Периодом Средневековья принято считать промежуток времени, охватывающий тысячелетие, начавшееся в V и закончившееся в XV веке нашей эры. Вопреки устоявшемуся представлению о том, что это были Темные века мировой истории, ученые Средневековья внесли весомый вклад в развитие цивилизации. В этой статье мы вспомним наиболее значительные их достижения.

Тяжелый плуг

Одним из ранних изобретений средневековой истории (примерно 600 год) стал тяжелый плуг, позволивший успешно распахивать жесткую почву полей Северной Европы. Это дало возможность увеличить их урожайность, а следовательно, производить больше продуктов питания. В результате данный период истории был отмечен существенным ростом общей численности европейского населения.

Суть изобретения весьма проста. Известно, что глубина борозды, которую оставляет за собой нож-лемех, зависит от веса плуга, который не может быть слишком велик, так как в этом случае землепашец не сможет его поднять. Решение было найдено простое и эффективное: плуг оснастили колесами, что позволило сделать его значительно тяжелее, а следовательно, и увеличить глубину вспашки. Так было положено начало изобретениям и научным открытиям в Средние века.

Приливные мельницы

Следующее по хронологии изобретение средневековой истории также связано с производством продуктов питания, поскольку голодный желудок как ничто иное стимулирует творческую мысль. Им стали так называемые приливные мельницы. В 787 году монахам монастыря Нендрам, расположенного на одном из островов Северной Ирландии, пришла в голову мысль использовать для вращения мельничного колеса морской прилив.

Они соорудили достаточно большой резервуар, соединенный с морем и наполнявшийся в период повышения его уровня. Когда он был полон, то закрывались специальные воротца, и после этого воду начинали спускать на мельничное колесо, отчего оно вращалось и приводило в движение жернова. Объем резервуара был рассчитан таким образом, что обеспечивал работу мельницы до следующего прилива, после чего весь цикл повторялся заново.

История песочных часов

Едва ли нужно описывать принцип действия этого простого устройства, позволяющего точно обозначить определенный интервал времени. Оно всем известно. Изобретены песочные часы были довольно поздно - лишь в XI веке, и стали весьма важным дополнением к магнитному компасу. Использовались они на первых порах исключительно для нужд мореплавания. Об этом свидетельствуют записи в корабельных журналах той давней эпохи.

Как выглядели первые образцы песочных часов, неизвестно, поскольку до наших дней они не сохранились, а наиболее ранние их изображения встречаются лишь на картинах итальянского художника Амброзио Ларенцетти, относящихся к первой половине XIV века. Тем не менее имеется много свидетельств того, что к середине XV столетия они получили наибольшее распространение. С тех пор их внешний вид и конструкция не претерпели сколько-нибудь заметных изменений.

Из дневников Фернана Магеллана известно, в частности, что во время кругосветного путешествия на каждом из судов, входящих в состав его эскадры, использовалось не менее 18 песочных часов. Более того, корабельным уставом предусматривалась специальная должность матроса, обязанного своевременно переворачивать их и вносить соответствующие записи в корабельный журнал. Песочные часы стали первым в истории инструментом для измерения времени, и потому вошли в число наиболее значимых научных открытий и изобретений. В Средние века они использовались не только на море, но также в производстве, богослужениях и даже кулинарии.

Появление первых доменных печей

Наука в Средние века подарила миру еще одно изобретение, во многом определившее дальнейший ход цивилизации - это было создание первых доменных печей. По данным историков, они появились в странах Западной Европы на рубеже XII и XIII веков и по большей части являлись детищем монахов широко распространенного в то время, Цистерцианского ордена.

Любопытно, что цистерианцы (в некоторых странах их называли бернардинцами) столь много времени и значения уделяли занятиям металлургией, что разработанная ими технология выплавки была занесена в монастырский устав. Там же, среди всего прочего, помещались и чертежи доменной печи.

Не ограничиваясь лишь теоретическими изысканиями, монахи развернули широкое производство металла, построив целую сеть предприятий, по площади часто превосходивших их святые обители. Проявляли они и недюжинный предпринимательский талант. В тех районах, где была развита горнодобывающая промышленность, монахи принимали пожертвования не деньгами (от которых, впрочем, тоже не отказывались), а рудой, из которой выплавлялся металл, поступавший затем на рынки всех европейских стран.

Изобретение перегонного аппарата (дистиллятора)

Ученым Средневековья принадлежит изобретение, нашедшее свое применение во всем мире и заслужившее особую популярность в России. Это был аппарат, позволявший легко и просто превратить любой спиртосодержащий, но слабоалкогольный состав в продукт, хоть и имеющий различные технические названия, но являющийся, по сути, обычным самогоном.

Нет надобности объяснять его устройство, поскольку лицам заинтересованным он хорошо знаком, а остальным едва ли интересен. Отметим лишь, что изобретены были перегонные аппараты на Востоке в VIII-IX вв., и их создателями являлись мусульманские алхимики, то есть люди абсолютно непьющие. Парадокс, да и только. Кстати, создатель перегонного куба Хабир ибн Хайян (721-815) писал, что пары, образующиеся из подогретого в его аппарате вина, хоть и легко воспламеняются, но едва ли найдут себе практическое применение. Как же он ошибался!

Относительно чистый спирт научились получать также в Монголии на рубеже VI и VII вв., но там применялся сложный и крайне непрактичный метод. Спиртосодержащий состав (например, брагу) замораживали, а затем извлекали из нее ледяные кристаллы воды. В результате оставалась жидкость, не замерзавшая из-за высокого содержания спирта. Кроме того, известно, что методом дистилляции спирт получали еще в Древнем Вавилоне, но использовался он исключительно для изготовления духов, и технология его производства со временем была утеряна.

