючий.

А можжевельник вонючий называют ещё дурнопахнущий. Он очень сходен с можжевельником высоким, но ягоды у него в два раза крупнее и не темные, а бурые. Запах у этого растения довольно неприятный. Можжевельник очень часто используют для лечебных целей. Для этого применяют зрелые плоды, которые собирают поздно осенью. Если их высушить, то можно хранить такие плоды до трех лет. Можжевельник содержит эфирные масла, а также до 40% сахара и кислоты. Никогда мази и лекарства не делают из казацкого можжевельника, он ядовит, его можно отличить от другого можжевельника по бугристой поверхности, запаху и темно - синему оттенку.

Так же из всех лесов Краснодарского края, самшитовый - самый красивый и загадочный. Он поражает всех туристов необычайной красотой. В густых листьях самшита всегда царит полумрак, а с его ветвей интересными прядями свисает светлый и одновременно пушистый мох. Прямо как в сказке!

Самшит - зеленое дерево с маленькими листочками на ветвях. Жить это дерево может больше пятидесяти лет. В высоту оно вырастет до двадцати метров, а в ширину около пятидесяти сантиметров. Дерево растет слишком медленно - за год примерно на один миллиметр, поэтому его древесина слишком плотная и довольно тяжелая и с легкостью тонет в воде. Цветет он мелкими цветочками, у которых очень приятный дурманящий запах. Самшит теневынослив, но также ему необходима и влага. Мох на ветвях самшита ее сохраняет. Цветет это растение в конце зимы и начале весны, а созревает в середине осени. Самшит очень ядовит. Так как его древесина очень твердая и ценная это вид растений занесен в Красную книгу, в настоящее время он находится на грани исчезновения, поэтому вырубать его категорически нельзя.

В Краснодарских лесах растет довольно редкий вид винограда - дикий . Листочки у него круглые почти почковидные, усики ветвящиеся и растут спиралью так, что завивают и соседние растения. Цветет виноград в начале мая, а созревает поздно осенью. Венчик перед цветением сбрасывается в виде колпачка. У ягод лесного винограда очень кислый вкус. Этот вид легко способен выжить в неблагоприятных условиях. Используют его и как лекарство - им лечат грибок стопы. Дикого лесного винограда осталось очень мало, его также добавили в список исчезающих видов растений.

  • Проживание: RoomGuru сравнивает цены на отели и аппартаменты во всех системах бронирования, таких как , и другие. Проект не работает в Крыму, там используйте российский аналог Hotellook .
  • Дорога : удобнее всего прилетать на самолете, а самые низкие цены на авиабилеты находит Aviasales , жд-бидеты рекомендуем брать в , некоторым могут пригодится и автобусы, последние есть в

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам нашего края;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • воспитывать культуру поведения в природе;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • карточки с названиями растений;
  • экспонаты из школьного музея (рушники с вышивкой);
  • гербарий;
  • раздаточный материал для кроссворда;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: (Слайды 1-10 Приложение 2)

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(Дети хором) – природа.

Учитель: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?

(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.

В нашем школьном музее много экспонатов народной кубанской вышивки, украшенных растительным орнаментом или цветами. Вот несколько образцов вышивки.

Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.

3. Работа над новой темой.

Учитель. У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.

– Что вы знаете об этом растении?

Валериана лекарственная (Слайд 11 Приложение 2). Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.

Василёк (Слайд 12 Приложение 2). В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.

Фиалка (Слайд 13 Приложение 2). Применяют при простудных, желудочно-кишечных заболеваниях, для заживления ран, язв, фурункулов.

Хмель Слайд 14 Приложение 2). Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.

Ромашка (Слайд 15 Приложение 2). В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

Учитель. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.

Грецкий орех (Слайд 16 Приложение 2). Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.

Арбуз (Слайд 17 Приложение 2). В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.

– Где вы встречали это растение?

Пеларгония (герань) (Слайд 18 Приложение 2). Настойка пеларгонии помогает от болей в сердце, при гастритах, бронхитах. Отвар этого растения помогает в качестве полоскания при стоматитах и ангине. Листок герани помогает при простуде уха. Пеларгония хорошо помогает при стрессах, неврозах и бессоннице.

Учитель. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.

Хлорофитум (Слайд 19 Приложение 2). Главная особенность растения – очищение воздуха от вредных микроорганизмов.

Каланхоэ перистое (Слайд 20 Приложение 2). Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.

Сенполия (фиалка) (Слайд 21 Приложение 2). Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.

Традесканция (Слайд 22 Приложение 2). Заживляет раны, порезы, царапины. Быстро останавливает кровь, уменьшает опухоль и размер синяка.

