11 Июль 2011

К вопросу о причинах забывания обычно подходят с двух альтернативных точек зрения: забывание рассматривается либо как «пассивное угасание» следов, либо как результат «интерференции». Чтобы сделать смысл этих понятий более ясным, постараемся представить проблему в упрощенном виде. Начнем с рассмотрения следа, находящегося в КП О свежем следе мы можем сказать, что он обладает предельной четкостью (это несколько неопределенное понятие, но здесь оно означает «количество имеющейся информации» или ее «полноту»), О забывании можно говорить, когда данный след уже не обладает предельной четкостью, например если часть информации о звучании данного элемента утрачена. Обычно это происходит только в отсутствие повторения, поскольку мы предполагаем, что повторение поддерживает четкость следа на первоначальном уровне. Забывание наступает при таком уменьшении четкости следа, при котором данный элемент не может быть восстановлен в памяти. Главный во прос, который нас интересует, - это причина снижения чет кости следа. Мы рассмотрим две обычно выдвигаемые причины:
1) пассивное угасание и
2) интерференцию.

Под угасанием обычно понимают уменьшение четкости (или прочности) следов памяти с течением времени. Предполагается, что для такого ослабления следов необходимо только время - никакие другие причинные факторы здесь не участвуют. Поэтому мы и называем угасание пассивным В отличие от гипотезы угасания гипотеза интерференции исходит из того, что причина забывания носит более активный характер. Согласно этой гипотезе, четкость следа того или иного элемента убывает в результате поступления в КП новых элементов; таким образом, ослабление следов обусловлено не просто течением времени, а появлением в памяти новой информации.

Было бы нетрудно установить, какая из этих двух гипотез верна, если бы можно было провести следующий опыт. Сначала нужно предъявить испытуемому какой-нибудь элемент Затем испытуемый должен в течение некоторого времени - примерно 30 с (это так называемый «интервал удержания») - ничего не делать. «Ничего» следует понимать в абсолютном смысле-никакого повторения (поскольку это способствовало бы поддержанию четкости следа) и никаких размышлений о других вещах (так как при этом в КП могла бы поступить новая информация и возникла бы интерференция). По про-шествии 30 с испытуемого попросили бы вспомнить предъявленный элемент. Если он не сможет восстановить его в памяти, это будет говорить в пользу пассивного угасания, так как единственным действующим фактором могло быть протекшее время. Ничто за этот период не могло вызвать интерференции. Если же элемент за это время не был забыт, мы сможем считать этот факт доводом против гипотезы угасания, т. е. в пользу представления об интерференции.

К сожалению, такой идеальный эксперимент неосуществим, так как невозможно представить себе ситуацию, в которой испытуемый не делал бы абсолютно ничего. Однако, как мы увидим позже, предпринимались попытки достичь наибольшего приближения к таким условиям, и результаты оказались довольно противоречивыми.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих экспериментов, обсудим более подробно две альтернативные гипотезы. Займемся сначала гипотезой интерференции. Один из вариантов этой гипотезы можно было бы назвать «моделью простых ячеек» или «моделью вытеснения». Согласно этой модели, в КП имеется определенное число ячеек - 7±2. В каждой ячейке помещается одна структурная единица входного материала. При поступлении элементов в КП каждый элемент (структурная единица) занимает одну ячейку. Когда все ячейки будут заполнены и для вновь поступающих элементов не окажется места, старые элементы должны будут куда-то переместиться, чтобы освободить место для новых. В такой модели каждый новый элемент, поступающий в заполненную КП, вытесняет один из находящихся в ней элементов, что и приводит к забыванию последнего. Каждый из содержащихся в КП элементов имеет некоторые шансы быть вытесненным.

Модель вытеснения представляет интерес в том отношении, что она помогает разъяснить более общую гипотезу, согласно которой забывание информации, хранящейся в КП, обусловлено интерференцией. Одно из следствий этой модели состоит в том, что первые несколько элементов, поступивших в КП, не интерферируют друг с другом. Очевидно, забывания не должно происходить до тех пор, пока в КП не будут заполнены все ячейки: оно начнется лишь тогда, когда число элементов превысит емкость КП. Из модели вытекает еще одно следствие: поскольку каждый элемент (или структурная единица) занимает одну ячейку, которая либо содержит этот элемент, либо нет, каждый элемент либо должен быть полностью удален (в ячейке его не будет), либо целиком останется на месте. Между тем мы знаем, что это не так. Явление акустического смешения слогов (например, названий букв), содержащихся в КП, можно объяснить частичным забыванием этих слогов - стиранием следов отдельных фонем. Если один слог соответствует одной структурной единице, то такого рода частичное забывание несовместимо с моделью простых ячеек.