Принято считать, что их появление относится к XIII веку. По своему значению это событие относится к числу важнейших научных открытий и изобретений. В Средние века люди также страдали расстройством зрения, как и нынешнее поколение, а потому искали способы восполнить этот природный недостаток. Кому именно пришла идея воспользоваться вставленными в оправу линзами - неизвестно, хотя наиболее ранний трактат на эту тему принадлежит английскому философу и естествоиспытателю Роджеру Бэкону (1214-1292). Свои записи ученый сопроводил рисунками, дающими представление об этой нехитрой конструкции. Однако в его время она уже применялась для чтения не только европейцами, но и жителями исламского мира. Поэтому в среде ученых до сих пор ведутся дискуссии о том, Восток ли заимствовал это изобретение у Европы, или все было как раз наоборот.

В данном разделе идет речь о механических часах, поскольку о песочных рассказывалось выше. Известно, что появились они также в период Средневековья, но имя их изобретателя кануло в Лету. Известно, что вначале это были весьма большие конструкции, помещавшиеся на башнях монастырских соборов и предназначавшиеся для точного определения времени, когда надлежало бить в колокол и созывать монахов на молитву. От современных башенных часов они отличались тем, что имели лишь одну стрелку.

Из ныне действующих образцов средневековой механики самыми старыми являются часы, установленные в Руане. Они были сделаны в 1389 году и лишь немногим моложе тех, что украшают башню собора Девы Марии в английском городе Солсбери, стрелка которых замерла несколько столетий назад. Их ровесниками считаются также часы, сконструированные для башни собора в Уэльсе, но они давно демонтированы и сегодня экспонируются в лондонском Музее науки.

Рождение печатного станка

Несмотря на то что родиной книгопечатания является Китай, механизировать этот процесс сумели в Европе. И если имена тех, кто придумал часы или очки, навсегда сокрыты от потомков, то изобретатель печатного станка - немец Йоганн Гутенберг - прочно занял место в истории. Следует отметить, что ряд исследователей отдают пальму первенства его соотечественнику Лоуренсу Янсону Костеру, но убедительных аргументов они привести не могут.

Принято считать, что прототипом печатного станка Гуттенберга, созданного им в середине 1440 годов, явился пресс для оливок или винограда, широко распространенный тогда в странах Средиземноморья. В обоих случаях специальным рычагом приводили в движение тяжелый деревянный винт, при помощи которого создавалось необходимое давление на бумагу. Этот несложный по своей конструкции аппарат позволял в течение часа производить до 250 листов односторонней печати. Просуществовав без серьезных изменений около 350 лет, печатный станок вошел в число наиболее значительных из всех сделанных в Средние века изобретений и научных открытий.

Мыслители прошедших веков

Средневековая история сохранила для потомков имена многих исследователей и мыслителей, которые внесли значительный вклад во все области знаний. Это английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон, австрийский математик Иоган Гмунден, итальянский философ Пьетро д"Абано и целый ряд других выдающихся ученых мужей прошлого.

В статье умышленно не упоминаются открытия, сделанные в эпоху Возрождения, началом которой принято считать XVI век. В ней идет речь исключительно о достижениях науки в Средние века. Их далеко не полный перечень, приведенный выше, позволяет с полным основанием утверждать, что даже в период истории, называемый «Темными веками», человеческая мысль прокладывала дорогу к будущим вершинам технического прогресса. Фундаментом ему послужили сделанные в Средние века научные открытия и изобретения.

Изобретения средневековья являются важным техническим и научным прорывом в развитии человеческой расы. Именно в средние века (5-15 век) произошли многие научные открытия без которых невозможно представить современность.

Мельницы

7-го – 15-го века

Первые практические ветряные мельницы построены в или до 9-го века в регионе охватывающем восточный Иран и западный Афганистан. Они описаны в рукописи Эстахри, персидского географа того периода, как имеющие горизонтальные паруса в виде лопастей современного вертолета, непосредственно связанные вертикальным валом с поворачивающимися жерновами. Иногда дата первой ветряной мельницы приводится как 644 году н.э. или ранее, потому что в документе 9-го века говорится, что человек, который убил халифа Омара в мечети в Медине, был персидским строителем ветряных мельниц. Но первое упоминание об этом спустя два столетия после события делает его маловероятным.

Ветряные мельницы впервые упоминаются как изобретения средневековья в Европе в 12 веке. Существует упоминание про один архив во Франции в 1180 году, а несколько лет спустя на другой в Англии. Поскольку это время крестовых походов, вполне вероятно, что идея была привезена с Ближнего Востока.

Порох

Около 1040 г. в Китае был выпущен документ под названием «Сборник военных технологий». Это первое сохранившееся упоминание изобретений средневековья, описывающее порох. Этот черный порошок, образованный смесью селитры, древесного угля и серы. Это опасное соединение было разработано в небольших химических лабораториях, прикрепленных к храмам Даосов, где исследования проводились, главным образом, на тайну вечной жизни.

На этом раннем этапе в Китае военное применение пороха ограничивается гранатами и бомбами, которые летят на врага из катапульт. Его реальная разрушительная сила появится только тогда, когда объем где находится смесь будет ограничен – в развитии артиллерии и когда будет изобретено .

Компас

В какой-то момент до 1100 года обнаруживается, что магнит, если ему позволено свободно двигаться, повернется так, что один конец укажет на север. Свободное передвижение трудно достичь, поскольку естественный источник магнетизма является тяжелым минералом (магнетит или магнитный железняк). Но тонкая железная игла может намагничиваться при контакте с камнем, и такая игла достаточно легкая, чтобы прикрепиться к щепке дерева и плыть по воде. Затем она переместится в положение, которое идентифицирует север – предоставляя неоценимую информацию морякам в пасмурную погоду.