Алоэ (Слайд 23 Приложение 2). Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.

Золотой ус (калиссия) (Слайд 24 Приложение 2). Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.

– Какова тема нашего урока кубановедения?

4. Физкультминутка.

Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник– развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.

5. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Соотнеси названия растений с их изображениями”.

(На доске названия растений и рисунки. Нужно составить пары.)

Дети рассказывают о растениях.

Береза
Ежевика
Клевер
Василек
Ромашка
Смородина
Цикорий
Хмель

2) Работа в парах.

Кроссворд.

  1. Малина
  2. Земляника
  3. Крапива
  4. Ландыш
  5. Подорожник
  6. Тысячелистник
  7. Одуванчик
  8. Ромашка

Учитель показывает растение из гербария, дети записывают название в кроссворд на карточке.

– Для чего нужен гербарий?

Учитель: Где используют гербарий? (В школе, в музее.)

В краеведческих музеях обязательно имеется экспозиция, посвященная растениям данной местности.

– Какое слово у вас получилось в кроссворде?

Дети. Лекарство.

6. Подведение итогов урока.

– О каких растениях мы говорили на уроке?

– Назовите их.

– Как нужно собирать растения для лечения?

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!

Использованные материалы:

  1. Материалы сайта http://1september.ru
  2. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия/Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г.
  3. Редкие и исчезающие растения Кубани/С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Планируемые результаты:

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущему уроку. Игра «Кто быстрее» (Даны карточки с изображением шиповника, ландыша, дуба, берёзы, ели, пихты, папоротника и др.Необходимо разделить все карточки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения. Для этого класс делим на 3 группы(3 ряда). Дети выходят по очереди и выбирают карточку которая подходит к названию группы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее всех).

2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, вы знаете, что в природе существуют растения которые люди называют– лекарственными растениями, о них мы сегодня и поговорим.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,- говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название - «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника - старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

  1. Физминутка

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

  1. Закрепление изученного.

Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это-


берёза,
липа,

Сосна,

Ель,

Ива,

Ольха,

Крушина,

Тополь,

Осина,
орех.

Ребята, а сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе ним, то растение, которое вам больше понравилось.
(Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).

  1. Итог урока. Выставка работ.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

Ты растения не тронь. Жжется больно, как огонь. Крапива

На больших столбах подряд Лампы белые весят, Расцветает он весной, Только снег сойдет лесной. Ландыш

Стоят кругом сестрички: Желтые глазки, Белые реснички. Р омашка

Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Репей

Горел в траве росистой, Потом померк, потух, И превратился в пух. Одуванчик

Мой брат зовет всех на уроки, А я в полях стою высокий. От ветра голову склоню, Но почему-то не звоню. К олокольчик

Я расту в садах, лесах, У болот и на прудах, Я цвету почти все лето, А зовусь я как конфета. Ирис

Называют «ноготки» Цвета желтого цветки, Как еще нас называют, Для чего нас применяют. Календула

Берёза Липа Сосна Ива Ель

Орех Ольха Крушина Тополь Осина

Сегодня на уроке Я узнал … Меня удивило … Я задумался над … Я научился … Мне пригодится … Я смогу …


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского

муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край

Кубановедение


1-4 классы

«Лекарственные растения

Краснодарского края»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кулешова Любовь Давыдовна

2015 год


Кубановедение.1-4 классы

Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цели урока :

1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях

Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.

3. Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.


Оборудование:

1.Иллюстрации лекарственных растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Рецепты приготовления фиточая.

4.Ноутбук, медиапроектор, экран.

Планируемые результаты:

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:

Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.


Учитель . Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Примерные ответы учащихся:

Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.


Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.

Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)

Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Дети: Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель : Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения

Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!


5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях .

Учитель : С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2

Его внешний вид.

Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).

1-й ученик - Крапива

2-й ученик - Зверобой

3-й ученик - Мать-и-мачеха

4-й ученик – Лопух

5-й ученик – Ромашка

6-й ученик - Подорожник

Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.

Слайд № 7

Лекарственные растения

кустарники деревья травы

Какие части растений используются для лечения?

Дети перечисляют.

Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.

Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:


    • - корни, корневища, клубни

    • - почки, листья

    • - кора, цветы

    • - плоды, семена

6. Работа по учебнику на странице 20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение ?
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.

Почему подорожник назван великим путешественником?

Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?


Учитель: Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но красива,
Всем известная ….. (крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.

Дети читают.

А почему крапива обжигает?

Каковы целебные свойства крапивы?

Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов .
6. Работа в парах.

Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд № 11
Лекарственная ромашка

Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12

Мята перечная

Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.

Слайд №13
Лопух

Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.

