Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают:

· Образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

· Схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.)

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности.

· Естественная наглядность (детали, агрегаты, работа агрегатов); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами.

· Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

· Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

· Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

· Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

· Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

· Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Технические средства обучения (ТСО), как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе.

Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

· по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

· по принципу устройства и работы;

· по роду обучения;

· по логике работы;

· по характеру воздействия на органы чувств;

· по характеру предъявления информации.

По функциональному назначению технические средства обучения делят на три основных класса: информационные, дидактические обучающие и контролирующие.

Информационные средства обучения : аудиовизуальные - радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (мультимедийное оборудование), лингафонное оборудование (лингафонный кабинет).

Информационные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные средства обучения используются при самостоятельном обучении. В качестве информационных средств обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.

Дидактические (обучающие) технические средства определяются степенью совершенства программ. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к дидактическим техническим средствам обучения, отвечают автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. Применение АОС в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых - индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности; унификация учебно-методического материала.

Контролирующие технические средства обучения предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала и используются на всех этапах учебного цикла. Контроль - неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучающимся и преподавателем. Основные формы контроля: текущий контроль усвоения учащимися некоторого объёма учебного материала; промежуточный и итоговый контроль на определённой стадии учебного процесса. Контролирующие технические средства обучения разделяются на индивидуальные и групповые, основанием дифференциации является тип обучающих программ и методы ввода ответа обучаемого. В наиболее совершенных контролирующих устройствах используются разветвленные обучающие программы с конструируемым ответом. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам контроля знаний, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с обучающимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономичным (с точки зрения затрат времени).

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звуко-технические, электронные и комбинированные ТСО.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы компьютерной техники ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.

По характеру предъявления информации компьютерной техники ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Глава 2. Применение принципа наглядности при изучении профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

2.1 Анализ профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

При анализе данной дисциплины мы должны ответить на следующие вопросы:

I. - где применяется данная дисциплина;

II. - каковы цели и задачи;

III. - сколько часов отводится на изучение;

IV. - наименования разделов профессионального модуля.

V. - требования к техническому обеспечению

I. Область применения программы

Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» изучается в образовательных учреждениях подготовки выпускников среднего профессионального образования выпускниками школ на базе общего среднего и основного общего образования.

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта и соответствующих профессиональных компетенций:

1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего общего образования.

II. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

В осуществлении разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

В осуществлении технического контроля эксплуатируемого транспорта;

В разработке и осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;

Разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

Осуществлять технический контроль автотранспорта;

Оценивать эффективность производственной деятельности;

Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

Анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;

Устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

Базовые схемы включения элементов электрооборудования;

Свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

Правила оформления технической и отчетной документации;

Классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;

Методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

Основные положения действующей нормативной документации;

Основы организации деятельности предприятия и управление им;

Правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1645 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 1033 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 316 часов;

учебной и производственной практики – 612 часов.

IV. Наименования разделов профессионального модуля:

раздел 1. Освоение технических конструкций и теории автомобильного транспорта и эксплуатационных материалов. Максимальная учебная нагрузка – 503 часа;

раздел 2. Овладение технологией технического обслуживания автомобильного транспорта. Максимальная учебная нагрузка – 233 часа;

раздел 3. Овладение видами, методами и средствами качественного ремонта автомобильного транспорта. Максимальная учебная нагрузка – 297 часов;

учебная практика – 522 часа;

Производственная практика (по профилю) – 90 часов.

V. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Успешное освоения студентами профессионального модуля«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» зависит, прежде всего от наличия соответствующих учебно-материальной базы. Благодаря хорошему оборудованию кабинетов и применению учебно-наглядных пособий на занятиях

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

«Техническое обслуживание автомобилей»:

Наглядные пособия.

«Ремонт автомобилей»:

Комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;

Комплект инструментов, приспособлений;

Комплект учебно-методической документации;

Наглядные пособия.

Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:

Демонтажно-монтажной:

Оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ;

Инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;

Стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:

«Технического обслуживания автомобилей»

Методические пособия;

Комплект плакатов;

Лабораторное оборудование.

«Ремонта автомобилей»

Автоматизированное рабочее место преподавателя;

Автоматизированные рабочие места студентов;

Методические пособия;

Комплект плакатов;

Лабораторное оборудование.