Было много споров о том, где компас впервые изобретен. Самое раннее упоминание о таком устройстве содержится в китайской рукописи конца XI века. В течение следующих 150 лет такие изобретения средневековья встречаются также в арабских и европейских текстах. Это слишком короткий промежуток времени, чтобы доказать приоритет Китая, учитывая случайный характер сохранившихся упоминаний.

Решающим фактом является то, что этот инструмент доступен для того, чтобы сделать возможным великую эпоху морских исследований, которая начинается в 15 веке – хотя еще никто не понимает, почему магнит указывает на север.

Башенные часы в Китае

После шести лет работы буддийский монах по имени Су Сун завершает строительство большой башни высотой 9 метров, которая призвана показать движение звезд и часов дня. Движение осуществляется от водяного колеса занимая нижнюю часть башни. Су Сун разработал устройство, которое останавливает водяное колесо, за исключением короткого периода, раз в четверть часа, когда вес воды (накопленный в сосудах на ободе) достаточен для отключения механизма. Колесо, двигаясь вперед, приводит машину башни к следующей неподвижной точке в непрерывном цикле.

Этот прибор концепция необходимого механического часового механизма. В любой форме часов основанных на машинном оборудовании, силу необходимо точно отрегулировать. Настоящее рождение изобретения средневековья механического часового механизма ждет надежная версия, разработанная в Европе в 13 веке.

Тем временем башенные часы Су Сун, готовые к осмотру императором в 1094 году, вскоре после этого уничтожаются мародерствующими варварами с севера.

Очки

В течение 13-го века было обнаружено, что кристалл с изогнутой поверхностью может помочь пожилым людям читать. Установленный в держателе, такой объектив просто небольшое увеличительное стекло. Философ-ученый Роджер Бэкон ссылается на использование линзы в тексте 1268 года. Линза использовалась как первые и была обработана из куска кварца.

Вскоре (вероятно, во Флоренции во время 1280-х годов) развивается идея размещения двух линз в рамке, которая может быть размещена перед глазами. Это естественный следующий шаг вида современных очков. Очки, прикрепленные в центре на носу, довольно часто появляются на картинах 15-го века.

По мере того как требование увеличивается, стекло заменяется кварцем как материал для объективов. Ремесло точильщика объективов как и будет одним из больших искусств и важности.

Ранние очки все используют выпуклые линзы, чтобы исправить длинное зрение (трудность видеть вещи, которые близки). К 16-му веку обнаруживается, что вогнутые линзы компенсируют близорукость зрения (затруднение зрения на отдаленные объекты).

Часы в Европе

Европа в конце Средневековья занята попытками определить время. Основная цель состоит в том, чтобы отразить астрономическое движение небесных тел в более мирской задаче измерения времени. Учебник по астрономии, написанный англичанином в 1271 году говорит, что часовщики стараются сделать колесо, которое сделает один полный оборот в каждый день, но их работы не совершенны.

Что мешает им даже начать совершенствовать свою работу, так это отсутствие маятника. Но практический вариант этого изобретения средневековья датируется лишь несколькими годами позже. Рабочий маятник был изобретен около 1275 года. Процесс позволяет зубчатому колесу перескакивать на один зуб за один раз. Скорость их колебаний регулирует маятник.

Артиллерия

Наиболее значительным событием в истории войны является использование пороха для приведения в движение ракет. Было много споров о том, где проводятся первые эксперименты. Неубедительные, а иногда и неверно истолкованные ссылки из ранних документов, по-видимому, по-разному отдают приоритет китайцам, индусам, арабам и туркам. Чаще всего считается что это .

Вполне вероятно, что этот вопрос не может быть решен. Самым ранним неопровержимым доказательством артиллерии является чертеж грубой формы пушки в рукописи, датированной 1327 годом (ныне в библиотеке церкви Христа, Оксфорд). Есть упоминание про пушку, установленная на корабле в 1336 году. Проблема, с которой сталкиваются ранние производители артиллерии, заключается в том, как построить трубу, достаточно прочную, чтобы выдержать взрыв, который будет выстреливать ракету с одного конца (другими словами, как сделать пистолет, а не бомбу). Если повезет, круглый камень (или позже шар из чугуна) будет мчаться с открытого конца трубы, когда за ним загорается порох.

Кропотливая загрузка и стрельба из такого оружия ограничивает их эффективное использование либо внутри замка, защищающего вход, либо снаружи, защищая тяжелые предметы у стен. Решающим фактором является размер ракеты, а не ее скорость. Прорывом в этом отношении, в конце 14 века, является открытие того, как отливать стволы орудий из расплавленного железа.

Пушки, в течение следующих двух столетий, становятся все больше. Есть несколько впечатляющих сохранившихся примеров. Монс Мег, датируемый 15-м веком и ныне находящийся в Эдинбургском замке, мог швырнуть железный шар диаметром 50 сантиметров на 2 километра.

Этому изобретению требуется 16 волов и 200 человек, чтобы провести её в огневую позицию. Камень весом до 250 килограмм может быть обрушен на большие городские стены.

Скорострельность – семь камней в день.

В этом же году на Кастильоне во Франции изобретатели средневековья демонстрируют еще один потенциал пушечной мощи – легкая артиллерия на поле боя.

Портативные пушки

Портативные пушки разрабатываются вскоре после первых пушек. Когда впервые упоминается, в 1360-х годах, такая пушка похожа на большое ружье. Металлическая трубка длиной до ноги прикреплена к концу шеста длиной с человека.

Наводчик должен приложить пылающий уголь или раскаленный камень к отверстию в заряженном стволе, а затем как-то достаточно далеко уйти от взрыва. Здесь явно не так много возможностей для быстрого прицеливания. Большая часть такого оружия, вероятно, использовалась двумя воинами и зажигалась одним из них.

