На протяжении III-II вв. до Р. X. Рим был занят непрерывной борьбой, как внутренней, так и внешней. Римом управляла олигархия в лице патрициев, которые властвовали в сенате и народном собрании. Этот период закончился гражданскими войнами и приходом к власти императора Августа в 27 г. до Р. X. Во времена Римской республики возникла новая форма архитектуры, включившая в себя этрусско-италийские традиции, заимствования греческих художественных приемов и римские строительные методы. Сохранилось очень немного сооружений того времени, но даже то, что есть, говорит о духе поиска новых строительных материалов, типов зданий и способов декоративного украшения. Римляне сумели создать свой собственный ар-хитектурный стиль.

Коринфская капитель

Ранняя римская коринфская капитель была более широкой, чем поздняя, с мясистыми листьями аканта и большими цветами на абаке. Эта капитель из храма Весты в Риме, где было двадцать таких капителей на каннелированных колоннах.

В ранних сооружениях уже применялся бетон, который постепенно сделался самостоятельным строительным материалом, хотя для облицовки наружных поверхностей стен использовали небольшие камни неправильной формы, соединенные бетоном. Это так называемая неправильная облицовка – инцерн.

Мало что осталось от базилики Эмилия, кроме фрагментов. Из раскопок и изображений на медалях известно, что она выходила на форум более длинной стороной. При реконструкции форума Цезаря, она была заслонена возведенным перед ней портиком.

Большой цирк (IV в. до Р. X.)

В цирке проводились конные бега и гладиаторские состязания. Он находился в долине между Палатином и Авентином, его длина – 1968 футов (600 м).
Со временем там были устроены скамьи и установлена низкая стена – спина, вокруг которой происходили бега. На концах спины были установлены меты – конические обелиски.

Постройка Помпей датируется III в. до Р. X. Он расположен в Южной Италии. В 63 г. он был поврежден землетрясением, а в 79 г. был засыпан толстым слоем пепла после извержения Везувия. Раскопки, начавшиеся в конце XVIII в., раскрыли раннее римское поселение, необычайно богатое по архитектуре. Дома, памятники остались нетронутыми. Уцелевшие здания – то немногое, что сохранилось от самых ранних римских сооружений, таких как базилика или термы. Юг Италии находился под сильным влиянием греческого искусства, и Помпеи – не исключение. Мода на греческий стиль прослеживается в убранстве домов состоятельных людей.

Атриум – обширный двор в центре здания. Он имел перекрытия с квадратным отверстием в центре, через которое в бассейн стекала дождевая вода. В зависимости от конструкции перекрытий различалось несколько видов атриума. Коринфский был самый светлый, так как большое количество колонн позволяло расширить отверстие в крыше.

Домус (II в. до Р. X.)

Италийский домус имеет этрусское происхождение.
Он состоял из комнат, сгруппированных вокруг атриума – внутреннего двора. За атриумом часто находился перистиль. В доме Пансы он состоял из шестнадцати ионических колонн с бассейном в центре. Фасад, выходящий на улицу, сдавался внаем.

Базилика

Возможно, базилика происходит от греческой стой, которую со временем перекрыли. Базилики являлись деловыми центрами. В базилику в Помпеях входили с торцевой стороны, внутри была площадка для публичных выступлений.

Республиканские постройки близ Рима

Тенденции в архитектуре времен Республики за пределами Рима в III-I вв. до Р. X. были те же, что и в столице. Римлянам не хватало больших мраморных карьеров, которые были у греков, поэтому они использовали местный туф, травертин и пеперин.

В то же время они использовали кирпич. Разработка необычайно прочного бетона повлияла на конструкции воздвигаемых сооружений. Бетон обычно покрывали слоем кирпича, каменной кладкой или штукатуркой. Храмы этого периода объе-диняют этрусско-италийские традиции с эллинистическим ордером.

Круглый храм Весты, возвышающийся над ущельем в Тиволи, посвящен богине домашнего очага. Храмы этого периода нередко удачно расположены в пейзаже.

Вытянутые пропорции храма, коринфские колонны с фризом из бычьих голов – все это, несомненно, идет от греческой архитектуры. Конструкция же храма, возведенного из местного туфа и травертина, типично римская.

Постройки Августа

Когда после гражданской войны, Август пришел к власти в 27 г. до Р. X. , он возвестил наступление века мира и процветания, который длился двести лет.

