Программа курса c емафорная азбука для летней практики в кадетской школе 1-4 класс.

Кол-во

часов

Введение: « Что такое семафорная азбука и где ее применяют»

Учащиеся познают основы семафорной азбуки, для чего и где она применяется. А так же изготовляют сами себе флажки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение первой и второй группы букв»

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение третьей группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение четвертой группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Итоговое показательное выступление

Отчетное занятие по приобретенным навыкам семафорной азбуки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Курс семафорная азбука для начальной школы

Тема занятия

Кол-во часов

Значение «Семафорная азбука»

Изучение первой и второй группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение четвертой группы букв

Показательное выступление

Итого

РУССКАЯ ФЛАЖНАЯ СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Научить детей приёмам передачи и приёма текстов посредством флажного семафора;

Закрепить знание алфавита и правильного произношения букв;

Повышение самооценки детей вследствие обладания новыми, необычными в повседневной жизни, знаниями.

Изучение проводится в три занятия, продолжительностью 30 – 40 мин.

На отработку материала каждого занятия должно ежедневно выделяться 2 занятия по ~ 30 мин в течение 2-3 дней.

1 ЗАНЯТИЕ.

ВВДЕНИЕ.

Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи в светлое время суток на небольшое расстояние (невооруженным глазом - около 2-х км, с помощью оптических приборов - около 4-х км). Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных знаков. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Цвет ткани зависит от времени суток: в сумерках или на фоне тёмного неба используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков - семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

Для удобства изучения семафорная азбука разделена на несколько групп.

Первая группа букв – показывается симметричным положением обеих рук, стоя лицом к детям. Дети повторяют одновременно с педагогом, повторяя звучания букв.

Изображение букв А Т У похоже на их написание в русском языке.

Для изображения Ь Ъ установлен один и тот же знак.

Вторая группа букв – показывается одной рукой сначала спиной к детям, потом – лицом.

Н В Е Э И Й - изображаются правой рукой,

причём парам букв Е – Э, И – Й установлен один и тот же семафорный знак.

О Г С - изображаются левой рукой.

Симметричные по изображению знаки В и Г, Н и О, стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой и второй групп. Показывает педагог.

НОГА

ВАТА

СЕТТИ

ВЕСНА

ВИЙ

ТЕНЬ

НЕГА

ГОТИС

СУЕТА

ВЕС

ЕСТЬ

НИВА

ВАЙГА

АГОНА

ГИГ

ГИГА

СНОС

НЕТТО

ВАНГА

ВЕС

НАСТ

ВАГА

ВЕСТИ

СОСУН

ВИВ

ГОУТ

ВИНТ

ГАВАНЬ

НАВЕСЬ

ОГОН

НИВА

ЕСТЬ

ОГОНЬ

НАГОН

ОВНА

СВАИ

НАСОС

НАСОС

ОГНИВО

НИТЬ

ОГНИ

АГЕНТ

ВАТАГА

ОСТОВ

СНОУ

СНАГ

СНАСТЬ

СОСНА

НАЙТОВ

ОСЕНЬ

СЕНО

ГОСТЬ

СЕЛЬ

ТАЙГА

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой и второй групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов. Педагогу следует запастись большим количеством карточек со словами (по 5 - 10 слов в карточке). Можно предложить игру на составление предложений из слов, состоящих из букв первой и второй групп. Например: «У нас осень», «У Насти гость», «В тайге весна» и пр.

2 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Третья группа букв – показываются двумя руками, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Этой группе свойственна попарная симметричность в изображении семафорных знаков.

Ж -З Л-М П-Р Ф-Ы

Ц - Ч Ш - Щ

К тому же почти все эти знаки стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

Для закрепления дети разбиваются на пары и поворачиваются лицом друг к другу. Педагог называет буквы, дети их показывают, глядя друг на друга. При этом происходит запоминание не только показа букв, но их восприятия. Педагог, при необходимости, подсказывает правильность изображения.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп. Показывает педагог.