2. Растения должны быть чистыми.

3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

4. Цветки – в начале цветения.

5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.

6. Корни, корневища – весной и осенью.

7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?

Ответы учащихся : Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16

Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения . Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.

Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.

Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся:

Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили , вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.


Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?

Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:
1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …


Учитель: Спасибо, ребята, за урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)


  1. Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.

  2. Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:

  1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.

  2. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.

  3. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Приложение №1

Карточка 1.




И спользование

Карточка№ 2


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

Карточка№ 1
Использование лекарственных растений


Название лекарственного растения

И спользование

Плоды шиповника

при ослаблении организма

Мать-и-мачех а

при кашле

Ландыш

при заболеваниях сердца

Крапива

для роста волос

Лопух

листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме

Корень одуванчика

улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок

Рецепты фиточая


Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой


Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива


Используемые части: трава, семена и корневище.

Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная


Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.

Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают , прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим

Подорожник


Подорожник - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.


Тема работы:

Автор:
Абрамович Мария Владимировна, 4 «А» класс

Краснодарский край, город Армавир
Научный руководитель:
Баринова Татьяна Валентиновна
Учитель начальных классов высшей категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
Город Армавир
2015 год
Абрамович Мария Владимировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Краткая аннотация
У нас на Кубани произрастает большое количество растений. Среди этих растений
встречаются растения, которые люди называют лечебными.
Работа посвящена исследованию лекарственных трав Кубани: познакомиться с
растениями и выяснить, где в доступности растут лекарственные травы. Узнать, какие
части растений, можно использовать и от каких болезней, как лечить членов своей семьи
с помощью лекарственных трав.
Запас лекарственных растений не безграничен, и использовать, его
необходимо бережно так, чтобы его хватило не только нашему поколению людей, но и
нашим потомкам. Для этого растения нужно знать, любить и всячески оберегать от
бессмысленного уничтожения - природа не прощает этого.
«Лекарственные растения Кубани»
Абрамович Мария Владимировна
Краснодарский край, город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4, 4 «А» класс
Аннотация
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.
Всё целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны!
(В.Степанов)Лекарственные растения были известны человеку еще в глубокой древности.
Возможно, еще задолго до появления на земле человека животные «использовали»
целебные свойства растений. Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять зверю
рецепт? Только у Доктора Айболита! А если его нет дома? Вот и приходится животным
лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.
Люди, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих
растений.
Человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал
запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память – многое
могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение
передавались сведения о целебных свойствах растений.
Цель нашей работы: познакомиться с лекарственными растениями и выяснить, где
в доступности растут лекарственные растения. Узнать какие части растений, можно
использовать и от каких болезней, как лечить членов своей семьи с помощью