Он приступил к строительству дорог, мостов и акведуков. К сожалению, до нас дошло мало светских сооружений того времени. Очевидно, Август во многих отношениях следовал примеру своего приемного отца, Юлия Цезаря, восстановив форум и закончив театр Марцелла, самый первый и наиболее явный пример арочной конструкции с применением ордера. Для цемента стали использовать вулканический песок – пуццолан и изобрели процесс медленного его высушивания. Век Августа оста-вался чрезвычайно консервативным в своих вкусах.

На полукруглом фасаде театра Марцелла (13 г. до Р. X., посвящен памяти внука Августа – Марцелла) было три яруса арочных галерей, обрамленных полуколоннами: внизу – дорическими, в следующих ярусах ионическими и коринфскими. Сочетание арочных конструкций и ордера характерно для Рима.

Сохранилось только два яруса театра Марцелла, на арках которого наложены ионический и дорический ордера. Неизвестно, существовал ли третий, коринфский ярус или простой аттический. Колонны римского дорического ордера всегда имели базу.

Римские театры отличались от греческих. Полукруглые в плане, а не круглые, они сооружались на субструкциях и не обязательно на склоне холма. Театры были обычно трехъярусные, и публика попадала из одного яруса в другой по лестницам, а радиальные коридоры выводили ее в зрительный зал. Внутри театр обычно состоял из трех ярусов мраморных ступеней.

Август утверждал, что нашел Рим каменным, а оставил мраморным. Это справедливо главным образом в отношении храмов, многие из которых он построил и реставрировал. В жизнеописании Августа Res Gestae Divi Augusti, он утверждал, что восстановил восемьдесят два храма за один год только в самом Риме. Храмы этого периода основаны на республиканских традициях, объединяющих влияния Греции и этрусков. Им присуща строгая ясность и упорядоченность, вытянутость пропорций. Храмы часто ставились на высокий подий. Большинство августовских храмов – коринфские, что соответствует вкусу к изощренным деталям и использованию мрамора.

Пока не были открыты каменоломни в Луне в 20 г. до Р. X., мрамор оставался дорогим строительным материалом. Во времена Августа лунский мрамор уже активно использовался, его белизна прекрасно сочеталась с привезенным цветным мрамором. В храме Конкордии (10 г.) мрамор использован повсеместно.

Архитектура постоянно использовалась римлянами в политических целях. Во время битвы при Филиппах (42 г. до Р. X.) Август поклялся отомстить за смерть Юлия Цезаря и построить храм в его память. Храм Марса Ультора (мстителя) на форуме Августа был подарен городу. В плане храм Марса Ультора – восьмиколонный пикностиль италийского типа, дополненный апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма. Храм почти квадратный, на высоком подие.

Форум Август расположен перпендикулярно форуму Юлия Цезаря и сохранил основные черты его плана, но храм был придвинут вплотную к задней стене форума, боковые стены образовывали два полукружия.
Фланкируя храм, они придали площади типично италийский характер с центрально-осевой композицией

Флавии

Император Веспасиан (правил 69- 79 гг.) основал единственную имперскую династию – династию Флавиев. Как и его предшественники (Юлии- Клавдии), они отвергли архитектурный аскетизм республиканской эры и эры Августа. Их наследие – затейливая причуда, которая могла появиться только в век мира и изобилия. Домовая и дворцовая архитектура создала формы сводов. Совершенное владение бетоном и строительной технологией дало возможность перекрывать большие пролеты без опор, как-то: октагон перекрытый сомкнутым сводом в Золотом доме Нерона. В 64 г. пожар разрушил большую часть города, и Нерон принял закон, запрещающий использование дерева, и рекомендовал цементные полы и потолки с аркадами на более низких уровнях.

Ретикулат – сетчатая кладка, при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывалась небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а острые концы погружены в бетонное ядро стены.

Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического, хотя римляне воспринимали его как специфически италийский. В отличие от дорического, в тосканском ордере колонны имеют базу и высокую капитель и не имеющий мутул карниз.

