(2)

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Анализ стихотворения «к Чаадаеву».

Тема свободы продолжается и в других стихотворениях поэта, но самое яркое и значительное из юношеских вольнолюбивых произведений — «К Чаадаеву» (1818).

Пётр Яковлевич Чаадаев — одна из ярких и недюжинных натур пушкинской эпохи.
Пушкин и Чаадаев познакомились в 1816 году в доме Карамзиных. Чаадаеву 22 года, он корнет лейб-гвардии гусарского полка, овеянный славой сражений войны 1812 года, дошедший с русской армией до самого Парижа. Пушкин — лицеист, ему 17 лет. Они быстро сблизились и, несмотря на разницу в возрасте, стали приятелями, а потом и друзьями. Пушкин восхищался Чаадаевым, впитал, как губка, его свободолюбивые речи, рисовал друга на полях своих рукописей.

Вот к какому человеку обращено одно из лучших стихотворений Пушкина.
Прочитаем его.

Каково его звучание? Какие интонации в нём преобладают?

Стихотворение звучит приподнято, торжественно, оно воодушевляет на борьбу за счастье Отчизны, призывает служить ей. Именно этот высокий призыв является ведущей интонацией произведения.

В чём стихотворение «К Чаадаеву» созвучно оде «Вольность»? Какие его образы перекликаются с ней?

И «К Чаадаеву», и «Вольность» посвящены одной теме, и в том и в другом произведении звучит страстный призыв к борьбе за свободу:
«Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы»

«Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!».

Многие образы в них перекликаются: «самовластительный злодей» — «обломки самовластья», «Вольность святая», -неправедная власть» — «под гнётом власти роковой».

Какой из этих образов, на ваш взгляд, является ведущим в стихотворении «к Чаадаеву»? Это «Вольность святая», которой жаждут Отчизна и лирический герой стихотворения, её он ждёт «с томленьем упованья».

Какой вам видится эта «Вольность»? Нарисуйте словесный её портрет.

Девятиклассники чаще рисуют образ молодой девушки в белом платье, стоящей на вершине какого-то утёса или скалы. Ветер треплет её распущенные волосы, развевает платье. Над головой девушки мчатся тучи, подсвеченные лучами солнца, а у подножия скалы бушует море …

Как вы думаете, что же в стихотворении Пушкина подсказало вам образ девушки?

Да само чувство поэта, который нетерпеливо ждёт встречи с «Вольностью святой», «как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья». Вольность ассоциируется у него с возлюбленной.

О чём заставляет задуматься это сравнение поэта?

Вольность для него желанна так же, как любимая: она вызывает в его сердце томление, трепет, надежду …
Как связаны в стихотворении образы Вольности и Отчизны?

Отчизна взывает к помощи («Отчизны внемлем призыванье»), потому что страдает «под гнётом власти роковой», она ждёт освобождения от него, ждёт «Вольности святой».

Вольность — это то, что необходимо ей, как воздух, как хлеб, как вода … Вдумайтесь в полные юношеской силы призывные слова поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

В каком смысле употреблено здесь слово «честь»?

Честь здесь является синонимом совести — внутреннего призыва к добру, отрицания зла, благородства. Если «сердца для чести живы», значит, не останешься равнодушным к судьбе Отчизны, значит, вступишь в бой за её свободу.

И благодаря общим усилиям верных сынов Отчизны над Россией обязательно взойдёт «звезда пленительного счастья», то есть она станет свободной, от самодержавия останутся только «обломки», на которых напишут имена тех, кто
посвятил «души прекрасные порывы» Отчизне.

Обратите внимание на то, что это стихотворение будто обрамлено мотивом сна:
«исчезли юные забавы, как сон … » и «Россия вспрянет ото сна … »,
Какой смысл имеет этот мотив в начале стихотворения и какой в конце?

В начале сон — это иллюзия, связанная с надеждой на перемены, которых «с томленьем упованья» ждут горячие молодые сердца. В конце сон ассоциируется с вековым оцепенением России в оковах рабства — крепостного права, именно от этого оцепенения должна воспрянуть страна. Иллюзия «тихой славы», мирного обращения к справедливости рассеивается, «как сон, как утренний туман», слышнее становится «Отчизны призыванье».

Именно те, кто слышат это «призыванье», способны разрушить вековой сон России и вернуть её к свободной, полноценной жизни.

Рассмотрите иллюстрацию Г Клодта к стихотворению Пушкина «К Чаадаеву». Что напоминает она? (Эмблему, герб.)

ФОТО
Расшифруйте символы этой эмблемы: факел — символ свободы, горящей в груди лирического героя, цепи — символ рабства, свитки символизируют поэтическое слово, призыв к действию и одновременно своими очертаниями напоминают лиру.

Как вы думаете, почему художник избрал такой стиль?

Само стихотворение во многом сродни эмблеме борцов за свободу, об этом говорят образы-символы, образы-эмблемы, которые мы встречаем в произведении.

В гербе и эмблеме все символы имеют своё значение, несут определённую идею, они сами разворачиваются только при взгляде на них; так и в стихотворении Пушкина образы — символы не требуют разъяснения, они сами ведут за собой и зрительный, и смысловой ряд, подсказывая мысли, действия, поступки.

Вот почему это стихотворение так было любимо будущими декабристами, вот почему практически у всех арестованных по делу восстания были найдены его списки.