лекарственных трав.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
познакомиться с лекарственными растениями Краснодарского края. Выяснить, где растут
лекарственные растения, как их правильно собирать и обрабатывать. Узнать, какие части
растений, можно использовать и от каких болезней. Узнать, как лечить членов своей
семьи с помощью лекарственных трав. Вырастить лекарственные растения дома.
Воспитывать бережное отношение к растениям, культуру поведения в природе.
Развивать навыки практической деятельности, наблюдательности, внимания
аккуратности, любознательности.
Объект исследования: экология.
Предмет исследования: лекарственные растения Кубани.
База исследования: семья Абрамович, учащиеся 4 «А».
Гипотеза исследования.
Если знать о применении лекарственных растений, то можно без медицинских
препаратов вылечить некоторые болезни.
Методы исследования: анализ и анкетирование, наблюдение, сбор информации
из книг, журналов, газет, сравнение и обобщение.
Выводы. Проделав такую работу, я узнала много интересного о растениях. И самое
важное, что многие растения помогают нам сохранить здоровье и избавиться от многих
заболеваний. Это очень важно, так как сегодня здоровье человечества вызывает тревогу.
Я познакомилась с лекарственными растениями своего края и узнала, где они
произрастают. Я научилась узнавать и различать их. Знаю, как правильно собирать и
обрабатывать. Узнала, какие части растений, можно использовать и от каких болезней.
Выяснила, как лечить членов своей семьи с помощью лекарственных трав. А ещё я
решила выращивать лекарственные растения у себя дома.
В нашем крае произрастает большое количество лекарственных трав, которые
люди знают и умеют их применять для лечения и поддержания своего здоровья. Но
следует бережно относиться к растениям. Воспитывать культуру поведения в природе.
Используя лекарственные травы нужно помнить, что нельзя собирать их в городе,
вблизи дорог и, собирая, нельзя срезать или выкапывать все растения, так как мы можем
уничтожить их. Не надо брать у природы больше того, что вам нужно.
Я много узнала о том, как природа поможет нам сохранить здоровье, как беречь и
охранять природу, так как богатства её не безграничны, а удивительная красота – ранима.
«Лекарственные растения Кубани»
Абрамович Мария Владимировна
Краснодарский край, город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4, 4 «А» класс
Учебно – исследовательский проект
Лекарственные растения вокруг нас.
Однажды я со своей семьёй отдыхала на природе. И там я поранила ногу. У нас не
было аптечки, и мама сорвала подорожник: протерла его и помяла, пока не появился сок,
и приложила к моей ранке. Я удивилась, а мама сказала, что подорожник остановит кровь
и обезвредит ранку. Оказывается, у нас под ногами находится большое количество
растений, которые могут нас лечить. Я задумалась и решила побольше узнать о
лекарственных травах, которые меня окружают.
Возле нашего дома есть парк. Мы там часто гуляем. Я попросила маму рассказать и
показать мне лекарственные растения, которые растут у нас в парке. И вот что я узнала.
В нашем парке растут подорожник, мать – и – мачеха, одуванчики. Мама рассказала что,
лечебными бывают не только травы, но и деревья. В парке растут ещё берёзы, липы,
сосны.
У нас есть дача. Мы там отдыхаем каждые выходные. Папу я попросила
рассказать и показать мне лекарственные растения, которые растут на даче. И вот, что я
узнала. На даче под персиком растёт мята, вдоль забора за домом - крапива. В углу
растёт великолепный шиповник, за сараем - малина. Вдоль забора у нас растёт хмель, за
сараем в углу - калина. На клумбе растёт календула, возле клумбы - лопух и чистотел.
Моя бабушка Лида лекарственные травы собирает в Старой Станице и в
Прочноокопе. Я попросила её взять меня с собой на сбор трав. И вот что мы там собрали.
На лугу мы собирали клевер и зверобой. Ещё мы собрали полынь. На берегу реки Кубань
мы рвали череду для моей младшей сестрёнки Настеньки.
Всё что я узнала о лекарственных растениях[ 1 ], я обобщила и записала в таблицу №1.
Как правильно собирать лекарственные растения.
Сбор трав - отличное, занятие для всей семьи, позволяющее человеку понаблюдать
за природой, делает нашу жизнь более здоровой и гармоничной. Но как правильно
собирать лекарственные растения? С этим вопросом я обратилась к бабушке Лиде. И вот
что, я теперь знаю. [ 2 ]
Основные правила сбора трав.
Чтобы растение дало результат при лечении, должны соблюдаться некоторые
простые правила:
собирать растения нужно только в экологически чистых местах, вдали от
промышленных центров (20-25 км), вдали от дорог (не менее 100-150 м);
