Бакалавриат
  • 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника
  • 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
  • 13.03.03 Энергетическое машиностроение

Будущее отрасли

Российская теплоэнергетика остается бесспорным лидером в производстве тепловой энергии ТЭЦ мира. Самой крупной ТЭС в мире является Сургутская ГРЭС-2, работающая на природном газе. Из электростанций, работающих на угле, наибольшая установленная мощность у Рефтинской ГРЭС (3,8 млн кВт). К крупнейшим российским ТЭС относятся также Сургутская ГРЭС-1 и Костромская ГРЭС, мощностью свыше 3 млн кВт каждая.

Очень важным для будущего является вопрос разработки и внедрения новой техники и технологий когенерации, тригенерации и использования биогазовых комплексов. Российский рынок обладает колоссальным потенциалом в области развития альтернативных видов энергетики. Применение биотопливных технологий для России является уникальным и абсолютно необходимым. Приходят времена для производства биотоплива в промышленных масштабах, используя не только отходы деревообработки, пищевой промышленности и агропромышленного комплекса, но и большие запасы низкосортной древесины, а также специально выращенных энергетических культур.

Ключевые изменения в сфере энергетики приносят технологии «умных сетей». «Умные сети» – это сети с интеллектуальным управлением, которые позволяют за счет точно определяемого уровня энергопотребления в доме (по приборам, лампам, розеткам и другим точкам потребления) настраивать оптимальные режимы. «Умные сети» позволяют защитить пользователей от поломок, уменьшить потери при передаче энергии и увеличить надежность и бесперебойность ее передачи, а также дают возможность потребителю самостоятельно выбирать поставщика энергии, управлять потреблением и расходами.

Профессии будущего

  • Маркетолог энергетических рынков
  • Защитник прав потребителей электроэнергии
  • Разработчик систем энергопотребления
  • Системный инженер интеллектуальных энергосетей
  • Электрозаправщик
  • Наладчик-контроллер энергосетей для распределенной энергетики

Описание

По этой специальности готовят инженеров-теплоэнергетиков, которые смогут работать на крупных предприятиях электроэнергетики: АЭС, ГЭС, на электрических и тепловых станциях. В профессиональную сферу деятельности молодых специалистов входит совокупность способов, технических средств и методов по использованию теплоты и преобразованию в теплоту других видов энергии. На первых курсах обучения студенты изучают предметы естественно-научного и математического циклов: математику, химию, физику и экологию. В профессиональный цикл дисциплин входят:

  • атомные и тепловые электростанции;
  • компьютерная графика;
  • инженерная графика;
  • механика и электромеханика;
  • турбины АЭС и ТЭС;
  • основы эксплуатации и проектирования;
  • начертательная геометрия;
  • теплоэнергетика и тепломассообмен;
  • парогенераторы и котельные установки;
  • нетрадиционные и возобновляемые источники энергии;
  • экономика и управление предприятиям в энергетической сфере.

Кем работать

Молодые специалисты занимаются организацией и техническим оснащением рабочих мест, а также размещением и обслуживанием технологического оборудования. Следят за качеством продукции, за расходом всех видов энергии и топлива и за соблюдением техники безопасности и экологической безопасности на предприятиях. Оформляют необходимую документацию и занимаются вопросами менеджмента качества. В сферу их профессиональной деятельности входит также: эксплуатация распределительных сетей и энерго- и теплосберегающих источников энергии; разработка и проектирование нетрадиционных технологий генерации энергии; эксплуатация на базе газотурбинных технологий мини-ТЭЦ. Выпускники трудоустраиваются на промышленные предприятия, в энергетические компании, на сетевые предприятия ЖКХ, ГРЭС, ТЭС, на тепловые электроцентрали, на предприятия нефтегазовой отрасли или на электростанции.

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. N 1081
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата)"

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

В очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

В очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

При обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах..

Расчетно-проектная и проектно-конструкторская;

Научно-исследовательская;

Организационно-управленческая;

Производственно-технологическая;

Монтажно-наладочная;

Сервисно-эксплуатационная.

При разработке и реализации программ бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

Ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

Ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

Участие в сборе и анализе информационных исходных данных для проектирования;

Расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

Участие в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных решений;

Изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

Проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов;

Проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований;

Подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

Планирование работы персонала;

Участие в разработке оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

Выполнение работ по одной или нескольким должностям служащих;

Контроль соблюдения технологической дисциплины;

Контроль соблюдения норм расхода топлива и всех видов энергии;

Организация метрологического обеспечения технологических процессов;

Участие в работах по освоению и доводке технологических процессов в ходе подготовки производства продукции;

Контроль соблюдения экологической безопасности на производстве;

Участие в монтажных, пусконаладочных работах, предварительных испытаниях, опытной эксплуатации и приемке (сдаче) в эксплуатацию энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования в целом, а также изделий, узлов, систем и деталей в отдельности;

Обслуживание технологического оборудования;

Участие в проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организации профилактических осмотров и текущего ремонта;

Составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих.

Способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

Способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

Способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6);

Способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

Способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

Способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информаций из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

Способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин, готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; применять для их разрешения основные законы естествознания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-2).

Расчетно-проектная и проектно-конструкторская деятельность:

Способностью участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования энергообъектов и их элементов в соответствии с нормативной документацией (ПК-1);

Способностью проводить расчеты по типовым методикам, проектировать технологическое оборудование с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием (ПК-2);

Способностью участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам (ПК-3);

Научно-исследовательская деятельность:

Способностью к проведению экспериментов по заданной методике, обработке и анализу полученных результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (ПК-4);

Организационно-управленческая деятельность:

Способностью к управлению персоналом (ПК-5);

Способностью участвовать в разработке оперативных планов работы производственных подразделений (ПК-6);

Производственно-технологическая деятельность:

Способностью обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины (ПК-7);

Готовностью к участию в организации метрологического обеспечения технологических процессов при использовании типовых методов контроля режимов работы технологического оборудования (ПК-8);

Способностью обеспечивать соблюдение экологической безопасности на производстве и планировать экозащитные мероприятия и мероприятия по энерго- и ресурсосбережению на производстве (ПК-9);

Готовностью к участию в работах по освоению и доводке технологических процессов (ПК-10);

Монтажно-наладочная деятельность:

Готовностью участвовать в типовых, плановых испытаниях и ремонтах технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работах (ПК-11);

Сервисно-эксплуатационная деятельность:

Готовностью участвовать в работах по оценке технического состояния и остаточного ресурса оборудования, в организации профилактических осмотров и текущего ремонта оборудования (ПК-12);

Способностью к обслуживанию технологического оборудования, составлению заявок на оборудование, запасные части, к подготовке технической документации на ремонт (ПК-13).

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы

Бакалавриата

Программа академического бакалавриата

Программа прикладного бакалавриата

Объем программы бакалавриата

Типы учебной практики:

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

Стационарная;

Выездная.

Типы производственной практики:

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

Технологическая практика;

Научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

Стационарная;

Выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

Фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

??????????????????????????????

Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691) и от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927, N 30, ст. 4217, ст. 4243).