ЛЕТО

ГОРА

ТЕАТР

ШТОПОР

РОГ

ЗИМА

ЗОНТ

ЗВЕРЬ

РЕМЕНЬ

НОС

ПЛОТ

СТОЛ

СТВОР

СРЕЗ

ГУЛ

МОРЕ

МАМА

ОТЕЦ

СПОНСОР

ШПОР

СЛИП

ПРОА

ТРАЛ

ВЕРФЬ

ГУАРИ

ЛАТ

ПИРС

ВОРСТ

ИОЛ

РЕЙ

ШТАГ

ПЛОТ

ТРАП

ТОП

МАРС

ГАЛС

НИРАЛ

ПОНТО

ЛАГ

ЛИНЬ

ПЕРТЫ

СТРОП

ФАЛ

ШПУНТ

РЕПРИЗ

РЕМУ

РЕЛЕ

РЕМЕНЬ

РЕЛИНШ

СТОПОР

ВЕРП

СПЛАВ

МОРОЗ

МОЛОТ

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов по карточкам.

Можно предложить игру на составление небольших текстов из 2-3 предложений на заданную или свободную тему, состоящих из букв первой, второй и третьей групп.

Можно увеличивать расстояние в паре до 10 метров. Состав пар менять до тех пор, пока не подберутся «идеальные» пары.

3 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Знаки четвёртой группы букв также являются попарно симметричными, показываются двумя руками, обе руки находятся с одной стороны корпуса, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Б - Д, Х - К, Ю – Я

Повторение показа.

Закрепление показа и запоминание изображения букв в парах.

Чтение слов.

БОЛЬ

ШЛЮП

ДРОБЬ

БУХТА

ДОМ

ХРЕН

КЛОТ

КАЮТА

СКАФО

ДАУ

ШКОТ

КРОТ

КРЮК

ЯКОРЬ

КОФ

РУКА

РУМБ

ДОБРО

БЛИНД

КУБ

БУЛЬБ

ШНЯК

ГУКЕР

ДИКАРЬ

ЮЛА

ЯХТА

КЛЮЗ

ЯГОДА

КРУЖКА

КЕЧ

ТРЮМ

ДРЕК

КОРМА

ЛЮБОВЬ

ЯМБ

ШТЫК

КАДЕТ

ЛЮГЕР

КУБРИК

ГИК

БРЮК

БОНЕТ

КАТЕР

РЯБИНА

ХЕК

ЧИКС

ХОЛОД

ДРАКА

ДЯГЕЛЬ

Отработка производится в парах на расстоянии до 50 метров.

Итогом обучения является проведение состязаний внутри отряда. Пары формируются по желанию. Участники, не подобравшие себе пары, могут показать свои достижения в паре с педагогом.

Цель обучения достигнута, если каждый ребёнок может, в разной степени мастерства, с разной скоростью, передать и принять простой текст.

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30× 35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в темное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью темного тона (красный, черный).

При отсутствии флажков - семафорят бескозырками.

Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

В начале XIX века во Франции был изобретен особый способ передачи информации с корабля на сушу, так называемая семафорная азбука. На мачте поднимали несколько перекладин и путем их перемещения складывали буквы, а затем слова. "Семафор" в переводе с греческого означает "знак несущий". Почти два века данная система знаков активно использовалась по всему миру. Позже ее сменили радиосвязь и азбука Морзе. Сегодня флажковую связь на флоте практически не используют.

Семафорная азбука в России

В России появление семафорной азбуки связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В конце XIX века он разработал систему передачи русских букв при помощи флажков. Русская семафорная азбука состоит из двадцати девяти буквенных символов, к которым в случае необходимости могут добавляться и три служебных символа. Все цифры и знаки препинания передаются по буквам, так как она не имеет отдельного обозначения для цифр или знаков.

Каждая буква или служебный знак - это установленное положение рук с флажками. Иногда, если отсутствуют флажки, передачу сигналов производят с помощью бескозырок. Считается, что матрос, хорошо обученный азбуке флажков, может отчетливо воспроизводить 60-80 букв или знаков в минуту. Вечером или ночью ипользуют флажки ярких и светлых цветов, например желтого или белого. В светлое время суток - черные или красные. В настоящее время обучение семафорной азбуке проводится только на специальных курсах. Ведь на смену флажкам пришли прожектора с азбукой Морзе и радиосвязь.

