сились молчаливые сосны, окутанные, как широким плащом, густым покровом
снега. Рядом из-под снега выглядывали маленькие ёлочки. Всё было тихо, спокой-
но, чувствовалась какая-то торжественность и настроение, и без того хорошее, ста-
новилось радостным и спокойным Лишь изредка с ветки, чересчур перегруженной
снегом, отлетал комочек и мягко, почти неслышно падал вниз.
Я бы долго ещё любовалась, но мороз дал себя почувствовать. Ноги мои, легко
обутые, стали мёрзнуть и заныли, и мне пришлось войти в дом. В комнате у нас чув-
ствовался праздник. Девочки, весёлые и нарядные, сновали взад и вперёд,- у нас
должен был состояться сегодня концерт, и мы ждали устроительницу его
Наконец появилась и она. Гости заняли места, и концерт начался.
- Таня, выходи,- шепнула Ольга Ивановна, и девочка лет четырнадцати
вышла вперёд
Она была среднего роста, скорее полная, чём худая, лицо белое, и волосы то-
же белокурые. Лицо это можно было бы назвать красивым, но выражение глаз
портило его. Они были светло-голубые, чистые, опушённые густыми ресницами.
Но было в них что-то дерзкое, самоуверенное, и глядели они как-то прямо, так и
впивались в лицо. Она вышла твёрдо, чуть откинув голову назад Щёки были по-
крыты румянцем, который говорил о внутреннем волнении.
Она оправилась и начала. Первый звук её голоса разбудил наступившую ти-
шину. Он был хоть и неуверен, но всё-таки силен. Он мне напомнил первый удар
часов: он так же сильно и спокойно раздаётся в тишине. За первым звуком пошли
другие, такие же уверенные, как она сама. Пела она известный романс: «Спите,
орлы боевые...» Голос у неё, хотя и был мягкий, но походил скорее на мужской
своей силой и низкостью. Но в её пенье не было чувства, она думала только о го-
лосе и пела ровно и спокойно. Последний звук её голоса не замер, а спокойно обор-
вался и смолк,
- Какой сильный голос у девочки,- услышала я за собой и оглянулась
назад
У всех лица были спокойные, хотя и улыбались одобрительно.
После короткого перерыва концерт продолжался. Следующую песню испол-
няла девочка лет тринадцати, маленького роста, с тёмно-русыми волосами. Она
была худая, видно было, что она недавно встала после болезни. Лицо у неё было
хорошее, смущённое, большие серые глаза робко глядели из-под длинных ресниц,
ноздри вздёрнутого носика шевелились. Она вышла вперёд, взволнованно теребя в
руках передник. В зале раздались вступительные аккорды. Клавдия (так звали
девочку) как-то вся вздрогнула, оглянулась, выпустила из рук передник и начала.
Первый звук её голоса дрожал, как натянутая струна, по которой ударила бояз-
ливая и неуверенная рука, но следующие были уже не такие. Правда, они тоже
дрожали, но это была не боязливая дрожь: это было вибрирование её чистого,
нежного, тонкого голоска. Пела она романс Глинки «Жаворонок», и голос её как
нельзя более соответствовал песне. Слушая её, я себе явно представляла летний
день и песню жаворонка. Её голосок уже оправился и негромко, как щебетанье
птички, звенел и разливался. Мне было как-то грустно и вместе с тем как-то воль-
но, ничто не давило грудь, эта грусть была о лете, о тёплом летнем солнышке, о
зелени, о цветах. Всё это напоминала песня. Я сидела, слушала и упивалась
раздававшимися звуками, мне хотелось, чтобы никогда не смолкало это пение, и
когда последний звук, переливаясь и дрожа, как струйка, замер в воздухе, я под-
няла глаза на Клавдию. Она смущённо улыбалась и наклонялась на оглушитель-
ные рукоплескания.
Я поглядела на слушателей. Видно было, что пение Клавдии произвело впе-
чатление. Лица были задумчивые, на всех была какая-то грусть. Некоторые де-
вочки обратились ко мне с вопросом, нравится ли мне пение Клавдии, но я ничего
не ответила и вышла опять на крыльцо. Мне хотелось побыть одной, чтобы песня
звенела и раздавалась в ушах.
Ясная морозная ночь ласково охватила меня: звёздочки ласково сияли, как
бы одобряя пение, и надменные сосны по-прежнему стояли, молчаливо раздумы-
вая о чем-то. Снег казался синим. Я оглядывалась кругом, но не могла забыть
смущённые глаза Клавдии. Мне казалось, что она так дорога мне, так я люблю её.
Мне было досадно, что там хвалят её, и мне хотелось, чтобы она пела и пела без
конца, хотя звуки её голоса, как живые, так и звенели в ушах.

