Философия познания.

Теория познания (или гносеология , философия познания) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "гносис" -знание и "логос" - понятие; учение, и означает "понятие о знании", "учение о знании". И хотя сам термин "теория познания" введен в философии сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж. Феррером, учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

В предмете философии как всеобщем в системе "мир - человек" коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом "Познаваем ли мир?". В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: "со­знание", "истина", "практика" и "познание", "субъект" и "объект", "ма­териальное" и "идеальное", ."человек" и "компьютер", "чувственное", "рациональное", "интуиция", "вера" и т.п. - все они оказываются объединенными между собой посредством понятия "истина", с которым они так или иначе соотносятся.

Основной вопрос гносеологии состоит не столько в том, познаваем ли мир, сколько в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. В решении данного вопроса в истории философии сложились две позиции: познавательно-ре­алистическая и агностическая . Основное расхождение между ними в вопросе о том, познаваема ли сущность материальных систем, в трактовке природы "феномена" явления: имеют ли эти явления непосредственное отношение к сущности и возможно ли через явления получать достоверные знания о сущности материальных систем. На вопрос о возможности получения достоверного знания о сущ­ности предметов (или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно, хотя и по-разному, в зависимости от того, признают ли они вообще существование сущности или нет, а если признают, то какую видят связь сущности с явлением.

Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира. Его представителями являются скептики, Д.Юм, И. Кант, И. Мюллер, Г. Гельмгольц, А. Пуанкар, Т. Гексли, Пирсон или Г. Башляр. Одной из разновидностей является конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно ко­торой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными (А. Пуанкаре, К. Поппер, И.Лакатос, П. Фейерабенд). В рамках данного направления не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его стороны, данной в ощущениях или рассудке человека, но ставится под сомнение возможность познания "вещи в себе". Специфика агностицизма - в отрицании возможности достовер­ного познания сущности материальных систем. Можно дать следующее определение: агностицизм - это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Субъект и объект познания

Общее определение понятия "субъект" таково: субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является индивид, т. к. он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект - не только индивид; это - и кол­лектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т. п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы "субъект", а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время обществокак субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект же - это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъ­екта. Существуют многие материальные системы, не ставшие еще объектами, электрон вплоть до конца XIX столетия не был объектом познания.

В понятиях "субъект" и "объект" имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида - объект для психолога. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаяхпонятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мыш­ления, до "чистого "Я" (из него исключается телесность человека, его чувства и т.п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности.

Если субъект является активной стороной в познавательном процессе, то объект выступает относительно пассивной стороной, тем, на что направлена деятельность субъекта. Активная, направ­ленная на освоение внешнего мира деятельность субъекта является необходимым условием и предпосылкой, благодаря которой тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности, но зависимость объекта от субъекта не следует понимать в том смысле, что объект создается или просто полагается субъектом.

"Субъект" и "объект" - парные категории, подобно причине и следствию, случайности и необходимости и т.д. Если мы выделяем нечто в качестве причины, то мы тем самым предполагаем существо­вание следствия, и наоборот. Аналогичным образом субъект всегда предполагает объект, а объект всегда предполагает субъект. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой Фрагмент объективной (или субъективной) реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который вов­лекается в деятельность субъекта, который становится предметом тео­ретической или практической деятельности субъекта. Поскольку активной стороной в этой деятельности является субъект, он в каком-то смысле и "порождает объект", или, точнее, превращает предмет в объект своей деятельности.

В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта. Само возникающее знание является результатом этого процесса. В ходе практического взаимодействия меняется как объект, так и субъект деятельности; через эволюцию практической деятельности осуществ­ляется прогресс человека и общества.

"Субъект" и "объект" как парные категории выражают единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противо­речий между субъектом и объектом происходит посредством практиче­ского изменения объекта субъектом, посредством подчинения его сознательной воле человека. Но в ходе их взаимодействия меняются цели субъекта, которые определяют его волю, и противоречие воспро­изводится вновь.