Уточнения следуют удивительно быстро. В течение 15 века ствол такого оружия удлиняется, способствуя более точному прицеливанию. Разработано устройство в виде изогнутого металлического рычага, который удерживает светящуюся спичку и погружает ее в ствол, когда тяга на спусковой крючок срабатывает. Это становится стандартной формой мушкета до прибытия кремневого замка в 17 веке

Тип набора текста в Корее

В начале XIII века, более чем за 200 лет до изобретения печати Гутенберга в Европе, корейцы основали литейный цех для литья в бронзе. В отличие от более ранних китайских экспериментов с керамикой, бронза достаточно прочна для повторной печати, демонтажа и набора нового текста.

С помощью этой технологии корейцы создают в 1377 году самую раннюю в мире известную книгу, напечатанную из набранного текста. Известный как Jikji (Чикчи), эта коллекция буддийских текстов, составленных в качестве руководства для студентов. Сохранился лишь второй из двух опубликованных томов (в настоящее время хранится в национальной библиотеке Франции). В первой книге напечатанной типографским способом раскрывается не только дата печати, но даже имена священников, которые помогали в составлении шрифта.

Корейцы в это время используют китайские символы, поэтому у них есть проблема громоздкого количества символов. Они решают эту проблему в 1443 году, изобретая свой собственный национальный алфавит, известный как Хангыль. По одному из странных совпадений истории это именно то десятилетие, в котором Гутенберг экспериментирует с подвижным печатным станком далеко в Европе, которая пользуется преимуществом алфавита более 2000 лет.

Первый клавишный музыкальный инструмент

В рукописи 1397 года сообщается, что некий Герман Полл изобрел клавикембал или клавесин. При этом он адаптировал клавиатуру (давно знакомую в органе)к игре на струнных. Независимо от того, является ли Полл его фактическим изобретателем, клавесин быстро становится успешным и широко распространенным музыкальным инструментом. Это изобретение средневековья стоит на старте традиции, которая в конечном итоге сделает клавишную музыку частью повседневной жизни.

Но клавесин имеет одно ограничение. Как бы сильно или мягко игрок не ударил по клавише, нота звучит одинаково. Для игры мягко или громко, необходима дальнейшая разработка и поэтому появилось фортепиано.

История вещей


Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ("The Tilliot Hours"). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet).

В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры — латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.

Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.


2.

Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via

Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.

3.

1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via

На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.

4.

Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v.

История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.

Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.

5.


Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via

Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":

" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.

6.


Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via

Казалось бы, на этом дело должно было закончиться — мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой — Франческо Реди , главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.

7.


Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via

Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.

8.


Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via

Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.

9.


Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via . По клику - полный вариант

Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.

10.


Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):

11.


Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.

12.

Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.

13.

1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l"apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via

Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире — венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "

14.


1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. . Фрагмент . По клику - почти целый вид

Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.

Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.

15.


1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент , .

По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.

16.

1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via

Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d"Armato degl" Armati di Fir., Inventor degl"occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.

17.

1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via

Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.

Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.

18.


Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.

19.

Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.

20.

? via

Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.

22.

1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via

В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.

В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.

Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.

23.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist."The Tilliot Hours", Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. . По клику - лист целиком

Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.

Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.

24.


Около 1518. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de" Medici e Luigi de" Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de" Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de" Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de" Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d"Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589.

После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее – в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались относительно широко.

25.

1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via

В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

26.


Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art.

В изобретатели очков записывали также китайцев.

Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" :

" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

27.

По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант : Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

28.

Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither , A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe"re about him bee. via 1 , via 2 , via 3 .

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "

29.

?

И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.

30.


Иллюстрации из статьи Р. Г. Отьян "Сведения о ношении очков в Средневековье" // Известия Академии наук Арм. ССР, Общественные науки, №3, 1963, сс. 87-94

"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.

" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV—XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "

Источники, литература, примечания :

Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней. М.: 2011 г.
История очков / BBC. Ген близорукости сулит избавление от очков
Публикация 1976 года: История очков. Е. Лагутина // Журнал Здоровье. 1976/4
Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения. Ancient Inventions. — Мн.: Попурри, 1997
Олег Сергеевич Воскобойников. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Новое литературное обозрение, 2015.

Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб Носовский Глеб Владимирович

6. ОЧКИ БЫЛИ ИЗОБРЕТЕНЫ В XIII ВЕКЕ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАРИННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ «АНТИЧНЫХ» ЛЮДЕЙ В ОЧКАХ ДАТИРУЮТСЯ НЕ РАНЕЕ XIII ВЕКА И ПОКАЗЫВАЮТ НАМ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПЕРСОНАЖЕЙ XIII–XVII ВЕКОВ

Из истории технологии известно, что очки были изобретены в XIII веке. Считается, правда, что еще «в первой половине XI века арабский ученый Ибн аль-Хайсам описал увеличивающую линзу, однако Восток не сумел сделать из его теоретических разработок никаких практических выводов» , с. 14. На Западе «первым в 1267 году попытался выточить линзы для глаз великий ученый и мыслитель Роджер Бэкон… Но ранние опыты кончились неудачей. Тем не менее информация о великом открытии мгновенно разлетелась по христианскому миру: увеличивающая сила «кристаллических камней» становится литературной метафорой, на портале одной церкви в Испании С ТАКИМИ ОПТИЧЕСКИМИ КАМНЯМИ ИЗОБРАЖАЕТСЯ АЖ СВЯТОЙ ИЕРОНИМ, ЖИВШИЙ ЗА СЕМЬ ВЕКОВ ДО ИЗОБРЕТЕНИЯ!» , с. 37. В сочетании с тем, что нам уже известно о хронологии, отсюда следует, что Святой Иероним жил на самом деле не ранее XIII века. Просто реальная история технологии вошла здесь в открытое противоречие с ошибочной скалигеровской версией.