нельзя собирать лекарственные растения рядом с полями обработанных гербицидами и пестицидами, нельзя собирать лекарственные растения рядом со свалками (15-20 км);
а лучше всего собирать растения в местах, удаленных от человеческого жилья, либо высоко в горах;
растения должны быть собраны в срок, а это значит, что лучше собирать растения утром после высыхания росы;
нельзя собирать растения сразу после дождя, иначе они потеряют свой цвет и аромат;
собирать растения нужно только с хорошим настроением и желанием помочь людям или себе;
также нельзя собирать растения поврежденные болезнью, животными, вредителями или загрязненные, запыленные, побуревшие;
заготавливаемое сырье следует сразу складывать в мешки или иную тару, не набивая туго.
А ещё мне бабушка Лида рассказала что[ 2 ], в определенные периоды развития
растений, в его различных частях накапливаются биологически активные вещества.
Поэтому и собирают лишь те части, которые имеют наибольшее количество именно
лечебных свойств. Это – листья, почки, цветки и соцветья, кора, семена, плоды,
корни и корневища (Рис.1.).
Как правильно обрабатывать и хранить лекарственные растения.
Обработка лекарственных растений.
Но вот растения мы собрали. А что же дальше с ними надо сделать? [ 2 ]Принеся
домой после сбора, их следует перебрать, очистить от мусора, удаляя дефектные
экземпляры и случайно попавшие посторонние виды. Перебирая цветки, удаляйте те, что
потеряли естественную окраску. Корни и корневища очищают от надземных частей,
отмывают от земли. Ягоды очищают от плодоножек, веток, незрелых ягод (Рис.2.).
Сушка лекарственных растений.
Далее после сбора лекарственные растения необходимо высушить, [ 2 ]и
приступить к этому процессу надо как можно быстрее во избежание заплесневения
влажных растений.
В большинстве случаев сушку нельзя проводить под действием прямых солнечных
лучей. Самый распространенный способ сушки - воздушно - теневой. Такую сушку
проводят под навесами, в сараях или на чердаках. На улице растения можно сушить в
теплую солнечную погоду, но не по жаре и не на солнцепеке. Сушка обычно длится
несколько дней.
Наземные части растений раскладывают одним тонким слоем, а листья можно
укладывать в несколько слоев (Рис.3.).Почки деревьев и кустарников сушат по сухой
прохладной погоде, чтобы они не набухли и не распустились. Корни и корневища сушат
на открытом солнце.
Хранение лекарственных трав.
Ну вот, травы мы собрали, перебрали и просушили. А как теперь их хранить? [ 2 ]
Хранить лекарственные растения нужно в маркированных бумажных мешках, ящиках, в
стеклянных банках с крышками. Мы храним в картонных коробках из - под каш.
(Рис.4.).Цветки, соцветия, трава хранятся в течение одного года, плоды, корни,
корневища и кора два года и более. Помещение для хранения должно быть сухими и
прохладными.
Анкетирование.
Изучая данную тему, я провела анкетирование учащихся 4 «А» класса по
следующей анкете. Анкета содержит вопросы по применению лекарственных растений в
семье. Всего было опрошено 30 человек.
У вас в семье используют лекарственные растения для лечения болезней?
-Да -Нет
Вы сами собираете лекарственные растения?
-Да -Нет
Вы выращиваете лекарственные растения?
-Да -Нет
Вы что больше используете для лечения?
-Лекарственные растения -Лекарства
Результаты анкетирования представлены в таблице №2. Также по данным
таблицы были построены круговые диаграммы (рис.5.) Из таблицы и диаграмм видно,
что большинство опрошенных с одной стороны, используют лекарственные растения для
лечения болезней, а с другой стороны, сами не собирают и не выращивают
лекарственные растения. И чаще используют для лечения лекарства, а не лекарственные
растения.
Использование лекарственных растений в моей семье.
Ну вот, травы собраны, обработаны и теперь осталось узнать как в моей семье
лечатся травами. У нас в семье мы очень редко используем лекарства, в основном
применяем лекарственные растения. Мама говорит что, правильное применение
лекарственных трав способствует излечению многих болезней. Для лечения некоторых
болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки
имеют побочные эффекты. Людям, полезно знать о применении лекарственных трав,
особенно таких растений, которые растут рядом с нами, научиться их использовать[ 3 ] .
Народные средства лечения заболеваний.
1.Весной и летом, когда у бабушки Лиды болят суставы, она применяет свежие
листья берёзы. Хорошо размятые и пропаренные листья кладёт на больное место на 2 – 4
часа, делает тканевую повязку и покрывает плёнкой.