Или амфитеатр Флавиев, был заложен Веспасианом в 70 г. как подарок городу Риму. Он был открыт его сыном Титом в 80 г., а закончен Домицианом. Колизей был построен на месте искусственного озера в садах, окружавших Золотой дом Нерона. Глинистая почва формировала идеальную базу для огромного веса здания. Стоящий рядом колосс – огромная статуя Нерона, – возможно, дал название амфитеатру. В отличие от эгоистично – расточительного Нерона, Веспасиан благоразумно подарил римлянам амфитеатр, где проходили гладиаторские бои, создав первый постоянный амфитеатр в городе. Сооружение весьма традиционно в плане и декоре, но его размеры: 616 х 512 футов (188 х 156 м) делают его уникальным.

Материалы были выбраны сознательно для задания таких размеров и веса. Основания сделаны из бетона, стены – из туфа, верхняя часть – из бетона, облицованного кирпичом. Внешняя часть выполнена из травертина. Опорой для переходов являлся жесткий конструктивный каркас, состоявший из пилонов и цилиндрических сводов. Кроме того, бетонная конструкция Колизея содержала много кирпичных арок, которые работали как разгрузочные и образовывали каркас сводов.

В отверстия кронштейнов карниза аттика вставлялись деревянные стойки, к которым привязывались концы растяжек навеса – велария, который натягивался над амфитеатром, чтобы защитить зрителей от солнца. Он удерживался системой блоков.

Испанский солдат Траян стал императором в 98 г. Он известен как один из великих строителей-императоров, но, к сожалению, до нас мало что дошло от его времени. Рынки Траяна – счастливое исключение. Эти улицы магазинов из камня и бетона поднимались на Квиринальском холме над форумом Траяна. Он построил термы на месте Золотого дома Нерона, которые следовали плану терм Тита. Траян также реконструировал порт и верфи в Риме. Но самый масштабный его проект – форум Романум (Римский форум). В целом архитектор форума использовал многие выработанные до него приемы, в частности полукружия форума Августа.

Библиотеки. Рим

Две великолепные библиотеки для латинских и греческих рукописей были построены на форуме Траяна. Они располагались одна напротив другой и выходили входами на площадь, в центре которой стояла колонна Траяна. Подий в них был заменен галереями на высоких колоннах.

Прах императора Траяна был замурован в основание колонны. Колонна имела внутреннюю винтовую лестницу и была увенчана позолоченной бронзовой статуей, которая позже была заменена на статую св. Петра.

Монументальная колонна на мрамора (155 футов в высоту или 47 м) была возведена, и честь побед Траяна в воине с даками. Главная особенность колонны – рельефный фриз, который тянется от подия до капители длинной спинальной лентой.

Адриан

Архитектура эпохи Адриана (117-138 гг.) стремилась соединить римские формы с архитектурными и декоративными формами Греции и эллинистического Востока. Ее характерной особенностью было строительство из бетона и кирпича, а также разработка сводчатых и купольных конструкций, например на вилле в Тиволи. Архитектура эпохи барочной в своей пластичности, соотношении пространств, игре света и тени. Глубокое восхищение Адриана Грецией заметно в большинстве построек его времени. Сам он подолгу жил в Афинах и много здесь строил. Иногда Адриан выступает и как архитектор, в числе других проектируя здания, например, храм Венеры и Ромы в Риме.

Загородная вилла: вилла Адриана. Тиволи (ок. 118-134 гг.)

Название «вилла Адриана» вводит в заблуждение. Это, скорее, дворец, помещенный в сельской местности. Для него характерна свободная живописная планировка, восхитительное сочетание водной поверхности с архитектурой, скульптурой и зеленым ландшафтом. В постройках использовался бетон, а также технически сложные конструкции.

Внешне – это периптер с удлиненной целлой, но он состоит из двух одинаковых храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя Венеры, в другой – Ромы.

Известно, что храм спроектировал сам Адриан. Архитектор Аполлодор осмелился критиковать храм за непропорциональность, за что и поплатился жизнью. Расположенный на высоком постаменте, он был окружен колоннадой из серого гранита с белыми мраморными капителями.

Пантеон занял особое место в римской и мировой архитектуре. Он построен примерно в 118-128 гг. Адрианом на месте старого Пантеона, возведенного консулом Марком Агриппой, но превосходил его по размерам и внешнему облику. Храм был посвящен всем богам и повторял круглую форму старого Пантеона, что, видимо, можно объяс-нить желанием сохранить преемственность традиций. Любопытно, что на портике была сохранена надпись с храма Агриппы. Это одно из величайших сохранившихся зданий времен античности. Он был возведен на Марсовом поле и являлся своеобразным противовесом Колизею. В 609 г. Пантеон был превращен папой Бонифацием в церковь.