На ту же тему

2011-07-11

Медицина – это отдельная и очень важная сфера деятельности человека, которая направлена на изучение различных процессов в организме человека, лечение и предотвращение различных заболеваний. Медицина исследует как старые, так и новые заболевания, разрабатывает все новые еметоды лечения, лекарства и процедуры.

Она всегда занимала наивысшее место в жизни человека, еще с давних времен. С той лишь разницей, что древние медики основывались или на личных небольших знаниях или на собственной интуиции при лечении болезней, а современные медики основываются на достижениях и новых изобретениях.

Хотя за многовековую историю медицины уже было сделано немало открытий, найдены методы лечения болезней, которые ранее считались неизлечимыми, развивается все – находятся новые методы лечения, болезни прогрессируют и так до бесконечности. Сколько бы человечество не открыло новых лекарств, сколько бы ни придумало способов по лечению одной и той же болезни, никто не может дать гарантию, что через несколько лет мы не увидим эту же болезнь, но в совершенно другой, новой форме. Поэтому у человечества всегда будет к чему стремиться и деятельность, которую можно все больше усовершенствовать.

Медицина помогает людям излечиваться от повседневных болезней, помогает в профилактике с различными инфекциями, но она так же не может быть всесильной. Остается еще довольно много различных неизведанных болезней, неточных диагнозов, неправильных подходов к излечению болезни. Медицина не может на 100 % обеспечить надежную защиту и помощь людям. Но дело не только в недостаточно изведанных болезнях. В последнее время появляется множество альтернативных методов оздоровления, термины коррекция чакр, восстановление энергетического баланса, уже не вызывают удивления. Такая человеческая способность как ясновидение, также может быть использована для диагностики, предсказания хода развития тех или иных болезней, осложнений.

1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать различными нюансами, которые образуются из конкретных теоретических определений характера процессов, лежащих в основе забывания.

2. В частности: в традиционных подходах к научению забывание рассматривается как ослабление ассоциативной связи. Это, как предполагается, вызывается или неподкреплением или действием различныхтормозящих или интерференционных процессов. См. здесь, например, торможение, проективная интерференция, ретроактивная интерференция.

3. В психоаналитической теории забывание рассматривается как результат вытеснения. То есть считается, что воспоминания не утрачиваются, но, скорее, становятся труднодоступными для извлечения из памяти в результате действия защитных механизмов.

4. В Гештальт-теории восприятие и научение считаются основывающимися на организации связных целостных структур, забывание рассматривается как результат нарушения структурированной памяти или интерференции. Материал утрачивается или потому, что закодированная структура не восстанавливается, или потому, что она так сильно "изменена" реорганизацией, что больше не распознается как оригинал.

5. В современном когнитивном подходе утверждается существование трех типов памяти, каждый из которых имеет определенный гипотетический механизм забывания: (а) сенсорно-информационная память – очень непродолжительная, информация утрачивается в результате быстрых процессов нервного распада: (б) кратковременная память – система с ограниченным объемом, в которой материал сохраняется в результате повторения и утрачивается в результате распада следов, если повторение затруднено. В обоих этих типах забытый материал считается "ушедшим безвозвратно"; (с) долговременная память – теоретически неограниченная система памяти, содержащая все относительно хорошо закодированные и систематизированные знания. Когда информация "утрачивается" из этой памяти, обычно участвует механизм интерференции; забывание материала из долговременной памяти рассматривается, как неспособность отыскать этот материал в памяти.