«Технических средств обучения»

Компьютеры;

Принтер;

Проектор;

Плоттер;

Программное обеспечение общего назначения;

Комплект учебно-методической документации.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.


Похожая информация.


Лекция 8. Виды наглядных пособий на уроках изобразительного искусства. Динамические пособия и принципы их разработки. Технические, аудио и видео системы обучения изобразительному искусству.

Наглядные пособия это вид дидактических пособий, которые разработаны для восприятии на уроке во время сообщения нового материала, анализа задания или практической деятельности (рисование с натуры), а так же для эстетического восприятия во время эстетической беседы. По способу демонстрации и форме наглядные пособия можно разделить на следующие группы:

1. Экранные пособия: слайды, презентации, видеофильмы или кинофильмы, карточки для эпипроектора и т.п.;

2. Натуральные и натурные пособия: реальные предметы быта, гербарий, животные, цветы, муляжи и т.п.;

3. Учебные плакаты, таблицы, схемы, динамические пособия.

4. Приборы, каркасы, модели для наблюдения физических явлений.

5. Репродукции произведений искусства.

6. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, детские работы.

Требования к наглядности:

1. Качество: репродукции должны передавать точно произведение искусства, запись - звучание музыкального произведения.

2. Эстетический вид должны иметь все предметы из фондов кабинета и репродукции, детские работы должны быть оформлены, если они служат наглядным материалом для уроков ИЗО.

3. Все материалы дидактического фонда должны быть систематизированы и занесены в каталог кабинета, что упрощает их поиск и хранение.

Современный учебный плакат по изобразительному искусству отличается не только от старых таблиц по теме и эстетике оформления, но и возможностью его использования на уроке, т.к. одно из требований современной методики предъявляемых к плакату, это динамичность.

Динамические таблицы - это плоские наглядные пособия, имеющие подвижные и взаимозаменяемые элементы, части изображения, манипулирование которыми позволяет учителю изменять изображения на плоскости таблицы. Динамическая таблица управляет вниманием детей, делает восприятие учебной проблемы доступным, что облегчает освоение учебного материала, а сам процесс обучения - занимательным. Динамическое пособие позволяет учителю руководить восприятием детей, активизируя его и делая его осознанным.

Рассмотрим несколько принципов достижения динамики в учебной таблице.

1. Принцип аппликации является наиболее простым и распространенным способом приведения в движение частей изображения на плоскости. Его часто используют в мультипликации. Основными составляющими динамической аппликативной таблицы являются: плоскость - фон, композиционные элементы. Проблема организации движения на такой плоскости заключается в том, как крепить элементы на вертикальной плоскости.

Наиболее известные способы крепления:

    использование ворсистых материалов, т.е. фон и обратная сторона элементов покрыты или ворсистой бумагой или тканью (фланель, драп);

    использование магнитов, т.е. магнит может быть приклеенным на обратной стороне элемента, а для фона берется металлический лист или на обороте металлического фона прикрепляются несколько больших магнитов, а на композиционные элементы наклеивается металлическая полоска;

    при помощи иголок - булавок;

    при помощи детского пластилина.

2. Принцип «кармана». Элементы динамической таблицы можно крепить на плоскости с помощью «карманов», которые могут быть прорезными или накладными. Такие таблицы менее динамичны, чем аппликативные, так как передвижение элементов на плоскости ограничено количеством и расположением «карманов». Использование принципа «кармана» позволяет учителю путем проб создать учебную таблицу в ходе объяснения нового материала или поставить задачу на закрепление уже пройденного материала перед одним учеником или классом.

3. Принцип «чешуи». Если фон таблицы сделать многослойным, закрепив на нем небольшие лоскуты или полоски бумаги внакладку, как крепится чешуя на рыбе, то получим отличную плоскость для показа. Таблица, имеющая такой фон, более динамична, чем таблица с «карманами», она не требует также особых материалов и инструментов для крепления элементов композиции на фоне. В зависимости от формы элементов, составляющих фон, в таблице могут быть изображены стилизованное море, небо, лес, луг и др. Такой фон можно использовать при организации коллективного результата работы учащихся на уроке (например, панно «Бабочки» или «Бал цветов» на фоне «зеленого луга»).