Храм состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней прямоугольного портика и переходной части между портиком и ротондой. Стены в нижней части, видимо, были покрыты мрамором, а в верхней – оштукатурены. Купол покрывала позолоченная черепица.

В интерьере доминирует полусфера грандиозного купола. В высшей его точке находилось отверстие – опайон, через которое проникал свет. В убранстве интерьера Пантеон отражает типично римскую выразительность. Это результат использования бетона, лающего больше свободы в организации внутреннего пространства и позволяющего создавать здания значительных масштабов.

Купол Пантеона превосходит по размерам все подобного рода конструкции не только древности, но и Средних, веков, и Возрождения, вплоть до XIX в. Его диаметр – 141 фут (43 м) – равновелик его высоте, составляющей половину высоты всего здания, соотношение, рекомендованное Витрувием.

Эпоха Северов в Риме

Императоры династии Северов пришли к власти в 193 г. после гражданских войн. Уменьшающаяся сила и влияние Рима и усиление провинций, казалось, только воодушевило их на постройку еще более грандиозных сооружений.

Их главный вклад в архитектуру Рима – обширные комплексы терм. Основные особенности поздних римских терм уже были найдены в термах Траяна и Тита I в. – это осевая симметрия и последовательность расположения помещений. Новым стал размер построек Северов: термы Каракаллы занимали 50 акров (20 га) и вмещали 1600 человек одновременно. Использование бетонных сводов и арочных конструкций позволяло расширять эти огромные пространства без внешних подпорок.

Мраморная триумфальная арка была воздвигнута у подножия Капитолия и посвящена победам императора в Месопотамии.
Особенностью арки являются внутренние проемы в средних пилонах. Арка Септимия Севера была богато украшена скульптурой. Каждый цилиндрический свод над проходом покрыт кессонами с цветами, окруженными листьями аканта.

Септизоний (203 г.)

Колоссальная декорация, поставленная у южного склона Палатина и заслонявшая субструкции императорского дворца. Он был разрушен в 1588 г. Стену оформляли трехъярусные портики, чередующиеся с экседрами. Цветной мрамор колонн, статуя императора в центре, фонтаны и статуи в экседрах придавали сооружению торжественный вид.

Империя Северов

В огромной империи Северов (193-305) разрабатывались новые архитектурные типы и стили. Римляне принесли свои традиции в провинцию, но они изменились в соответствии с местной строительной практикой. За пределами Рима бетон использовался редко, это ограничивало возможности.

Купол мавзолея Диоклетиана в Сплите, к примеру, был полностью выложен из кирпича, что ограничивало его размеры. В провинции камень продолжал использоваться еще долго после того, как его перестали применять в Риме. Свобода в использовании классических ордеров была характерна и для провинций, что давало возможность создавать новые архитектурные формы.

Это один из немногих хорошо сохранившихся храмов ансамбля в Баальбеке (ныне Ливан). Храма типично римский, с глубоким портиком и большой целлой на высоком подии. Но его высота скорее эллинистическая.

Богатый интерьер храма Вакха – один из немногих хорошо сохранившихся до нашего времени. Его известняковые стены украшены классическим орнаментом и ордером, поднимающимся во всю высоту здания. Между колоннами – ниши, одни с фронтонным завершением, другие – круглые.

Четырехколонный портик заслонял круглую целлу, придавая центрическому храму излюбленную римлянами фронтальную осевую ориентацию. Раскреповка подия и антаблемента, который поддерживали коринфские колонны, создавала почти барочную пластичность.

Поздняя империя

При императоре Константине произошли два важных события, которые изменили ход дальнейшего развития архитектуры Рима. В 313 г. император признал христианство и сам стал христианином, а в 330 г. он сделал Константинополь своей столицей. Все возрастающая угроза со стороны северных племен, политическая нестабильность привели к снижению строительного уровня. В техническом отношении конструкции стали проще, нередки были случаи разборки обветшавших зданий и вторичное использование их камня, колонн, деталей, рельефов. Резьба по камню уже не была столь изысканной и сложной. Но были и исключения, например конструкция стен Аврелия вокруг Рима. Император Максценций даже построил для себя новую виллу и ипподром рядом с Аппиевой дорогой. Поздняя империя (30б-340-е гг.) стала переходом от Рима к Византие.