  1. Забывание
  2. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
  3. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. Например, ученик выучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно - это первый уровень памяти, самый высокий; если он не может воспроизвести заученное, но легко опознает (узнает) стихотворение в книге или на слух - это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, - это третий уровень. Таким образом, степень проявления может варьировать. При этом характер проявления забывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.
  4. Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Например, опыты Эббингауза, о которых мы говорили в первом разделе данной главы, показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее (рис. 9.2). Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. Подтверждением этого может служить эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом. Эксперимент сводился к следующему: до начала лекции по психологии Джонс предупредил студентов, что в конце они получат листочки с вопросами по содержанию лекции, на которые надо дать письменные ответы. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно.
  5. Письменный опрос был проведен пять раз через разные интервалы времени. Результаты получились следующие: сразу после лекции студенты правильно воспроизвели 65 % основных мыслей лекции, спустя три-четыре дня после лекции - 45,3%, спустя одну неделю - 34,6%, спустя две недели - 30,6% и спустя восемь недель - 24,1 %.
  6. У выдающегося лектора, приглашенного для сравнения данных, получалось почти то же самое: студенты сразу же после лекции воспроизводили 71 % основных его мыслей, а далее шло забывание воспринятого материала: сначала быстрее, а затем несколько медленнее. Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через два месяца от него останется лишь 25 %, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия.
  7. Рис. 9.2. «Кривая забывания» Эббингауза
  8. Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Это хорошо подтверждают исследования М. Н. Шардакова. Он установил, что если не повторять полученный материал в день получения, то через день сохраняется в памяти 74 % материала, через три-четыре дня - 66 %, через месяц - 58 % и через шесть месяцев - 38 %. При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через три-четыре дня - 84 %, через месяц - 70% и через 6 месяцев - 60 %. Если же организовать периодическое повторение материала, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяжении значительного времени.
  9. Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспоминание). Сущность реминисценции заключается в том, что воспроизведение материала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников. Гораздо реже это явление встречается у взрослых. По данным Д. И. Красильщиковой, при воспроизведении материала реминисценция отмечается у 74 % дошкольников, у 45,5 % младших школьников и у 35,5 % школьников пятых-седьмых классов. Это связано с тем, что дети не всегда сразу как следует осмысливают материал при его восприятии и потому передают его неполно. Им требуется какой-то промежуток времени для его осмысления, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал осмыслен сразу, то реминисценция не наступает. Этим объясняется тот факт, что чем старше школьники, тем реже наблюдается это явление в их памяти.
  10. Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому. В этом случае мы вспоминаем совсем не то, что было в действительности, так как в процессе забывания произошла более или менее глубокая перестройка воспринятого материала, его существенная качественная переработка. Например, одним из таких примеров переработки может служить ошибочное воспроизведение последовательности событий во времени. Так, отчетливо воспроизводя отдельные события, человек между тем не может вспомнить их правильную последовательность. Основной причиной подобного явления, как показали исследования Л. В. Занкова, является то, что в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени, и вместо них на первый план выступают существенные, внутренние отношения вещей (логические связи, сходство вещей и т. д.), которые не всегда совпадают со связями во времени.
  11. В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует.
  12. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Так, в эксперименте, проведенном А. А. Смирновым, группе школьников давали для заучивания ряд имен прилагательных, а сразу после этого - второй ряд слов. После заучивания второго ряда слов проверяли, сколько прилагательных запомнили дети. В другой группе школьников делали пятиминутный перерыв между заучиванием первого и второго рядов слов. Оказалось, что школьники, учившие ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25 % меньше имен прилагательных, чем дети, имевшие небольшой перерыв. В другом опыте после заучивания имен прилагательных детям давали заучивать ряд чисел. В этом случае воспроизведение ряда слов упало лишь на 8%. В третьем опыте после заучивания слов шла трудная умственная работа - решение сложных арифметических задач. Воспроизведение слов снизилось на 16%.
  13. Таким образом, ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности. Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: трудная деятельность затормозила более легкую. Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы. Особенно важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия, - предметы, трудные для усвоения, ставить раньше, чем легкие.
  14. Другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.
  15. Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы). В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.
  16. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

33. Основные характеристики мышления.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.
Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.
Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возник­новения является проблемная ситуация - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний.

2. Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделе­ние новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включа­ется в новые связи и в нем выявляются все новые свойства.

Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчле­ненного целого(обнаружение ключевого признака). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

В условиях дефицита исходной информации человек действует не методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эври­стическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение "край­них случаев"; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых доставляющих; совершение "скачков" через информационные разры­вы.

Анализ через синтез - познавательное "развертывание" объекта познания, ис­следование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимо­связях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Обоснованность мышления. Каждый факт, каждое явление под­готавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Опираясь на правильные обобщения, понимание типичности си­туации, человек предвидит развитие событий, осуществляет опережающее от­ражение действительности, контролирует грядущие события и преобразует дей­ствительность.

4. Селективность (от лат. 5е1есйо - выбор, отбор) - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на реше­ние проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархиче­ски организованные структуры.

5. Антиципация (от лат. - предвосхищение) означает предвос­хищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий - одна из основных функций психики человека.

6. Рефлексивность (от лат. - отражение). Мыслящий субъект постоян­но рефлексирует - отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение партнеров по общению.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 10.1). Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно. Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Например, опираясь на чувственное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира. Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Например, нередко мы специально вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас. При этом возникающие ассоциации используются для решения нашей мыслительной задачи. Они не уводят нас от нее, а приближают к ответу. Такие ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью.

Исключительно важная особенность мышления - это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, Что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети.гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движениях речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.

Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов. Например, человек хочет изложить свою мысль в развернутой речевой норме. Для этого он должен иметь соответствующий мотив высказывания, например, необходимость решить какую-либо проблему. Но формирование мотива - движущей силы процесса - является лишь первым, основным этапом. На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. Этот этап подготовки высказывания мысли, как считал Л. С. Выготский, имеет особое значение. На нем происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания. Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью. Именно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Внутренняя речь порождает (генерирует) развернутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. С этой точки зрения внутренняя речь выступает как подготовительная стадия, предшествующая высказыванию мысли; она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была до этого лишь общим содержанием замысла.

Генерирующая роль внутренней речи, приводящей к оживлению ранее усвоенных грамматических структур развернутой речи, обеспечивает последний этап появления развернутого внешнеречевого выражения мысли.