2.Моя мама и бабушка Света для укрепления волос используют такой рецепт (Рис.6.). 1 столовая ложка сухих измельчённых листьев крапивы и шишек хмеля залить 1стаканом кипятка, настаивать в тёмном месте 1 час, процедить и смачивать волосы и их корни, не вытирая полотенцем. Настой укрепляет волосы, улучшает их рост, устраняет перхоть.
3.Жаропонижающим средством у нас в семье при простуде является малиновое варенье с горячим чаем.
4.А ещё при простуде мама делает отвар. 2 столовые ложке цветков липы, залить двумя стаканами кипятка. Кипятить на слабом огне 15минут, процедить. Пить на ночь 1-2стакана горячего отвара. Можно добавить 1 столовую ложку мёда.
5. Также при простуде мы пьём отвар ягод калины, заливая одну столовую ложку ягод калины стаканом кипятка (Рис.7.).
6.Быстрая помощь при ангине, это малиновое варенье с мёдом. Для приготовления смеси, поместить в эмалированную посуду 1столовую ложку малинового варенья и 100г мёда, перемешать, довести до начала закипания на медленном огне, постоянно помешивая. Перед закипанием смесь делается жидкой (мёд закипает при температуре 60градусов). Посуду снять с огня, выпить содержимое. Лечь в постель и теплее укутаться.
7.При ангине и заболеваниях полости рта, мама делает настой цветков калины. Для этого одна часть цветков калины на 10частей воды, прокипятить 2минуты, настоять 15минут, процедить. Полоскать горло 4 – 6 раз в день.
8.При ангине и заболеваниях полости рта ещё мы используем настой липового цвета. Приготовить настой из 1части сырья липового цвета и 10частей воды и в тёплом виде полоскать горло, ротовую полость.
9.При воспалении вен на ногах, бабушка Лида применяет отвар мать-и-мачехи. Отваром из сухих, измельчённых листьев мать-и-мачехи (1:10) она делает примочки и обмывания больных мест.
10.Места укусов пчёл, ос и других насекомых мама смазывает мне свежим соком календулы.
11.Бабушка Лида применяет плоды калины в виде сока или растёртые с сахаром, по 1-2 столовых ложки 3-4 раза в день при гипертонии и для успокоения болей в сердце.
12.Как общеукрепляющее средство очень полезен чай из шиповника (Рис.8.). 1 столовая ложка шиповника заварить 2 стаканами кипятка, кипятить 10 минут, настоять 4 часа, процедить и пить полстакана 3 раза в день.
13.Выжатый свежий сок из листьев мать-и-мачехи закапывать в нос, поможет вылечить насморк.
14.Когда у моей подруги Алины была бородавка, моя мама посоветовала её такие рецепты. Бородавки удаляются безболезненно, если их смачивать ежедневно и несколько раз в день крепким отваром полыни горькой. 3 столовые ложки травы залить 1 стаканом горячей воды, кипятить 5 – 10 минут, процедить.
15.Млечным соком одуванчика также смазывают несколько раз в день бородавки.
16.И сок чистотела эффективен при лечении бородавок.
17.Шишками хмеля наполнена подушечка с тонкой наволочкой у моей младшей сестрички Настеньки, что способствует улучшению её сна.
18.Когда у папы кашель, мама ему готовит чай (Рис.9.). Мать – и – мачеха и подорожник по 1 столовой ложки, заварить 2 стаканами кипятка, настоять 30 минут и процедить. Применять по 3 столовые ложки через каждые 3 часа.
19.В ванну, когда купается сестричка Настя, мама добавляет отвар череды (Рис.10.). Она благоприятно влияет на детскую кожу. 2 столовые ложки травы заливает 1
литром воды, кипятят 10 минут.
20.Мы очень любим пить чай. И когда его завариваем, мы добавляем щепотку мяты (Рис.11.). Чай не только приятно пахнет, но и обладает успокаивающим эффектом.
Комнатные растения у меня дома.
Я люблю растения, они меня окружают и на улице, и дома. Дома у меня растут
фиалки, бегонии, денежное дерево, сансивьера, кактусы лесные, китайская роза и другие
цветы. Наряду с простыми цветами я выращиваю и лекарственные цветы.
Среди моих растений есть лимон. Лимон относится к лекарственным растениям.
Он у меня давно. Ему уже 6 лет. Он красивый, высокий и каждый год мы собираем плоды
– лимоны. Бабушка Лида ещё в детстве дала мне маленький отросток (рис.12.), и из
него вырос большой, красивый цветок.
Мне очень интересно за ним наблюдать. С середины февраля он начинает цвести:
появляются маленькие беленькие цветочки, которые ещё и очень приятно пахнут
(Рис.13.). В конце марта он заканчивает цвести и появляется завязь новых плодов,
которые набирают силу, увеличиваются в размере и созревают в октябре –
ноябре (Рис.14.). Домашние лимоны ценны не только плодами. Целебную силу имеют и
их ароматные листья [ 3]. Они выделяют 85 различных целебных веществ. В помещении,
где находятся лимоны, воздух почти стерилен. Там где растёт лимон, многие
болезнетворные микробы, обитающие в комнате, теряют способность размножаться.