Базилика была начата Максценцием и закончена Константином, при котором вход пе-ренесен в середину длинной стороны, что вызвало пристройку напротив него апсиды.

Три боковых отсека с каждой стороны центрального нефа служат контрфорсами, удер-живающими распор тяжелого свода. Центральный неф базилики (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Он опирался на массивные столбы и своды поперечных нефов.

Применявшийся со времен Августа кирпич использовали в качестве прокладок в бетоне и как облицовочный материал. Бетон стал преобладающим строительным материалом в позднюю империю. Камень почти не использовали, кроме как в триумфальных арках.

В мире есть города, знаменитые особой атмосферой, в них можно просто приехать и наслаждаться отдыхом. Но есть места, похожие на философскую книгу, которую мало прочитать, но еще нужно понять. Рим - именно такой город, где каждый дом или улица имеют свой смысл. Тысячелетняя история оставила здесь огромное количество следов разных эпох и стилей, поэтому, отправляясь в столицу Италии, желательно немного разбираться в архитектурных особенностях различных направлений градоустройства. Мы не будем повторять информацию Википедии, а сделаем краткий обзор достижений культуры строительства, интерьера и ландшафтного дизайна, которая в Риме представлена как ни в каком другом городе мира.

У истоков

Рим возник на основе двух цивилизаций: древнегреческой и этрусской. Последний народ считается самым загадочным на земле, язык и культура которого до сих пор не изучены. Но этруски оставили потомкам большинство технологий в строительстве и планировке городов. От греков Рим взял прочные материалы и элементы художественного оформления. Так родилась уникальная архитектура, которая поражает туристов и дает почву для научных трудов ученых.

Во II веке сформировался особый стиль Рима, где Античность переплетается со Средневековьем, а роскошная отделка совмещается с прогрессивными для своего времени инженерными решениями. Многие строения того времени и сегодня не утратили своей масштабности. Так, знаменитый Колизей может поспорить с любым современным стадионом по размерам и организации входов и выходов.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Изучая достижения римских строителей и дизайнеров, мы с удивлением признаем их авторство над многими знакомыми нам технологиями:


  • Изобретение бетона (в те времена смесь воды, извести и щебня) позволило многим зданиям Раннего Рима выстоять под натиском времени и природных катаклизмов. Именно технология заливки бетона позволила строить многоэтажные здания.

  • Изобретение акведуков не только решило проблему водоснабжения, но и стало прототипом мостов и дорог.

  • Арки и опоры стали характерной чертой римских зданий, что не только украсило их внешний вид, но и значительно укрепило конструкции.

  • Свод потолка - еще одно понятие, которое было «изобретено» в Древнем Риме. Без него невозможно представить ни один храм или дворец, и все это благодаря идее неизвестного римского архитектора соединить несколько арок в виде замкнутой окружности. Красивейшим примером этого новшества является знаменитый Пантеон.
  • От греков римская архитектура приобрела понятия симметрии и регулярности форм. Большинство зданий украшались типичными ордерами (дорическим, тосканским, ионным и коринфским). Это особая форма колонн, которые встречаются повсеместно в известных римских постройках. Сами колонны стали больше декоративным элементом, тогда как несущими стали массивные стены и пилястры.

Проводя реконструкцию зданий Старого Рима, современные мастера поражаются прочности и продуманности кладки: использование кирпичей различной формы, заливка пустот бетоном, использование блоков из травертина.

Примеры архитектурных шедевров

По различным архитектурным шедеврам в Риме легко проследить смену исторических эпох, каждая из которых имеет свой символ и стиль. Проследим и мы ход времени на типичных примерах культовых памятников.

Республиканское правление (II век до н. э. - 31 год со дня Р. Х.)

Для этого периода характерно появление первых мраморных храмов. Они были очень похожи на греческие, но имели более простую прямоугольную форму с одним лицевым входом. Большинство из них находится в Римском Форуме и сохранились только частично.

Правление Августа

После захвата Республики в строительстве стали преобладать грандиозные сооружения, призванные возвысить статус императора. Большинство из них сохранились и сегодня:


  • Пантеон.

  • Палатинский холм.

  • Мавзолей августа.

  • Колизей.

  • Театр Марцелла.

Последний менее известен, а благодаря сходству с Колизеем часто запутывает гуляющих по Риму туристов. Это один из первых театров Римской империи.