Таким образом, мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму, Л. С. Выготский выразил в формуле «мысль совершается в слове». Поэтому речь действительно является не только средством общения, но и орудием мышления.

Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена - не одно и то же. Мыслить - это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды (рис. 10.2).


34. Физиологические основы мышления.

Повседневное забывание, теории забывания

Забывание… Как знакомо это понятие каждому из нас! И сколь мучительно мы пытаемся припомнить забытое! А на экзамене: вот знал, да забыл, нет, это просто настоящая катастрофа! Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с таким явлением как амнезия, частичная или полная потеря памяти.

Потеря памяти также может случиться у человека после тяжелой болезни, стресса, травм, у стариков, страдающих склерозом. Но достаточно восклицаний и перечислений, пора разобраться в этом самом забывании. Что же это такое? Это, прежде всего невозможность вспомнить или неправильно узнать и воспроизвести информацию, хранящуюся в памяти.

На данный момент существует множество теорий забывания: психологических, физиологических и медицинских. Поскольку нас больше интересует когнитивный подход к этой проблеме, то мы в большей степени и займемся этим направлением, хотя придется коснуться и других подходов.

Повседневное забывание

Одна из заповедей, знакомых нам с детства: повторение - мать учения. Вот то же самое происходит и с памятью. Чем чаще мы вспоминаем какую-то информацию, факты или события нашей жизни, тем лучше их запоминаем.

А что случается с информацией, которую мы не вспоминаем? Неужели она исчезает бесследно? Вот мы и упомянули - след, да, любая информация, попавшая в нашу память, оставляет след.

Иногда, для восстановления, вспоминания информации требуются незначительные усилия, а иногда необходимо повторное заучивание материала. И тем легче происходит вспоминание и заучивание, чем глубже след был оставлен, а глубина этого следа зависит от прочности усвоения первичной информации.

Потери информации самые наибольшие сразу после восприятия, а затем забывание идет медленнее, что подтверждают и опыты Эббингауза. Если не будет материал повторяться после восприятия, то он постепенно забывается.

Наибольший процент забывания приходится на первый день и уменьшается по мере увеличения промежутка от восприятия до воспроизведения. Реминисценция (смутное воспоминание) может возникнуть через некоторое время. Забывание происходит тем быстрее, чем менее понятна информация для человека, либо эта информация для него просто неинтересна.

Когда человек получает новую информацию, не "переварив" предыдущую, это происходит в кратковременной памяти, то он может забыть предыдущую информацию полностью или частично.

Если же забывание происходит в долговременной памяти, то это может быть обусловлено либо разрушением следа, либо замещением другой информацией, сходной по смыслу первоначальной, либо информацией перечеркивающей первичную, либо эмоционально более ярко окрашенной. Физиологически забывание объясняется некоторыми видами коркового торможения, отрицательно влияющими на временные нервные связи.

Теории интерференции

В когнитивной психологии существует также несколько теорий, объясняющих природу забывания. Теория затухания представляет этот процесс как результат угасания или ослабления следа памяти. А согласно теориям интерференции, забывание происходит в результате наложения более поздней информации на предыдущую, что делает менее возможным извлечение прошлого следа памяти.

Попытаемся представить теорию интерференции более просто. Если человек изучил определенную информацию, а затем поступает новая в том же ключе, но отличающаяся в деталях. Что происходит? Могут быть такие случаи: первая информация мешает запоминанию новой, и она в результате забывается; а может произойти и обратное, старая информация забывается, как бы подменяясь новой.

Можно привести такой пример, Вам приходится работать на компьютере дома и на работе, настройки клавиатуры на этих компьютерах разные, Вы не можете поменять настройки на работе, т.к. там есть люди, пользующиеся этим компьютером, которые привыкли к этим настройкам, а Вы привыкли к своей раскладке клавиатуры. И что в результате? Дома вы сбиваетесь, нажимая клавиши соответствующие раскладке рабочего компьютера, а на работе наоборот - домашнего.

Теория затухания

Согласно теории затухания - информация, которая длительное время не была востребована, постепенно исчезает. Возможно, что это связано с возрастными изменениями человека. Но с этой теорией я не могу полностью согласиться.

Приведу свой пример: у моего двоюродного деда в детстве была няня калмычка, она с ним говорила по-калмыцки, и он легко общался с ней в детстве на ее родном языке. По прошествии долгих лет, он совершенно забыл этот язык, что, казалось бы, подтверждает теорию затухания.

Но, в глубокой старости, к удивлению своих близких, он вдруг заговорил на никому неизвестном языке. Все подумали, что это просто лепет безумного, и, совершенно случайно, один из врачей, которого приглашали к нему, оказался немного знаком с этим языком, т.к. его бабушка была калмычкой. Как же обрадовался дедушка, услышав знакомые ему слова! Но так до конца жизни он уже не говорил на русском языке и сердился, что его не понимают.