«Но все-таки первые настоящие очки родились в самом конце XIII века в Северной Италии. Кому принадлежит честь их изготовления, неизвестно. Считалось, будто это Сальвинио дельи Армати, похороненный в соборе Санта-Мария-Маджоре во Флоренции; по крайней мере так написано на его могиле. Однако новейшие исследования доказали, что эпитафия является фальшивкой.

Как бы то ни было, в 1300 году Большой совет Венецианской республики принимает первый статут, регулирующий изготовление «камней для чтения». А в 1305 году доминиканец Джордано де Ривальто из Пизы упоминает уже о «глазных стеклах для чтения». Вообще XIV век становится временем широкого распространения очков в форме монокля и лорнета (см. рис. 5.41 и рис. 5.42 – Авт.). А к середине этого столетия относится САМЫЙ РАННИЙ из физических сохранившихся экземпляров, его нашли под хорами монастыря Виндхаузен в Нижней Саксонии. В это время изобретена дужка для носа: на фреске 1352 года из монастыря Сан-Николо в Тревизио рядом изображены два кардинала: Николай Руанский с моноклем, а Гуго Провансальский – в пенсне. Тогда существовали лишь очки для дальнозорких, ОЧКИ ДЛЯ БЛИЗОРУКОСТИ ПОЯВИЛИСЬ ТОЛЬКО ВЕК СПУСТЯ. В пятнадцатом столетии изобретены и проволочные дужки, чтобы заправлять за уши. Тем самым (в XV веке – Авт.) очки приобрели практически современный вид – в таких изображена св. Анна на картине 1470 года из музея Амстердама» , с. 37.

Рис. 5.41 Старинные очки в виде лорнета. Взято из , с. 37.

Рис. 5.42 Старинные очки в виде монокля. Взято из , с. 36.

На рис. 5.43 показан фрагмент алтаря якобы 1404 года в Бад-Вильдунгене с изображением Конрада фон Зеста в очках. На рис. 5.44 приведена литография 1690 года «Продавец очков». На рис. 5.45 мы видим на картине Рафаэля папу Льва X с очками (якобы начало XVI века).

Рис. 5.43 Конрад фон Зест в очках. Фрагмент алтаря в Бад-Вильдунгене якобы 1404 года. Взято из , с. 36, илл. 2.

Рис. 5.44 «Продавец очков». Старинная литография 1690 года. Взято из , с. 37.

Рис. 5.45 Папа Лев X с очками. Картина Рафаэля. Якобы 1513–1519 годы. Взято из , с. 37, илл. 5.

Итак, очки были изобретены не ранее XIII века, а в широкий обиход вошли лишь в XIV веке. Очки для близоруких появились еще позже – лишь в XV веке, см. рис. 5.46.

Рис. 5.46 «На картине «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436), принадлежащей кисти Яна Ван Эйка, имеется едва ли не первое в истории искусства изображение очков с выгнутыми линзами для близоруких, а очки для дальнозорких появились на столетие раньше» Взято из , с. 195.

Отсюда следует, что те «античные» персонажи, которые изображены в очках, жили, скорее всего, не ранее XIII века. Сказанное относится, по-видимому, к евангелисту в очках, изображенному на рис. 5.47, а также к апостолу Петру, читающему через очки книгу, см. рис. 5.48. А также к библейскому Иакову, изображенному на старинной миниатюре из «Всемирной Хроники» Хартмана Шеделя, см. рис. 5.49. Такое заключение согласуется с результатами новой хронологии, согласно которой указанные персонажи действительно жили не ранее XII века н. э. См., например, нашу книгу «Царь Славян».

Рис. 5.47 «Евангелист». Иллюстрация из французской Библии якобы 1380 года. Евангелист носит очки. Взято из , с. 36, илл. 1.

Рис. 5.48 Апостол Петр. Церковь Св. Якова в Ротенбурге. Якобы 1466 год. Петр читает книгу при помощи очков. Взято из , с. 36, илл. 3.

Рис. 5.49 Библейский Иаков с очками в руках. Из «Всемирной Хроники» Шеделя, якобы 1493 года. Взято из , лист LXXXVIII, оборот.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

Приложение 1. ЦАРИ-ХАНЫ РУССКО-ОРДЫНСКОЙ ВЕЛИКОЙ = «МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ XIII–XVI ВЕКОВ Н. Э. И ИХ ОТРАЖЕНИЯ - ИМПЕРАТОРЫ ГАБСБУРГИ XIII–XVI ВЕКОВ 1. РОМЕЯ-ВИЗАНТИЯ XI–XV ВЕКОВ И ВЕЛИКАЯ = «МОНГОЛЬСКАЯ» ИМПЕРИЯ XIV–XVI ВЕКОВ ЯВЛЯЮТСЯ ОРИГИНАЛАМИ ВСЕХ «ДРЕВНИХ ЦАРСТВ» В наших

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

Приложение 3. КАК РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ XIII–XVI ВЕКОВ ОТРАЖАЛАСЬ В «АНТИЧНЫХ» ИСТОЧНИКАХ 1. «РИМСКАЯ ИСТОРИЯ» ТИТА ЛИВИЯ Краткая схема реконструкции показана на рис. П3.1 и рис. П3.2. Напомним, что «Римская история» Тита Ливия - наиболее известный первоисточник по истории

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

8. Старинные изображения человеческих тел с прорисовкой мускулатуры датируются не ранее XVI века На рис. 6.78 приведена старинная гравюра «Гладиаторы» якобы XV века, выполненная Antonio Pollaiuolo. Как мы уже отмечали в ХРОН1, гл.1:6, нас приучили к мысли, будто знаменитые гладиаторские