При императоре Домициане в Риме появилась первая триумфальная арка, после которой идею такого увековечивания военных побед перенял весь свет. Арка Тита напоминает о победе над иудеями и окончательном присоединении Иерусалима к Римской империи.

Расцвет империи

Каждый император в Риме оставил свой архитектурный след. Гуляя по Вечному городу, вы обязательно проследите этапы расцвета и падения величайшего государства:

  • При Антонине Благочестивом возводится храм Антонина и Фаустины.
  • Марк Аврелий увековечил свое имя знаменитой колонной.

  • Император Септимий Север построил массивные триумфальные ворота.

  • Благодаря Каракалле Рим узнал прелести общественных бань. Сегодня они, к сожалению, почти полностью разрушены.


  • Император Аврелиан возвел величественный храм Солнца.

  • Термы Диоклетиана позволяют лучше представить быт и обычаи древнего города.

Все виды общественных и культурных построек того времени подчиняются языческому представлению о мире и восхвалению могущества римских правителей.

Период Средневековья

В противовес античной роскоши и богатству католическое средневековье привнесло в архитектурный стиль нотки аскетизма и простоты. Замок Сант-Анджело погружает нас в мрачные годы инквизиции и всеобщей подозрительности.

Посещение этого места навевает тревогу, а толстые стены крепости показывают, сколь неспокойное было то время. На экскурсии по замку вы узнаете, как Папская область боролась за независимость, а неприступные стены надежно охраняли главных узников государства: Бенвенуто Челлини, Галилея, Джордано Бруно и Джузеппе Бальзамо (более известного как граф Калиостро).

Чтобы окончательно убедиться в аскетизме средневековой архитектуры, загляните в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, что сразу за Пантеоном.

За неприметным фасадом скрываются готические своды храма, которые слышали самые громкие отречения от своих убеждений за всю историю человечества. Именно здесь Галилео Галилей признал учение Коперника ошибочным, а Джордано Бруно стойко выслушал смертный приговор.

Среди множества скульптур базилики вы найдете статую «Воскресший Христос» руки самого Микеланджело.

Эпоха Ренессанса

После мрачных столетий религиозных войн в Риме воцарился Ренессанс, возрождение классической гармонии линий и рисунков. Главным шедевром этого времени по праву считается Собор Святого Петра, который сегодня расположен на территории Ватикана.

Барокко

Это вершина эпохи Возрождения, пышный стиль вычурных барельефов и мраморных Купидонов. Он представлен на площади Навона во всей красе. Три знаменитых фонтана (Четырех Рек, Нептуна и Мавра), храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Браски входят во все учебники, описывающие барочный тип архитектуры.

Современная история так же отразилась на внешнем облике Рима. В эпоху Муссолини на западном берегу Тибра был возведен Дворец Правосудия, который соединил масштабы построек Римской империи и изящество отделки Ренессанса.

Монументальные строения начала XX века по замыслу диктатора были призваны возродить былое величие Империи. Но современный стиль выглядит и более органично в здании главного вокзала Термини.

Это типичный модерн, который полностью отвечает своему предназначению и прекрасно вписывается в панораму Вечного города. Современный Рим именно такой - легкий, динамичный и изящный.

Архитектура, или зодчество,- искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей. Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро - интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.

Вместе с тем архитектура - один из видов искусства. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел, его целесообразность раскрываются в организации пространств интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных отношениях частей и целого, в ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры.

Большое значение имеет художественное оформление наружного вида зданий. Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянно воздействует своими художественными и монументальными формами на сознание массы людей. Она открывает своеобразие окружающей природы. Города, подобно людям, имеют неповторимое лицо, характер, жизнь, историю. Они повествуют о современной жизни, об истории ушедших поколений.

Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной. Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещения населения. В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается в содружестве с другими видами искусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают в конкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции. Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности.