Скорее всего, языковая информация хранится в разных "хранилищах памяти" в закодированном виде, у моего дедушки, вначале был потерян код хранилища с калмыцким языком, а потом непонятно как найден, но при этом потерялся код хранилища русского языка.

Кодирование информации

И, пожалуй, вся информация хранится в разных хранилищах, либо отсеках со своим кодом. И, если она закодирована каким-то своим способом, то извлечь ее нет никакой возможности. Это все равно, как, если вы вернулись из длительной командировки, а код на двери вашего дома поменяли, вы долго мучаетесь, пока кто-нибудь не придет вам на помощь.

Но хуже всего то, что с Вашей памятью вряд ли кто сможет Вам помочь, кроме Вас самих. Очень часто помогает вспомнить, если постараться воссоздать ту ситуацию, при которой происходило запоминание и код находится.

Мне в детстве часто говорили об этом. Родные пользовались такой возможностью, например, у дедушки был такой ритуал, он возвращался на то место, где забыл что-то и эмоционально произносил: "Черт, черт пошутил и отдай!" - и, как правило, находил потерянное.

Вспомним теперь свидетельские показания в суде, сейчас много судебных шоу на телевидении, и мы видим, как легко можно сбить с толку свидетеля опытному адвокату. У свидетеля такое наслоение всевозможной информации и стресса, что он уже не в состоянии сам понять, где же истина, а опытный адвокат наводящими вопросами вносит свою версию события. В результате случается, что свидетельские показания признаются недействительными.

Однако бывают случаи, когда просто необходимо забыть информацию, приносящую горе и страдание. К счастью, организмом, видимо, "предусмотрены" такие ситуации, и бывают случаи, когда происходит потеря страшной информации.

Психология включает термины, которые определяют важные мыслительные и психические процессы. Забывание - один из таких процессов, который обычно путают с забывчивостью. Часто он несет отрицательную нагрузку, однако, это далеко не то же самое - так как сравнивать их нельзя. Процесс этот необходим, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата отрицательными последствиями, поэтому наряду с запоминанием параллельно происходит и процесс забывания.

Эббингауз о забывании

Немецкий психолог Герман Эббингауз в XIX веке открыл закономерность, с которой человек забывает. Благодаря экспериментам, которые психолог проводил всю жизнь, было установлено что процесс поддаётся конкретному закону. Кривая забывания Эббингауза и сейчас используется в современной психологии.

В ходе экспериментов выяснилось, что лучше человек запоминает информацию или материал, который располагается в начале и конце. Психолог экспериментировал с набором бессмысленных слов и отрывками из художественных произведений. И пришел к выводу, что осмысленная информация удерживается в памяти дольше и запоминается лучше, чем материал, не несущий никакой смысловой нагрузки.

Зависимость от характера информации и действий человека

Мы лишаемся способности воспроизводить и вспоминать усвоенную информацию - характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, различны (с одной стороны, зависят от качества, объема информации, с другой - от действий самого запоминающего) :

  1. характер и содержание полученных сведений (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нужны конкретные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты часто более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет - теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ - согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от отрицательных воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти . Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно. Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается. К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала. Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека. Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе - медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен - закон реминисценции . Это явление, ещё малоизученное в психологии - самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Проблема забывания до сих пор не решена однозначно. Существует несколько дополняющих друг друга теорий забывания.

1. Первым кто детально исследовал процесс забывания был Герман Эббингауз (1850-1909). Он открыл ряд закономерностей забывания, наиболее известные из которых: кривая забывания и эффект края. Кривая забывания показывает сколько информации осталось в памяти от первоначально заученной с течением времени (см. рисунок 1).