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

12.5. Берестяные грамоты использовались в «древнем» Риме Следовательно, писались они, скорее всего, не ранее XIV века После всего сказанного, совсем другое звучание приобретает тот факт, что БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В ЯКОБЫ ДРЕВНЕМ РИМЕ. Как мы теперь понимаем,

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

6. Старинные изображения человеческих тел с прорисовкой мускулатуры датируются не ранее XVI века На рис. 6.64 приведена старинная гравюра «Гладиаторы» якобы XV века. Как отмечено А.Т. Фоменко в [ХРОН1], гл. 1:6, нас приучили к мысли, будто знаменитые гладиаторские бои происходили

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ II. XIII век. ЗРЕЛОСТЬ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ Очертания XIII века XIII столетие - это век университетов, поскольку он является веком корпораций. В каждом городе, где имеется какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже - в XVII веке Знаменитая дюреровская «Арка славы императора Максимилиана I» В книге «Тайна русской истории», гл. 1:5.3, мы уже обосновали

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

4. Старейший сохранившийся глобус - якобы глобус Мартина Бехайма 1492 года - был, скорее всего, изготовлен заметно позже Не ранее XVI–XVII веков О глобусе Мартина Бехайма (Бехаймса) мы говорим в книге «Освоение Америки Русью-Ордой», гл. 6:7. Напомним, что он считается СТАРЕЙШИМ

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 Цари-ханы Русско-Ордынской империи XIII–XVI веков отразились в западных летописях как императоры Габсбурги XIII–XVI веков 1. Василий I отразился в западных летописях как «Рудольф I» а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ВАСИЛИЙ I КОСТРОМСКОЙ 1272–1277, правил 5 лет. Начало

автора Семенов Владимир Иванович

6. ШЕЛОМЫ XI–XIII века HELMETS XI–XIII cc. Шелом (шлем) - это воинский головной убор с высокой колоколовидной тульей и длинным шпилем («навершием»). На Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда

Из книги Русские доспехи X-XVII веков автора Семенов Владимир Иванович

9. КОЛЬЧУГА XII–XIII века HAUBERK XII–XIII cc. С конца XII века вид кольчуги изменился. Появились кольчуги с длинными рукавами, длиной до колен, с кольчужными чулками - «нагавицами». Теперь кольчуги стали изготавливаться не из круглых, а из плоских колец. Такие кольца делались из

Из книги Русские доспехи X-XVII веков автора Семенов Владимир Иванович

11. ШЛЕМ С ПОЛУМАСКОЙ И БАРМИЦЕЙ XII–XIII века HELMET WITH SEMI–VISOR AND «BARMITSA» MAIL XII–XIII cc. В конце XII–XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от

Из книги Русские доспехи X-XVII веков автора Семенов Владимир Иванович

16. ДОСПЕХИ XIII–XIV века ARMOUR XIII–XIV cc. Начиная с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными

автора Носовский Глеб Владимирович

6. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже - в XVII веке В книге [ИМП], ХРОН4, гл. 13:5, мы уже обосновали гипотезу, что известный художник Альбрехт Дюрер жил, скорее всего, не в XV–XVI

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

7. Старейший сохранившийся глобус - якобы глобус Мартина Бехайма 1492 года - был, скорее всего, изготовлен заметно позже, не ранее XVI–XVII веков О глобусе Мартина Бехайма (Бехаймса) мы говорили в [БР], ХРОН6, гл. 14:7. Напомним, что он считается СТАРЕЙШИМ из сохранившихся глобусов.

// VI век (Северная Италия, долина Рейна)

Это сельскохозяйственное орудие распространялось вместе с освоением северных европейских земель.

Легкий деревянный плуг, традиционно использовавшийся в Средиземноморье, не мог справиться с более тяжелыми влажными почвами на севере. Тяжелую модель плуга обивали таким ценным в раннем Средневековье металлом, как железо. Профессия кузнеца в то время стояла в одном ряду с ювелиром, так что технологичная новинка стоила баснословно дорого. Именно поэтому тяжёлый плуг обычно покупали сразу на несколько семей.

2. Трёхпольная система земледелия

// IX век (Западная Европа)

Система землепользования, при которой каждая из трёх частей пашни по очереди засевалась озимыми, яровыми или оставалась под паром, впервые упоминается в летописи Каролингов.

Долгое время люди просто бросали обедневшие участки земли и расчищали новую территорию, устраивая для этого массивные лесные пожары. Переход к трёхпольной системе привёл к невиданному доселе явлению - появлению лишней еды. Её стали продавать тем, кто занимался ремеслом. Распространение новой системы земледелия явилось необходимой предпосылкой возникновения городов. Правда, были у трёхполья и свои издержки: когда земля отдыхала, её мог принять за бесхозную и захватить предприимчивый сосед. Количество «земельных слушаний» в это время зашкаливало.

3. Жёсткий хомут

// Х век (Франция, Англия)

Особый тип упряжи, позволивший увеличить тягловую силу животного в четыре раза.

Вплоть до Х века основным животным в хозяйстве был неприхотливый вол, а не дорогая в обслуживании (овёс стоил очень недёшево) и часто болеющая лошадь. Но когда площадь посевов увеличилась, понадобилось более мобильное животное. Новый тип упряжи позволил перераспределить нагрузку с трахеи на грудь лошади, и теперь за день она могла вспахать столько же, сколько 3–4 вола.

4. Гигрометр из шерсти

// Х V век (Италия)

Устройство, позволяющее измерять влажность воздуха, изобрел Николай Кузанский в 1440 году.

