1

Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. На основе анализа научных данных, дано определение двигательного навыка, описаны стадии его формирования у детей дошкольного возраста. Дополнена и конкретизирована методика формирования двигательных навыков, разработанная А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой. Подробно изложена технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям. В ходе экспериментальной проверки определены задачи обучения и продолжительность каждого этапа обучения, выделено соотношение наглядных и словесных методов.Определены задачи каждого этапа обучения движениям: на этапе первоначального разучивания создается элементарное представление о движении, последовательности его выполнения. На этапе углубленного разучивания уточняются детали техники физического упражнения, на этапе закрепления и совершенствования техники навык переносится в подвижную игру, детям предлагаются творческие задания.

дети дошкольного возраста.

физическое воспитание

формирование двигательного навыка

этапы обучения физическим упражнениям

технология поэтапного обучения физическим упражнениям

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с., ил.

2. Семенова Т.А. Формирование осознанности у детей старшего дошкольного возраста при выполнении физических упражнений. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – Выпуск 2. Том 15. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С 21-24

3. Семёнова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 272 с., ил.

4. Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А.Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх. Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – 199 с.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.


Приоритетным направлением работысовременной дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников рациональных, экономных, осознанных движений и перенос их в повседневнуюигровую деятельность.Основным специфическим средством физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения, то есть те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что физические упражнения не отождествляются и тем более не могут подменяться трудовыми или бытовыми действиями, для их формирования необходима система целенаправленного обучения .
Научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии, психологии и педагогики, в том числе работы И.С.Сеченова, П.Ф.Лесгафта, И.П.Павлова, Н,А.Бернштейна, А.В.Запорожца, В.Райха, М.Фельденкрайса, Е.П.Ильина и др. подтверждают, что обучение человека движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять. Затем, в результате многократных повторений, к двигательному навыку.
Специалистами в области физического воспитания детей дошкольного возраста (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой и др.) разработаны основы методики поэтапного формирования двигательных навыков. Однако, как показывает практика работы дошкольных образовательных организаций Москвы и Московской области, воспитатели не владеют данной методикой, не используют потенциальные возможности движений для всестороннего развития личности ребенка.Педагоги в основном прибегают к механическому показу, мало обращаются к сознанию детей, не раскрывают зависимость между правильно принятым исходным положением и конечным результатом движения .
Данное обстоятельство позволило выделить противоречие между несоответствием состояния развития теоретических положений науки о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса, с другой. Разрешение данного противоречия составило цель исследования - разработать технологию поэтапного формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процессформирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Задачи исследования:
  • изучить научную литературу по проблеме формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста;
  • разработать технологию поэтапного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям и апробировать ее в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Теоретическое обоснование технологии поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.
Как показал анализ научной литературы, под навыком понимается автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате обучения, вследствие многократного повторения определенного двигательного действия (Л.П.Матвеев, В.С.Фарфель и др.). По мнению А.Ц. Пуни, автоматизированное действие - осознано по слову. То есть ребенок может объяснить последовательность выполняемого им упражнения и, соответственно, по слову может его выполнить. Исследования Н.А.Бернштейна подтвердили, что правильно поставленное упражнение должно повторять раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи с постепенным уточнением и совершенствованием средства .
Технология поэтапного обучения детей физическим упражнениям опирается на закономерности формирования двигательных навыков и включает три этапа:
I - этап первоначального разучивания двигательного действия;
II - этап углубленного разучивания движения;
III - этап совершенствования техники движения.
Описание технологии поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.
На первом этапе - первоначального разучивания движения-ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном акте, научить выполнять его в общих чертах, то есть, соблюдая правильную последовательность элементов.
Продолжительность первого этапа - одно занятие. В виду того, что первоначальное представление о движении может быть создано только один раз, на следующем занятии будут ставиться уже другие задачи.
На данном этапе необходимо оказать воздействие на все основные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания,активизировать его сознание.
Для этого воспитатель использует разнообразные приемы обучения примерно в такой последовательности.
1) Название упражнения.
2) Слитный показ: правильный, безукоризненно четкий показ образца движения, без каких-либо комментариев. Он выполняется воспитателем от начала до конца, в надлежащем темпе, что позволяет детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.
3) Подетальный показ движения в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение.