Рисунок 1. Кривая Эббингауза


Эффект края говорит о том, что при запоминании информации порциями, информация по краям порции (в начале и в конце процесса запоминания) запоминается лучше.
2. Далее процесс забывания интересовал Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он полагал, что забывание связано с вытеснением (repression theory) информации в бессознательное по причине ее неприемлемости для сознания. Данная теория относиться в большей части к личной информации, чем к информации вообще, поэтому эту теорию вряд ли можно использовать в мнемонических целях.
3. Доминирующей теорией забывания в 20 веке стала теория интерференции (interference theory). Суть данной теории сводиться к тому, что 2 набора информации в мозгу подавляют друг друга по определенному принципу, а именно поисковый запрос (стимул) одной информации совпадает с поисковым запросом другой. Выделяют проактивную интерференцию, когда старая информация уничтожает вновь запоминаемую и ретроактивную – когда новая информация перекрывает старую. Андервуд и Постман (1960) показали, что интерференция максимальна, когда две разные реакции связаны с одинаковым стимулом, средняя, когда две схожие реакции связаны с одинаковым стимулом и минимальна, когда используются два разных стимула.
4. Впоследствии было показано (Андерсон, 2003), что существует механизмы сознательного подавления памяти (inhibitory mechanism), которые позволяют не помнить определенную информацию.
5. Наравне с теорией интерференции развивалась и теория распада (decay theory), которая утверждает, что следы памяти со временем распадаются сами собой, если не используются. Данная теория отличается от теории интерференции тем, что не делает особых различий между новой и старой информацией, а акцентирует внимание на времени и использовании.
5. С развитием когнитивной психологии стала популярна теория сигналозависимого забывания (cue-dependent forgetting). Суть теории заключается в том, что мы теряем стимул, который позволял находить нужную информацию. Это сравнимо с книгой в библиотеке, которую мы поставили не на ту полку и теперь не знаем на какую, индекс-то не помогает. В рамках данной теории предложен принцип специфичного кодирования (encoding specificity principle), который гласит: если на момент поискового запроса в памяти будет тот же стимул, что и при запоминании поиск ускорится и достигнет цели с большей вероятностью. Бывало ли так, что вы что-то запомнили, а пока поднимались по лестнице забыли, и чтобы вспомнить приходилось возвращаться. Данный принцип объясняет этот феномен, информация как бы привязывается к контексту.
6. Данная теория объясняет, почему память работает на узнавание лучше, чем на воспроизведение. Это связано с тем, что при узнавании поле стимула всегда имеет большее пересечение с исходным полем стимула, чем при воспроизведении.
7. Кроме того данная теория рассматривает особый внутренний контекст настроения (mood-state-dependent memory), который также всегда входит в стимул как и окружающий внешний контекст. Показано, что информация лучше вспоминается в том настроении, в котором запоминалась.
8. Разновидностью теории сигналозависимого забывания является теория изменения контекста (context-change theory), что забывание происходит по причине изменения контекста в моменты сохранения и воспроизведения.
9. С появлением новых данных по нейропсихологии и нейрофизиологии памяти стала развиваться теория консолидации (consolidation theory), суть ее заключается в том, что если информация не переходит в долговременную память она забывается. Процесс перехода информации из кратковременной электрической памяти в долговременную белковую память и называется консолидацией. Данная теория хорошо согласуется с кривой Эббингауза. Исследования показали, что память работает лучше, если между сохранением и воспроизведением испытуемый спал. Это связано с функцией гиппокампа, согласно ряду исследований он отвечает за ускоренное повторение информации во сне. Но данная теория не дает ответ на вопрос, почему интерференция возрастает, если две разные реакции ассоциирует с одинаковым стимулом.
10. Теперь рассмотрим данные теории с точки зрения системной мнемоники (или мнемологии). Кривая Эббингауза предполагает, что информация запоминается на контекст, то есть стимул как бы не известен, не важен на этапе запоминания. Так получается каждый раз, когда вам предлагают запомнить что-нибудь бессмысленное: список слов, слоги, цифры, буквы и т.д. С осмысленной информацией дело обстоит иначе, так как мы на этапе запоминания уже предполагаем алгоритм вспоминания или вернее уточняем стимул. Также было показано, что двигательные навыки забываются намного медленнее, чем предполагает кривая Эббингауза. Для мнемологии важна структура аллода, стимул, реакция, способ хранения и пр. Мы не можем рассуждать о забывании в терминах кривых. Если рассматривать именно эксперимент с бессмысленными слогами, то можно рассуждать следующим образом. Мы создаем аллод, где стимулом будет контекст (фон, шум), причем если мы потеряем сам контекст, то уже вряд ли что-то вообще вспомним. Далее начинаем класть на него последовательно слоги, при этом возникнет жуткая интерференция, и большая часть информации становится недоступна, происходить забывание. Учитывая, что при воспроизведении оставшейся части остаток еще более затирается, а воспроизведение в таком аллоде будет спонтанное (основная часть стимула – фон, шум), возникнет эффект затухания изображенный на кривой Эббингауза.
11. Необходимо особо остановиться на том, в чем суть забывания в данном случае. Допустим, мы запомнили 100 слогов, это значит, что у нас будет аллод с одним входом и 100 выходами. Каждый выход равновероятен, так как мы не знаем структуры стимула. Значит, вероятность вспомнить каждый слог 1%. Как только мы вспомнили некий слог, происходит увеличение его значимости в данном аллоде, его вероятность увеличивается, остальные же слоги теряют свою вероятность. Пусть теперь данный слог имеет вероятность 10%, остальные же по 0,91%. Повторяя данную операцию 10 раз, мы имеем 10 слогов с вероятностью близкой к 10% и 90 слогов с вероятностью близкой к 0%. Так происходит забывание. Это одновременно можно назвать и интерференцией и утратой стимула.
12. Эффект края можно объяснить следующим образом (с некоторыми поправками на кратковременную память). При переходе от одной деятельности к другой меняется контекст. Учитывая то, что процессы памяти не мгновенны, а затянуты во времени, начало запоминания попадает на контекст A (до запоминания), середина запоминания попадает на контекст B (процесс запоминания), а конец запоминания попадает на контекст C (после запоминания). Разные контексты создают разные стимулы, что облегчает восстановление, разрежая соответствующие аллоды. Скажем, 10 первых слогов попало на контекст A, 80 средних на – B, 10 последних на – C. Если же постоянно менять контекст, то запоминание будет еще лучше, правда надо учитывать особенности внешнего (окружения) и внутреннего (настроения) контекста. Можно даже построить некую функцию изменения контекста и уровень интерференции будет обратно пропорционален модулю ее производной (см. рисунок 2).