М. А. Рыбникова (1885-1942) Мария Александровна Рыбникова, ученый-филолог, фольклорист, одна из наиболее интересных фигур в отечественной методике, автор многочисленных методических и учебных пособий, успешно совмещала научно-исследовательскую и педагогическую работу, до революции учительствовала в Вязьме, в советское время преподавала в подмосковной Малаховской опытно-показательной школе, читала лекции в Московском педагогическом техникуме и во 2-м МГУ, сотрудничала в научно-исследовательских институтах. Увлеченность филологией, постоянный поиск, удивительная работоспособность отличали Рыбникову-педагога. Она была сторонницей филологического изучения литературы, в своих работах часто опиралась на идеи Ф. И. Буслаева, однако легко воспринимала все новое, не избежав при этом заблуждений и вызвав немало критических замечаний в свой адрес. Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Своим опытом работы она делится на Первом съезде словесников и в статьях «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др. В одной из первых своих крупных работ «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок - Гамлет» (1923). 15.09.2012. Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.

Слайд 59 из презентации «Методика преподавания литературы» к урокам литературы на тему «Обучение литературе»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Методика преподавания литературы.ppt» можно в zip-архиве размером 145 КБ.

Скачать презентацию

Обучение литературе

«Программа по литературе Черкезовой» - 5-9 классы. На какую тему создано больше всего пословиц и поговорок в вашем фольклоре? Для вас, любознательные реализация культуроведческого подхода. Черкезова М.В., Леонов С.А., Жожикашвили С.В. и др Под ред. Черкезовой М.В. Литература. 9 класс. Требования к результатам обучения. СТРУКТУРА рабочей программы.

«Литературная математика» - Делаешь успехи. «Литературная математика». Автор знаменитой комедии, в которой преподавал Цыфиркин а) Д.Фонвизин; б) Н.Некрасов; в) В.Астафьев. 6. Известная комедия про нерадивого ученика Митрофанушку. а) «Протекция»; б) «Недоросль»; в) «Опытность». Правильно. Хорошо.

«Памятники литературным героям викторина» - А) Красноярске Б) Бремене В) Липецке Г) Риге. 3. Тур 1. Один из наиболее сложных и идейно емких жанров скульптуры. А) "Два адмирала" Б) " Два генерала" В) " Два капитана" Г) " Два бойца". В Пскове стоит памятник литературным героям романа В.А.Каверина: Как звали литературного героя?

«5-11 класс литература» - Курс 9 класса охватывает русскую литературу от древности до наших дней. ЛИТЕРАТУРА 5-11 классы. УМК для 8 и 9 классов коллектив авторов-составителей, под редакцией Г.И.Беленького. Занимательная форма изложения сочетается с научностью. Учебно-методические пособия. Элективные курсы. Материал расположен по хронологическому принципу.

«Методические пособия по литературе» - Программы. Пособие адресовано учителям основной школы. Основные документы. В книге рассматривается процесс обучения, организованный в условиях всеобщего доступа к пространству информации. Книга содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников. Методическая литература, посвященная Федеральным государственным образовательным стандартам.

8 (20) февраля 1885, станция Александровка Рязано-Уральской ж/д Ранненбургского у. Рязанской губ. - 3 июня 1942, Свердловск

Российский и советский педагог, методист, фольклорист, литературовед

Родилась в семье служащего. Училась в московском Мариинском училище, после окончания которого (1903) проработала год в начальной школе. Окончив историко-философский факультет Московских высших женских курсов (1909, отделение русской литературы) работала учительницей литературы в женской гимназии в Вязьме (1909-1917); руководила школьными кружками, исследовала вопросы внеклассной работы. С 1918 работала в Малаховской средней опытно-показательной школе (под Москвой), с 1923 - в Московском педагогическом техникуме Профинтерна (до 1928), в 1924-1931 - на педагогическом факультете 2-го МГУ, в Индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта (1928-1930). Одновременно вела научную работу в Институте методов внешкольной работы, Центральном институте педагогики, Институте детской книги, Институте школ Наркомпроса и других научно-исследовательских учреждениях. Вела работу по собиранию фольклора, организации литературных музеев, выставок, семинаров, принимала участие во Всесоюзной Пушкинской выставке (1937). В июле 1941 эвакуирована в Свердловск, читала курсы в Свердловском педагогическим институте, вела работу с учителями.