Выдающийся мыслитель и учёный торговал овечьей шерстью. Он заметил, что в дождливые дни шерсть весит намного тяжелее, и стал использовать для точного измерения веса камни, которые влагу не впитывают. Позже это открытие привело к созданию простого механизма на основе весов: с одной стороны клали материал наподобие хлопковой ваты, с другой - непоглощающую субстанцию типа воска. Когда воздух был сухой, линия отвеса оставалась в вертикальном положении. Когда вата поглощала влагу из воздуха, то становилась тяжелее воска.

5. Механические часы

// XIII век (Центральная Европа)

Представляли собой десятиметровые башни, увенчанные циферблатом с единственной стрелкой, которая указывала часы.

Первые механические часы были самым сложным средневековым механизмом, состоявшим примерно из 2000 деталей. Чтобы скорректировать движение 200-килограммовой гири, часовщики изобрели билянцы - регуляторы движения главного, храпового колеса, а затем и шпиндельное устройство. Все это значительно увеличило точность хода. Самые старые из сохранившихся механических часов (1386 год) находятся в Англии, на соборе в Солсбери. А во французском Руане часы 1389 года и сейчас показывают правильное время.

6. Нотная запись

// XI век (Италия)

Ноты в виде квадратиков, расположенных на четырёх линейках, придумал итальянский монах Гвидо д’Ареццо.

Гвидо руководил ансамблем мальчиков, которые каждый день начинали свою репетицию с гимна святому Иоанну. Мальчики фальшивили столь безбожно, что монах решил наглядно показать, как повышается и понижается звук. И заложил основу современного сольфеджио. Сегодня нотный стан состоит из пяти линеек, но сам принцип записи и название нот ре, ми, фа, соль, ля с тех пор не изменились.

7. Университеты

// XI век (Италия)

Первый европейский университет открылся в Болонье в 1088 году.

Первые научные работы даже в светских вузах носили названия вроде «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу?» или «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?». Постепенно оформилось разделение на факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Студентами были, как правило, взрослые люди и даже старики, приходившие сюда не столько учиться, сколько обмениваться опытом. Университеты пользовались огромной популярностью: в Болонье обучалось около 10 тысяч студентов, так что многие лекции приходилось читать под открытым небом.

8. Аптеки

// XI– XIII века (Испания, Италия)

В 1224 году король германский Фридрих II Штауфен издал указ, запрещавший врачам изготавливать лекарства, а фармацевтам - лечить.

Первые аптеки сначала мало чем отличались от бакалейной лавки. Толчок развитию фармацевтики дало введенное германским монархом разделение на врача и аптекаря. Например, только у фармацевта можно было купить такие полезные снадобья, как жир комаров, пепел волчьей шерсти и териак - универсальное противоядие. Стоит отметить, что медицина того времени была экспериментальной, поэтому все рецепты начинались с оптимистичного Сum Deo! («С богом!»).

9. Витражи

// XII век (Германия)

Первую официальную инструкцию по производству цветного прозрачного стекла составил монах Теофил.

Создатели витражей были самыми уважаемыми людьми в городе, ведь они передавали красоту и величие нездешнего мира. На их нужды даже собирали специальный налог. Мастера варили речной песок, флюс, известь и поташ, и добавляли окислы металлов, чтобы получить цвет. Интересно, что практически все стёкла, кроме зелёных и синих, со временем подверглись сильной коррозии и превратились в грязно-коричневые. Самым древним из уцелевших образцов витражного искусства считается голова Христа в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе (Германия).

10. Зеркало

// XIII век (Голландия, Веницианская Республика)

Первое упоминание о стеклянных зеркалах встречается в знаменитом труде по оптике Perspectiva communis, написанном архиепископом Кентерберийским Джоном Пекхэмом во второй половине XIII века.

Средневековые мастера придумали покрывать стекла тонким слоем свинцово-сурьмяного сплава - получались зеркала, похожие на современные. Многие думают, что массовое производство зеркал началось в Венеции. Однако первыми были фламандцы и голландцы. Фламандские зеркала можно увидеть на картинах Яна ван Эйка. Их вырезали из полых стеклянных шаров, внутрь которых заливался расплавленный свинец. Сплав свинца и сурьмы на воздухе быстро тускнел, а выпуклая поверхность давала заметно искаженное изображение. Спустя столетие звание главных стекольщиков перешло к Венеции на остров Мурано, где было изобретено листовое стекло.

11. Кулеврина

// XV век (Англия, Франция)

Предок современной пушки, пробивала рыцарские доспехи на расстоянии 25–30 м.

Стрельба из такого оружия была довольно сомнительным удовольствием. Чтобы произвести выстрел, один человек должен был поднести фитиль, а другой навести ствол на цель. Весила кулеврина от 5 до 28 кг. Если шёл дождь или снег, войну приходилось останавливать, так как фитиль не горел. В XVI веке была вытеснена аркебузой.

12. Карантин

// XIV век (Венецианская республика)

В 1377 году в порту венецианского города Рагузы (нынешний Дубровник) впервые на 40 дней задержали корабли, возвратившиеся из «чумных стран».

Эти меры вызывали ожесточенные споры, так как, с точки зрения современников, не имели никакой научной основы. Болезнь, истребившую порядка четверти всего населения, лечили прижиганием, шкурками ящериц и сушёными травами - считалось, что она передаётся невидимыми глазу «чумными скотинками», которые разносятся вместе с запахом. Карантин привёл к массовому голоду в Европе, но приостановил распространение болезни. Иностранных купцов, желавших оспорить меры профилактики, сжигали. Венецианская система карантина послужила основой организации современной санитарной службы.

13. Доменная печь

// X IV век (Швейцария, Швеция, Франция)

Представляла собой башню высотой 4,5 м и диаметром 1,8 м. Туда закладывали руду и уголь с высоким содержанием углерода, а получали чугун.