Когда мы пьём чай, мы добавляем в него ломтик лимона. Это является хорошей
профилактикой простудных заболеваний. Мама мне делает повязку из лимона, когда у
меня мозоли. Для этого на ночь, хорошо распаривает мозоль, промокает салфеткой и
прикладывает свежим срезом лимона на мозоль, закрепляет бинтом. Повторяет в
течение недели. Легко ломающиеся ногти станут крепче, если на ночь втирать в них
лимонный сок. Так поступает мама и бабушка Лида (Рис.15.).
Ещё я выращиваю алоэ. Сначала это было маленькое растение – помещалось на
ладошке[ 3 ]. Алоэ обладает массой свойств, полезных для здоровья:
противовоспалительным, желчегонным, антибактериальным, ранозаживляющим,
противоожоговым.
Для лечения насморка мама применяет сок из листьев алоэ. Для этого достаточно
по 5 капель сока закапывать 3-4 раза в день. Когда папа поранил руку, я лечила его соком
алоэ. Смазывала соком растения больное место и рана быстро зажила.
Любите и берегите растения.
Растения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на
Земле. [ 4 ]Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения
вырабатывают кислород, который нужен для дыхания, как животным, так и людям.
Растениями мы питаемся. Из большого количества растений производят лекарственные препараты, чтобы лечить заболевания.
К сожалению, леса на планете нещадно вырубаются. Если так пойдет дальше,
однажды растения на Земле исчезнут, и в результате жизнь исчезнет тоже. Мы должны
думать о нашем будущем и охранять природу.
Бережному отношению к природе надо учить с детства, учить в семье и в школе.
Есть очень важный закон - закон об охране природы, который должны соблюдать
все. Суть его состоит в том, что человек должен охранять окружающую природу: реки,
озера, леса, воздух. Каждый человек должен знать, что:
Не надо брать у природы больше того, что вам нужно.
Собирают лекарственное сырье в основном вручную, применяя нож, секаторы, совки, лопаты и другие инструменты.
При сборе растений срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.
Берегите корни растений, особенно многолетних. Даже если растение однолетнее, старайтесь так срезать нужную часть, чтобы не погубить его, чтобы на растении могли появиться семена.
Все растения с одного участка не собирайте, оставляйте несколько сильных продуктивных экземпляров, иначе можно уничтожить природные заросли и на следующий год в этом месте ничего не вырастет.
Не выкапывайте молодые растения.
Старайтесь вести заготовку подземных частей трав лишь после обсеменения растений.
Делайте перерывы в заготовках сырья на каждом участке (массиве), чтобы дать зарослям возможность самовозобновиться.
Список использованной литературы:
1. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия, Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И.,
Исайкина А. П., Собко В. Г., М.: Кладезь – Букс, 2000 – 397с., ил.
2.Лекарственные растения: использование в народной медицине и в быту, Пастушенков
Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л., Л.: Лениздат, 1990 – 384с., ил.
3.Аптека у нас дома, Андреев С.З., Баринов В.А., М.: Моск. рабочий, 1983 – 144с., ил.
4.Редкие и исчезающие растения Кубани, С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова.
Приложение 1
Таблица №1. Лекарственные растения.
Название растения Используемые части Когда собирать Каким обладает свойством, действием От каких болезней используется
Берёза Почки.
Листья.
Сок. Рано весной в период их набухания.
В июне - июле.
Весной в период сокодвижения. Мочегонным,
желчегонным, противовоспалительным, ранозаживляющим свойством.
Настойка листьев – воспалительные заболевания почек и мочевого пузыря. Настойка почек - воспаления кожи, мышц, связок, суставов. Сок березы - общеукрепляющее средство при различных заболеваниях.
Зверобой Трава. Во время цветения. Вяжущим и противомикробным свойством. Отвар при ревматизме, заболевания желудочно-кишечного тракта. Настойку – для полоскания десен и полости рта.
Календула Соцветия. Летом, по мере раскрытия цветов. Противовоспалительным ранозаживляющим, бактерицидным, желчегонным, противозудным действием. Принимают внутрь при заболеваниях печени и желчного пузыря. Наружно - при порезах, ушибах, ожогах, себорее.
Калина Кора.
Цветки.
Ягоды. Ранней весной.
В мае – июле.
Созревают в сентябре – октябре, собирают после заморозков. Кровоостанавливающим, антисептическим, противовоспалительным действием. Отваром цветков и ягод полоскать горло при ангине и осипшем голосе. Ягоды с мёдом при кашле. Сок из листьев при кожных сыпях, лишаях.
Крапива Листья.