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI - середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом (лат. forum - площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания; собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion - место, посвященное всем богам). Это храм во яма всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75-80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78×46 м) размещалась императорская ложа.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше; на каменные сиденья; где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до и. э. император Август построил в Галлии амфитеатр -- монументальное каменное строение на «бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали, в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей к холодной водой, гимнастическими задами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы, т, е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1300 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану —с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

2. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Кто-то из великих сказал: «Архитектура — это застывшая музыка.»
Древняя Греция — колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооруужений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие - антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка - стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий - коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль , или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма - простиль . Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип - амфипростиль . Это как бы двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер . Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π - количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер . Существовал в Гредии еще один вид храма - круглый периптер , где святилище - целла - имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры - около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора - «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей - женская часть дома. Основное помещение - андрон - предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения - народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Композиция общественных сооружений, многообразных по функциям, также очень различна. Но существует общий пространственный прием, которому отдавалось предпочтение, - использование темы перистильного двора, который в различных комбинациях сохраняет значение композиционного центра здания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами.

С возникновением государств, сложилась новая форма поселений — город как центр управления и торговли. Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создается целая система городов-государств. Развивается система планирования улиц, с прямой сеткой улиц и площадью — центром торговой и общественной жизни. Культурным и архитектурно композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах).

В древнем Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции Древнегреческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики, удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Для возведения крупных построек большую роль сыграло появление новых строительных материалов (бетон).

Прежде чем говорить об архитектуре Римской империи следует сказать, что в целом она развивалась под мощнейшим влиянием греческой архитектурной мысли. В своих постройках римские зодчие пытались показать силу, величие здания.

Архитектура римлян отличалась особой монументальностью и пышностью, а также она была предназначена для практических нужд населения. В то время как греческая архитектура славилась храмовыми комплексами.

Расцвет древнеримской архитектуры: период империи

Наиболее блестящий период римской архитектуры припадает на I- II ст. н. э. – то есть период Римской империи. Расцвет архитектуры начинается со становлением империи в 27 году до н. э. Первый император Октавиан Август стал применять бетон.

В это время появляется большое количество новых видов зданий: базилики, цирки, публичные библиотеки, а также возникает такой тип сооружений как триумфальная арка. Прогресс в арочном искусстве позволил римлянам возводить акведуки, а также мосты.

Наиболее выдающимися римляне были при постройке дорог, в период империи строиться большое количество дорог, некоторые из них существуют и по этот день, и они пригодны для передвижения автомобилей. Особой прочностью отличались римские канализации, которые также используются и сегодня.

Зодчие Римской империи подарили нам венец архитектурной мысли античности – Колизей, который был самым огромным амфитеатром того времени.

Во время правление императора Адриана возводиться знаменитый римский Пантеон – храм, который был посвящен всем римским богам. Только император Август за время своего правления возводит в Риме более восьмидесяти храмов. После смерти Августа строительство прекратилось на короткое время, но вскоре император Тиберий продолжил возвеличивать империю удивительными архитектурными творениями.

Император Клавдия возводит одноименный акведук длиной в 10 км, который сохранился до наших дней в прекрасном состоянии. При императоре Траяне возводится одноименная колона, которая сейчас находиться в отличном состоянии, и практически не были подвержена разрушению.

Бурное развитие архитектуры припадает на время правления императора Адриана, который и сам был отличным зодчим. При нем было возведено крупнейшее религиозное сооружение в империи – храм Венеры и Ромы, который был простроен напротив Колизея.

Адриан построил удивительное оборонительное сооружение в Британии, которое известно как Адрианов вал. Это система укреплений, общей длиной в 117 км. В наши дни можно наблюдать неплохо сохранившиеся фортификационные сооружения Адрианового вала. Стены вала достигали в высоту 6 м, и имели ширину 3 м.

Упадок древнеримской архитектуры

Римская архитектура начала переживать упадок после смерти императора Адриана. Этот характеризуется стремлениями императоров оставить после себя архитектурный след.

Наиболее выдающимися были постройки: колона Марка Аврелия, триумфальная арка императора Константина, триумфальная арка Септимия Севера, храм Антонина и Фаустины.

В этот период римская архитектура была подвержена использованию большого количества разнообразных украшений. Эта мысль были перенята римлянами с восточных традиций – римская архитектурная мысль теряла свою уникальность и независимость. Все большую роль стала играть напыщенность, которая заглушала величие классики.

Как вывод, следует сказать, что римская архитектура достигла своего расцвета в период империи. В это время возводились здания, которые поражали своей мощью и величиной. Все здания строились из хорошего камня, который скрепляли бетоном. Многие здания римлян оказались настолько крепкими, что функционируют до сих пор (дороги, канализации).

Архитектура Древнего Рима - принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. - VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум - площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры - львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод - также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком - одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.