Разработала методику наблюдений над языком художественных произведений («Работа словесника в школе», 1922), систему упражнений по русскому языку («Книга о языке», 1 издание под заглавием «Изучение родного языка», 1921). Инициатор и руководитель введения курса литературного чтения в 5-7-х классах. Основной труд Рыбниковой - «Очерки по методике литературного чтения» - посвящён разработке содержания выразительного чтения, приёмам анализа текста, системе письменных работ, описанию уроков и т.д. Наряду с необходимостью непосредственного эмоционально-эстетического восприятия художественной литературы утверждала правомерность разбора содержания литературных произведений в органической связи с их художественной формой, широко использовала иллюстративный материал. В дальнейшем частично пересмотрела свои взгляды, признав необходимость использования в преподавании литературоведческого материала. Особое значение придавала изучению языка художественных произведений как средству развития речи учащихся, выступала за использование фольклорного материала (загадки, пословицы и пр.) в школьном курсе литературы для анализа стилистики литературного произведения.

Исследуя в широком историческом плане теорию и практику детского чтения, разработала принципы отбора и издания книг для детей. Автор и соавтор работ по вопросам поэтики, русской литературы, фольклора, книг для чтения, учебных пособий.

Основные труды

Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы // Вестник воспитания. 1914. № 6.

А. Блок - Гамлет. М., 1923.

По вопросам композиции. М., 1924.

Современная и классическая литература в школе. М.-Л., 1927.

Изучение литературы в школах II ступени. М.-Л., 1928.

Методика преподавания литературы. М., 1930.

Введение в стилистику. М., 1937.

Русская поговорка // Русский язык в школе. 1939. № 4.

Очерки по методике литературного чтения. М., 1941. (3-е изд.: М., 1963.)

Библиография

Литература

Роткович Я. А. О методической системе М. А. Рыбниковой // Литература и язык в политехнич. школе. 1932. № 1.

Роткович Я. А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Янв 31 2013

Октябрьская революция 1917 г. многими словесниками воспринимается враждебно, однако большая их часть продолжает работу в новых условиях, пользуясь старыми программами и учебниками. Некоторые бывшие делегаты Первого всероссийского съезда словесников принимают участие в разработке учебных программ, внедряют, иногда под лозунгами перестройки школы, свои идеи в практику преподавания. 20-е годы стали временем интересных методических исканий, бесчисленных экспериментов в педагогике и методике.

Многие словесники, не успевая уследить за сменой установок и потоком новаций, пребывают в некоторой растерянности. Другие находят выход в разнообразных формах внеклассной работы, официально поощрявшейся и представлявшей относительную свободу в выборе литераткрного материала и методики работы.

В «Учебном плане занятий по русскому языку в трудовой школе» (1918) в качестве основного метода преподавания вьгдвигается «трудовой метод», направленный на воспитание у учащихся активного отношения к окружающему миру и подготовку их к последующей трудовой деятельности. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора литературного материала, в плане указываются лишь основные направления в работе этико-эстетический анализ произведения, выразительное чтение, анализ языка и формы произведения, развитие речи учащихся, воспитание эстетического вкуса и творческих способностей. Рекомендуются так же разнообразные формы внеклассной работы, знакомство учащихся с техникой ведения собрании, диспутов, с ораторскими приемами и т. д.

В первых вариантах учебных программ по сохраняется прежнее деление курса на чтение отдельных произведений в младших классах и историко-лигературный курс в старших классах. Свои варианты программ готовят литературоведы В. А.Десницкий, В. Л.Львов-Рогачевский. По тематическому принципу предлагают распределять материал С. И.Абакумов, М. А. Рыбникова.

В конце 1921 г. в Петрограде открывается съезд преподавателей родного языка и литературы, на котором продолжают свой спор «общественники» и «эстеты». В докладе П. Н.Сакулина «Теоретические предпосылки литературного курса» высказывается мысль о равноправном значении двух основных методов изучения литературного произведения в школе - имманентного и социологического. Позиции формальной школы отстаивает в своем докладе «Задачи поэтики» В. М. Жирмунский. В докладе Н. Л. Бродского «Стилистическое изучение литературы» предлагается сочетание разных методов изучения литературного произведениия: «от интуиции через стиль к историзму».