Познавательные способности человека.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпириче­ское и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способно­сти, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания - "живое созерцание"; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятель­ности - научного познания. Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоня­ние, кожная чувствительность; кожа обладет способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан­ную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Основания объединять все эти способности в одну группу и назы­вать все это способностью к чувственному отражению действительно­сти, или "чувственным", имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.

В переводе с латинского "sensitiv" - "воспринимаемый чувствами". Да и в истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания - сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

Способности

Способности - это индивидуальные свойства личности , являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов . Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

К вопросу об определении

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части "Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам". Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение - это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий "темперамент" и "способности" . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент - не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки . Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный » - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные "наборы" способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть "индивидуальный стиль деятельности". В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях , как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции - это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: "способность выполнить такую-то задачу". А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена - это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

  1. Способности

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность . Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Методика для исследования задатков способностей «Словесный портрет» online
  • Игорь Акимов, Виктор Клименко. О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Способности" в других словарях:

    способности - индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

    Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

    Данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способности - СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    способности - выдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности удивительные способности фантастические способности … … Словарь русской идиоматики

    СПОСОБНОСТИ - индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия Подробнее


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, источники познания - естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека. К П.с. относятся , представления, , разум, , интеллект, талант, , память, воображение, , , , анализ, синтез. В теории познания велась продолжительная дискуссия по вопросу о достоверном базисе знания, который позволял бы избавляться от ненадежности знания, от обвинений в скептицизме, служил бы надежной основой познавательной деятельности. Эта дискуссия привела к появлению двух основных направлений в теории познания - эмпиризма и рационализма и выявила основные ее проблемы - существования подлинной реальности и врожденных познавательных способностей. Были предприняты также попытки выявления принципиальных оснований классического идеала научности: понятий субъекта и объекта познания, понятия опыта, категориальных принципов познавательной деятельности. Понятие идеала научности исторически меняло свое содержание: теология (средние века), юриспруденция (с XII в.), механика, математика, опытное естествознание, математическое естествознание, логика и пр. Обычное понимание субъекта познания как человека или научного сообщества постепенно уступило место гносеологической абстракции. К субъекту познания стали относить П.с., позволяющие достигать объективной истины и сохранять интерсубъекгивность знания. Попытки достижения этих целей привели к выявлению двух уровней знания: эмпирического (результаты деятельности органов чувств, именно они были названы опытом) и рационального (результаты разумной деятельности, теоретический уровень познания). Одновременно были выведены за пределы субъекта познания специфически индивидуальные качества человека, которые квалифицируют его как личность и которые, с точки зрения этой концепции «мешали» достижению объективной истины. По меткому выражению В. Дильтея, в жилах такого субъекта познания вместо живой крови тек разжиженный сок разума. Такое понимание субъекта познания было совершенно непригодно для гуманитарных наук, да и в методологии естественных наук сейчас используется для решения весьма ограниченного класса задач. Так понимаемому субъекту соответствует такой объект познания, который связан с ним не прямо, а через систему познавательных средств, сведенных к общим естественным познавательным способностям и созданным материально-техническим средствам. Субъект взаимодействует с объектом через предпосылки, гносеологической идеализации, абстракции, от которых тоже зависит соответствие знания действительности.

Многообразие видов П.с. говорит о том, что основных среди них безотносительно к определенной цели познания просто не существует. Выбор предопределен целями и задачами познавательной деятельности, и он усложняется, если учесть, что само познание имеет разный характер: оно может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных и технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 420.

S: Креативность сознания выражается в…

-: отсутствии смысла в действиях

-: придании смысла предмету сознания

+: способности создавать нечто новое

-: отсутствии способности создавать нечто новое

-: служит регулятором адаптивного поведения

-: направлена на преобразование мира

+: обусловлена биологическими закономерностями

-: носит социальный характер

S: Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

-: восприятием

-: интуицией

-: сознанием

-: экспериментом

S: При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.

-: эстетического

-: мифологического

+: естественнонаучного

-: обыденного

S: Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием...