Рисунок 2. Функция изменения контекста


13. Теорию вытеснения Фрейда можно объяснить снятием мотивации с аллода (см. Мотивация аллода). Если некая информация неприятна, она может быть и будет помещена в зону где информационные импульсы не будут попадать в нее. Точнее говоря, общая структура аллодов будет реорганизована с учетом полезности и приятности информации.
14. Теория интерференции в рамках мнемологии объясняется очень просто: при создании аллодов с неоднозначным выходом, он будет работать недетерминировано, то есть выдавать на одинаковый запрос разные ответы. Выход из аллода как бы распараллеливается. При определенном уровне асимметрии будет наблюдаться то проактивная, то ретроактивная интерференция. Для уточнения ситуации надо изучить структуру аллода. Например, если вы сменили телефон, то долгое время старый телефонный номер будет затирать новый при запросе «мой телефонный номер». А вот если новый телефонный номер «золотой» (777-77-77), то этого может и не наблюдаться.
15. Теория распада следа памяти может быть описана с помощью либо с помощью интерференции, то есть распараллеливания аллода, либо утратой доступа из-за обрыва сложной цепочки стимул-реакция, либо снятием мотивации аллода как при вытеснении Фрейда, а возможно и комбинацией всех этих причин. Во всяком случае, мы отвергаем мысль о том, что информация так-то затирается в мозгу. Любой след остается пусть даже незначительный, просто большая часть следов сильно завязана на контекст и не поддается восстановлению. Это очень важное утверждение, которое переворачивает с ног на голову постулат о пользе повторения. В данном месте уместно упомянут только о том, что более важно не количество повторов, а качество организации.
16. Теория сигналозависимого забывания самая интересная из всех, потому что она ближе всего к структуре аллодов и их сетей. Она приближает нас к пониманию того, что память это в большей степени сложный сознательный процесс, а не просто безличное свойство нервной ткани.
17. Здесь стоит упомянуть важное положение мнемологии, согласно которому информации не попадает из памяти в сознание случайным образом, а преобразуется (см. Основные процессы памяти). То есть один квант информации, удерживаемый в сознании преобразуется в другой квант информации, который попадает в сознание в результате данного преобразования. При этом исходный квант информации как бы содержит в себе правило преобразования, вернее указатель на тот аллод, который должен преобразовать информацию. Вот таким путем непрерывно изменяется содержание сознания, только при этом надо не забывать о восприятии, то есть попадании информации нижнего уровня, и волении, то есть попадании информации с верхнего уровня (см. Мнемологическая модель психики).
18. Развивая эту мысль можно утверждать, что из одной информации не может быть получено две. Всякий раз, когда выше мы описывали аллоды с одним входом и несколькими случайными выходами, мы имели в виду не что иное, как аллода где два входных стимула отличаются только неизвестной частью (шумом, контекстом). Причем в момент фиксации аллода истинным стимулом является сложная комбинация фокусной и периферийной части внимания. В действительности не возможно чтобы аллод имел один стимул и 2 случайные реакции, случайность всегда обусловлена контекстом.
19. Учитывая данные оговорки можно рассмотреть теорию сигналозависимого забывания. Основная причина забывания заключается в том, что мы не можем удерживать непосредственно в сознании большое количество стимулов. Это приводит к тому, что для запоминания больших объемов информации нам надо ее организовать иерархическим или сетевым путем. Так обстоит дело с языком и другой осмысленной информацией. Чтобы получить прямой доступ к 1000000 порциям информации необходимо иметь 1000000 стимулов и 1000000 аллодов. Поэтому мы не имеем прямого доступа к такому количеству информации, а имеем только опосредованный. Он может быть опосредован: контекстом, предметами, настроением, запахами, вкусами, деятельностью, тем, что мы говорим, думаем, читаем и пр. Как правило, мы этого не замечаем, нам кажется, что вся наша память непосредственно нам доступна, но это не так. Важно понять, что память функция деятельности и ее обстоятельств, а не какая-то копилка данных вроде дискеты. Основной способ иерархической и сетевой организации памяти – это язык. Например, мы можем индексировать 1000000 порций информации 2000 слов. Для этого нужно взять 1000 прилагательных и 1000 существительных и использовать все их комбинации. Только надо четко понимать, что комбинация должна быть целым, то есть больше суммы частей.
20. Как правило, при восприятии аллоды конструируются очень быстро, и мы не успеваем их размещать в нашей организационной сети памяти. Это значит, что большая часть информации висит на контексте. Когда мы подключаем обратную связь, то есть пытаемся снимать информацию с контекста, она группируется в пучки, подобно тому, как это описано в п. 11. Вероятность одних выходов увеличивается, вероятность других уменьшается. Вероятность большей части становиться настолько низка, что можно ей пренебречь и считать информацию полностью забытой, как у аллодов B1 и C1 рисунке 3. Учитывая наш способ обратный связи основанной на языке и существенных деталях, у нас в памяти остаются только основные, значимые для нас контуры первичной информации. Если это была деятельность, то только ключевые моменты. Если текст, то общий смысл. Если разговор, то общие впечатления или принятые решения. Это происходит не потому, что что-то стирается из памяти, а потому, что информации слишком много, чтобы она была непосредственно доступна. Мы просто физически не способны подобрать ключ, а порой даже ключ к ключу ключа.