4. Принцип «ленты». Если отдельные элементы композиции разместить на общей полосе бумаги, то получится своеобразная демонстрационная лента. Ее можно пропускать через прорези в фоне, что как кадр в диафильме, отделив нужное изображение от других композиционных элементов. Динамический плакат может включать в себя одну или несколько независимо движущихся лент.

5. Принцип «книги». Книга, как динамическое пособие, иллюстрирующее рассказ учителя, может быть необыкновенной формы. Ее страницы могут быть разрезаны на полосы, тогда стоит задача: соединить полосы в единый лист нужной или удачной композиции. Страницы книги могут иметь необычную форму необычную форму, причем каждая страница по форме отличается от других, тогда, листая эту книгу, налагая одну страницу на другую, можно менять изображение, как в мультфильме.

6. Принцип мультипликации. В основе этого принципа лежит использование прозрачных пленок, которые позволяют «наносить» любой рисунок на цветной фон или на имеющееся изображение. Так можно продемонстрировать изменение в пейзаже с помощью цветных пленок, когда один и тот же нейтральный по эмоциям пейзаж может стать веселым солнечным или грустным пасмурным. Так же можно «уронить» на нарисованный город снег, изображенный на прозрачной пленке. С помощью прозрачных пленок для кодоскопа можно продемонстрировать поэтапное выполнение изображения.

Технические, аудио и видео системы обучения изобразительному искусству.

Виды технических средств обучения изобразительному искусству. Визуальные системы: эпипроектор, диапроектор, фильмоскоп, эпидиаскоп, кодоскоп, кинопроектор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер (мультимедиа). Музыкальные проигрыватели и магнитофоны CD - проигрыватели.

Фотография как доступное средство воспитания эстетического интереса к окружающей действительности и художественного творчества.

Фронтальное и индивидуальное использование технических средств обучения.

Фонд визуальной и музыкальной информации в кабинете. Создание учителем пособий для уроков с использованием технических средств: слайд-фильм, видео-фильм, музыкальная и литературная фонотека

    выбрать тему урока из одной из типовых программ и разработать динамическое пособие по данной теме (формат А3).

    выбрать тему урока из одной из типовых программ и подготовить презентацию к данному уроку.

Наглядные пособия в обучении На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности.Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.Виды наглядных пособий, используемых в обучении: Предметы окружающей обстановки.Демонстрационные изобразительные пособия.Таблицы. -познавательные;- инструктивные;- тренировочные;- справочные;Счетные приборы.Измерительные приборы.Иллюстрации.Дидактический материал.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда(вырезание из бумаги, склеивание и др.)Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям, используемым на уроках, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы.С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока – 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? - Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников.

Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.

Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения - 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необхо­димых данных для суждения. Чем больше органов чувств участ­вует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности , который состоит в том, что учащиеся идут к до­стоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обуче­ния изобразительному искусству. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы рас­крыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображения рисунок наносится легким касанием ка­рандаша, но на практике у него это не получается. Учитель пока­зывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и в конце концов протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и не­правильно намеченные линии.

Наглядные методы.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций; схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп).

Виды наглядности.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность , когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

Типы наглядности.

Наглядные пособия можно выделить в следующие группы:

Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных.

Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов, квадратов на подставках, вертушки для раскрытия закономерностей смешения цветов.

Методические схемы, рисунки и таблицы. Поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда. Заменяя рисунок учителя на доске они способствуют экономии времени. Динамические таблицы.

Репродукции с картин, рисунков, изображения предметов, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев.

Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы,CD, DVD, диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу, и в конечном итоге повышает эффективность урока.

Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок – показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения предмета.

Иначе называют дидактическими средствами . Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства - это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры - дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры - это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

- технические средства обучения (ТСО) ;

- учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал - компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

- дидактический материал - карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование - оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование - оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения . В данном разделе продукции выделяются...

- ;

- технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений ;

- оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений ;

- учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений .

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на...

- учебные натуральные объекты : препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;

- учебные модели, макеты и муляжи , а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;

- печатные средства обучения : картинки, карточки, таблицы, альбомы;

- экранно-звуковые средства обучения : учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;

- учебные приборы, аппаратуру и устройства : механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;

- прочее оборудование и изделия для школ : учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.