Семафорная азбука за рубежом

В XVII веке в Англии для передачи информации на расстоянии применялись картинки. Семафорная азбука в современном виде была создана во Франции лишь спустя два столетия. Флажковая система, которая используется за рубежом, немного схожа с российской. Она также использует флажки для обозначения букв, из которых складываются слова и предложения. Но есть между ними и некоторые отличия. Первое заключается в том, что флажки используются не одноцветные, как обычно в России, а цветные, с различным сочетанием цветов и символов. Каждый такой флажок - это отдельно взятая буква. То есть можно вывешивать флажки в определенном порядке, составляя из них слова и предложения. За основу взят латинский алфавит. Еще одно отличие заключается в том, что западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

Ввиду того, что способ передачи информации с помощью семафора был признан очень успешным, появилась необходимость упорядочить все сигналы. В XIX веке увеличилось количество судов, многие страны обзавелись собственным флотом, поэтому возникла необходимость в создании единого морского языка для общения на расстоянии. В 1857 году был разработан Свод сигналов, где были обозначены международные флаги, их цвета и значение. В него вошли восемнадцать основных флагов, постоянно используемых на флоте. Изначально в разработке этого свода принимали участие четыре морских державы: США, Канада, Франция и Британия. В 1901 году все государства, имеющие военный и торговый флот, утвердили этот документ к использованию. Считается, что с этого момента морская семафорная азбука была принята и зарегистрирована официально как единая система общения.

В 1931 году Свод сигналов претерпевает небольшие изменения. Ввиду того, что все активнее стали использоваться радиосвязь и прожекторы для передачи информации при помощи азбуки Морзе, часть флажков убрали, а для остальных изменили значение. В 1969 году был сделан перевод флажковых сигналов не только на латиницу, но и на кириллицу. Система стала действительно международной и понятной для мореплавателей практически в любой точке планеты.

Флаги и их значение

На данный момент Международный свод сигналов состоит из трех блоков. В первый входят двадцать шесть флажков, которые обозначают исключительно буквы. За основу взят, естественно, латинский алфавит. Второй содержит десять флажков для обозначения цифр от нуля до девяти. В последнем блоке три заменяющих флажка. Они используются в исключительных случаях: если на судне только один комплект флагов и возможности вывесить, например, повторяющиеся буквы в слове, нет. На помощь приходят заменяющие.

После распада система флажковых сигналов в России и в странах СНГ почти не изменилась.

Использование семафорной азбуки в наши дни

С появлением радиосвязи и электричества флажковая система сигналов постепенно утратила свою актуальность и на данный момент практически не применяется. Но почти в каждой стране на случай критической ситуации на судне находится матрос, умеющий передавать информацию при помощи флажков. Также семафорная азбука активно используется на парадах и во время показательных выступлений. Теперь это скорее дань традиции, чем средство общения на расстоянии.

История появления и сфера применения

Начало XIX века во Франции известно в истории тем, что именно в тот период изобрели уникальный метод способный осуществлять передачу данных с судна на сушу. Этот способ получил название — семафорная азбука.

Фактически процесс трансляции необходимых данных происходил следующим образом: на самой матче подымали сразу несколько перекладин и путем их передвижения складывали буквы, и после — словосочетания. Что давало возможность другой стороне (принимающей) оперативно принять данные.

В переводе с греческого, «Семафор» — «несущий знак». Фактически пару столетий данная система сигнализации была востребованной и широко применялась на всем земном шаре, но ровно до того момента, пока на смену ей не пришли небезызвестные радиосвязь и . После этого интерес к флажкам стал постепенно угасать, ввиду того, что новые методики оказались куда более эффективными и не столь времезатратными.

На сегодняшний день семафорную передачу информации на флоте фактически не задействуют, ввиду более эффективных методов.
История семафорной азбуки на территории РФ

Внедрение данной азбуки в России тесно связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Так, в конце XIX века именно он сформировал алгоритмы трансляции русских символов с задействованием флажков.