В практике работы воспитателя это выглядит примерно следующим образом. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы разучим новое упражнение, оно называется «Карандаш». Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает без объяснения в надлежащем темпе). А теперь посмотрите еще раз и послушайте. Исходное положение: основная стойка - пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Начинаю упражнение с правой ноги. (В данном случае воспитатель осуществляет зеркальный показ, то есть, показывает движения левой ногой). Правую ногу ставлю вперед на носок, в сторону, назад, возвращаюсь в исходное положение. Повторяю те же движения левой ногой: левую ногу вперед на носок, в сторону, назад, в исходное положение. А теперь попробуйте выполнить это упражнение самостоятельно! Исходное положение: основная стойка, проверьте, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Внимание! Упражнение с правой ноги начинай! Правую - вперед на носок, в сторону, назад, приставили.Теперь левую - вперед, в сторону, назад, приставили.Правую - вперед, в сторону, назад, приставили. Левую... И последний раз... Молодцы, закончили упражнение».
При самостоятельном выполнении движения дети, слушая указания педагога, проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, он уточняет, разъясняет и при необходимости еще раз показывает их.
На данном этапе обучения воспитатель не использует счет (раз, два, три и т.д.), так как он препятствует осознанному выполнению движения. В то же время слова, воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии (вперед, в сторону, назад) и дают представления о движении частей собственного тела (поставить на носок, приставить).
Все эти приемы обеспечивают образование временных связей в коре головного мозга и способствуют сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное упражнение, объединению их в целостный образ с опорой на мышечные ощущения.
Указанные приемы используются, начиная со средней группы детского сада. В младших группах поэтапное обучение физическим упражнениям также применяется, хотя имеет свою специфику. Преимущественно используются игровые приемы, а показ образца движения сочетается с одновременным объяснением воспитателя и активным вовлечением детей в такие же действия.
Выполнение упражнения детьми педагог обязательно сопровождает поощрением, которое способствует созданию эмоционально-положительного отношения ребенка к движению и определяет успех начального этапа формирования двигательных навыков.
На втором этапе - углубленного разучивания движений - решаются задачи уточнения правильности выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенного исправления ошибок и точного выполнения движения в целом.
Продолжительность второго этапа зависит от сложности двигательного действия, например: формирование умения «держать гимнастическую палку хватом сверху» требует меньше времени, чем обучение дошкольников навыку «прыжка в длину с разбега».
Учитывая механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов данного действия и конкретность ощущений от выполняемого движения.
В процессе сознательного повторения движения постепенно развивается дифференцировочное торможение, повышается роль второй сигнальной системы. Благодаря указаниям воспитателя, носящим роль тормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормаживаются, отпадают. Закрепляются только те движения, которые соответствуют действительному показу или подкрепляются словом воспитателя.
На данном этапе обучения воспитатель использует разнообразные методические приемы, примерная последовательность их может быть следующей.
1) Название упражнения.
2) Напоминание техники движения.
Необходимо пояснить, что на втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому педагог подбирает методы и приемы обучения в зависимости от сложности выполняемого движения. Простые по содержанию и структуре упражнения воспитатель напоминает, используя только приемы словесного метода, не пользуясь наглядным показом. Более сложные движения целесообразно напомнить, используя показ движения с пояснением.
3) Уточнение деталей техники движения.
4) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.
В практической деятельности воспитателя движение на этапе углубленного разучивания может быть реализовано следующим образом. После того, как дети займут нужное исходное положение, воспитатель говорит: «Ребята, вспомните упражнение, которое мы выполняли на прошлом занятии, оно называлось «Карандаш». Мы принимали исходное положение - пятки вместе, носки - врозь. Ставили правую ногу вперед на носок, затем в сторону, назад и возвращались в исходное положение. Потом выполняли эти же движения левой ногой». Такое напоминание вызывает в сознании детей образ движения во всей его последовательности, и дети могут выполнить его без показа воспитателя. При этом у них активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить упражнение.