Чугун изобрели почти случайно, увеличив размеры горна и силу дутья. Новое вещество сначала посчитали браком и назвали «свинским железом». Правда, вскоре заметили, что оно хорошо заполняет формы и из него можно получать качественные отливки, до этого железо только ковали. Доменная печь стала самым эффективным изобретением Средних веков. Она позволяла получать 1,6 т продукции в сутки, в то время как из обычной плавильной печи за это время выходило 8 кг.

14. Перегонный аппарат

// X IV (Италия)

Монаху-алхимику Валентиусу приписывают кардинальное усовершенствование древнего самогонного аппарата, позволившее проводить двойную перегонку.

Дистилляция, равно как и брожение, были любимыми развлечениями средневековых алхимиков, пытавшихся найти философский камень. По одной из версий, именно так Валентиус и получил спирт из вина. Образовавшуюся в ходе эксперимента жидкость он назвал живой водой aqua vitae. Вскоре ее стали продавать в аптеках как средство от зловонного дыхания, простуды и угрюмости.

15. Первые химические производства

// XIV век (Германия, Франция, Англия)

В 1300-е годы в разных местах Европы появились первые предприятия по производству серной, соляной и азотной кислоты. Начали добывать серу и селитру.

Опыты с химическими веществами из лабораторий алхимиков перемещались в лаборатории химиков - учёных, которые осознали бесполезность попыток превратить одно вещество в другое и обратили внимание на нужды времени. С началом производства пороха особое значение приобрела селитра - её соскабливали со стен коровников. Коровники в Средние века делались из животных отбросов и земли, смешанных с известью, глиной и соломой. Со временем на стенах появлялись белые налеты селитры - нитрата калия, образовавшегося в результате разложения органики бактериями. Шведские крестьяне, например, часть оброка платили селитрой. Изобретение самого пороха в Европе приписывают немецкому монаху Бертольду Шварцу (примерно 1330 год).

16. Очки

// XIII век (Англия)

Благодетелем всех очкариков считается знаменитый ученый Средневековья Роджер Бэкон. В 1268 он написал об использовании линз для оптических целей.

Хоть сам Бэкон зачастую и изображается в очках, скорее всего, популярность данное изобретение приобрело лишь сто лет спустя, когда попало в континентальную Европу. Первые очки представляли собой скрепленные дужкой выпуклые линзы для дальнозорких. Очки, исправляющие близорукость, впервые были зафиксированы на портрете папы Льва Десятого, сделанном Рафаэлем в 1517 году.

17. Унитаз

// XVI век (Англия)

Первое устройство со смывным бочком было подарено Джоном Харрингтоном своей крёстной матери, английской королеве Елизавете I.

Дворянин Харрингтон был одарённым литератором и изобретателем, и, как это неоднократно бывало с открытиями, его унитаз сильно опередил своё время. Новинка, названная Харрингтоном по имени древнегреческого героя Аякса, не прижилась, потому что в Англии тогда не было водопровода, и довольно быстро устройство начало ужасно вонять. Звездный час унитазов пробил лишь в XIX веке.

18. Печатный станок

// XV век (Германия)

Ювелир Иоганн Гутенберг в 1445 году разработал окончательный вариант пресса с наборными металлическими литерами, длинным рычагом и деревянным винтом, который позволял печатать 250 страниц в час.

Довольно-таки быстро «тайна искусственного письма», как говорилось в документах, распространилась по всей Европе. За пятьдесят лет было напечатано 40 тысяч изданий тиражом свыше 10 миллионов экземпляров. Роль Гутенберга известна по документам из судов по имущественным процессам. Там неоднократно упоминается изобретение, изменившее ход истории в Европе.

19. Ткацкие станки

// XIV век (Англия)

Новый тип горизонтальных станков с системой блоков значительно облегчил и ускорил работу ткачей.

Более примитивные вертикальные станки отлично справлялись с небольшим количеством сырья из льна, крапивы, конопли и шерсти. Но объемы производства росли, а прежнее оборудование за ними не поспевало.

20. Ножные токарные станки

// XIV век (Германия)

Механизм включал в себя педаль, кривошип и шатун. Принцип действия ножного привода этого станка легко понять, представив ножную швейную машинку.

Устройства с педалью для ноги освободили мастерам руки, что значительно ускорило производство деталей. Машины были большой редкостью, поэтому профессия токаря считалась одной из самых престижных. Некоторые императоры тех лет держали у себя в замках токарные станки, чтобы на досуге оттачивать свое мастерство.

21. Готическая архитектура

// XII век (Западная Европа)

Изобретение готического свода - устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды и арки, - позволило создать принципиально новый тип зданий.

Само слово «готика» долгое время было ругательным, так как ассоциировалось с готами - варварскими племенами, разрушившими великий Рим. Тем не менее постепенно термин стали соотносить с новым направлением, в первую очередь в архитектуре. Появились фантастические для своего времени ажурные здания, которые должны были напоминать об устремленности человека к небу.

22. Приливные мельницы

// VII I век (Северная Ирландия)

В 787 году в Северной Ирландии появились мельницы, использовавшие энергию приливов.

Со временем водяное колесо стало полноправным участником целого ряда жизненно важных технологий - двигателем в суконоваляльных мастерских, токарных и кузнечных цехах, на лесопилках и рудодробилках.

23. Петля для пуговиц

// XIII век (Германия)

На облегающей одежде появились прорези, куда можно было вставить пуговицу.

Долгое время люди завязывали узлом концы своей одежды или использовали шнуровку, специальные завязки и булавки из шипов растений, кости и других материалов. Сами же пуговицы на протяжении столетий использовались как украшение. Появление надёжной системы застёжек так понравилось европейцам, что вскоре для того, чтобы надеть костюм, знатному человеку приходилось застегивать примерно сто пуговиц.

на «Кота Шрёдингера»