-: «интроспекция»

-: «ощущение»

-: «психика»

-: «сознание»

S: Язык животных отличается от языка человека тем, что он:

-: выступает представителем осознанного и целенаправленного поведения

+: является двигательной и звуковой формой сигнализации

-: возник вместе с сознанием

-: обозначает вещи, свойства и отношения

S: Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

+: служит регулятором адаптивного поведения

-: направлена на преобразование мира

-: обусловлена биологическими закономерностями

-: носит социальный характер

S: Источником содержания сознания для материалистов выступает...

-: ощущение

+: объективный мир

-: Бог

-: бессознательное

S: Представители вульгарного материализма считают, что сознание...

-: имеет вещественную природу

-: является сверхъестественным даром

-: идеально

-: существует независимо от материального мира

S: Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется...

-: переживанием

+: понятием

-: знаком

-: словом

S: «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе...

-: первичных влечений с целью получения удовольствия

-: архетипов

-: интеллектуальной интуиции

-: импульсов, исходящих из области сознания

S: Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

+: Э. Гуссерля

-: М. Хайдеггера

-: З. Фрейда

-: Ж.-П. Сартра

V1: Научное познание

S: К существу научной революции не относится

-: построение новых теоретических концепций

-: создание новых методов исследования

+: исследование истории предмета

-: создание новых исследовательских программ

-: кодификации

+: фальсификации

-: унификации

-: верификации

S: Псевдонаучным – называется в философии…

+: знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий

-: знания, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

-: знания, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

-: протознание, которое в будущем станет научным

V2: Научное познание

не относится

-: синтез

-: анализ

-: аналогия

+: наблюдение

S: К общелогическим методам познания не относится

-: дедукция

+: эксперимент

-: индукция

-: абстрагирование

S: К теоретическому познанию относится...

-: измерение

-: эксперимент

-: формализация

-: наблюдение

S: Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому, предмет есть...

-: абстрагирование

-: моделирование

+: аналогия

-: обобщение

S: Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали...

-: Г. Гадамер и М. Хайдеггер

-: Ж. Лиотар и Ж. Деррида

-: Т. Кун и И. Лакатос

-: К. Ясперс и А. Тойнби

S: В науке различают два уровня исследования:

-: интуитивный и рациональный

+: эмпирический и теоретический

-: гуманитарный и естественнонаучный

-: чувственный и логический

S: К общелогическим методам познания не относится

-: синтез

-: анализ

-: аналогия

+: наблюдение

S: Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть...

-: гипотеза

-: обобщение

-: факт

+: теория

S: Мысленное объединение частей в единое целое есть...

-: анализ

-: отождествление

-: корреляция

+: синтез

S: Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление...

-: способно выходить за пределы опыта

-: не может выходить за пределы опыта

+: есть главный источник знания

-: не связано с эмпирическим познанием

S: Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип…

-: кодификации

+: фальсификации

-: унификации

-: верификации

S: С точки зрения Т. Куна, научная революция – это…

-: переход от одной парадигмы к другой

-: отделение умственного труда от физического

-: превращение науки в непосредственную производительную силу

-: переход к обществу знания

V1: Философия человека

S: Способом бытия человека как сознательного существа, обладающего сознанием, является…

-: государство

-: искусство

-: жизнь

+: общество

S: Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как…

-: субстанциализм

-: трансцендентализм

-: кентавризм

+: психофизический параллелизм

S: Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название…

+: антропогенеза

-: социализации

-: цефализации

-: хомогенеза

-: Возрождения

-: Средневековья

-: Античности

+: Нового времени

V2: Происхождение и сущность человека

-: К. Маркс

-: Ф. Ницше

+: А. Камю

-: З. Фрейд

S: Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют …

-: энергией

+: трудом

-: работой

-: энтропией

S: Человек есть совокупность общественных отношений, по мнению...

-: А. Камю

+: К. Маркса

-: У. Джемса

-: З. Фрейда

S: Понимание человека как микрокосма характерно для философии…

-: Нового времени

-: современности

-: Возрождения

+: античности

S: Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…

-: Возрождения

-: Средневековья

-: Античности

-: Нового времени

S: Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал…

-: К. Маркс

-: Ф. Ницше

+: А. Камю

-: З. Фрейд

S: Специфически человеческим способом коммуникации является...