Для уточнения деталей техники, педагог обращает внимание детей на отдельные элементы движения, например: «Будьте внимательны, нога должна быть прямой как карандаш, ноги в коленях не сгибаем». Ввиду сложности данного упражнения, целесообразно сочетать показ движения с объяснением выполняемых действий.
В ходе обучения воспитатель обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий, используя поощрение, например: «Молодцы, красиво стоите, спина прямая, плечи расправлены», или, предупреждая ошибки: «стараемся как можно дальше отставить ногу!»
Воспитатель следит за выполнением упражнения каждым ребенком, для этого он заранее перестраивает их в две колонны. Одна колонна выполняет движение, педагог при этом словом или мягким исправлением позы оказывает индивидуальную помощь отдельным детям. Стоящие в другой колонне дошкольники слушают указания воспитателя и видят практический пример, к которому надо стремиться.
Воспитатель может предложить ребенку вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение «Карандаш». При этом предлагается план: «Вспомни, исходное положение ног, рук; с какой ноги начинается движение; что надо выполнить сначала, что потом; как закончить». Этот прием вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. По словам Н.А.Бернштейна, когда есть точный мысленный план движения, то исполняющей части - мышцам и суставам - гораздо легче физически выполнить то, что запрограммировано в головном мозгу - аппарате мышления .
На этапе углубленного разучивания используются разнообразные варианты выполнения упражнения:
- изменение исходного положения корпуса, ног, рук.
Например, упражнение «Карандаш» можно выполнять, изменив исходное положение рук: за голову, к плечам, за спину, в стороны, перед грудью и др.
- использование предметов при выполнении упражнения (гимнастической палки, косички, султанчиков, обруча и т.п.).
- смена расположения детей на спортивной площадке (в колонну по два, по три, в две шеренги, в круг, в несколько кругов,свободно, в шахматном порядке, и т.д.).
- изменение места проведения упражнения (физкультурный или музыкальный зал, групповая комната и т.п.).
- выбор формынепосредственной организованной деятельности с детьми (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, индивидуальная работа и др.).
Эффективен на данном этапе прием выполнения некоторых элементов упражнения с закрытыми глазами. При этом мышечные ощущения уточняются за счет исключения контроля зрительного анализатора . Постепенно приобретенные ребенком двигательные навыки закрепляются, стимулируется его творчество и самостоятельность.
Этап углубленного разучивания движения можно считать пройденным, если абсолютно все дети в группе могут выполнить движение осознано, то есть, по слову.
На третьем этапе - совершенствования техники движения - решаются задачи закрепления и совершенствования приобретенного навыка владения двигательным действием, создание условий для применения его в подвижных играх и повседневной деятельности, стимулирование самостоятельности и творчества детей.
На данном этапе ребенок сознательно воспринимает задание, внимание его сосредоточено на качестве движений, так как действия уже автоматизированы. Последовательность методических приемов примерно следующая.
1) Название упражнения.
2) Самостоятельное выполнение упражнения детьми.
3) Творческие задания по выполнению движений.
На этапе совершенствования техники двигательного действия воспитатель говорит: «Следующее упражнение - «Карандаш». Исходное положение - основная стойка, руки на пояс. Исходное положение принять! Упражнение с правой ноги начинай!» В сознании детей по одному названию знакомого им двигательного действия возникает вся его последовательность, и они выполняют упражнение быстро и четко.
Чтобы движения детей при самостоятельном выполнении какого-либо двигательного действия были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами, например: «Правую - вперед на носок!». Отставляя после этого ногу вперед, дети сами говорят: «Вперед». Воспитатель снова говорит: «В сторону», дети продолжают: «Назад» и т.д. .
На третьем этапе педагог может использовать счет, музыку. Экспериментально проверена эффективность приема интонационного варьирования счета для стабилизации навыка, например: «Раз, два, три, четыре. Раз - два, три - четыре. Раз, два, три - четыре и т.п. Раз - два - три - четыре» .
В творческих заданиях ребенку предлагается внести изменение в знакомое упражнение; придумать, как можно его выполнить по-другому: подобрать предметы, изменить исходное положение, выполнить в парах или придумать свое, оригинальное.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что технология поэтапного обучения физическим упражнениям направлена не только на формирование двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств, но и на развитие творчества, раскрытие духовного потенциала детей дошкольного возраста .