Рисунок 3. Потерянные аллоды


21. Кроме того, что большая часть аллодов сразу теряется, некоторая их часть может быть утрачена вследствие неправильной организации. Скажем, некто пытается запомнить номер квартиры знакомого, делая стимулов вид его двери. Он наивно полагает, что как только вспомнит вид двери, сразу вспомнит и номер квартиры. Но он забывает о том, что вид двери также надо предварительно вспомнить. Он теряет элемент цепи, и она уже не срабатывает. Зачастую, такие вещи проделываются бессознательно. Например, некто старательно зубрит стишок. Стишок либо сам склеивается в ритмичную цепочку, если есть определенные мнемические навыки в звуковой модальности, либо ему помогает контекст. Во втором случае в процессе воспроизведения будут иногда выпадать определенные строки или слова. Можно привести более сложный пример, скажем, когда некто ездил отдыхать на юг, в определенный день он отправился на экскурсию, там он зашел в ресторан, где увидел компанию сидящую за столиком в углу, и ему понравилось украшение одной из девушек. Вот вам цепочка как минимум из шести звеньев (А – поездка, B - экскурсия, C – ресторан, D – компания, E – девушка, F – украшение). Если будет утрачено одно из звеньев, то сам факт такого происшествия будет забыт, и сознательно его восстановить будет очень и очень сложно. Чтобы это сделать надо будет последовательно воссоздавать контекст каждого звена, переходя к следующему. Допустим, мы вспомнили ресторан, еду, официанта, о чем разговаривали с друзьями, но добраться до компании в углу не можем, это просто было не существенно на этапе сохранение и со временем снизило вероятность доступа (см. рисунок 4). Все это осложняется тем, что в данном случае мы даже не знаем, что ходим вспомнить, не говоря уже о том, что из каждого аллода растет целое дерево воспоминаний и нам предстоит шесть раз выбрать правильную ветвь.




Рисунок 4. Разрыв цепочки


22. Стоит упомянуть, как происходит самоорганизация аллодов. Данный процесс происходит в соответствии с мотивацией и деятельностью (см. Мотивация аллода). То, что описывается по Фрейду как вытеснение, и согласно теории распада как распад следа памяти, является именно следствиям данной самоорганизации памяти. Долговременная память основана на белках, которые имеют тенденцию задавать некий ритм, как бы навязывать некий шаблон деятельности и соответственно актуальность информации. Если информация включена в деятельность, мы говорим, что соответствующие аллоды мотивированны, иначе – нет. Информация, заключенная в мотивированных аллодах повторяется автоматически (эффект автоповторения, который активно используется в мнемологии). Мотивированные аллоды имеют тенденцию перетягивать вероятность на себя, тем самым, снижая ее у остальных немотивированных аллодов. В конечном итоги немотивированные аллоды исключаются из цикла деятельности, а информации забывается (см. рисунок 5).




Рисунок 5. Немотивированные аллоды


23. Обобщая вышесказанное. Мнемология утверждает, что причиной забывания является утрата стимула, ключа, подобно теории сигналозависимого забывания. Но она также признает и три основных причины утраты ключа: 1) использования контекста в качестве ключа, 2) неправильная организация, 3) неправильная мотивация. Мнемология может также дать практические рекомендации как устранить (или хотя бы снизить эти эффекты): 1) вместо контекста всегда использовать специальные ключи, либо сделать сам контекст управляемым, 2) использовать иерархическое или сетевое хранилище и всякий раз помещать нужную информации туда, приписывая ей однозначное место, 3) организовать хранилище сообразно деятельности. Все эти рекомендации реализуются в Храме.