Русская версия семафорной азбуки

Включает в себя 29 символов, к которым (если на то возникнет необходимость) могут быть добавлены и три служебных буквенных элемента. Так, абсолютно весь спектр цифровых знаков и знаков препинания передается по буквам, ввиду того, что отсутствует отдельное обозначение для данного перечня.

Каждая буква или служебный символ — это установленное положение рук с флажками. Впрочем, (ввиду отсутствия флажков) передача данных может быть осуществлена с задействованием бескозырок.

Предполагается, что тот сигнальщик, который прекрасно освоил специфику метода работы азбуки флажков, может отчетливо воспроизводить порядка 60-80 символов на протяжении одной минуты.

Обратите внимание, что в вечернее и ночное время суток, в семафорной азбуке применяются флажки ярких и светлых оттенков (белый или желтый), в дневное время соответственно красные или черные.

Семафорная азбука за границей

В Англии XVII века для осуществления передачи данных применялись различные изображения. Семафорная азбука в том виде, в котором она имеется сейчас, была сформирована во Франции только лишь спустя два столетия.
Применение флажковой системы за границей, по сути особо ничем не отличается от тех же действий, но осуществленных на территории России. Отличия заключаются лишь в определенных аспектах, к коим относятся:

  • За рубежом флажки не одного цвета, а разные. По сути, каждый такой флажок — это отдельно взятый символ, достаточно просто вывесить флажки в определенном порядке и таким образом составить из них слова или целые предложения. За основу взят латинский алфавит.
  • Западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр, а не только для букв. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

В связи с тем, что метод передачи данных при помощи семафора был признан весьма эффективным, то возникла необходимость упорядочить все имеющиеся сигналы.

В девятнадцатом веке заметно возросла численность количество судов, очень многие государства обзавелись персональным флотом, ввиду чего, понадобилось в срочном порядке формировать единый язык моряков для общения на расстоянии. Таблица семафорных сигналов, приводящая к единообразию на международном уровне флаги, их цветовую гамму и смысловую нагрузку, окончательно была сформирована в 1875 году. В него вошли 18 основных флагов, которые перманентно эксплуатируются на флоте.

В момент, когда только-только принялись за разработку данного перечня, то его непосредственными участниками были всего 4-ре государства:

К ним относились:

  • Соединенные Штаты Америки
  • Канада
  • Британия
  • Франция

А вот уже в период начиная с 1901 года к этим 4-м примкнули государства, у которых в собственности был торговый и военный флот, после чего утвердили такой метод к эффективному применению.

Морская семафорная азбука наконец-то получила одобрение на официальном уровне — ее зарегистрировали и признали комплексной системой, помогающей передаче данных на расстояния.

На сегодняшний день, Международный свод сигналов состоит из трех блоков:

  1. Включает в себя 20 флажков, обозначающих собой только буквенные символы (цифр это не касается). Здесь, что вполне логично и предвиденно, используется для интерпретации алфавит с латинскими буквами.
  2. Содержит 10 флажков, которые обозначают циферные символы ль 0 до 9.
  3. Ему присущи 3 заменяющих флажка.

На практике заменяющие семафорные флажки задействуются только в самых исключительных ситуациях, именно тогда, когда без из применения попросту не обойтись. К таковым можно соотнести момент, когда на морском судне имеется всего лишь 1 набор флажков, а очень срочно нужно вывесить повторяющиеся буквы в одном слове.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

25. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Флажная азбука. 24.05.1971.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Русская семафорная азбука.

Источники: Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.

24 мая 1971 года после обеда на второй паре занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ наш «Капитан» с ходу заявил нам, что «теоретическая часть темы «наблюдение и связь» нами с успехом пройдена и сейчас, на практике, мы будем учить русскую флажную или семафорную азбуку, язык кодов сигнальных флагов и одновременно азбуку Морзе.

Одновременно учить все сигнальные, семафорные или телеграфные азбуки очень удобно, - сказал нам «Капитан», - потому что они пересекаются, перекликаются и дополняют друг друга.

«Капитан» встал у классной доски, взял в руки два небольших красных флага и показал нам первую букву русской семафорной азбуки – «А».