Рецензенты:

АнтоноваА.В., д.п.н., профессор, профессоркафедры психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;
ЗацепинаМ.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Семенова Т.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16152 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

1) первоначальное разучивание,

2) углубленное разучивание,

3) закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углубленное разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа - закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега

По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно; двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно.

Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения.

Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок.

Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям. .


М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С.19-22. 3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72. 4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с. 5. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: ...

Овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, ...

В условиях семьи. Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности данной проблемы. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СЕМЬИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Д/С №14 «ГНЕЗДЫШКО») В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, ...

Методы и приемы обучения физическим упражнениям

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. 27, с. 68

К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают

Использование наглядных пособий . Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.

Имитация . Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. 27, с. 69

Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития». .13, с. 35

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников14, с.24.

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.

В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.29, с.24

В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.27, с.41


Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают.
В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.
К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук.
В процессе обучения полезно давать детям задание наблюдать за своими товарищами и отмечать качество выполнения упражнений.
К показу упражнений следует привлекать и детей: когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у детей возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Детей привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту воспитателя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и др.)
Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.
Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, т. е. при закреплении двигательных навыков.
Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.). Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.
Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.
Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.
Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущении, На первом году жизни перемещение отдельных частей тела и всего тела ребенка сначала выполняется полностью воспитателем, а в дальнейшем с небольшой его помощью, например; при обучении ползанию. Более старшим воспитатель помогает выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку. Каталки, коляски побуждают к ходьбе и бегу, а стул-кресло на полозьях к передвижению на коньках по льду.
При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину ив высоту воспитатель оказывает помощь детям в виде страховки. Словесные методы. Данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удается оживить след зрительного образа движения путем оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчетливое представление о нем). И наоборот, при наблюдении за выполнением физических упражнений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения.
С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Название упражнения. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например: «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель только называет его.
Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на те, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
Описание - это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.
Например, показывая в замедленном темпе, как надо метать мешочки на дальность правой рукой, воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, как я буду метать мешочек с песком. Вот я взяла мешочек в правую руку и крепко держу его. Встаю около веревкл. Правую ногу отставляю назад, немного поворачиваюсь вправо, руку с мешочком опускаю вниз. А теперь смотрю вперед, прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу руку с мешочком и отставляю ногу как можно дальше назад, бросаю мешочек изо всех сил, а чтобы не упасть, приставляю правую ногу к левой. Теперь посмотрите еще раз.
Такое описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений и создать четкое представление о них. Объяснение используется при разучивании упражнении. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.
Объяснение должно быть кратким, точным, понятым, образным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зависимости от конкретных задач обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. При объяснении следует ссылаться на уже известные упражнения. Так, обучая метанию в цель, воспитатель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышление ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое движение. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков.
Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.
Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его. В первом случае они применяются как способ предварительного инструктирования. Во втором случае воспитатель оценивает правильность выполнения заданий. Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении, помогает формированию умения замечать ошибки у себя и у сверстников.
Команды. Распоряжения. Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды - обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения.
Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной - заключен сигнал к немедленному выполнению действия.
Важно научиться правильно подавать команду, т. е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса. Так, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произносят слова «На месте шагом...» (предварительная команда), а затем - «Марш!» (исполнительная). Предварительная часть команды подается протяжно, затем делается пауза, и после нее громко, отрывисто, энергично произносится исполнительная часть.
При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание.
Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («К окну - поворот!»). Но подаются они также в повелительной форме. Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря.
В младших группах при проведении физических упражнений используются распоряжения; постепенно детей приучают к пониманию и выполнению команд, принятых в гимнастике. Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Главное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать.
Если упражнение проводится под музыку, то предварительная часть команды (распоряжения) называется словами, а исполнительную часть (сигнал к исполнению) заменяет первый музыкальный аккорд.
Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении, вызывают интерес к ним.
В начале занятия целесообразно, например, спросить у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры. В процессе занятия можно спросить, правильно ли выполняются упражнения. Эти вопросы помогают замечать ошибки. При ответах дети называют элементы техники, определяют характер усилий, отмечают ошибки и т. д.
Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.
Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же - осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
Беседа может быть связана с чтением книги, рассматриванием рисунков, картин, с экскурсией на стадион, с прогулкой на лыжах и т. д. Беседу проводят как до занятий, прогулок, экскурсий, так и после них. Например, беседа после лыжной прогулки поможет уточнить технику передвижения на лыжах, поворотов, подъемов на горку и спусков с нее, а также обобщить знания о подготовке к такой прогулке (смазать лыжи с учетом свойств снега при различной температуре, одеться соответственно погоде). Беседа проводится со всей группой или с подгруппой. Воспитатель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т д.). К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах.
Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом. Так, сначала обычно выполняются упражнения в подпрыгивании и доставании подвешенных предметов, в спрыгивании с возвышения, а затем уже прыжки в высоту с разбега.
После того как дети в основном освоили физическое упражнение, следует увеличивать расстояние, массу пособий, а также изменять условия (помещение, участок, лес и т. д.). С целью закрепления двигательных навыков упражнения следует проводить в игровой и соревновательной формах.
Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.
Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.). В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко. Выполнение движений в игровой форме приводит к динамичности сформировавшихся двигательных стереотипов.
Проведение упражнений в соревновательной форме. При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Кроме того, у детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных-условиях.
Пользоваться соревновательным методом надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. Не следует злоупотреблять, в частности, эстафетами: длительное пребывание в качестве зрителей-болельщиков, поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждает нервную систему детей.
Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно. Вначале они организуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто правильнее пройдет по гимнастической скамейке и т. д. В дальнейшем, по мере закрепления двигательного навыка, критериями оценки становятся дальность броска, высота прыжка, быстрота выполнения упражнения: кто дальше прыгнет, кто больше раз попадет мячом в цель, кто быстрее добежит до флажка и т. д. В соревнованиях подводятся индивидуальные и коллективные результаты: кто раньше дойдет до середины, чей отряд, звено скорее соберется.
Методы обучения выбираются в зависимости методов от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.
На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями. Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений обладают иг тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.
На втором этапе углубленного разучивания движения большее место занимают имитация, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний. Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.
Задача третьего этапа - закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной форме.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кинограммы, кино- и диафильмы), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники. На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Учитель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав. На этапе углубленного разучивания физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Учитель физкультуры словами регулирует движения школьников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения детей к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности учителя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. Этапы обучения детей физическим упражнениям.