Попыткой учесть достижения разных школ в литературоведении была «Программа для I и II ступени семилетней единой трудовой школы» (1921), разработанная под руководством П. Н. Саккулина. В младших классах составители программы строят курс проблемно-тематическому принципу, выделяя три основные «сферы поэтического творчества: интимная сердца, социальная действительность и философские искания». Учителям предлагаются четыре варианта списков произведений для чтения в классе. Первый учитывает «преобладающие интересы учащихся», во втором произведения располагаются по тематическому принципу, в третьем сочетаются социальный, тематический и жанровый принципы, а четвертый мог стать основой для изучения «строго продуманного курса поэтики». В старших классах рекомендуется традиционный историко-литературный курс, дополненный произведениями Радищева, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского и Горького. Авторы программы, отдавая дань времени, отмечают преимущественное значение «метода марксизма», однако в построении литературного курса и в своих рекомендациях опираются на традиции академического литературоведения и методики.

Более решительно разрушают традиц и составители так называемых «комплексных программ» разработанных на основе рекомендаций научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС) (1925). Новые программы, по словам руководителя секции Н. К. Крупской, призваны помочь учащимся «марксистски охватить современность». В их основу положена идея комплексного обучения, положительно встреченная в Наркомпросе и одобренная в ЦК ВКП(б). как учебный предмет теряет самостоятельное значение, а литературные произведения превращаются в иллюстрации к комплексным обществоведческим темам «Город», «Деревня», «Капитализм и рабочий класс», «Борьба и раскрепощение рабочего класса» и т. п. В программе тщательно разработаны основные направления самостоятельной «литературно - исследовательской работы над жизненным материалом», в качестве дополнительных заданий предлагаются упражнения, направленные на развитие эстетического вкуса, анализ формы и языка произведения. В комплекс явно не вписывалась русская классика, в особенности лиричаская , зато как никогда широко представлена современная отечественная и зарубежная литература, книги пролетарских писателей. В качестве иллюстраций к отдельным темам рекомендуются отрывки из произведений Э. Золя, А. Франса, А. Барбюса, Э. Верхарна, Д. Лондона и других зарубежных авторов.

Словесники встречают программу ГУСа резко Отрицательно. В защиту самостоятельности литературы как учебного предмета выступают В. В.Данилов, И. П. Плотников, К. С. Спасская и другие педагоги. Многие словесники сознательно идут на отступления от программы, работают по своим планам. Даже сторонники комплексного обучения, высоко оценивавшие нацеленность новой программы на активное усвоение учащимися знаний и развития их самостоятельности, не могли скрыть своей растерянности. Один из учителей так описывает свой опыт работы: «Как объект литературных знаний всплывают с литературного дна второстепенные и даже третьестепенные писатели, а звезды первой величины остаются вне поля наблюдения и изучения (например, которых никак не пристегнешь ни к кустарю, ни к фабрике)».

Недостатки комплексных программ отмечают и руководители Наркомпроса. В новой программе (1927), подгоговленной при участии литературоведов, основное место занимают произведения русской и зарубежной классики. Лиература снова становится самостоятельным учебным предметом. Курс литературы в старших классах строится на основе историко-литературной концепции В Ф. Переверзева, объяснявшего все элементы стиля художественного произведения классовым бытием автора, но учитывавшего при этом специфику художественного творчества и отрицавшего идейность литературы и связь литературы с политикой. В программу, составленную в духе старых академических традиций, не были включены произведения революционных демократов, не предусматривалось и обязательное изучение современной литературы.

В 1929-1930-е гг. разворачивается дискуссия о «переверзевской школе», обвиненной в ревизии марксизма, подвергаются критике работы П. Н.Сакулина и других литературоведов и методистов, отступавиших от марксистско-ленинской методологии. Перед школой ставится задача усиления идейно-воспитательной направленности учебного процесса.

«Проект новых программ ФЗС» (1931) основан на «методе проектов», который приводит к отмене классно-урочной системы и к очередным экспериментам в преподавании литературы, вновь превратившейся в иллюстрацию к обществоведческим темам и одно из средств «агитации за пятилетку». Основное место в этой программе заниманот произведения советских писателей. Русская классика представлена скупо и только «в порядке контраста с современностью».

Идея «сличеиния изображаемого с действительностью», выдвигавшаяся еще в работах В. И.Водовозова, находит свое логическое завершение и приобретает совершенно карикатурные формы в методе «сверки с действительностью» описанном в книге Е. Н. Петровой « и литература в политехнической школе повышенного типа» (1931). приводит пример «проработки» по методу проектов «Рассказов контрольника» А. А. Караваевой. После чтения текста учащиеся пытаются понять причины призведенного на станке брака, но «художественного описания недостаточно». Не удается решить проблему и после того, как сделан чертеж. И только после экскурсии в цех уясняется «гвоздь рассказа» - причина брака на производстве.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы. Рыбникова, Голубков, Кудряшов - Часть 1 . Литературные сочинения!