+: речь

-: труд

-: подражание

-: мимика

S: Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения…

-: герменевтиков

-: неотомистов

-: позитивистов

+: фрейдистов

S: Процесс перенаправления сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности в психоанализе называется...

-: антропогенезом

-: сублимацией

-: гуманизацией

-: цефализацией

S: Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для…

-: прагматизма

-: постмодернизма

-: марксизма

+: экзистенциализма

S: Натуралистический подход к человеку характерен для…

-: религиозной философии

-: философии И. Канта

-: средневековой философии

+: фрейдизма

V2: Человек и природа

+: материалисты

-: идеалисты

-: дуалисты

-: интуитивисты

+: креационизма

-: провиденциализма

-: фатализма

-: эсхатологизма

S: Сущностью деятельности человека является…

-: бессознательное

-: инстинкт

+: мышление

-: творчество

S: Процесс возникновения и развития человека называется…

-: антропоморфизмом

-: антропизацией

-: аккультуризация

-: антропогенезом

S: Обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение различных форм насилия над личностью, называется …

-: философией свободы

-: философией жизни

+: этикой ненасилия

-: анархизмом

S: Систематическое применение насилия в истории, с точки зрения представителей марксизма, связано, прежде всего, с …

-: существованием социальных антагонизмов

-: стремлением к власти отдельных людей

-: недостаточным уровнем образованности в обществе

-: отсутствием идеала справедливого общества

S: Оправдание насилия характерно для взглядов …

-: А. Швейцера, М. Бубера

-: М. Ганди, М.Л. Кинга

-: Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова

+: Ф. Ницше, Е. Дюринга, Ж. Сореля

S: Под коэволюцией понимается...

-: взаимодействие индивида и общества

-: современная теория эволюции

-: совместное развитие Востока и Запада

+: совместное взаимосогласованное развитие природы и человека

S: «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли...

+: материалисты

-: идеалисты

-: дуалисты

-: интуитивисты

S: Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа...

+: коэволюции

-: дополнительности

-: детерминизма

-: эволюции

S: Философ и культуролог XX века Й. Хейзинга утверждает, что сущность человека заключается в…

-: свободе

-: способности производить орудия труда

-: вере в Бога

+: игре

S: Переход от биологических форм регуляции жизни человека к социальным произошел в процессе ____________ революции.

-: промышленной

-: неолитической

-: технической

-: научно-технической

S: Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии...

-: немецкой классической философии

-: Средних веков

-: Античности

+: Нового времени

S: Сторонники ___________ считают, что природа, подобно человеку, одушевлённа.

-: деизма

-: материализма

-: гилозоизма

-: антропоморфизма

S: Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники ____________ детерминизма.

+: географического

-: технологического

-: биологического

-: демографического

S: К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести...

+: В.И. Вернадского

-: М. Вебера

-: О. Шпенглера

-: Н.А. Бердяева

S: В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом…

+: креационизма

-: провиденциализма

-: фатализма

-: эсхатологизма

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Исходная гносеологическая проблема

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием. «Познаваем ли мы мир?» – таков традиционный вопрос, возникший ещё в древнюю эпоху, когда философия делала первые шаги. Подобный вопрос может вызвать представление, будто существовали философы, считавшие, что мир вообще не познаваем. Вряд ли существовали такие философы, да и смысл вопроса о познаваемости мира не в этом. Вопрос заключался в том, можно ли достоверно познать предметы и их сущность. В ответах на этот вопрос в истории философии сложились две традиции: познавательно-оптимистическая и агностическая (познавательно-пессимистическая) .

Древнегреческий софист Протагор , обосновывал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть», что разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому «человек есть мера всех вещей». Таким образом, философ делал вывод о невозможности достоверного, т.е. общезначимого знания о существе окружающих явлений.

В Новое время на основе развития естествознания сложились представления Д. Юма иИ. Канта о невозможности познания сущности предметов. Английский философ XVIII в. Д. Юм показал, что в научном эксперименте, да и в обыденном опыте, следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно. «Природа, – утверждал Юм, – держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представлений и дает нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов».

Не сомневаясь в существовании вне сознания «вещей самих по себе», И. Кант, однако, считал их в принципе непознаваемыми. «О том, – указывает Кант, – каковы они (вещи) могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства».