Методы обучения

1-й - первоначальное разучивание (длительность этапа 1-3 занятия)

Ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать разучивать его до овладения им в общих чертах

Словесный: название, объяснение

Наглядный: правильный, безукоризненно четкий показ образца в

надлежащем темпе от начала до конца

Практический: расчлененный показ двигательного действия в

более медленном темпе; самостоятельное выполнение действия

детьми, сопровождаемые указания воспитателя

2-й - углубленное разучивание (длительность этапа 3-6 занятий)

Уточнить правильность выполнения деталей разучиваемого действия; исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом

Словесный: название, частичное объяснение, словесные инструкции, разъяснения, пояснения; во время выполнения движений воспитатель дает указания, направленные на качественное выполнение отдельных элементов движения Наглядный: расчлененный показ элементов движения Практический: многократное повторение движения

3-й - закрепление на-выка и совершенствование техники (длительность этапа 10 занятий и более)

Закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия; стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать возможность применения его в играх и в жизни

Словесный: название, оценка, вопросы

Практический: выполнение движений в играх и соревнованиях;
использование усвоенного навыка в игровых и жизненных
условиях и выполнение творческих заданий (внести какое-либо
изменение в известное ему упражнение и создать его вариант,
скомбинировать из знакомых новое, придумать свое, оригинальное)

Этапы обучения можно укорачивать и удлинять. Это зависит от: сложности упражнения; возраста детей и их физической подготовки; уровня развития физических качеств; эмоционального состояния детей; методов и приемов, которые использует учитель физкультуры в своей работе; сознательного отношения детей к двигательной деятельности.

Способы организации детей во время обучения движениям.

Способ организации

Характеристика способа

Положительные стороны способа

Недостатки способа

Фронтальный способ

Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или одновременно - разные движения под руководством воспитателя

Обеспечивает высокую моторную плотность занятия

Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.

Затрудненность индивидуального подхода

Групповой способ

Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп (по 2-4), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования уже приобретенных двигательных навыков

Сохраняется высокая моторная плотность

Повышается двигательная активность детей.

Воспитываются умение самостоятельно

выполнять задания, ответственность,

сдержанность.

Дается возможность упражняться в нескольких

видах движений.

Ограниченность возможности воспитателя контро-лировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки

Индивидуальный способ

Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие рекомендации. Остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения

Есть возможность осуществлять

индивидуальную работу с детьми.

Достигается воспитание качества, точности двигательного действия.