Во время цветения. Кровоостанавливающим, противовоспалительным, поливитаминным действием. Наружно при зуде кожи, молочнице, болях в суставах, перхоти, выпадении волос.
Используется в пищу. Улучшает иммунитет, нормализует обмен веществ. При анемии, воспалении желчного пузыря.
Клевер Соцветия с верхушечными листьями. Во время цветения. Отхаркивающим, мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, ранозаживляющим действием. Отвары при бронхитах, кашле, туберкулезе легких, коклюше. Свежие толчёные листья наружно при кровотечениях, ранах, при ожогах.
Липа Цветки с прицветными листьями. В фазе цветения. Потогонным, отхаркивающим и противомикробным свойствами. Полоскание рта и зева при ангине. Настой при простуде, кашле, бронхите, заболевании почек.
Лопух Корни.
Листья. Сентябрь – октябрь.
Мочегонным, потогонным, болеутоляющим и желчегонным действием. Отвар корня при заболеваниях почек, гастритах, колитах, ревматизме. Примочки при зуде, сыпях, экземе, фурункулёзе.
Мать – и – мачеха Соцветия.
Листья. В фазе цветения.
В июне – июле. Противовоспалительным действием. При лечении рта, горла, гортани, бронхов. При заболевании почек, лёгких, золотухе. Наружно при нарывах, язвах, фурункулах. Сок листьев при ранах, язвах, нарывах, насморке. Наружно при перхоти и выпадении волос.
Малина Плоды.
Листья (верхушки ветвей).
Корни. По мере созревания.
Молодые и свежие.
Осенью. Мочегонным, противовоспалительным, жаропонижающим, потогонным, вяжущим, антибактериальным действием. Плоды при простуде и воспалении лёгких, при малокровии, кори, экземе. Чай из листьев при ОРЗ. Отвар из корней при ОХИЗ.
Мята Надземная часть. В период бутонизации. Успокаивающее, болеутоляющее, желчегонное и антисептическое действие. Отвар при неврозах, бессоннице, повышенной возбудимости, для улучшения пищеварения, уменьшения тошноты и рвоты. Мятной водой поласкают рот при воспалительных процессах, зубной боли. Кашицу из листьев на грибковую кожу.
Одуванчик Корни.
Надземная часть:
Листья.
Цветы. Осенью или ранней весной.
Ранней весной.
Апрель – июнь. Потогонным, желчегонным, мочегонным, успокаивающим, отхаркивающим, жаропонижающим действием. Настой корня при фурункулезе, кожных сыпях, угрях. Из листьев салаты, супы, щи, сок. Возбуждают аппетит, улучшают состояние кожи, укрепляет организм.
Подорожник Листья. В начале цветения, потом через 2 месяца. Противовоспалительным, противомикробным, ранозаживляющим, отхаркивающим, кровоостанавливающим действием. Сок из свежих листьев при гастритах, язвенной болезни желудка, улучшает аппетит. Наружно сок при ранах, язвах, фурункулах, нарывах. Свежие листья при ожогах, ранах.
Полынь Трава.
Во время цветения. Противовоспалительным, противоглистным, желчегонным, мочегонным, ранозаживляющим действием. Для возбуждения аппетита и усиления деятельности пищеварительных органов. Для остановки кровотечения, обезболивания и заживления ран.
Сосна Почки.
Зимой и ранней весной. Отхаркивающим, мочегонным, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Отвар при простуде, воспалении дыхательных путей, бронхов, кожных заболеваниях.
Хмель. Шишки.
Корни.
Листья.
В середине августа.
Осенью.
В период цветения растения. Успокаивающим, снотворным, мочегонным, противосудорожным, болеутоляющим, антибактериальным действием. Настои шишек при заболеваниях нервной системы в качестве успокаивающего, снотворного. При отёках, язвенной болезни, воспалительных заболеваниях почек. Наружно при угрях, выпадении волос.
Череда Трава.
В период бутонизации. Противовоспалительным, мочегонным, потогонным, противоаллергическим, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием. Наружно при диатезе, нейродермита, кожных сыпях, себореи.
Чистотел Надземная часть растения. В мае – июне в фазе цветения. Противовоспалительным, противозудным, противомикробным, болеутоляющим, мочегонным, желчегонным, ранозаживляющим действием. Сок и измельченная трава для выведения бородавок, мозолей, веснушек. Настои при воспалении желчного пузыря.
Шиповник Плоды.
До заморозков при полной спелости. Осенью. Желчегонным, мочегонным, противовоспалительным, кровоостанавливающим действием При язвенной болезни желудка, авитаминозе, при различных острых и хронических заболеваниях, улучшения сна.
325120311150Приложение 2
Рис. 1. Сбор лекарственных растений.
325120129540
Рис.2. Обработка лекарственных растений.
Приложение 2
32067543180
331470252095Рис.3. Сушка лекарственных растений.
Рис.4. Хранение лекарственных трав.
Приложение 3
Таблица № 2. Результаты анкетирования.
класс ответы на вопрос 1 ответы на вопрос 2 ответы на вопрос 3 ответы на вопрос 4
4 «А» Да 70%
Нет30% Да 20%
Нет 70% Да 40%
Нет 60% Лекарственные растения 40%
Лекарства 60%

Рис.5. Круговые диаграммы.
224790327660Приложение 4
-55626001248410
Рис. 6. Использование лекарственных растений в моей семье.
Рис. 7. Использование лекарственных растений в моей семье.
Приложение 4
3295654445
Рис. 8. Использование лекарственных растений в моей семье.
41846534290
Рис. 9. Использование лекарственных растений в моей семье.
387350313055Приложение 4
429260393065Рис. 10. Использование лекарственных растений в моей семье.
Рис. 11. Использование лекарственных растений в моей семье.
Приложение 5
281940137795
410845396875Рис. 12. Лимон.
Рис. 13. Цветение лимона.
Приложение 5
304165384175
316230288290Рис. 14. Плоды лимона.
Рис. 15. Лечение лимоном.