На рубеже XIX – XX вв. сформировалась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Конвенционализм (от латинского conventio – договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Основатель конвенционализма французский математик А. Пуанкаре, анализируя факт существования в науке ряда геометрий, – евклидовой, Лобачевского, Римана, – пришёл к выводу, что «геометрические аксиомы не являются ни априорными суждениями, ни опытными фактами. Они суть условные положения… Одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна».

Пуанкаре отделял отношение между вещами от сущности самих вещей. Ученый исследует отношения между вещами, природа вещей, их сущность непознаваемы. «Не только наука не может открыть нам природу вещей; никто не в силах открыть нам её, и если бы знал ее какой-нибудь бог, то он не мог бы найти слов для её выражения».

Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности предметов.

Представители агностицизма уловили реальную сложность проблемы «Что я могу знать?», но это нисколько не умоляет значимости учений о познании, сложившихся на основе гносеологического оптимизма (Аристотель, Бекон, Декарт, Локк и др.).

Познавательные способности человека

Можно выделить три основные способности человека, благодаря которым формируются знания: чувственно-сенситивную, абстрактно-мыслительную и интуицию.

Чувственно-сенситивная способность связана, прежде всего, с органами чувств. Термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями, как формой отражения действительности. Нередко говорят о «чувственном» как о «сентиментальном», «сладострастном» и т.п. Под этим термином объединяются эмоции и сенситивная способность человека. Необходимо отличать чувственно-эмоциональное от чувственно-сенситивного.

В переводе с латинского языка sensus – ощущение, чувство, восприятие; в немецком языке «sensitiv» – воспринимаемый чувствами. В истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания – сенсуализмом , представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию о мире при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью. (Далее термин «чувственное» будет употребляться в том же значении, что и термин «чувственно-сенситивное» или просто «сенситивное»).

Чувственно-сенситивная способность человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой – социального его развития. Вряд ли можно считать органы чувств человека самыми развитыми в животном мире. Термиты, например, непосредственно ощущают магнитное поле, гремучая змея воспринимает инфракрасное излучение в широком диапазоне, и т.п. Многие животные обладают сенситивными способностями, которым мог бы позавидовать человек.

Cоциальный опыт расширяет сферу чувственного отражения действительности. Пример – сталевары, обретающие в практике (в процессе варки стали) способность различать десятки оттенков красного цвета. Аналогично у мастеров, изготовляющих изделия из драгоценных металлов и камней, у специалистов-оценщиков какого-либо продукта, например, чая, по вкусу, запаху и т. п. Можно сделать вывод о том, что чувственных впечатлений у человека тем больше, чем шире его производственный опыт. Практика выступает одним из факторов, способных позитивно или негативно влиять на развитие чувственно-сенситивной сферы.

Но так ли уж нужно человеку стремиться к превосходству над животными или насекомыми в сенситивной способности?

Представим себе человека, который бы видел мельчайшие детали предметов, воспринимал бы молекулы и даже атомы. Глаз в этом случае сослужил бы человеку плохую службу. Наш субъект со сверхсильными органами чувств не смог бы правильно видеть макропредметы, так как у него не было бы возможности различать их границы, ибо последние оказались бы «размазанными», нечеткими. Или представим человеческое ухо такой же чувствительности, как у летучих мышей; мы слышали бы шум, вызванный движением крови в капиллярах, т. е. практически были бы глухими. Эти примеры говорят о том, что ограниченность органов чувств человека – факт не только отрицательный, но и положительный.

Л. Фейербах писал, что «у нас нет никакого основания воображать, что если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы. У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». Диапазон сенситивных способностей человека оптимален для правильной ориентации и действий в окружающем его мире.

Разумеется, чувственно-сенситивная способность человека развивается. Но в каком направлении? К. Маркс писал: «... чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз... Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории». Итак, развитие чувственной способности человека идет по пути очеловечения чувств, превращения чувственно-сенситивной способности из биологической в человеческую.