Он встал прямо, гордо, вскинул голову, расправил плечи, вмиг помолодел, и вдруг резко, как крыльями, расставил опущенные вниз руки с флагами в стороны.

Посмотрите, - сказал нам «Капитан». – Я расставил руки в стороны не широко, а под углом в 45°, то есть так, чтобы флаги расправили свои полотнища и были хорошо видны издали. Со стороны видно, что моя фигура, с разведёнными вширь руками-крыльями-флагами, напоминает форму буквы «А» русского алфавита.

Запомните раз и навсегда! – сказал нам торжественно «Капитан». – Вид моряка, форма моряка, поза моряка, речь моряка и поведение моряка должно быть всегда чётким, по-военному слаженным, мужским, гордым, мужественным, красивым.

Морская служба, - сказал «Капитан», - это вам не «хухры-мухры» на берегу, где моряк может немного пошалить, покуражиться, снять напряжение от морской службы, а чёткая, ответственная и очень серьёзная боевая работа, от которой зависит не только жизнь самого моряка, но, прежде всего, жизнь его товарищей, братьев, жизнь корабля, жизнь и благополучие Родины и Отчизны, советского народа.

Это не бравада, не агитация и не пропаганда, - сказал «Капитан», - это истинная правда, потому что по международному праву корабль в море – это территория государства, само государство в масштабах корабля, а экипаж корабля – это советский народ, носитель государственного, многонационального и народного суверенитета, то есть независимости, самостоятельности и верховенства народовластия.

Вот что такое советский моряк, - сказал «Капитан». - Вот почему советский моряк всегда должен быть стройным, сильным, мужественным, достойным, бравым и внешне красивым. Люди традиционно видят в моряках себя, народ, государство, страну, Родину.

Вот почему, - сказал «Капитан», - известную всем поговорку: «Моряк всё пропьёт, но флот не опозорит» следует понимать так: «Моряк всё снесёт (то есть преодолеет), но народ не опозорит». Ясно?!

«Точно так!» - хором ответили мы, слушатели севастопольской Морской школы ДОСААФ по специальности «рулевой-сигнальщик»…

После этого «Капитан» не по-военному, но очень точно, чётко и красиво повернулся к классной доске и написал мелом первую букву телеграфной азбуки Морзе – «точка и тире» - буква «А».

Справа от того места, где находился «Капитан», стоял большой корабельный сигнальный прожектор. «Капитан» заранее подал на него электропитание и показал нам, как «моргает» жалюзи, передавая сигнал – «А», то есть краткое нажатие на гашетку (краткое открытие жалюзи), пауза и длинное нажатие на гашетку (более длительное открытие жалюзи).

Нажимать на гашетку сигнального прожектора нужно не быстро и не длительно, - сказал нам «Капитан». – Ровно так и ровно столько по времени, чтобы вы сами себя понимали и читали ваши сигналы, если бы вы сами были сейчас вдалеке.

Позаботьтесь о своём собрате, - сказал нам «Капитан», - который сейчас в бурном море, в дождь или в туман пытается прочитать ваши гордые, залихватские быстрые сигналы и вы выполните свою задачу достойно. Иначе вы получите от собрата сигнал «не понял», «повторить» и будете вынуждены из-за своей гордыни опять и опять передавать важное сообщение, теряя время, а значит, способствуя врагу.

Мы зашевелились и «Капитан» воспринял наше шевеление как несогласие…

Да, способствовать врагу, - сказал убеждённо «Капитан». – На флоте нет понятия: «это я так, просто так». На флоте либо ты своими действиями и поступками помогаешь и способствуешь победе над противником-врагом, либо ты мешаешь этой победе, устраняешься от неё, не исполняешь должным образом свои обязанности, а значит, способствуешь противнику-врагу. Другого не дано.

А знаете, почему так? – спросил нас «Капитан». Мы молчали…

Да потому, что моряки одни на корабле! – сказал просто и проникновенно «Капитан». – Кроме моряков экипажа на корабле больше никого нет. Никто в данный момент не придёт на помощь, не исполнит то, что нужно исполнять. На корабле нет лишних людей. Каждый на своём боевом посту исполняет не только свои личные обязанности, но участвует в едином коллективном деле. Поэтому побеждает не комендор, не торпедист и не ракетчик, и даже не командир, а все, весь экипаж, даже кок и поварёнком.