Посменный способ

Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают

Обеспечивается отработка качества движений Индивидуальный подход к детям

Низкая моторная плотность занятия

Поточный способ

Все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления боль-шой повторности упражнения могут быть организованы 2-3 потока. Разновидность поточного способа - круговое («стан-ционное») выполнение упражнений: ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений

Обеспечивается высокая моторная плотность занятия Достигается воспитание у детей физических качеств - быстроты, ловкости, силы, вынос-ливости и ориентировки в пространстве

Трудность качественной оценки движения, исправ-ления неточности двига-тельного действия

Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений педагога. Формирование двигательных навыков в процессе обучения движениям.

Стадии формирования навыка

Рисунок движения

Этапы обучения движениям

Методы обучения

Способы организации детей

1-я - иррадиация (распространение процесса возбуждения в коре головного мозга)

Неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточность двигательного действия

1-й - перво-начальное разучивание

Словесные: объяснение, название упражнения, описание Наглядные: показ, имитация, слуховые, зрительные ориентиры Практические: практическое опробование, выполнение упражнений без изменений

Фронтальный Групповой

2-я - специализация (постепенное развитие внутреннего дифферен-цированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышение роли второй сигнальной системы)

Движения четкие, точные, координиро-ванные, стабильные

2-й - углубленное разучивание

Наглядные: имитация, зрительные, слуховые ориентиры, расчлененный показ Словесные методы используются в виде коротких указаний, словесных инструкций, описания, распоряжения, команды, анализа действия, пояснения, вопросов к детям Практические: выполнение упражнений без изменений

Поточный Групповой Посменный

3-я - стабилизация (упрочнение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия)

Движения выполняются свободно, достаточно точно, уверенно в любых условиях

3-й - закрепление навыка и совершенствование техники движе-ний

Словесные: название упражнения, вопросы к детям, распоряжения, команды, указания, оценка Наглядные: наглядные пособия (фотографии, рисунки, диафильмы) Практические: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях

Групповой Индивидуальный Поточный

Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков - «положительный перенос» - происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например, навыки игры в лапту помогают осво-ить бросание мяча вдаль. «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям. Если отсутствует подкрепление, двигательный навык разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряется способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполнения. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго, и после упражнений он быстро восстанавливается. Двигательный навык может ухудшаться и тогда, когда снижается уровень физических качеств, функциональных возможностей организма. Например, у часто болеющих детей наблюдаются низкий уровень развития основных физических качеств и низкие показатели основных видов движений. На быстроту образования двигательных навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.

Физические качества.

Развитие физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия. Точность действия - еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие. Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами («челночный бег»), бег с обеганием препятствий и др. Быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах, основные из них: быстрая реакция на сигнал к действию; быстрота одиночного движения; способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу); частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике школьного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с). Под силой как двигательным качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек независимо от собственного веса, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Это относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на массу тела. У детей младшего школьного возраста она составляет 1,5-1,8 условной единицы (Ен. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять массу, величина которой превышает массу его собственного тела. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу. В качестве субъективных тестов для оценки мышечной силы используют функциональное мышечное тестирование. Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям младшего школьного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д. Одним из важнейших для школьника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых, более сложных движений является равновесие - способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для школьников, особенно с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата очевидна.

Развитие физических качеств.

Физические качества

Критерии оценки

Средства развития физического качества

Методы развития физического качества

Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени

Время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений

Упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, ме-тание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой

Повторный

Переменный (с варьирующими ускорениями) Игровой Соревновательный

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетания-ми, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво

Время качественного выполнения комплекса различных координированных движений при преодолении разнообразных препятствий в ограниченном пространстве.

Физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание,
игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой - с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения
стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь,встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов

Соревновательный Игровой

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения

Килограммы (оценивает-ся абсолютная сила без учета собственной массы и относительная сила - абсолютная сила, деленная на массу человека)

Упражнения с повышенной сопротивляе-мостью: упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание)

Метод серийных упражнений

Метод интервальных упражнений

Гибкость - способность достигать наибольшей вели-чины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направ-лении

Максимальная амплитуда движений

Выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг - система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов

Метод серийных упражнений (только после разминки)

Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры

Сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике

Движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание; упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия, - качание на качелях; подвижные игры

Метод повторных упражнений

Метод интервальных упражнений

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности

Время, в течение которого человек выполняет физическую работу

Циклические упражнения: бег, ходьба

Метод непрерывных упражнений небольшой ин

тенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами

Методика развития физических качеств