Но у человека имеются и другие возможности для расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать ультрафиолетовое излучение, космическую радиацию, рентгеновские лучи, магнитные поля и многое другое, что недоступно никаким представителям животного мира. Во-вторых, это мышление, обладающее, по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.

Итак, физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезной преградой на пути познания.

Роль чувственно-сенситивного отражения может быть выражена в следующих положениях:

· органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

· без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;

· органы чувств дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для всестороннего познания;

· рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств.

Существуют три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия и представления. Ощущения соответствуют, отдельным свойствам предметов и вызываются работой, как правило, одного органа чувств. Восприятия соответствуют системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия вне ощущений невозможны. В восприятии формируется образ предмета. Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Отсутствие непосредственной связи с предметом и память позволяют комбинировать образы и их элементы; происходит подключение воображения . Но отсюда – и возможность неудачных комбинаций, фантастических образов, и возможность удачных с познавательной точки зрения комбинаций образов, на основе которых становится реальным предвидение будущего.

Абстрактно-мыслительная способность – это способность получать информацию об объектах без непосредственного контакта с ними. Та чувственная картина мира, которую дают нам органы чувств, необходима, но недостаточна для глубокого, всестороннего назначения предметов. В ней почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей невозможно с помощью одного лишь чувственного отражения, необходима иная способность – абстрактно-мыслительная, или мышление.

Мыслительную способность от чувственно-сенситивной способности отличают следующие черты:

способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и одиночные признаки, они слиты в единый образ;

способность к отражению существенного в предметах; в результате чувственного отражения существенное не отделяется от несущественного;

опосредованное познание действительности с помощью рассуждений, умозаключений и благодаря применению приборов.

Абстрактно-мыслительное отражение существует в трех формах:понятие, суждение и умозаключение.

Понятие , как форма мысли, есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих и отличительных признаков. По степени общности понятия могут быть разными – единичными, общими, предельно общими (категории).

Если в обыденном сознании не столь уж важно отделение образов от понятий, то подобное разграничение составляет одну из главных задач теоретико-познавательного исследования. Одно дело – обобщенный образ человека, включающий в себя множество признаков, в том числе и общий для всех людей: иметь мягкую мочку уха, – и другое дело – понятие, в котором фиксированы наиболее существенные признаки: иметь сознание, обладать способностью к труду, общаться посредством языка.

Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятия являются элементами суждения. Примеры суждений: «Черные дыры существуют», «Некоторые деревья не являются лиственными», « Смерть Александра Македонского наступила в результате болезни» и т. д.

На базе суждений формируются умозаключения – формы мышления, в ходе которых из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение (заключение). Примером умозаключения может служить следующее рассуждение: «Если все углероды горючи, а алмаз – углерод, то алмаз горюч». Для того чтобы проверить истинность заключения «алмаз горюч», вовсе не нужно обращаться к непосредственному опыту, т.е. сжигать алмаз. Заключение о горючести алмаза с полной достоверностью логически следует из предшествующих суждений.

Несмотря на отличия чувственно-сенситивной способности от абстрактно-логической в реальной познавательной практике они взаимодействуют и дополняют друг друга. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что в процессе производства нового знания этих двух способностей недостаточно. Важное место в этом процессе занимает интуиция.

Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства .

В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания. Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое происходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (Бергсон), и как скрытый бессознательный первопринцип творчества (Фрейд).

Интуиция, как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, столь же свойственна всем людям (правда, в разной степени), как чувства и мышление. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствия», что нужно поступить именно так, и никак иначе.

История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

Например, любопытен случай, происшедший с изобретателем в области электро- и радиотехники Николой Тесла. Однажды, во время прогулки с приятелем ему внезапно пришло в голову решение одной технической проблемы. Он шел в сторону заката солнца и читал стихи; в это время мысль, подобно вспышке молнии, озарила его; идея электромотора на переменном токе пришла к нему как откровение. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить другу свое видение. Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливы и осязаемы, как металл или камень. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясным. Так началась революция в мировой электротехнике.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки: она дает новое знание не достижимое никакими другими средствами.

Не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное (доказательное, понятийное) и интуитивное – взаимодополнительные средства познания.