ЕЩЁ ОДИН АНАЛИЗ

Это стихотворение — одно из самых известных
политических произведений Александра Сергеевича
Пушкина. Оно написано в жанре дружеского посла-
ния. В XIX веке это был распространенный литера-
турный жанр, к которому Пушкин обращался неред-
ко. Дружеское послание подразумевает предельную
искренность, но это вовсе не означает, что стихо-
творение создано только для названного лица — оно
обращено к широкому кругу читателей.
Известно, что Пушкин не планировал публиковать
послание «К Чаадаеву». Однако стихотворение,
записанное со слов поэта во время чтения в узком
кругу друзей, стало передаваться из рук в руки
и вскоре сделалось широко известным, хотя опу-
бликовано оно было лишь в 1829 году. Благодаря
ему за автором закрепилась слава вольнодумца, а
стихотворение до сих пор называют литературным
гимном декабристов.
Стихотворение адресовано одному из замечатель-
нейшик людей своего времени и близкому другу
Пушкина — Петру Яковлевичу Чаадаеву. В 16 лет
Чаадаев вступил в гвардейский Семеновский полк, с
которым прошёл путь от Бородина до Парижа. В 1818
году, когда было написано стихотворение, он служил
в лейб-гвардии гусарском полку, позже стал извест-
ным философом и публицистом. Он был для Пушкина
образцом приверженности освободительным идеям
(в 1821 году Чаадаев стал членом тайного декабрист-
ского общества «Союз благоденствия »).
в первых строчках послания «К Чаадаеву » содер-
жится намек на беззаботную юность двух молодых
людей. Мирные наслаждения и забавы, надежды
на счастье, мечты о литературной славе связывали друзей:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман …
Эпитет тихая (слава) свидетельствует о том, что
друзья мечтали о тихом, мирном счастье. Говоря о
том, что «юные забавы» исчезли, Пушкин приводит
емкое и яркое сравнение: «как сон, как утренний
туман». И в самом деле, ни от сна, ни от утреннего
тумана не остается ничего.
В этих строках сквозит явное разочарование
правлением Александра 1. Известно, что первые
шаги молодого императора вселили в подданных
надежду, что его царствование будет либеральным
(Александр 1 даже обсуждал с ближайшими друзья-
ми планы превращения России в конституционную
монархию), однако надежда эта не оправдалась.
В условиях политического гнёта и бесправия «тихая
слава» была просто невозможна.
Дальше поэт говорит: «Мы ждём … минуты воль-
ности святой » , Эпитет святая свидетельствует
о высоком понимании «вольности ». Сравнение:
«Как ждёт любовник молодой / Минуты верного
свиданья », — подчеркивает страстное желание поэта
дождаться «вольности святой» И даже уверенность в
осуществлении этого (верное свиданье).
В стихотворении противопоставляются два образа:
«власть роковая» и «отчизна»:
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Большую силу приобретает эпитет роковая
(власть) — жестокая, бесчеловечная. А родину поэт
называет отчиеной; выбирая из ряда синонимов
самое интимное и душевное значение.
Важно отметить, что поэт говорит не только о своих
чувствах — он выражает мысли и желания многих
своих единомышленников: «Но в нас горит ещё же-
ланье»; «Мы ждём С томленьем упованья»,
Что же означает «звезда пленительного счастья»,
которая должна взойти? В политической лексике
той эпохи слово «звезда» часто символизировало
революцию, а восход звезды — победу в освободи-
тельной борьбе. Недаром декабристы Кондратий
Рылеев и Александр Бестужев назвали свой аль-
манах «Полярная звезда». Разумеется, Пушкин не
случайно выбрал это слово в послании, обращённом
к своим друзьям.
Обращаясь к читателю с пламенным призывом:
«Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные
порывы», — поэт выражает уверенность в том, что
«Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовла-
стья / / Напишут наши имена!», Слова «обломки са-
мовластья» означают грядущее падение самодержа-
вия. Поэт призывает к самоотверженному служению
родине, к борьбе за свободу. Для него понятия «па-
триотизм» И «свобода» неотделимы друг от друга. Но
Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки
царь не согласится. Именно поэтому в последних

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба . Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».
  • Смысл

    Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

    Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

    Средства выразительности

    Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

    В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

    Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

    На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

    Критика

    Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

    Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

    В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 213.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 го­ду. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаада­еву». Жанр - дружеское послание.

В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.

Сюжет . В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые воз­никли в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет «власти роковой» (ужесточение политики императором после войны 1812 года) заставляет людей передовых взглядов и свободо­любивых настроений с особой остротой чувствовать «призваньё отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы...», бороться за ее свободу. В конце стихотворения выражается вера в неизбежность падения само­державия и в освобождение русского народа:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Новаторство Пушкина состоит в том, что в этом стихотворении он соединил гражданствен­ный, обличительный пафос с почти интимными переживаниями лирического героя. Первая строфа заставляет вспомнить образы и эстетику сентименталистской и романтической элегии. Однако начало следующей строфы резко меняет ситуацию: разочарованной душе противопос­тавлена душа, полная мужества. Становится ясно, что речь идет о жажде свободы и борьбы; но в то же время фраза «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерас­траченной силе любовного чувства. Третья строфа соединяет образы политической и любовной лирики. В двух заключительных строфах любовная фразеология сменяется гражданственно- патриотическими образами.

Если идеалом для декабристской поэзии был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины, и с этих позиций осуждалась любовная лирика, то у Пушкина по­литическая и любовная лирика не противопоставлялись друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.