А вот погибнуть или потерпеть поражение можно из-за одного нерадивого, бесчестного, трусливого человека, - сказал горестно «Капитан». – Неправильно или не вовремя передаст важное сообщение, команду или координаты и всё – маленькая оплошность, порождённая себялюбием, леностью, гордыней, самохвальством или глупостью может привести к роковой ошибке.

Вы можете на гражданке, на берегу немного расслабиться и позволить себе поведение свободного расхлябанного молодого человека, - сказал миролюбиво «Капитан». - Юности и молодости многое дозволяется…, но взяв на себя обязанности профессионала или военного, будьте собранными, достойными своего уровня и статуса. Тогда даже самый невзрачный и неприметный из вас будет привлекательным и красивым, вызывать уважение и доверие.

Вы знаете «Боцмана» с Аполлоновки? – спросил неожиданно «Капитан».

Мы дружно закивали головами и сказали, что знаем.

Ну, вот, - удовлетворился «Капитан». – Вот вам и пример истинного моряка и красивого мужчины, с соответствующим настоящему моряку поведением. Берите пример с него. Правда, кроме одного его недостатка – уж больно сквернословит…

Мы дружно загоготали. В аудитории пронёсся шквал шуток, знаменитых «боцманских» выражений, мнений…

Итак, - «Капитан» напомнил всем тему занятия, - Как выглядит бука «А» русского семафорного алфавита. Суворов! К доске!

Я вышел на негнущихся от волнения ногах. Попытался чётко, по-военному, встать и повернуться на месте «Капитана», но у меня это получилось так, что ребята коротко хохотнули.

Затем я взял флажки в руки, встал в стойку, выпрямил гордо голову и резко, взмахом, чтобы флаги красиво разлетелись крыльями в стороны, - развёл руки и замер в позе фигуры-буквы «А».

Отлично! – сказал «Капитан». – Теперь буква «А» на сигнальном прожекторе.

До этого, мы все, конечно, баловались и нажимали на все кнопки и рычаги всех устройств, стоящих в аудитории, в том числе и сигнального прожектора. Единственно, мы не знали, где включается лампа прожектора, но жалюзи от наших игр «моргали» часто…

Я уже привычным жестом и движением пальцев «проморгал» жалюзи «точку» и через короткую паузу «тире».

Опять молодец! – сказал «Капитан». – Вы уже практиковались в сигнальном деле?

Я не стал испытывать судьбу и отвечать по-военному «Никак нет!», а просто ответил «Нет».

Хорошо, - сказал «Капитан». – Из вас может получиться хороший сигнальщик. Сядьте на место.

Теперь все хотели быть «хорошими сигнальщиками» и всем до единого «Капитан» дал возможность красиво и достойно взмахнуть флажками, показать сигнал-знак-фигуру-букву «А» и «поморгать» этот сигнал-букву сигнальным прожектором.

Точно так же мы стали изучать все буквы и знаки семафорной и телеграфной азбуки…

Последний час занятий 24 мая 1971 года промелькнули практически незаметно. К концу занятий мы уже знали множество фигур и знаков.

Выходя из здания севастопольской Морской школы ДОСААФ, мы всё ещё продолжали махать друг перед другом руками с воображаемыми флажками.

Я заметил, что мы выходим из здания и спускаемся по ступеням на улицу уже не так, как в прошлый раз, - шумной хулиганской толпой, а ровно, стройно, размеренно, не торопясь…

С этого дня я стал смотреться в витрины магазинов, а дома, в рабочем общежитии на Дзержинского, 53, я долго и тщательно смотрел на себя в зеркало шифоньера.

Теперь я стал вырабатывать свою собственную походку и манеру держаться, манеру двигаться, говорить, смотреть, поворачиваться, оборачиваться, сидеть и даже лежать на постели.

Теперь я стал сам «конструировать» свой мужской внешний вид и мужское поведение

Я начал создавать своё собственное поведение «настоящего моряка»…